СОДЕРЖАНИЕ
IssN 2309-9380
ВЕСТНИК
ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.
ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2023. № 1 (38)
Издается с ноября 2013 года
Выходит 4 раза в год
Подписной индекс 53075
Главный редактор — Федяев Д. М., доктор философских наук,
профессор (Омск, Россия)
Заместители главного редактора — Горнова Г. В., доктор
философских наук, доцент (Санкт-Петербург, Россия)
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Беренд Н., профессор (Мангейм, Германия)
Боженкова Н. А., доктор филологических наук, профессор (Москва,
Россия)
Боргоякова Т. Г., доктор филологических наук, профессор (Абакан,
Россия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Карпова Л. Л., доктор филологических наук, доцент (Ижевск, Россия)
Киричук Е. В., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Ковтун Н. В., доктор филологических наук, профессор
(Красноярск, Россия)
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Косяков Г. В., доктор филологических наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
Редакционная коллегия:
ФИЛОСОФИЯ
Гагарин А. С. Экзистирование
и трансцендирование: философские
интерпретации
Джуад Ю. Ю. IN MEMORIAM: реконструкция
творческого наследия Сергея Федоровича
Денисова
Львов А. А. Проблематизация проекта
«вечной философии» средствами лингвоконцептуального
анализа
Мальцева С. М., Шевский С. А. Проблема
определения времени и его восприятия
человеком
Нефёдова Л. к. Диалектика и герменевтика
сосуществования религии и искусства
Степанов А. Г. Наука, мифотворчество
и мифологема в формировании картины
социально-исторической реальности
ЯЗЫкОЗНАНИЕ
Мартишина Н. И., доктор философских наук, профессор
(Новосибирск, Россия)
Медведев Л. Г., доктор педагогических наук, профессор (Омск, Россия)
Назарова Т. С., доктор педагогических наук, профессор (Москва,
Россия)
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан, Россия)
Смолин О. Н., доктор философских наук, профессор (Москва,
Россия)
Архипова И. В. Девербативы как средство
актуализации таксисной полиморфии
Белая Е. Н. Репрезентация наглости в русской
языковой картине мира
Тряпицына А. П., доктор педагогических наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
Устинова Т. В., доктор филологических наук, доцент (Москва, Россия)
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент (Омск, Россия)
Учредитель —
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Омский государственный
педагогический университет»
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ ФС77-66763 от 8 августа 2016 г.
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Адрес редакции:
644099, Омская область, Омск, наб. Тухачевского, 14, каб. 328.
Тел.: +7 (3812) 23-55-12
https://vestnik-omgpu.ru/
E-mail: vestnik@omgpu.ru
© Омский государственный педагогический
университет, 2023
2
47
52
Богданова Т. Ф. Средства выражения
тональности в условиях современной деловой
интернет-переписки в русском, английском
и китайском языках
Денисова И. В. Структурный анализ выборки
английских терминов терминосистемы
Wagon maintenance
Ехлакова Н. Ф. Стратегия позиционирования
в политическом дискурсе Президента России
В В Путина
колядин А. В. Лингвокультуремы и проксемы
как компоненты информативного кода
(на материале англоязычного
публицистического текста об архитектуре)
Рогожникова Т. П., Хоменко М. В. Специфика
жанра «рассказ о прижизненном чуде»
в составе житий русских юродивых
9
15
22
28
33
39
57
63
67
73
78
Стр.3
Ронина Е. А. Мексиканское искусство ретаблос
как источник лингвокультурных сведений
о мексиканском национальном варианте
испанского языка и культуре Мексики
Терских М. В., Алексеева А. С. Нативная
реклама в фуд-блогах: форматы, жанры,
инструменты воздействия
Шмидт Д. С. Морфологическая адаптация
новейших заимствований в системе русского
языка: системно-грамматический аспект
ПЕДАГОГИкА
Аксютина З. А. Опыт педагогического
проектирования системы социального
воспитания в образовательной организации 105
Верник И. С. Взаимодействие педагогов
с родителями подростков в условиях
современной ситуации развития детства
111
Виданов Е. Ю., Глотова Е. А., Николенко О. Ю.,
Федяева Н. Д. Функциональная грамотность
vs региональный компонент: от концепции
к проектированию и разработке заданий 117
Гаврутенко Т. В., Мокрецова Л. А. Оценка
эффективности развития наставничества
учителей при организации деятельности
педагогического альянса педагогического
университета и школы
Данилова Л. Н. Типология педагогического
взаимодействия в японской школе
казакова И. В., Соловьева Т. О. Применение
алгоритма анализа воспитательной работы
в современной школе
84
91
97
Марфина Ж. В., Сидоренко О. И.
