Министерство образования и науки
Российской Федерации
Ministry of Education and Science
of the Russian Federation
Омский государственный педагогический
университет
Omsk State Pedagogical University
Вестник
Review
Омского государственного
педагогического
университета
ГУМАНИТАРНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2017 • № 4 (17)
of Omsk State
Pedagogical
University
HUMANITARIAN
RESEARCH
Scientific Journal
2017 • № 4 (17)
Омск
Omsk
Издательство ОмГПУ
2017
OSPU Publishing House
2017
Стр.1
СОДЕРжАНИЕ
педагОгическОгО униВерситета.
гуманитарные исследОВания
ОмскОгО гОсударстВеннОгО
ISSN 2309-9380
Вестник
научный журнал
2017. № 4 (17)
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор,
главный редактор
Редколлегия журнала
Горнова Г. В., доктор философских наук, доцент,
заместитель главного редактора
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент,
заместитель главного редактора
Беренд Н., профессор (Маннгейм, Германия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент
Киричук Е. В., доктор филологических наук, доцент
Ковтун Н. В., доктор филологических наук, профессор
(Красноярск)
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент
Косяков Г. В., доктор филологических наук, профессор
Лапчик М. П., доктор педагогических наук, профессор
Мартишина Н. И., доктор философских наук, профессор
(Новосибирск)
Медведев Л. Г., доктор педагогических наук, профессор
Назарова Т. С., доктор педагогических наук, профессор
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан)
Родигина Н. Н., доктор исторических наук, профессор
(Новосибирск)
Смит П., профессор (Арлингтон, США)
Смолин О. Н., доктор философских наук, профессор
Тряпицына А. П., доктор педагогических наук, профессор
(Санкт-Петербург)
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент
ФИЛОСОФИЯ
Варова Н. Л. Понимание в философии
В. В. Розанова: от схем разума к образу
феномена ............................................................. 8
Горнова Г. В. Урбанистические истоки
демократии и либерализма................................ 12
Данилкова М. П. Потребительская ориентация
как негативная тенденция современного
общества ............................................................... 15
Кашина О. П. Индикаторы зрелости личности
в различные исторические эпохи ....................... 18
Ковтун В. В. К вопросу об эстетической форме
в дизайне .............................................................. 22
Ласица М. В., Соколова Т. В. Переводческие
трансформации текста в поиске смыслов ......... 25
Николин В. В. Характер в логике
развития греческой трагедии: синкретизм
характера героя и позиция наблюдения
гражданина ........................................................... 27
Оводова С. Н. Социокультурные параметры
персоноразмерной модели мониторинга ........ 30
Пузиков В. Г. Смыслы понимания
человеческой судьбы ........................................... 34
Сагитдинова Т. К. Понятие картины мира
в контексте различных наук ................................ 36
Шаров А. С. Рефлексивная концепция «я»
и сопряжение миров ........................................... 39
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-59612
от 10 октября 2014 г.
Подписной индекс 53075
Адрес редакции:
644099, Омск, набережная Тухачевского, 14
Омск, издательство ОмГПУ, 2017
© Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Омский государственный педагогический
университет», 2017
2
Шустова О. Б., Сидоров Г. Н. Языковая
интерпретация в решении проблемы
доказательства ..................................................... 42
ЯзЫКОзНАНИЕ
Борейко Т. С., Гейко Е. В. Типы восприятия
со сложными способами номинирования
в системе русского языка: обонятельное
и тактильное восприятие .................................... 46
Гуманитарные исследования • 2017 • № 4 (17)
Стр.2
Егошкина В. А. Коммуникативная стратегия
побуждения к действию в развлекательном
радийном дискурсе ............................................. 50
Козловская Е. А. Рецептивный эксперимент как
способ оценивания воздействия гетерогенных
составляющих полимодального текста
(на примере рекламных роликов детских
товаров) ................................................................. 53
Малышева Е. Г., Гриднев Н. А. Реконструкция
медиаобраза Омска (на материале текстов
регионального телевизионного массовоинформационного
дискурса и данных ресурса
«Медиалогия») ..................................................... 57
Михайлова А. И. Жанровые характеристики
современной популярной песни ........................ 61
Никитина Е. А. Коммуникативные стратегии
коррекции имиджа на примере омского
промышленного предприятия ........................... 66
Федяева Н. Д., Абдулазизова С. А.
