Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации
Омский государственный педагогический
университет
Ministry of Science and Higher Education
of the Russian Federation
Omsk State Pedagogical University
Вестник
Review
Омского государственного
педагогического
университета
ГУМАНИТАРНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2019 • № 1 (22)
of Omsk State
Pedagogical
University
HUMANITARIAN
RESEARCH
Scientific Journal
2019 • № 1 (22)
Омск
Omsk
Издательство ОмГПУ
2019
OSPU Publishing House
2019
Стр.1
СОДЕРжАНИЕ
педагОгическОгО униВерситета.
гуманитарные исследОВания
ОмскОгО гОсударстВеннОгО
ISSN 2309-9380
Вестник
научный журнал
2019. № 1 (22)
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор,
главный редактор
Редколлегия журнала
Горнова Г. В., доктор философских наук, доцент,
заместитель главного редактора
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент,
заместитель главного редактора
Беренд Н., профессор (Маннгейм, Германия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент
Киричук Е. В., доктор филологических наук, доцент
Ковтун Н. В., доктор филологических наук, профессор
(Красноярск)
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент
Косяков Г. В., доктор филологических наук, профессор
Лапчик М. П., доктор педагогических наук, профессор
Мартишина Н. И., доктор философских наук, профессор
(Новосибирск)
Медведев Л. Г., доктор педагогических наук, профессор
Назарова Т. С., доктор педагогических наук, доцент (Москва)
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан)
Родигина Н. Н., доктор исторических наук, профессор
(Новосибирск)
Смит П., профессор (Арлингтон, США)
Смолин О. Н., доктор философских наук, профессор
Тряпицына А. П., доктор педагогических наук, профессор
(Санкт-Петербург)
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент
ФИЛОСОФИЯ
Багрова Е. В. Типологизация кризисов
современного социального бытия .....................9
Горнова Г. В. Город и одиночество ...................12
Заседателева Е. И. Философскоантропологический
анализ миграционных
процессов как жизненной стратегии
сельской молодежи ...........................................15
Максименко Л. А. С. И. Орехов о виртуальной
реальности: актуальная повестка .....................18
Навойчик Е. Ю. Образование личности
в мире взаимных коммуникаций: идеи
духовно-нравственного воспитания личности
в педагогической и философской антропологии ....22
Нефёдова Л. К. Конструирование философского
понимания детства в русской культуре XIX века:
культурные практики детского чтения .............25
Николаева А. Б. Понимание, объяснение,
интерпретация, истолкование: четыре
герменевтических процедуры осмысления
текста научной биографии ................................29
Николин И. В. Место эмоционального
интеллекта в субъективной реальности ..........32
Пантафлюк К. А. О волевом аспекте
человечности .....................................................36
Руди А. Ш. Философская рефлексия культуры ....39
Фёдорова Н. В. Странничество: репрезентация
ненормального в русской культуре ..................42
Чеснокова Л. В. Опыты депривации
в российской культуре .......................................46
Чуркин М. К. Становление региональной
культуры научных исследований: сибирский
вариант (вторая половина XIX – начало
XX веков) .............................................................50
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-66763
от 8 августа 2016 г.
Подписной индекс 53075
Адрес редакции:
644099, Омск, набережная Тухачевского, 14
Омск: Издательство ОмГПУ, 2019
© Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Омский государственный педагогический
университет», 2019
2
Шумило С. М. Рецензия на монографию
С. А. Демченкова «Последний из великих
пророков (библейская профетичеcкая
традиция в “Житии” Протопопа Аввакума)» ...54
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Максимюк Е. В. Функциональная
трансформация жанра «просьба» в условиях
официального общения при векторе
взаимодействия женщина – мужчина
(на материале сериала «Деффчонки») .............. 58
Гуманитарные исследования • 2019 • № 1 (22)
Стр.2
Овчинникова К. Н. Ночь в поэтической картине
мира Олжаса Сулейменова ................................. 61
Орлова Н. В., Шифрова Е. С. Актуальные
значения местоимений в устной спонтанной
речи пожилых людей........................................... 63
Сарангаева ж. Н. Эмблематическое выражение
концепта брак в калмыцкой, русской
и английской лингвокультурах ............................ 67
Сечнев С. А. Стилистическая адаптация
заимствованных слов в русском языке.............. 70
Хантакова В. М., Швецова С. В. О статусе
эпонимных единиц в английской
офтальмологической терминологии ................. 74
Чибышева О. А. Лингвокультурные особенности
концептов Silence и Тишина (на материале
фразеологических единиц английского
и русского языков) ..............................................79
Шарихин Е. Ю. Об одном явлении в семантике
наречий на -тельно в русском языке XIX века . 83
ПЕДАГОГИКА
Архипов И. Б., Семейн Л. Ю. Формирование
познавательных универсальных учебных
действий в рамках конкурса-игры по
английскому языку «Лев» (начальный этап
обучения) ...........................................................89
Везломцев В. Е. Формирование
антикоррупционного поведения в рамках
интеграции учебных дисциплин
гуманитарного и профессионального
циклов ................................................................ 93
Гончар И. И., Чушнякова М. В., Аронова
Т. А. Особенности преподавания физики в
российских технических вузах первой четверти
XXI века ............................................................... 97
Двойнин А. М. Этический аспект
университетских научных исследований
в области педагогики ......................................100
жукова О. Н. Развитие интеллектуальной
одаренности школьников в условиях
смешанного обучения информатике .............104
Крестьянинова Т. Ю., Малах О. Н.