Структура и сущность межкультурной
коммуникативной компетентности учителя
иностранных языков
Минзянова Д. Ф. Педагогический потенциал
образовательного процесса в вузах системы
Министерства внутренних дел России
(на примере направления подготовки
40 03 02 «Обеспечение законности
и правопорядка»)
163
Латыпова Э. А. Роль (влияние) политики
образования на формирование концепции
мультикультурного и полилингвального
образования
150
Майер Р. В. Оценка степени обоснованности
научных фактов в школьном курсе физики 157
169
Навойчик Е. Ю. Рефлексивно-диалогический
подход к корреляции индивидуального
и социального модусов в проектировании
личностного результата обучения
Николаева Л. Я., Сабанцева Т. В.
Междисциплинарные связи в системе
хореографического образования студентов
творческих вузов: от теории к практике
123
131
138
кравченко Н. В. Дистанционное обучение
в системе профессиональной переподготовки
(на опыте реализации дополнительной
профессиональной программы
профессиональной переподготовки
военных специалистов на базе
Омского автобронетанкового инженерного
института)
Одинокова Н. А. Нарушения готовности
к овладению письмом первоклассников
общеобразовательной школы и причины
трудностей
Соломатин Д. В. Сравнение результатов
обучения решению математических задач
в условиях смешанного обучения
(с компьютером и без)
174
180
187
192
Фесенко О. П., Суворова Н. Н., Новикова Т. А.
Технология сторителлинга в обучении
русскому языку студентов технических
специальностей
Информация для авторов
144
198
205
3
Стр.4
CONTENTS
IssN 2309-9380
REVIEW OF OMSK STATE
PEDAGOGICAL UNIVERSITY.
HUMANITARIAN RESEARCH
Scientifi c Journal
2023. No. 1 (38)
Published since 2013
Appears four times a year
Index 53075
Editor-in-chief — Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences,
Professor (Omsk, Russia)
Deputies Chief Editor — Gornova G. V., Doctor of Philosophical
Sciences, Associate Professor (Saint Petersburg, Russia)
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Berend N., Professor (Mannheim, Germany)
Bozhenkova N. A., Doctor of Philological Sciences, Professor (Moscow,
Russia)
Borgoiakova T. G., Doctor of Philological Sciences, Professor (Abakan,
Russia)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Karpova L. L., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Izhevsk, Russia)
Kirichuk E. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Kopteva E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Kosyakov G. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Saint Petersburg, Russia)
Kovtun N. V., Doctor of Philological Sciences, Professor (Krasnoyarsk,
Russia)
Martishina N. I., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Novosibirsk, Russia)
Editorial Staff:
Medvedev L. G., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Omsk,
Russia)
Nazarova T. S., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Moscow,
Russia)
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor (Abakan,
Russia)
Smolin O. N., Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow,
Russia)
Tryapitsina A. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Saint Petersburg, Russia)
Ustinova T. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Moscow, Russia)
The Founder — Federal State-Funded Educational Institution of Higher
Education “Omsk State Pedagogical University”
The mass media registration certifi cate ПИ ФС77-66763 of August 8,
2016 issued by Federal Service for Supervision of Communications,
Information Technology and Mass Media (Roskomnadzor)
Editorial offi ce address:
OSPU, r. 328, 14, Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, Omsk Oblast,
644099, Russia.
