Министерство образования и науки
Российской Федерации
Ministry of Education and Science
of the Russian Federation
Омский государственный педагогический
университет
Omsk State Pedagogical University
Вестник
Омского государственного
педагогического
университета
ГУМАНИТАРНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2016 • № 2 (11)
Newsletter
of Omsk State
Pedagogical
University
HUMANITARIAN
RESEARCH
Scientific journal
2016 • № 2 (11)
Омск
Omsk
Издательство ОмГПУ
2016
Publishing house OSPU
2016
Стр.1
СОДЕРжАНИЕ
педагОгическОгО униВерситета.
гуманитарные исследОВания
ОмскОгО гОсударстВеннОгО
ISSN 2309-9380
Вестник
научный журнал
2016. № 2 (11)
Волох О. В., доктор политических наук, профессор,
председатель редакционного совета
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор
Чекалёва Н. В., доктор педагогических наук, профессор
Шаров А. С., доктор психологических наук, профессор
Редакционный совет
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор,
главный редактор
Редколлегия журнала
Горнова Г. В., доктор философских наук, доцент,
заместитель главного редактора
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент,
заместитель главного редактора
Антилогова Л. Н., доктор психологических наук, профессор
Беренд Н., профессор (Мангейм, Германия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент
Киричук Е. В., доктор филологических наук, доцент
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент
Красноярова Н. В., кандидат философских наук, доцент
Кротт И. И., кандидат исторических наук, доцент
Лапчик М. П., доктор педагогических наук, профессор
Медведев Л. Г., доктор педагогических наук, профессор
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан)
Рагулина М. И., доктор педагогических наук, профессор
Родигина Н. Н., доктор исторических наук, профессор
(Новосибирск)
Смит П., профессор (Арлингтон, США)
Смолин О. Н., доктор философских наук, профессор
Тряпицына А. П., доктор педагогических наук, профессор
(Санкт-Петербург)
ФИЛОСОФИЯ
Арпентьева М. Р. Идеологические проблемы
образования и социальной
дифференциации ..............................................10
Бугайцова А. С. Самодостаточная личность
в экзистенциальной философии.......................15
Валевич Е. С., Рэйляну М. Д. Метафизика пола
в русской и западной философии XIX – начала
XX вв. ................................................................... 19
Горнова Г. В. Соразмерность города и человека:
категорический императив
градостроительства ...........................................22
Ковалевский А. А. Объективация негативных
переживаний человека в пространстве
города ................................................................. 25
Корчевина Л. В., Шубина М. П. Коммуникативность
повседневного жизненного мира ..........29
Красноярова Н. Г., Юношева М. А. Философия
кино: становление проблематики ....................33
Нефёдова Л. К. Архетип ребёнка как
онтологический прототип и энергийносмысловая
форма конструирования
понимания детства в искусстве слова ..............36
Попов Е. А. Роль философии в деструкции
мифов будущего ................................................41
ЯзЫКОзНАНИЕ
Чуркин М. К., доктор исторических наук, профессор
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент
Шипилина Л. А., доктор педагогических наук, профессор
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-59612
от 10 октября 2014 г.
Подписной индекс 53075
Адрес редакции:
644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14
Омск, Издательство ОмГПУ, 2016
© Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Омский государственный педагогический
университет», 2016
2
Болатбаева А. Т. Полилингвальная
межкультурная деловая коммуникация ..........48
Дронсейка Р. П. Языковая личность С. Есенина
сквозь призму концептуального пространства
русской деревни ................................................51
Лаптева Е. А. Образ животного в медицинских
терминах на латинском, русском, английском,
немецком языках ...............................................54
Мельник Ю. А. Социально-лингвистические
проекты «Слово года» – 2015: специфика
и версии .............................................................. 56
Гуманитарные исследования • 2016 • № 2 (11)
Стр.2
Никитина Л. Б. Что для вас язык? (Разговор
без повода) .........................................................58
Шалацкая Т. П. Ономастическая палитра
в романе В. Белова «Все впереди» ..................61
Шестова А. А. Лексический аспект аннотаций
социальных сетей в английском и русском
языках ................................................................. 63
ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРчЕСТВО
Бердникова И. В., Ситникова Е. В.