Использование оболочки «Moodle» в учебном
процессе факультета физической культуры
и спорта ............................................................108
Криса В. Б. Особенности профессиональной
деятельности художника-керамиста
и характер еe освоения в системе высшего
образования .....................................................112
Гуманитарные исследования • 2019 • № 1 (22)
3
Медведев Л. Г., Шаров А. С. Художественное
познание в подготовке к профессиональной
изобразительной деятельности .....................115
Пантыкина Н. И. Театр в образовании:
опыт применения театральных постановок
в обучении иностранному языку ....................117
Петрусевич А. А., Сатов М. К. Педагогическая
поддержка как средство формирования
позиции социальной успешности курсантов
военного вуза ...................................................120
Раскалинос В. Н. Психолого-педагогическое
сопровождение: методологический аспект ..123
Рахуба Л. Ф. Дисциплина «Иностранный язык»
как средство развития конкурентоспособной
личности будущего инженера ........................126
Скрябина Т. О. Педагогический анализ
основных компонентов системы
И. Ф. Гербарта ...................................................130
Удалов С. Р., Петрова Н. В. Модель
подготовки будущих учителей английского
языка к проектированию и формированию
информационной предметной среды
обучения ...........................................................133
Хилько Н. Ф., Мартынова В. Ф. Взаимодействие
учреждений образования и культуры
в пространстве детских и молодежных
творческих организаций малых городов
Омской области в конце XX–начале XXI вв. ...137
Целых М. П., Пащенко Ю. А. Базовые
компоненты теории профессионального
образования в наследии Мэри Ричмонд .......140
Шевченко А. Н. Средства поликультурного
образования младших школьников ...............145
Яровенко Т. В. Культурно-просветительская
деятельность как аспект подготовки бакалавра
в педагогическом вузе ....................................148
Сведения об авторах ......................................151
Информация для авторов ..............................153
Стр.3
COntEntS
PHilOSOPHy
ISSN 2309-9380
review of omsk state
pedagogical university.
humanitarian research
scientific Journal
2019. № 1 (22)(22)
22)
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences,
Professor, Editor-in-chief
Gornova G. V., Doctor of Philosophical Sciences,
Associate Professor, Deputy Chief Editor
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences,
Deputy Chief Editor
Editorial Staff
Berend N., Prof. Dr. (Mannheim, Deutschland)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kirichuk E. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
Kovtun
N. V., Doctor of Philological Sciences, Professor (Krasnoyarsk)
Kopteva
E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
Kosyakov
G. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
Lapchik M. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Martishina N. I., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Medvedev L. G., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Назарова T. S., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Moskow)
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Abakan)
Rodigina N. N., Doctor of Historical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Smith P., Prof. (Arlington, USA)
Smolin O. N., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Tryapitsina A. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Saint Petersburg)
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate
Professor
Bagrova E. V. Typology of Contemporary Social
Existence Crises ........................................................ 9
Gornova G. V. City and Loneliness......................... 12
Zasedateleva E. i. Social-Philosophic Analysis
of Migration Processes as a Vital Strategy
for Rural Youth ....................................................... 15
Maksimenko l. . S. I. Orekhov about Virtual Reality:
Current Agenda ...................................................... 18
navoychik E. y. The Education of the Individual
in the World of Mutual Communications: Ideas
of Spiritual and Moral Education of the Individual
in Pedagogical and Philosophical Anthropology ... 22
nefedova l. K. Culture of Children’s Reading
in the Basis of Constructing a Philosophical
Understanding of the Child in the First Half
of the XIX Century in Russia ................................... 25
nikolaeva A. B. Understanding, Explanation,
Interpretation, Construction: Four Hermeneutic
Procedures of Reflecting the Scientific Biography Text ..29
nikolin i. V. The Place of Emotional Intelligence
in Subjective Reality ............................................... 32
Pantaflyuk K. A. About the Will Aspect
of a Humaneness ................................................... 36
Rudi A. Sh. Philosophical Reflection of Culture ..... 39
Fedorova n. V. Wandering: Representation
of Abnormal in Russian Culture ............................. 42
Chesnokova l. V. Experiences of Deprivation
