Министерство образования и науки
Российской Федерации
Ministry of Education and Science
of the Russian Federation
Омский государственный педагогический
университет
Omsk State Pedagogical University
Вестник
Омского государственного
педагогического
университета
ГУМАНИТАРНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2016 • № 4 (13)
Newsletter
of Omsk State
Pedagogical
University
HUMANITARIAN
RESEARCH
Scientific journal
2016 • № 4 (13)
Омск
Omsk
Издательство ОмГПУ
2016
Publishing house OSPU
2016
Стр.1
СОДЕРжАНИЕ
педагОгическОгО униВерситета.
гуманитарные исследОВания
ОмскОгО гОсударстВеннОгО
ISSN 2309-9380
Вестник
научный журнал
2016. № 4 (13)
Косяков Г. В., доктор филологических наук, профессор,
председатель редакционного совета
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор
Чекалёва Н. В., доктор педагогических наук, профессор
Шаров А. С., доктор психологических наук, профессор
Редакционный совет
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор,
главный редактор
Редколлегия журнала
Горнова Г. В., доктор философских наук, доцент,
заместитель главного редактора
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент,
заместитель главного редактора
Антилогова Л. Н., доктор психологических наук, профессор
Беренд Н., профессор (Маннгейм, Германия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент
Киричук Е. В., доктор филологических наук, доцент
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент
Красноярова Н. Г., кандидат философских наук, доцент
Кротт И. И., кандидат исторических наук, доцент
Лапчик М. П., доктор педагогических наук, профессор
Медведев Л. Г., доктор педагогических наук, профессор
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан)
Рагулина М. И., доктор педагогических наук, профессор
Родигина Н. Н., доктор исторических наук, профессор
(Новосибирск)
Смит П., профессор (Арлингтон, США)
Смолин О. Н., доктор философских наук, профессор
Тряпицына А. П., доктор педагогических наук, профессор
(Санкт-Петербург)
Чуркин М. К., доктор исторических наук, профессор
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент
Шипилина Л. А., доктор педагогических наук, профессор
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-59612
от 10 октября 2014 г.
Подписной индекс 53075
Адрес редакции:
644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14
Омск, Издательство ОмГПУ, 2016
© Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Омский государственный педагогический
университет», 2016
2
ФИЛОСОФИЯ
Айсина А. М. О собственно химическом
в химии ................................................................. 8
Акишина Е. О., Мартишина Н. И. Мост как
мифологема и философская метафора ............10
Горелова Ю. Р., Межевикин И. В. Образ
крупного города в восприятии его жителей ....15
Горнова Г. В. Адаптивность в отношении
человека к миру .................................................18
Давыдов А. И. Защитные механизмы
цивилизации ......................................................21
Ковалевский А. А. Негативные основания
общественного порядка ....................................24
Красноярова Н. Г. Н. А. Бердяев: философия
в зеркальном отражении жизни и судьбы ......27
Красноярова Н. Г., Саенкова Е. А. Философия
театра: театр в сопряжении с бытием ..............31
Нефёдова Л. К. Архетипы профессионального
военного воспитания и образования в античной
философии: Платон – Тиртей ............................35
Фёдорова Н. В. Проблема нормы
и ненормального в философском дискурсе ....39
Федяев Д. М. Об отношении человека к
природе: от смирения маркиза де Сада
к дерзновению Иммануила Канта ....................41
ЯзЫКОзНАНИЕ
Астафьева И. А. От прецедентного имени
к апеллятиву .......................................................46
Голошубина О. К. Функции интернет-мемов
в речевом жанре «разговор
в мессенджере» .................................................50
Калинин А. Ф. Вопросительные
фразеологизированные предложения
структурного типа Что такое жизнь?
