Министерство образования и науки
Российской Федерации
Ministry of Education and Science
of the Russian Federation
Омский государственный педагогический
университет
Omsk State Pedagogical University
Вестник
Омского государственного
педагогического
университета
ГУМАНИТАРНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2016 • № 3 (12)
Newsletter
of Omsk State
Pedagogical
University
HUMANITARIAN
RESEARCH
Scientific journal
2016 • № 3 (12)
Омск
Omsk
Издательство ОмГПУ
2016
Publishing house OSPU
2016
Стр.1
СОДЕРжАНИЕ
педагОгическОгО униВерситета.
гуманитарные исследОВания
ОмскОгО гОсударстВеннОгО
ISSN 2309-9380
Вестник
научный журнал
2016. № 3 (12)
Волох О. В., доктор политических наук, профессор,
председатель редакционного совета
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор
Чекалёва Н. В., доктор педагогических наук, профессор
Шаров А. С., доктор психологических наук, профессор
Редакционный совет
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор,
главный редактор
Редколлегия журнала
Горнова Г. В., доктор философских наук, доцент,
заместитель главного редактора
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент,
заместитель главного редактора
Антилогова Л. Н., доктор психологических наук, профессор
Беренд Н., профессор (Мангейм, Германия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент
Киричук Е. В., доктор филологических наук, доцент
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент
Красноярова Н. В., кандидат философских наук, доцент
Кротт И. И., кандидат исторических наук, доцент
Лапчик М. П., доктор педагогических наук, профессор
Медведев Л. Г., доктор педагогических наук, профессор
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан)
Рагулина М. И., доктор педагогических наук, профессор
Родигина Н. Н., доктор исторических наук, профессор
(Новосибирск)
Смит П., профессор (Арлингтон, США)
Смолин О. Н., доктор философских наук, профессор
Тряпицына А. П., доктор педагогических наук, профессор
(Санкт-Петербург)
ФИЛОСОФИЯ
Горнова Г. В. Методология исследования
сущности города: объективированные формы
городской культуры (к 300-летию Омска) ..........8
Карпова Л. М. Философская рефлексия сна
в трудах Августина .............................................12
Ковалевский А. А. Трансформация смерти
в искусстве ..........................................................15
Кордас О. М. Маска как инструмент
антропосоциогенеза ..........................................19
Красноярова Н. Г. Философия культуры
П. А. Флоренского ..............................................23
Мельников О. А. Лекция по теоретической
механике в контексте гносеологии И. Канта ...27
Нефёдова Л. К. Архетипическое как этикоонтологическое
и правовое основание
практики взращивания детей ...........................30
Чуркин М. К. Однодворцы центральных
и западных губерний России: факторы
этнокультурной идентичности и миграционный
потенциал (XIX – начало XX вв.) ........................34
ЯзЫКОзНАНИЕ
Батюшкина М. В. Некоторые общие замечания
о направлениях прикладной лингвистики ......40
Чуркин М. К., доктор исторических наук, профессор
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент
Шипилина Л. А., доктор педагогических наук, профессор
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-59612
от 10 октября 2014 г.