in the Russian Culture ............................................ 46
Churkin M. K. Formation of Regional Culture
of Scientific Researches: Siberian Variant (Second
Half of the XIX–Beginning of the XX Centuries) ..... 50
Сertificate of registration ПИ № ФС77-66763
of August 8, 2016
Index 53075
Editorial office address:
OSPU, 14, Tukhachevskogo Embankment,
644099, Omsk
Omsk: OSPU Publishing House, 2019
© Federal State Budget Educational Institution of Higher
Education «Omsk State Pedagogical University», 2019
4
Shumilo S. M. Review on Monography
of S. A. Demchenkov «The Last of Great Prophets
(Biblical Profetic Tradition in “The Life (Zhitie)”
of Avvakum)» ......................................................... 54
linGUiStiCS
Maksimyuk E. V. Functional Transformation of
Genre «Requests» in Official Communicative
Background during Woman Interaction with Man
(Based on Serial «Deffchonki») ...........................58
Гуманитарные исследования • 2019 • № 1 (22)
Стр.4
Ovchinnikova X. n. Night in the Olzhas
Suleimenov’s Poetic Picture of the World ...........61
Orlova n. V., Shifrova E. S. Current Values
of Pronouns in the Oral Spontaneous Speech
of Elderly People .................................................63
Sarangaeva Zh. n. Emblematic Representation
of the Concept marriage in Kalmyk, Russian
and Enlgish Linguocultures ..................................67
Sechnev S. A. Stilistic Adaptation of Loanwords
in the Russian Language ......................................70
Khantakova V. M., Shvetsova C. V. On the Status
of Eponym Units in English Ophthalmological
Terminology .........................................................74
Chibysheva O. A. Linguistic and Cultural
Peculiarities of the Concepts SILENCE and ТИШИНА
(on the Material of the English and Russian
Phraseological Units) ...........................................79
Sharikhin E. yu. About one Phenomenon in the
Semantics of the Adverbs in -telno in Russian
Language of the 19th Century .............................83
PEdAGOGiCS
Arkhipov i. B., Semeyn l. y. The Forming of
Cognitive Universal Studying Actions as Part
of the English Language Game Contest “Leo”
(the Beginner’s Stage of Education) ....................89
Vezlomtsev V. E. Formation of Anti-corruption
Behavior Within Integration of Humanitarian
and Professional Subject Matters ........................93
Gontchar i. i., Chushnyakova M. V., Aronova t. A.
The Characteristic Features of Teaching Physics
in Russian Technical Universities in the First
Quarter of XXI Century ........................................97
dvoinin A. M. The Ethical Side of University
Scientific Research in Pedagogics ......................100
Zhukova O. n. Development of Intellectually
Gifted Schoolchildren in the Conditions
of Blended Learning in the Informatics Course ... 104
Khrystyanynova t. y., Malah O. n. Using the
«Moodle» in the Educational Process of the
Department of Physical Culture and Sports ......108
Krisa V. B. Special Aspects of Professional
Activities of Ceramists and Principles of Acquiring
of Ceramists’ Skills in Higher Education .............112
Medvedev l. G., Sharov A. S. Artistic Cognition
in Preparation for the Professional Fine
Activity ...............................................................115
Pantykina n. i. The Application of Theatre
Performance as Art-Technology in a Foreign
Language Learning ............................................117
Petrusevich A. A., Satov M. K. Pedagogical
Support as a Means of the Formation of Social
Success Position of the Coursants of Military
Higher Education InstitutIon .............................120
Raskalinos V. n. Psychological-Pedagogical
Support: Methodological Aspect .......................123
Rahuba l. F. Foreign Language as a Tool
to Develop Competitive Personality of Future
Engineer ............................................................126
Skriabina Т. О. The Pedagogical Analysis of the
Basic Components of the J.F. Gerbart’s
System ...............................................................130
Udalov S. R., Petrova n. V. The Model of Future
English Teachers’ Training to Design and Form
Information Learning Environment ...................133
Hilko n. F., Martynova V. F. Interaction of
Educational and Cultural Institutions in Space of
Children and Youth Creative Organizations of Small
Towns of the Omsk Region in the Late XX –
Early XXI Centuries ............................................137
tselykh M. P., Paschenko J. A. Basic Components
of the Professional Education Theory
in the Heritage of Mary Richmond ....................140
Shevchenko A. n. Means of Multicultural
Education of Junior Schoolchildren ...................145
yarovenko t. V. Cultural and Educational Activities
as Part of the Bachelor’s Degree Student’s
Formation at Pedagogical Universities ..............148
information About the Authors ........................151
information for the Authors .............................153
Гуманитарные исследования • 2019 • № 1 (22)
5
Стр.5