Министерство образования и науки
Российской Федерации
Ministry of Education and Science
of the Russian Federation
Омский государственный педагогический
университет
Omsk State Pedagogical University
Вестник
Review
Омского государственного
педагогического
университета
ГУМАНИТАРНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2017 • № 1 (14)
of Omsk State
Pedagogical
University
HUMANITARIAN
RESEARCH
Scientific Journal
2017 • № 1 (14)
Омск
Omsk
Издательство ОмГПУ
2017
OSPU Publishing House
2017
Стр.1
СОДЕРжАНИЕ
педагОгическОгО униВерситета.
гуманитарные исследОВания
ОмскОгО гОсударстВеннОгО
ISSN 2309-9380
Вестник
научный журнал
2017. № 1 (14)
Косяков Г. В., доктор филологических наук, профессор,
председатель редакционного совета
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор
Чекалёва Н. В., доктор педагогических наук, профессор
Шаров А. С., доктор психологических наук, профессор
Редакционный совет
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор,
главный редактор
Редколлегия журнала
Горнова Г. В., доктор философских наук, доцент,
заместитель главного редактора
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент,
заместитель главного редактора
Антилогова Л. Н., доктор психологических наук, профессор
Беренд Н., профессор (Маннгейм, Германия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент
Киричук Е. В., доктор филологических наук, доцент
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент
Красноярова Н. Г., кандидат философских наук, доцент
Кротт И. И., кандидат исторических наук, доцент
Лапчик М. П., доктор педагогических наук, профессор
Медведев Л. Г., доктор педагогических наук, профессор
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан)
Рагулина М. И., доктор педагогических наук, профессор
Родигина Н. Н., доктор исторических наук, профессор
(Новосибирск)
Смит П., профессор (Арлингтон, США)
Смолин О. Н., доктор философских наук, профессор
Тряпицына А. П., доктор педагогических наук, профессор
(Санкт-Петербург)
Чуркин М. К., доктор исторических наук, профессор
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент
Шипилина Л. А., доктор педагогических наук, профессор
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-59612
от 10 октября 2014 г.
Подписной индекс 53075
Адрес редакции:
644099, Омск, набережная Тухачевского, 14
Омск, издательство ОмГПУ, 2017
© Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Омский государственный педагогический
университет», 2017
2
ФИЛОСОФИЯ
Бестолков Д. А. «Пусть не слышен наш голос, –
Вы должны его знать» (Нравственный императив
в творческом сознании А. Т. Твардовского) ......... 8
Гагарин А. С. Экзистенциал смерти в античной
философии (от досократиков до Аристотеля) ... 12
Гопко В. В. Глобализация: движение
к примитиву .......................................................19
Гусева Н. С. Вклад отечественных ученых
в разработку теоретико-методологических
проблем применения математических методов
в исторических исследованиях
(1960-е – конец 1980-х гг.) .................................23
Карпова Л. М. Философский анализ состояния
сна за пределами психоанализа ......................27
Кролевец Ю. Л. Теоретические основы
многомерности социального поведения ........30
Нефёдова Л. К. Методологические аспекты
жанра трагедии и категории трагического
в репрезентации культурного конфликта
в европейской драме XVII века ........................32
Филимонова Е. А. Проблема человека
в культуре как системе идеалообразования ...36
Шляпников В. В. Социальная теория
антиглобализма .................................................39
ЯзЫКОзНАНИЕ
Бегалиева С. Б., Оналбаева А. Т., Токтарова Т. ж.