Подписной индекс 53075
Адрес редакции:
644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14
Омск, Издательство ОмГПУ, 2016
© Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Омский государственный педагогический
университет», 2016
2
Богданова Е. С. Текстовоспринимающая
деятельность: интеграция знаний ....................44
Дьякова Т. А. Этнокультурная основа
репрезентации локальных реалий во
фразеологических единицах со значением
«быть близким к смерти» (на материале
украинских восточнослобожанских говоров)..47
Комова Д. Д. Анималистическая лексика
в латиноамериканском медийном дискурсе.... 51
Литвинова Н. Б. Структурно-семантическая
актуализация исторической информации
в вербальном пространстве диалектного
текста-воспоминания .......................................... 55
Гуманитарные исследования • 2016 • № 3 (12)
Стр.2
Новоселова Н. В. Эмотивные фразеологические
единицы современного французского языка
(структурно-грамматический аспект) ...............59
Федяева Н. Д. «Блеск и нищета» нормы:
задание части 2 ЕГЭ по русскому языку как
объект нормативных оценок ............................62
Шестова А. А. Отражение феномена
«социальные сети» в заголовках британских
и российских СМИ .............................................64
ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Арпентьева М. Р. Мифические формулы
в бульварных романах ......................................70
Леушина О. В. К проблеме системноструктурного
анализа баллады А. С. Пушкина
«Жил на свете рыцарь бедный…» ....................75
ПЕДАГОГИКА
Безвиконная Е. В., Волох Т. С. Базовая кафедра
педагогического вуза в общеобразовательной
организации: методический аспект .................82
Дука Н. А., Стовба А. А. Об исследовании
вовлеченности студентов педагогического
университета в образовательный процесс ......85
Козловская Е. В. О ранних формах
религиозности: материалы в помощь
преподавателю ..................................................87
Кравченко Н. В. Особенности формирования
субкультуры современного подростка-кадета ....90
Мацько Д. С. Правила преподавания
английского языка студентам неязыковых
специальностей университетов
(организационно-методический этап) .............92
Подворный И. А. Проблемы современного
состояния военно-профессиональной
ориентации учащейся молодежи .....................95
Сведения об авторах ......................................127
Информация для авторов ..............................129
Стебляк Е. А., Гассенрик Е. А.,
Толстушенко К. М. Формирование социальновременных
представлений детей и подростков
с интеллектуальной недостаточностью ...........98
Ткачева Е. А. Сущность и структура
артистических умений будущих учителей .....102
Толстокорова О. В. Методы развития
познавательного интереса учащихся на уроках
истории .............................................................105
Чуркина Н. И. Участие базовой кафедры
в формировании регионального
педагогического сообщества ..........................108
Шестова А. А., Тебенькова Н. Г. Опыт
использования web-страниц на занятиях
по дисциплине «Страноведение и
лингвострановедение (английский язык)» ....111
СЛОВО МОЛОДЫМ
Ветрова О. С. Антонимы как лексико-стилистическое
и текстообразующее средство языка
(на примере произведений Д. С. Лихачева) ... 116
Сосновская А. А. Концептообразующая функция
паремий с компонентом «старый» ................119
СТРАНИцЫ ПАМЯТИ
Максименко Л. А. Мой путь в философию ...122
Чинакова Л. И. Воспоминания о Любови
Петровне Федоровой ......................................125
Гуманитарные исследования • 2016 • № 3 (12)
3
Стр.3
CONtENtS
ISSN 2309-9380
newsletter of omsk state
pedagogical university.
humanitarian research
scientific journal
2016. № 3 (12)(12)
12)
Volokh O. V., Doctor of Political Sciences, Professor,
Editorial Board Chairman
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Chekaleva N. V., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Sharov A. S., Doctor of Psychological Sciences, Professor
Editorial Board
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences,
Professor, Editor-in-chief
Gornova G. V., Doctor of Philosophical Sciences,
Associate Professor, Deputy Chief Editor
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences,
Deputy Chief Editor
Editorial Staff
Antilogova L. N., Doctor of Phychological Sciences, Professor
Berend N., Professor Dr. (Mannheim, Deutschland)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kirichuk E. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
PHilOSOPHy
Gornova G. V. Research methodology of the city:
objectified forms of urban culture (to the 300
anniversary of Omsk) ............................................8
Karpova l. M. Philosophical dream reflection in
Augustin’s works ..................................................12
Kovalevsky A. A. Transformation of death in art .....15
Kordas O. M. Mask as an instrument of
anthropogenesis ..................................................19
Krasnoyarova N. G. Culture philosophy of
P. A. Florensky ......................................................23
Melnikov O. A. Lecture on theoretical mechanics
in the context of Immanuel Kant’s gnoseology ...27
Nefedova l. K. Archetypal as ethical, ontological
and legal grounds for nurturing practice