Tel.: +7 (3812) 23-55-12
https://vestnik-omgpu.ru/
E-mail: vestnik@omgpu.ru
© Omsk State Pedagogical University, 2023
4
PHiLOSOPHY
gagarin A. S. The Processes of Existence
and Transcendence: Philosophical
Interpretati ons
Dzhuad Yu. Yu. IN MEMORIAM: Reconstructi on
of the Creati ve Heritage of Sergei Fedorovich
Denisov
Lvov A. A. Problemati zati on of the Project
of “Perennial Philosophy” by Means of LinguoConceptual
Analysis
Maltseva S. M., Shevscy S. A. The Problem
of Time Defi niti on and Its Percepti on
by Human
Nefedova L. K. Dialecti cs and Hermeneuti cs
of the Coexistence of Religion and Art
9
15
22
28
33
Stepanov A. g. Science, Myth-Making
and Mythologeme in the Formati on of the Picture
of Socio-Historical Reality
LiNgUiSTiCS
Arkhipova i. V. Deverbati ves as a Means
of Actualizati on of Taxis Polymorphy
47
Belaya E. N. Representati on of Impudence
in the Russian Language Picture of the World 52
Bogdanova T. F. Means of the Expressing
Senti ment in the Conditi ons of Modern Business
Internet Correspondence in Russian, English
and Chinese Languages
Denisova i. V. The Structural Analysis
of the English Terms Selecti on of the Wagon
Maintenance Term System
39
57
63
Ekhlakova N. F. Positi oning Strategy in Politi cal
Discourse of the President of Russia V V Puti n 67
Koliadin А. V. Linguoculturemes and Proxemes
as Components of the Informati ve Code (A Case
Study of an English-language Journalisti c Text
About Architecture)
Rogozhnikova T. P., Khomenko M. V. Specifi city
of the Genre “The Story of a Lifeti me Miracle”
in the Lives of Russian Holy Fools
73
78
Стр.5
Ronina E. A. Mexican Art of Retablos as a Source
of Linguocultural Information About the Mexican
National Variant of the Spanish Language
and Culture of Mexico
Latypova E. A. Role of Education Policy in Forming
the Concept of Multicultural and Polylingual
Education
84
Terskikh M. V., Alekseeva A. S. Native Advertising
in Food Blogs: Formats, Genres, Impact Tools 91
Schmidt D. S. Morphological Adaptation
of the Latest Borrowings in the Russian Language
System: System-Grammatical Aspect
PEDAgOgiCS
Aksyutina Z. A. Experience in Pedagogical
Design of the System of Social Upbringing
in an Educational Organization
105
Vernik i. S. Teacher Interaction with Adolescents’
Parents in Condition of Current Situation
of Child Development
Vidanov E. Yu., glotova E. A., Nikolenko O. Yu.,
Fedyaeva N. D. Functional Literacy vs
Regional Component: From Concept to Design
and Development of Tasks
gavrutenko T. V., Mokretsova L. A. Assessment
of the Effectiveness of Teacher Mentoring
Development in Organizing the Activities
of the Pedagogical Alliance of the Pedagogical
University and the School
Danilova L. N. Typology of Pedagogical
Interaction in Japanese School
111
Navoychik E. Yu. Reflexive-Dialogical
Approach to the Correlation of Individual
and Social Modes in the Design of Personal
Learning Outcomes
117
Nikolaeva L. Ya., Sabantseva T. V.
Interdisciplinary Links in the System
of Choreographic Education of Students
of Creative Universities: From Theory
to Practice
123
131
Kazakova i. V., Solovyeva T. O. Application
of the Algorithm for the Analysis of Educational
Work in a Modern School
138
Kravchenko N. V. Distance Learning in the System
of Professional Retraining (Based on
the Experience of Implementing an Additional
Professional Program of Professional Retraining
of Military Specialists at Omsk Tank-Automotive
Engineering Institute)
Odinokova N. A. Violations of the Readiness
to Master Writing Skills of First-Graders
of Secondary Schools and the Causes
of Difficulties
174
97
Mayer R. V. Assessment of the Justification
Degree of Scientific Facts in the School
Physics Course
Marfina Zh. V., Sidorenko O. i. Structure
and Essence of Intercultural Communicative
Competence of Foreign Language Teacher
Minzyanova D. F. Pedagogical Potential
of the Educational Process in Higher Education
Institutions of the Ministry of Internal Affairs
of Russia (The Case of Training Program
40 03 02 “Ensuring Law and Order”)
157
163
150
169
180
187
Solomatin D. V. Comparison of Learning Results
for Solving Mathematical Problems in Hybrid
Mode (With and Without a Computer)
Fesenko O. P., Suvorova N. N., Novikova Т. А.
Storytelling Technology in Teaching Russian
to Students of Technical Specialties
information for the Authors
144
192
198
205
5
Стр.6