Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации
Омский государственный педагогический
университет
Ministry of Science and Higher Education
of the Russian Federation
Omsk State Pedagogical University
Вестник
Review
Омского государственного
педагогического
университета
ГУМАНИТАРНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2019 • № 2 (23)
of Omsk State
Pedagogical
University
HUMANITARIAN
RESEARCH
Scientific Journal
2019 • № 2 (23)
Омск
Omsk
Издательство ОмГПУ
2019
OSPU Publishing House
2019
Стр.1
СОДЕРжАНИЕ
педагОгическОгО униВерситета.
гуманитарные исследОВания
ОмскОгО гОсударстВеннОгО
ISSN 2309-9380
Вестник
научный журнал
2019. № 2 (23)
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор,
главный редактор
Редколлегия журнала
Горнова Г. В., доктор философских наук, доцент,
заместитель главного редактора
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент,
заместитель главного редактора
Беренд Н., профессор (Мангейм, Германия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент
Киричук Е. В., доктор филологических наук, доцент
Ковтун Н. В., доктор филологических наук, профессор
(Красноярск)
ФИЛОСОФИЯ
Баргилевич О. А. И. А. Ильин о роли русской
культуры в духовном возрождении России.......9
Ильичева Е. С. Виртуализация семьи
в культуре потребления ....................................12
Карпова Л. М. Философские смыслы
в психоаналитике сновидений .........................15
Ланщикова Г. А. Пространственно-временная
концепция изображения религиозной
картины мира в иконе .......................................17
Мисюров Н. Н. Истинность и «мнимые
очевидности» содержаний самосознания ......22
Оводова С. Н. Колониальный дискурс Сибири:
от П. С. Палласа до современных СМИ ............26
Пащенко О. В. К вопросу о темпоральном
самоопределении человека .............................30
Петров А. В. Мессианский соблазн
как следствие сакральной телеологии .............33
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент
Косяков Г. В., доктор филологических наук, профессор
Лапчик М. П., доктор педагогических наук, профессор
Мартишина Н. И., доктор философских наук, профессор
(Новосибирск)
Попов Д. В. Биополитика и технология:
формы и инструменты негантропной
и конфирмантропной стратегии .......................38
Медведев Л. Г., доктор педагогических наук, профессор
Назарова Т. С., доктор педагогических наук, доцент (Москва)
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан)
Родигина Н. Н., доктор исторических наук, профессор
(Новосибирск)
Смит П., профессор (Арлингтон, США)
Смолин О. Н., доктор философских наук, профессор
Тряпицына А. П., доктор педагогических наук,
профессор (Санкт-Петербург)
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент
Сидоров Г. Н., Шустова О. Б. Информация
и интуиция в науке с позиций рациональности
и трансцендентности .........................................42
Сухоруких А. В. Актуализация этических
ценностей в образовательной культуре:
социальный аспект ............................................46
Таскаева Е. Б. Роль философской метафоры
в осмыслении взаимодействия языков
и культур .............................................................49
Шаркова С. Т., Демченков С. А. Трансформация
христианского сюжета искупления в романе
У. Тевиса «Человек, упавший на землю» .........54
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-66763
от 8 августа 2016 г.
Подписной индекс 53075
Адрес редакции:
644099, Омск, набережная Тухачевского, 14
Омск: Издательство ОмГПУ, 2019
© Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Омский государственный педагогический
университет», 2019
2
ЯзЫКОзНАНИЕ
Бекзатқызы И. Вопросы изучения топонимов
в регионах Сарыарки ........................................... 58
Головня М. В. Фразеологические средства
экспрессии в поэзии А. Т. Твардовского ............. 61
Ле Тхи Фыонг Линь Межкультурная бизнескоммуникация:
лингвокультурологический
аспект (на примере вьетнамского и русского
языков) .................................................................. 64
Гуманитарные исследования • 2019 • № 2 (23)
Стр.2
Нейман С. Ю., Дальке С. Г. Современные
тенденции в процессе заимствования
и унификации англоязычных слов в новых
глобальных коммуникативных условиях ........... 67
Рожкова Н. А. К вопросу о метрической
системе ударения в древнегреческом эпосе
(на примере отрывков из поэмы Гомера
«Илиада» в переводах В. В. Вересаева
и Н. И. Гнедича) .................................................... 72
Скорик Т. В., Черкасова И. П. Основы
структурно-семантической организации
дискурса живописи (на материале английского
и русского языков) ............................................... 75
Савельев В. С. Фразеологические единицы и их
трансформация в творчестве В. Токаревой ....... 79
Хижняк С. П. Терминообразовательные
значения как результат категоризации
научных понятий (на материале русской
юридической терминологии) ............................. 82
ПЕДАГОГИКА
Авдонина Н. С. Перспективы либерального
образования в формировании гражданской
идентичности .....................................................87
Аксютина з. А. Научно-содержательные