Стилистические нормы: знания vs представления
(на примере текстов официально-делового
стиля) ..................................................................... 71
ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРчЕСТВО
зверева Е. В., Кутьева М. В. Эклектика как
миропонимание в тетралогии К. Руиса Сафона
«Кладбище забытых книг» ................................76
Ковтун Н. В. Историоризация мифа: от
благословенной Матеры к Пылево…
(об авторском диалоге В. Распутина
и Р. Сенчина) .......................................................81
Козловская Е. В. Мотивы библейских
сказаний в испанской мифологии ....................87
Сарангаева ж. Н. Символическое осмысление
родственности в калмыцком, русском
и британском художественном дискурсе ........90
ПЕДАГОГИКА
Азимбаева ж. А. Особенности организации
образовательного процесса в техническом
вузе ..................................................................... 97
Астафьева И. А. Лингводидактический
потенциал имен собственных в школьном
курсе русского языка .......................................100
Баймуханов Г. С. Основные принципы
организации пейзажного мотива на пленэре ...103
Геращенко Л. И., Геращенко И. П.,
Титова Г. М. Методическая система
подготовки преподавателей вуза к реализации
дистанционного тестового контроля .............105
Дельвиг Н. А. Вклад адмирала Г. И. Бутакова
в создание системы морской учебной
практики ...........................................................110
Ланщикова Г. А. Применение метода
сторителлинга в обучении студентовдизайнеров
предпроектному анализу ..........112
Мейдус А. А. О тенденциях реформирования
российского высшего образования ................115
Пронина Н. К. Методические рекомендации
к заданиям на создание общего тонового
и цветового состояния в живописи
на пленэре ........................................................118
Пьянкова ж. А. Формирование готовности
оперировать пространственными объектами при
изучении геометро-графических дисциплин ....123
Савлучинская Н. В., Щечилина А. В. Освоение
мультипликации младшими школьниками
в системе дополнительного образования как
средство развития воображения....................125
Скрипникова Е. В. К вопросу о развитии
художественного восприятия у учащихся
в детской художественной школе ..................128
Тюлюш М. К. Смешанное обучение и
национальные особенности тувинских
студентов в процессе обучения основам
программирования .........................................130
Феттер И. В. Специфика педагогической
направленности студентов факультета
искусств ............................................................134
чекалёва Н. В., Макарова Н. С. Базовая кафедра
педагогического вуза в школе как пространство
педагогической практики студентов ................ 137
Гуманитарные исследования • 2017 • №4 (17)
3
Стр.3
чухин С. Г. Организация педагогического
процесса формирования гражданской
идентичности (системный подход) ................140
СТРАНИцЫ ПАМЯТИ
чинакова Л. И. Ребёнок довоенного
времени дома и «дитя войны» в эвакуации
(воспоминания эвакуационного ребёнка) ....146
Сведения об авторах ......................................154
Информация для авторов ..............................156
4
Гуманитарные исследования • 2017 • № 4 (17)
Стр.4
COntEntS
ISSN 2309-9380
review of omsk state
pedagogical university.
humanitarian research
scientific Journal
2017. № 4 (17)
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences,
Professor, Editor-in-chief
Gornova G. V., Doctor of Philosophical Sciences,
Associate Professor, Deputy Chief Editor
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences,
Deputy Chief Editor
Editorial Staff
Berend N., Prof. Dr. (Mannheim, Deutschland)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kirichuk E. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
Kovtun
N. V., Doctor of Philological Sciences, Professor (Krasnoyarsk)
Kopteva
E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
Kosyakov
G. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
Lapchik M. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Martishina N. I., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Medvedev L. G., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Nazarova Т. S., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Abakan)
Rodigina N. N., Doctor of Historical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Smith P., Prof. (Arlington, USA)
Smolin O. N., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Tryapitsina A. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Saint Petersburg)
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate
Professor
PHilOSOPHy
Varova n. l. Understanding in philosophy of
V. V. Rozanov: from the scheme of mind
to the image of phenomenon ...............................8
Gornova G. V. Ubanistic sources of democracy
and liberalism ......................................................12
Danilkova M. P. Consumer orientation as a
negative tendence of modern society .................15
Kashina O. P. Indicators of maturity of the
personality in different historical periods............18
Kovtun V. V. To the question of the aesthetic
form in design ......................................................22
lasitsa M. V., Sokolova t. V. Translation
transformations of the text in search of senses ..25
nikolin V. V. The character in the logic of