(основные аспекты) ...........................................52
Гуманитарные исследования • 2016 • № 4 (13)
Стр.2
Сарангаева ж. Н. Эмблематическое
представление концепта «чай» в калмыцкой,
русской и английской лингвокультурах ...........56
Шалацкая Т. П. Эргоним как маркер
полиэтнической культуры (на материале
названий объектов г. Евпатории) .....................59
ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРчЕСТВО
Березовская Л. С., Демченков С. А.
Постапокалиптика как жанр научной /
паранаучной фантастики ..................................64
Бестолков Д. А. Герои рассказов Ивана
Шамякина: приёмы художественного
воплощения и творческий генезис ..................67
ПЕДАГОГИКА
Алексеенко В. В. Педагогическая деятельность
в условиях информатизации образования ......72
Дроботенко Ю. Б., Макарова Н. С.
Перспективные модели научно-методического
сопровождения деятельности базовых кафедр
педагогического университета .........................75
Мацько Д. С. Алгоритм как средство обучения
будущих учителей неязыковых специальностей
правилам чтения английского языка ...............78
Литвиненко Ю. Ю. Методический потенциал
аудиовизуальных средств на занятиях по русскому
языку как иностранному (из опыта работы) ......... 81
Мурашкина А. В. Формы и специфика
организации обучения русскому языку
как иностранному (на примере курсов для
подготовки к сдаче комплексного экзамена
по русскому языку, истории России и основам
законодательства РФ) ........................................83
Фёдоров В. М. Организационная культура
как детерминанта повышения эффективности
управления опорного университета ................85
Фесенко О. П. Возможности электронного
учебника по дисциплине «Русский язык
и культура речи» (для курсантов военных
вузов) .................................................................. 88
Шалацкая Т. П., Леонова К. В. Изучение
повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
с использованием интерактивных методов ....90
Шульга Е. В., Шульга В. И. Способность
к выбору профессии в возрасте 18–19 лет ......91
СЛОВО МОЛОДЫМ
Мецевич И. В. Именные и глагольные формы
в тексте заявки на грант ....................................... 96
Скворцова О. А. Психологические аспекты
процесса медиации ............................................. 98
Шалацкая К. В. Основная терминология
исследования имен собственных ..................... 100
СТРАНИцЫ ПАМЯТИ
Федяев Д. М. Бард старой Англии .................104
Сведения об авторах ......................................107
Информация для авторов ..............................109
Гуманитарные исследования • 2016 • № 4 (13)
3
Стр.3
CONtENtS
ISSN 2309-9380
newsletter of omsk state
pedagogical university.
humanitarian research
scientific journal
2016. № 4 (13)(13)
13)
Kosyakov G. V., Doctor of Philological Sciences, Professor,
Editorial Board Chairman
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Chekaleva N. V., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Sharov A. S., Doctor of Psychological Sciences, Professor
Editorial Board
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences,
Professor, Editor-in-chief
Gornova G. V., Doctor of Philosophical Sciences,
Associate Professor, Deputy Chief Editor
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences,
Deputy Chief Editor
Editorial Staff
Antilogova L. N., Doctor of Phychological Sciences, Professor
Berend N., Prof. Dr. (Mannheim, Deutschland)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kirichuk E. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
Kopteva
E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
Krasnoyarova
N. G., Phd in Philosophy, Associate Professor
Krott I. I., PhD in History, Associate Professor
Lapchik M. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Medvedev L. G., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Abakan)
Ragulina M. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Rodigina N. N., Doctor of Historical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Smith P., Prof. (Arlington, USA)
Smolin O. N., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Tryapitsina A. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Saint Petersburg)
Churkin M. K., Doctor of Hictorical Sciences, Professor
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate
Professor
Shipilina L. A., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Сertificate of registration ПИ № ФС77-59612
of October 10, 2014
Index 53075
Editorial office address:
OSPU, 14, Naberezhnaya Tukhachevskogo,
644099, Omsk
Omsk, Publishing house OSPU, 2016
© Federal State Budget Educational Institution of Higher Education
«Omsk State Pedagogical University», 2016
4
PHilOSOPHy