характеристики социального воспитания .......90
Арпентьева М. Р., Баженова Н. Г.,
Степанова О. П., Токарь О. В.,
Шпаковская Е. Ю. Современные
и традиционные исследования синестезии
в учебно-профессиональной деятельности
личности .............................................................94
Ахмедьянова А. Х. Создание и научнометодическое
обеспечение кросс-культурной
образовательной среды школы......................100
Двойнин М. Л., Пантюхова Е. А.,
Струкова Л. Г. Воспитательный контекст
физической активности студентов .................103
Доронина М. В. Педагогические инновации
в области музыкального и художественноэстетического
воспитания
в 70-е годы XX века ..........................................106
жумаханов А. з. Подготовка курсантов
к формированию социальнопрофессионального
опыта в процессе
войсковых практик ..........................................109
Иоффе Т. В. Аналитическое чтение
на китайском языке в вузе: проблемы
и способы их разрешения ...............................112
Гуманитарные исследования • 2019 • № 2 (23)
3
Колышкина И. М., Шкурат Л. С. О некоторых
проблемах обучения иностранных студентовфилологов
учебно-профессиональному
общению на русском языке (предвузовский
этап) .................................................................. 115
Майер Р. В. Оценка сложности объяснения
задачи: тезаурусный подход ...........................119
Макажанова ж. М. Поликультурность как
сущностная характеристика образовательной
среды гуманитарного колледжа .....................124
Морозов И. В. Структурно-содержательная
модель педагогического содействия
формированию оценочной компетентности
бакалавра физической культуры ....................128
Немова О. А., Карташева И. А. Воспитательный
потенциал современного музыкального
медиаконтента .................................................132
Удольская О. В. Активизация познавательной
деятельности обучаемых средствами вопросов
(на опыте проведения занятий по деловому
общению) .........................................................136
Черепанова Т. Б. Тренды и тенденции
современной образовательной практики .....139
Черепанова Т. Б., Швабауэр О. А. Оценивание
как педагогическая технология в фокусе
образовательных трендов ..............................141
Чуркина Н. И. Культурологический подход:
возможности и ограничения в педагогике ....145
Швабауэр О. А. Проектирование
и прогнозирование в образовательной
практике: опыт проблемного анализа ...........148
Сведения об авторах ......................................150
Информация для авторов ..............................152
Стр.3
COntEntS
PHilOSOPHy
ISSN 2309-9380
review of omsk state
pedagogical university.
humanitarian research
scientific Journal
2019. № 2 (23)(23)
23)
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences,
Professor, Editor-in-chief
Gornova G. V., Doctor of Philosophical Sciences,
Associate Professor, Deputy Chief Editor
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences,
Deputy Chief Editor
Editorial Staff
Berend N., Prof. Dr. (Mannheim, Germany)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kirichuk E. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kovtun N. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Krasnoyarsk)
Kopteva E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kosyakov G. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
Lapchik M. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Martishina N. I., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Medvedev L. G., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Nazarova T. S., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Moskow)
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Abakan)
Rodigina N. N., Doctor of Historical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Smith P., Prof. (Arlington, USA)
Smolin O. N., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Tryapitsina A. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Saint Petersburg)
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate
Professor
Bargilevich O. A. Ilyin About the Role of Russian
Culture in the Spiritual Revival of Russia ................. 9
ilicheva E. S. Virtualization of the Family
in the Consumer Culture ........................................ 12
Karpova l. M. Philosophical Senses in Dream
Psychoanalysis ........................................................ 15
lanshchikova G. A. Spatial-time Concept Images
of Religious World View in Icon ............................. 17
Misyurov n. n. The Truth and the “Falsity”
Contents of Consciousness .................................... 22
Ovodova S. n. Colonial Discourse of Siberia:
from P. S. Pallas to Modern Media ........................ 26
Pashchenko O. V. To the Question of Temporal
Human Self-determination .................................... 30
Petrov A. V. Messianian Temptation
As a Consequence of Sacred Teleology ................. 33
Popov D. V. Biopolitics and Technology:
Forms and Tools of Negantropic and
Confirmantropic Strategies .................................... 38
Sidorov G. n., Shustova O. B. Information