development of the greek tragedy: syncretism of
the heroes character and position of the citizen’s
observation .........................................................27
Ovodova S. n. Socio-cultural parameters of the
personalized model of monitoring ......................30
Puzikov V. G. The meanings of understanding
of human destiny .................................................34
Sagitdinova t. K. Concept of the picture of the
world in the context of different sciences ...........36
Sharov A. S. Self reflexive concept and world
connection ...........................................................39
Shustova O. B., Sidorov G. n. The linguistic
interpretation in solving the problem of proof ...42
Сertificate of registration ПИ № ФС77-59612
of October 10, 2014
Index 53075
Editorial office address:
OSPU, 14, Tukhachevskogo Embankment,
644099, Omsk
Omsk, OSPU Publishing House, 2017
© Federal State Budget Educational Institution of Higher Education
«Omsk State Pedagogical University», 2017
linGUiStiCS
Boreyko t. S., Geiko E. V. Types of perception with
complex methods of nomination in the russian
language system: olfactory and tactile perception ..46
Egoshkina V. A. Communicative strategy of
motivation to action in entertaining radio
discourse .............................................................50
Гуманитарные исследования • 2017 • №4 (17)
5
Стр.5
Kozlovskaya E. A. Receptive experiment as a method
of estimation of the impact of heterogeneous
components of polymodal text (on the example of
advertising rollers of children’s goods) .....................53
Malysheva E. G., Gridnev n. A. Reconstruction
of Omsk media image (on the material of texts
of regional television mass-information discourse
and data of resource «Medialogy») ....................57
Mikhaylova A. i. Genre characteristics of modern
popular song........................................................61
nikitina E. A. Communicative strategies
of the image correction by the exemple of omsk
industrial enterprise ............................................66
Fedyaeva n. D., Abdulazizova S. A. Stylistic norms:
knowledge vs. representation (on the example of
official business speech style texts) .....................71
litERAtURE. litERAtURE StUDiES. FOlKlORE
Zvereva E. V., Kutyeva M. V. Eclectics as a world
understanding in tetralogy of C. Ruiz Zafon
«Cemetery of forgotten books» ............................ 76
Kovtun n. V. Historiorization of the myth: from
the blessed Matery to Pylevo… (about the author’s
dialogue of V. Rasputin and R. Senchin) ................ 81
Kozlovskaya E. V. Motives of Biblical stories in
Spanish mythology ................................................. 87
Sarangaeva Zh. n. Symbolic interpretation of relativity
in Kalmyk, Russian and British literary discourse ...... 90
PEDAGOGiCS
Azimbayeva Zh. A. Features of organization of
educational process at the technical university ..97
Astafyeva i. A. Linguodidactic potential of proper
names at school course of Russian language ....100
Baimukhanov G. S. The basic principles of the
organization of the landscape motif at
the plein-air .......................................................103
Gerashchenko l. i., Gerashchenko i. P., titova G. M.
Methodological system of university teachers’
training to the realization of distance test control... 105
6
Delvig n. A. Contribution of admiral G. I. Butakov
to the creation of marine training practice .......110
lanshchikova G. A. Application of the method
of storitelling in the training of students-designers
to pre-project analysis .......................................112
Meydus A. A. About tendences of Russian higher
education reforming ..........................................115
Pronina n. K. Methodological recommendations
for creation of a general tone and color state in
painting on a plein air ........................................118
Pyankova Zh. A. Formation of readiness to operate
by spatial objects in studying geometric graphic
disciplines ..........................................................123
Savluchinskaya n. In., Schechilina A. V. Mastering
of multiplication by young schoolchildren in the
system of additional education as a means of
imagination development .................................125
Skripnikova E. V. To the question of the
development of the students’ artistic perception
in children’s art school.......................................128
tyulyush M. K. Mixed education and national
specificities of students of Tuva in the process of
training to the basics of programming ..............130
Fetter i. V. Specificity of the pedagogical
orientation of students of the faculty of arts ....134
Chekaleva n. V., Makarova n. S. Basic department
of pedagogical university at school as a space of
students pedagogical practice ...........................137
Chukhin S. G. Organization of pedagogical
process of the civil identity formation (system
approach) ..........................................................140
MEMORy PAGES
Chinakova l. i. Pre-war child at home and
«war child» in evacuation (memories of
the evacuated child) ..........................................146
information about the authors ........................154
information for the authors .............................156
Гуманитарные исследования • 2017 • № 4 (17)
Стр.6