Aisina A. M. On intrinsic chemical in chemistry ....8
Akishina E. O., Martishina N. i. Bridge as
mythologem and philosophical metaphor ..........10
Gorelova y. R., Mezhevikin i. V. Image of large
cities in their residents’ perception .....................15
Gornova G. V. Adaptability in the relation of man
to the world .........................................................18
Davydov A. i. Defense mechanisms
of civilization........................................................21
Kovalevsky A. A. Negative bases of social order ... 24
Krasnoyarova N. G. N. A. Berdyaev: philosophy in
the mirror reflexion of life and destiny ................27
Krasnoyarova N. G., Saenkova E. A. Philosophy of
theatre: theatre in conjunction with being .........31
Nefedova l. K. Archetypes of professional military
education and training in ancient philosophy:
plato – tyrtaeus ...................................................35
Fedorova N. V. The problem of norm and
abnormal in philosophic discourse ......................39
Fedyaev D. M. On attitude of man towards nature:
from humility of the Marquis de Sade to boldness
of Immanuel Kant ................................................41
liNGUiStiCS
Astafyeva i. A. From precedent names to
appellatives .........................................................46
Goloshubina O. K. Functions of Internet memes in
the speech genre “conversation in messenger”
Kalinin A. F. Phraseologized interrogative
sentences of the structural type “What is life?”
(the main aspects) ...............................................50
Kalinin A. F. Phraseologized interrogative
sentences of the structural type “What is life?”
(The main aspects) ..............................................52
Гуманитарные исследования • 2016 • № 4 (13)
Стр.4
Sarangaeva Zh. N. Emblematic representation
of the concept “tea” in the Kalmyk, Russian and
English linguocultures .........................................56
Shalatskaya t. P. Ergomym as a marker of multiethnic
culture (on the material of Yevpatoria’s
object names) ......................................................59
litERAtURE. litERAtURE StUDiES. FOlKlORE
Berezovskaya l. S., Demchenkov S. A. Postapocalyptics
as a genre of science and parascience
fiction ..................................................................... 64
Bestolkov D. A. Characters of Ivan Shamyakin’s
stories: techniques of artistic expression and
creative genesis ...................................................... 67
PEDAGOGiCS
Alexeenko V. V. Teaching activity in the conditions
of education informatization ...............................72
Drobotenko yu. B., Makarova N. S. Perspective
models of scientific-methodical support of the
activity of university-supervised basic chair at
school .................................................................. 75
Matsko D. S. Algorithm as a means of teaching
English reading rules to would-be teachers of nonlingual
specialties ...............................................78
litvinenko yu. yu. Methodical potential of
audiovisual aids at the lessons of Russian
as a foreign language (based on working
experience) ....................................................... 81
Murashkina A. V. Forms and specifics of
organizing Russian as a foreigh language teaching
(on the example of the preparatory course
for passing the complex examination in Russian
language and history and fundamentals
of RF legislation) ............................................... 83
Fedorov V. M. Organizational culture as a
determinant of improvement of management
efficiency of the support of the university ..........85
Fesenko O. P. Possibilities of the electronic
textbook on discipline “Russian language and
speech culture” (for cadets) ................................88
Shalatskaya t. P., leonova K. V. Studying
N. M. Karamzin’s story “Poor Liza” by using
interactive methods ............................................90
Shulga E. V., Shulga V. i. The ability to choose an
occupation aged 18–19 in accordance with their
propensity ...........................................................91
lEt tHE yOUtH SAy
Metsevich i. V. Noun and verb forms in the grant
proposal text .......................................................96
Skvortsova O. A. Psychological aspects of the
mediation process ...............................................98
Shalatskaya K. V. Basic terminology of the study
of proper names ...............................................100
MEMORy PAGES
Fedyaev D. M. The bard of old England ............104
information about the authors ........................107
information for the authors .............................109
Гуманитарные исследования • 2016 • № 4 (13)
5
Стр.5