3
УДК
••
.
Пилоян Р.А. Основы научно-исследовательской работы в спорте:
Учебное пособие. - Малаховка: МОгаФК, 1989. - (52 с.)
В пособии реализуется попытка ввести читателя в сферу науки
о спорте. Показано общественное значение научной деятельности и ее
суть. Раскрыты предпосылки возникновения науки о спорте. Даны представления
об основополагающих научных категориях: объект, предмет,
переменная, противоречие, проблема, задача, гипотеза, метод исследования
и т.п. Значительное место отведено вопросам объективизации
получения научных знаний.
Учебное пособие предназначено студентам, аспирантам, преподавателям
и всем тем, кто помышляет связать свою жизнь с наукой.
Введение
Если попытаться подобно знаменитому этнографу Л.Г. Моргану
/6/ графически изобразить прогресс человеческого общества за всю
историю его развития, то надо нарисовать прямую линию, идущую слева
на право вверх по диагонали. В нижнем левом углу ее следует изобразить
дубинку охотника периода древности, в правом верхнем - современный
космический корабль многоразового пользования. Между ними
можно поместить все то, что помогло человечеству выжить в борьбе
с природой и достичь современной цивилизации. От плуга и колеса
до паровой машины и электронной лампы. Все эти предметы объединявт
не только их общественная полезность, но и то, что они являются
овеществленными продуктами человеческой мысли.
Окружающая действительность всегда воспринималась и восприРецензенты:
Одобрено
центральной
методической комиссией
Московского областного государственного
института физической культуры
к.п.н. Чернов К.Л.
к.б.н. Мартьянов В.А.
нимается людьми по-разному: для одних она является объектом приложения
созидательных сил; для других - это полная вражды непонятная
стихия, которая постоянно будит инстинкт самооохранения; для
третьих - источник удовлетворения насущных потребностей. И лишь
для незначительного меньшинства действительность выступает в качестве
причины ( б*"**»- мхЫгс) для бесконечных вопросов, раздумий,
размышлений и попыток понять смысл и законы развития явлений и событий,
происходящих в нас самих и в окружащем мире. Вот этих людей
можно смело отнести к беспокойному племени служителей науки.
Наверное, прородителем первого ученого был тот древний человек,
который попытался ответить на вопрос: "Почему?"
Ведь дело в том, что как раз наука и призвана объяснить причину
всего объективного, что воспринимает человек при помощи пяти органов
чувств.
Итак, наука - это специфическая деятельность людей, направленная
-на получение при помощи исследования новых знаний (фактов,
закономерностей, законов) и призванная объяснить о их помощью все
происходящее в окружающей действительности.
На всех ступенях развития человечества ученые пользовались
(с; - Московский областной государственный институт
физической культуры, 1989
заслуженным уважением. Это их подвижнический труд определил бурный
прогресс общества. Не случайно, по свидетельству Ф.Бекона, в
древности ученым оказывали почести богов, в то время как за иные
гражданские подвиги воздавалась слава лишь героев. Делалось это
на том основании, что благодеяния ученых относятся ко всему человечеству
и на.вечные времена, а гражданские подвиги полезны лишь
узкому кругу людей, в пределах жизни немногих поколений /2/.
Стр.3