Гендерные стереотипы в казахской
коммуникативной культуре ..............................46
Гончарова А. В. Дискурсивные особенности
общей оценки ....................................................48
Гусакова Т. И. Эмотивная лексика политической
борьбы (по материалам предвыборных дебатов
в США) ................................................................. 51
Михайлова А. И. Имплицитная речевая
агрессия в русском рок-тексте ..........................55
Гуманитарные исследования • 2017 • № 1 (14)
Стр.2
Сарангаева ж. Н. Символизация чая
в калмыцком, русском и английском
художественном дискурсе ................................59
Федина Е. А. Семантические отношения
в медицинской терминологии как аспект
преподавания иностранного языка
в медицинском вузе ..........................................63
Шестова А. А. Отражение феномена
«социальная сеть» в русской и английской
лингвокультуре ..................................................65
ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРчЕСТВО
Бестолков Д. А. Принципы художественной
актуализации психологизма в рассказах Ивана
Мележа ............................................................... 70
Киричук Е. В., Михайлова О. А. Символика
пространства в пьесе Мориса Метерлинка
«Непрошеная» ...................................................72
Москвина В. А. Фольклорные материалы
в творчестве Ч. Ч. Валиханова ..........................77
Проданик Н. В. Лирика Ф. И. Тютчева:
экзистенциальная позиция лирического героя
и авторский диалог с поэтами пушкинской
поры .................................................................... 81
ПЕДАГОГИКА
Алиева Д. А. Наследие ученого позднего
Средневековья Мухаммеда Хайдара Дулати
в системе восточных педагогических учений ..84
Бейсбекова ж. Б. Основные закономерности
обучения иностранным языкам .......................87
Глазова М. А. Различные аспекты обучения
детей младшего школьного возраста игре
в шахматы...........................................................90
Нефёдов О. В. Опыт применения
мультимедийного двухуровневого учебника по
английскому языку и методика работы с ним .. 92
Паньков С. В. Тенденция развития подготовки
офицеров к управленческой деятельности
в современных условиях ...................................95
Филимонов А. А. Сетевая организация
образовательного процесса .............................98
Шипилина Л. А. Совершенствование кадровой
политики в образовательных учреждениях
высшего и профессионального образования
в условиях введения профессионального
стандарта «Педагог профессионального
обучения, профессионального образования,
дополнительного профессионального
образования» ...................................................106
Шульга Е. В., Шульга В. И. Отношение студентов
к учебе: основные причины успеваемости
и неуспеваемости ............................................110
СЛОВО МОЛОДЫМ
Веселов М. И. Феномен субкультур
в современном мире ......................................... 116
Видершпан А. А. Орфический миф
в философском сознании ХХ века .................... 118
Князева О. И. К вопросу о формировании
профессиональной мобильности
магистранта ........................................................ 121
чередниченко А. Е. Прагматикон языковой
личности повествователя и языковой личности
главного героя романа С. Моэма «Луна
и грош» ................................................................ 124
СТРАНИцЫ ПАМЯТИ
Карпова Л. М. Философия: учеба,
преподавание, жизнь ......................................130
Сведения об авторах ......................................132
Информация для авторов ..............................134
Гуманитарные исследования • 2017 • № 1 (14)
3
Стр.3
COntEntS
ISSN 2309-9380
review of omsk state
pedagogical university.
humanitarian research
scientific Journal
2017. № 1 (14)
Kosyakov G. V., Doctor of Philological Sciences, Professor,
Editorial Board Chairman
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Chekaleva N. V., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Sharov A. S., Doctor of Psychological Sciences, Professor
Editorial Board
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences,
Professor, Editor-in-chief
Gornova G. V., Doctor of Philosophical Sciences,
Associate Professor, Deputy Chief Editor
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences,
Deputy Chief Editor
Editorial Staff
Antilogova L. N., Doctor of Psychological Sciences, Professor
Berend N., Prof. Dr. (Mannheim, Deutschland)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kirichuk E. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
Kopteva
E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
Krasnoyarova
N. G., PhD in Philosophy, Associate Professor
Krott I. I., PhD of History, Associate Professor
Lapchik M. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Medvedev L. G., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Abakan)
Ragulina M. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Rodigina N. N., Doctor of Historical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Smith P., Prof. (Arlington, USA)
Smolin O. N., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Tryapitsina A. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Saint Petersburg)
Churkin M. K., Doctor of Hictorical Sciences, Professor
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate
Professor
Shipilina L. A., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Сertificate of registration ПИ № ФС77-59612
of October 10, 2014
Index 53075
Editorial office address:
OSPU, 14, Tukhachevskogo Embankment,
644099, Omsk
Omsk, OSPU Publishing House, 2017
© Federal State Budget Educational Institution of Higher Education
«Omsk State Pedagogical University», 2017
4
Mikhaylova A. i. Implicit speech aggression
in the Russian rock text .......................................55
Гуманитарные исследования • 2017 • № 1 (14)
PHilOSOPHy
Bestolkov D. A. Let our voice not be heard, – You
must know it» (Moral imperative
in the A. T. Tvardovsky’s creative mind) .................8
Gagarin A. S. Тhe existential of death in ancient
philosophy (from pre-socratics before Aristotle ) ....12
Gopko V. V. Globalization: movement
to the primitive ....................................................19
Guseva n. S. The contribution of Russian
scientists to the development of theoretical
and methodological problems of mathematical
methods application in historical research
(1960s – the end of the 1980s) ...........................23
Karpova l. M. Philosophical analysis of a dream
beyond the psychoanalyse ..................................27
Krolevets y. l. The theoretical basis
of the multidimensionality of social behavior .....30
nefedova l. K. Methodological aspects
of the genre of tragedy and the tragic category
in the representation of cultural conflict
in European drama of XVII century .....................32
Filimonova E. A. The problem of human in culture
as a system of ideal-creating process ..................36
Shlyapnikov V. V. Social theory
of antiglobalism ...................................................39
linGUiStiCS
Begalieva C. B., Onalbaeva A. t., toktarova t. G.