Трансформация внутренней речи героярассказчика
(на материале романа
У. Фолкнера «Особняк») ....................................68
Козловская Е. В. Становление мифологической
картины мира в диалектах Иберийского
полуострова .......................................................70
Мельников Е. С. Непонятый Достоевский:
субъективизм в творчестве великого
писателя ............................................................. 72
ИСТОРИЯ
Гюль А. Историография становления
университетского образования в Турции:
проблемы и перспективы .................................78
Дементьева И. Н. Исследование специфики
субъекта образования: факторы формирования
протестного потенциала молодёжи
Вологодской области .........................................81
чуркин М. К. Воспоминания «детей войны»
(1941–1945 гг.) в коммеморативных практиках
российского общества: «место памяти» или
«место забвения»? ............................................86
ПЕДАГОГИКА
Афанасьева В. В. Факторы и условия,
обусловливающие девиантное
поведение подростков с ограниченными
интеллектуальными возможностями ..............91
Глух O. М. Совершенствование литературного
образования старшеклассников: анализ
эпических произведений в 10 классе ..............95
Гуманитарные исследования • 2016 • № 2 (11)
3
зарипова Е. И., Кирьянова Т. П., Лобова Т. И.
Событийность в гражданско-патриотическом
воспитании школьников ...................................97
Казаченок Ю. В. К вопросу об активизации
самопрезентационной деятельности студентов
как продуктивной педагогической
стратегии ..........................................................101
Лоренц В. В. Социально-культурный
и культурно-просветительский проект как
возможность для формирования активной
гражданской позиции школьника ..................103
Мацько Д. С. Изучение литературы как способ
формирования гуманистических ценностей
будущих учителей (на примере литературы
Англии) .............................................................106
Овчинникова Т. М. Особенности этнического
самосознания в подростковом и юношеском
возрасте ............................................................109
Одинцова С. А., Аксинович Т. В. Формирование
исследовательских умений младших
школьников на основе проектной
деятельности ....................................................112
Рыспаев А. Н., Мухамеджанова С. Ш.,
Серкпаев М. О., Мартынов А. А. Становление
военного образования в Республике
Казахстан ..........................................................115
Федоров В. М. Учреждения высшего
образования как базовый элемент
регионального развития .................................121
Федяева Л. В. Подготовка будущих учителей
к педагогической профессии ..........................123
Филатова А. Ф. Современное игровое
пространство детей: его издержки
и опасности ......................................................125
чуркина Н. И. Поступок в пространстве
воспитания современной молодежи .............129
Шульга Е. В. Преподавание математики
студентам нематематических
специальностей вузов с использованием
аспектов математической деятельности .......131
Стр.3
СЛОВО МОЛОДЫМ
Басова О. В. Функциональные особенности
архаизмов и историзмов в произведениях
А. С. Пушкина ...................................................136
Карташова Е. И. Современная система
профессиональной ориентации .....................138
Марченко Л. С. Характеристика человека
в английской и русской языковых картинах
мира на примере устойчивых сравнений с
компонентом «явление природы» ................140
Толькова К. А. Лексико-грамматические девиации
как способ выражения языковой личности
рассказчика ......................................................143
Помигалова Е. В. Семантика говорящих имен
в комедии Б. Джонсона «Варфоломеевская
ярмарка» ..........................................................146
СТРАНИцЫ ПАМЯТИ
Лапчик М. П. В. М. Самосудов – ректор особой
категории ..........................................................150
чинакова Л. И. Л. И. Чинакова как «дитя войны»
(субъект о себе как об объекте) ..............154
Сведения об авторах ......................................160
Информация для авторов ..............................162
4
Гуманитарные исследования • 2016 • № 2 (11)
Стр.4
CONtENtS
ISSN 2309-9380
newsletter of omsk state
pedagogical university.
humanitarian research
scientific journal
2016. № 2 (11)(11)
11)
Volokh O. V., Doctor of Political Sciences, Professor,
Editorial Board Chairman
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Chekaleva N. V., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Sharov A. S., Doctor of Psychological Sciences, Professor
Editorial Board
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences,
Professor, Editor-in-chief
Gornova G. V., Doctor of Philosophical Sciences,
Associate Professor, Deputy Chief Editor
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences,
Deputy Chief Editor
Editorial Staff
Antilogova L. N., Doctor of Phychological Sciences, Professor
Berend N., Professor Dr. (Mannheim, Deutschland)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kirichuk E. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
PHilOSOPHy
Arpentievа M. R.