and Intuition in Science from the Standpoint
of Rationality and Transcendence ......................... 42
Sukhorukikh А. V. The Actualization of Ethical
Values in Educational Culture: the Social Aspect .. 46
taskaeva E. B. The Role of Philosophic Metaphor
in the Reflection on Contacts Between Languages
and Cultures ........................................................... 49
Sharkova S. t., Demchenkov S. A. Transformation
of the Christian Subject of Redemption in the Novel
by W. Tevis “The Man Who Fell to Earth”.............. 54
linGUiStiCS
Сertificate of registration ПИ № ФС77-66763
of August 8, 2016
Index 53075
Editorial office address:
OSPU, 14, Tukhachevskogo Embankment,
644099, Omsk
Omsk: OSPU Publishing House, 2019
© Federal State Budget Educational Institution of Higher
Education «Omsk State Pedagogical University», 2019
4
Bekzatkyzy i. The Study of Toponyms
in the Saryarka Regions .......................................58
Golovnia M. V. Phraseological Expressive Units
in the Poetry of А. Tvardovsky .............................61
le thi Phuong linh Intercultural Business
Communication: Linguoculturological Aspect
(on the Example of Vietnamese and Russian) .....64
Гуманитарные исследования • 2019 • № 2 (23)
Стр.4
neiman S. yu., Dalke S. G. Modern Tendencies
of Borrowing and Unification of English Words
in New Global Communication Environment ......67
Rozhkova n. A. To the Question of the Metrical
Stress in the Ancient Epos (at the Example
of “Iliad” by Homer in the Translation of
V. V. Veresaev and N. I. Gnedich) .........................72
Skorik t. V., Cherkasova i. P. The Foundation
of the Structural and Semantic Organization
of Painting Discourse (on the Material of English
and Russian Languages) ......................................75
Savelev V. S. Phraseological Units and Their
Transformation in V. Tokareva’s Work..................79
Khizhnyak S. P. Terminological Derivational
Meanings As a Result of Scientific Concepts’
Categorization (on the Example of Russian Legal
Terminology)........................................................82
PEDAGOGiCS
Avdonina n. S. The Perspectives of Liberal
Education in the Formation of a Civil Identity .....87
Aksyutina Z. A. Scientific and Substantive
Characteristics of Social Education ......................90
Arpentieva M. R., Bazhenova n. G.,
Stepanova O. P., tokar O. V., Shpakovskaya E. yu.
Modern and Traditional Studies of Synesthesia
in Educational and Professional Activities
of an Individual ....................................................94
Ahmedjanova A. H. Creation and Scientific
and Methodological Support of Cross-cultural
Educational Environment of the School ............100
Dvoinin M. l., Pantyukhova E. A., Strukova l. G.
The Educational Context of Students’ Physical
Activity ...............................................................103
Doronina M. V. Pedagogical Innovations
in the Field of Music and Aesthetic Education
in the 70s
of the 20th
Century ............................106
Zhumakhanov А. Z. Training of the Police Cadets
to Form the Socio-professional Experiences During
Military Practices ...............................................109
ioffe t. V. Analytical Reading in the Chinese
Language in the University: Problems and Basic
Receptions .........................................................112
Гуманитарные исследования • 2019 • № 2 (23)
5
Kolyshkina i. M., Shkurat l. S. About Some
Problems of Teaching Educational and Professional
Communication in the Russian Language
to the Foreign Philology Students
(Pre-university Stage) ........................................115
Mayer R. V. The Assessment of the Task
Explanations Complexity: Thesaurus
Approach ...........................................................119
Makazhanova Zh. M. Multiculturalism As an
Essential Characteristic of the Educational
Environment of the College for the
Humanities ........................................................124
Morozov i. V. A Structural and Substantive
Model of Pedagogical Assistance to the Formation
of the Evaluation Competency of Bachelor
of Physical Education .........................................128
nemova O. A., Kartasheva i. A. The Educational
Potential of the Modern Music Media
Content ..............................................................132
Udolskaya O. V. The Activation of Learners’
Cognitive Activities by Means of Questions
(Based upon the Experience of Business
Communication Lessons)...................................136
Cherepanova t. B. Trends and Tendencies
of the Modern Educational Practice ..................139
Cherepanova t. B., Shvabauer O. A. Assessment
As a Pedagogical Technology in the Focus
of Educational Trends ........................................141
Churkina n. i. Culturological Approach:
Opportunities and Limitations in Pedagogy ......145
Shvabauer O. A. Projection and Forecasting
in Educational Practice: the Experience
of Problem Analysis ...........................................148
information About the Authors ........................150
information for the Authors .............................152
Стр.5