Gender stereotypes in the Kazakh communicative
culture ................................................................. 46
Goncharova A. V. Discursive features of the
general evaluation ...............................................48
Gusakova t. i. Emotive vocabulary of political
struggle (on the materials of pre-election debates
in the USA) ...........................................................51
Стр.4
Sarangaeva Zh. n. Symbolization of the tea
in Kalmyk, Russian and English literary
discourse .............................................................59
Fedina E. A. Semantic relations in medical
terminology as an aspect of foreign language
teaching in medical higher educational
institution ............................................................63
Shestova A. A. Reflection of the phenomenon
«social network» in Russian and English linguistic
culture ................................................................. 65
litERAtURE. litERAtURE StUDiES. FOlKlORE
Bestolkov D. А. Principles of artistic actualization
of psychologism in the stories of Ivan Melezh ...... 70
Kirichuk E. V., Mihailova O. A. Symbolism of space
in the Maurice Maeterlinck’s play
«The Intruder» ....................................................... 72
Moskvina V. A. Folklore materials
in Ch. Ch. Valikhanov’s oeuvre ............................... 77
Prodanik n. V. F. I. Tyutchev’s lyrics: existential
position of the lyric hero and author’s dialogue
with the poets of Pushkin’s era ............................. 81
PEDAGOGiCS
Alieva D. A. Heritage of the late middle ages
scientist Muhammad Haidar Dughlat in the system
of Eastern pedagogical doctrines ........................84
Beisbekova Zh. B. Basic laws of teaching foreign
languages ............................................................87
Glazova M. A. Different aspects of teaching chess
to young school-age children ..............................90
nefyodov O. V. The experience of implementation
of the two-level multimedia English language
textbook and practical procedure of working with
it .......................................................................... 92
Pankov S. V. Development trend of officers’
training for management activities in modern
conditions ............................................................95
Filimonov A. A. Networking organization
of the educational process ..................................98
Shipilina l. A. Improvement of staff policy in
educational institutions of higher education
and professional training under conditions of
introducing the professional standard «Teacher
of vocational training, professional education,
additional professional education» ...................106
Shulga E. V., Shulga V. i. Students’ attitudes
toward studies: main reasons of academic
achievement and underachievement ................110
lEt tHE yOUtH SAy
Veselov M. i. Phenomenon of subcultures
in modern world ................................................116
Vidershpan A. A. The Orphic myth in philosophical
consciousness of the XX century .......................118
Knyazeva O. i. To the question of the formation
of master’s students professional mobility .......121
Cherednichenko A. E. Pragmaticon of the
narrator’s linguistic personality and the main
hero’s linguistic personality in S. Maugham`s novel
«The Moon and sixpence» ................................124
MEMORy PAGES
Karpova l. M. Philosophy: study, teaching,
life ...................................................................... 130
information about the authors ........................132
information for the authors .............................134
Гуманитарные исследования • 2017 • № 1 (14)
5
Стр.5