of children ...........................................................30
Kopteva E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Krasnoyarova N. V., PhD in Philosophy, Associate Professor
Krott I. I., PhD in History, Associate Professor
Lapchik M. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Medvedev L. G., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Abakan)
Ragulina M. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Rodigina N. N., Doctor of Historical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Smith P., Professor (Arlington, USA)
Smolin O. N., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Tryapitsina A. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Saint Petersburg)
Churkin M. K., Doctor of Historical Sciences, Professor
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate
Professor
Shipilina L. A., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Сertificate of registration ПИ № ФС77-59612
of October 10, 2014
Index 53075
Editorial office address:
OSPU, 14, Naberezhnaya Tukhachevskogo,
644099, Omsk
Omsk, Publishing house OSPU, 2016
© Federal State Budget Educational Institution of Higher Education
«Omsk State Pedagogical University», 2016
4
Churkin M. K. Single homesteaders “odnodvorets”
of the central and western provinces of Russia:
factors of ethnocultural identity and migration
potential (XIX – early XX centuries) .....................34
liNGUiStiCS
Batyushkina M. V. Common notes of the some
kinds of applied linguistics...................................40
Bogdanova E. S. Text perceiving activity:
knowledge intergration .......................................44
Dyakova t. A. Ethnocultural basis of
representation of the local realia in phraseological
units that mean “to be close to death” (based
on the materials of the ukrainian east sloboda
dialects) ............................................................... 47
Komova D. D. Animalistic vocabulary in Latin
American media ..................................................51
litvinova N. B. Structural and semantic
actualization of historical information in verbal
area of dialectal text-reminiscence .....................55
Гуманитарные исследования • 2016 • № 3 (12)
Стр.4
Novoselova N. V. Emotive phraseological units
of the modern French language (structural and
grammatical aspect) ............................................59
Fedyaeva N. D. “Splendours and miseries” of
the norm: task of the second part of the USE in
the Russian language as an object of normative
evaluations ..........................................................62
Shestova A. A. The reflection of the phenomenon
“social networks” in the headings of British and
Russian mass media ............................................64
litERAtURE. litERAtURE StUDiES. FOlKlORE
Arpentievа M. R. Mythical formulas in shockers .. 70
leushina O. V. On the issue of system-structural
analysis of A.S. Pushkin`s ballad “Once there lived
a poor knight...” ...................................................75
PEDAGOGiCS
Bezvikonnaya E. V., Volokh t. S. Basic department
of pedagogical higher education institution in the
general education organization: methodical
aspect .................................................................. 82
Duka N. A., Stovba A. A. On the problem of
pedagogical university students’ involvement
research ............................................................... 85
Kozlovskaya E. V. On early forms of religiosity:
materials for teachers .........................................87
Kravchenko N. V. Peculiarities of formation
of the present junior cadet’s subculture .............90
Matsko D. S. The rules of teaching english to
university students of non-linguistic specialties
(methodological stage) ........................................92
Podvorny i. A. Problems of the current state of
military-vocational counselling of the students ..95
Steblyak E. A., Gassenrik E. A.,
tolstushenko K. M. Formation of social-temporal
representations of children and adolecents with
intellectual disabilities .........................................98
tkachyova E. A. Essence and structure of the
future teachers’ artistic skills .............................102
tolstokorova O. V. Methods of development of
cognitive interest of students at the lessons of
history ...............................................................105
Churkina N. i. Participation of a specialized
department in formation of the regional
pedagogical community ....................................108
Shestova A. A., tebenkova N. G. A case of using
web-pages in the course of “Country study and
lingua country study (the English language)” ....111
lEt tHE yOUtH SAy
Vetrova O. S. Antonyms as a lexical-stylistic and
text-forming means of the language (by the
example of D.S. Likhachev’s works) ...................116
Sosnovskaya A. A. Concept-formational function
of paroemias with the component “old” ...........119
MEMORy PAGES
Максименко Л. А. Мой путь в философию ...122
Chinakova l. i. Воспоминания о Любови
Петровне Федоровой ......................................125
information about the authors ........................127
information for the authors .............................129
Гуманитарные исследования • 2016 • № 3 (12)
5
Стр.5