Ideological problems of education and social
differentiation ......................................................10
Bugaitsova A. S.
A self-sufficient person in existential
philosophy ...........................................................15
Valevich E. S., Reilyanu M. D.
The metaphysics of gender in Russian and Western
philosophy of the 19th and early 20th
centuries ..19
Gornova G. V.
Harmony between the city and the man:
categorical imperative of urban
development .......................................................22
Kovalevsky A. A.
Objectification of human negative experiences
in the urban space ...............................................25
Korchevina l. V., Shubina M. P.
Communication in everyday life-world ...............29
Kopteva E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Krasnoyarova N. V., PhD in Philosophy, Associate Professor
Krott I. I., PhD in History, Associate Professor
Lapchik M. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Medvedev L. G., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Abakan)
Ragulina M. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Rodigina N. N., Doctor of Historical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Smith P., Professor (Arlington, USA)
Smolin O. N., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Tryapitsina A. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Saint Petersburg)
Churkin M. K., Doctor of Historical Sciences, Professor
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate
Professor
Shipilina L. A., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Сertificate of registration ПИ № ФС77-59612
of October 10, 2014
Index 53075
Editorial office address:
OSPU, 14, Naberezhnaya Tukhachevskogo,
644099, Omsk
Omsk, Publishing house OSPU, 2016
© Federal State Budget Educational Institution of Higher Education
«Omsk State Pedagogical University», 2016
Krasnoyarova N. G., yunosheva M. A.
Philosophy of cinema: formation
of the perspective ...............................................33
Nefyodova l. K.
Child archetype as an ontological prototype and
energetic-semantic form of construction
of understanding childhood in the art
of words............................................................... 36
Popov E. A.
The role of philosophy in the destruction
of myths of the future .........................................41
liNGUiStiCS
Bolatbaeva A. t.
Polylingual intercultural business
communication....................................................48
Dronseika R. P.
The linguistic personality of Sergey Yesenin trough
the prism of conceptual space of the russian
village .................................................................. 51
Гуманитарные исследования • 2016 • № 2 (11)
5
Стр.5
lapteva E. A.
The image of the animal in medical terms
in the Latin, Russian, English and German
languages ............................................................54
Melnik yu. A.
Sociolinguistic projects “The word of the year” –
2015: specificities and versions ...........................56
Nikitina l. B.
What is language for you? (Conversation without
cause) .................................................................. 58
Shalatskaya t. P.
Onomastic palette in V. Belov’s novel “Everything
is ahead” .............................................................. 61
Shestova A. A.
The lexical aspect of the annotations of social
networks in English and Russian .........................63
litERAtURE. litERAtURE StUDiES. FOlKlORE
Berdnikova i. V., Sitnikova E. V.
The transformation of a hero-narrator’s inner
speech (as exemplified in “The mansion”, a novel
by W. Faulkner) ....................................................68
Kozlovskaya E. V.
Formation of the mythological picture
of the world in dialects of the Iberian
peninsula .............................................................70
Melnikov E. S.
The misunderstood Dostoevsky: subjectivity
in the works of the great writer ..........................72
HiStORy
Gul A.
Historiography of formation of university
education in Turkey: problems and prospects .....78
Dementieva i. N.
Study on special features of the subject of
education: factors of formation of protest
potential of youth in the Vologda region ............81
Churkin M. K.
Memories of “children of war” (1941–1945) in
commemorative practices of the Russian society:
“place of memory” or “place of oblivion”? .........86
6
PEDAGOGiCS
Afanasieva V. V.
Factors and conditions causing the deviant
behaviour of adolescents with intellectual
disabilities ............................................................91
Gluh O. M.
Perfection of literary education of senior pupils:
aspects of analysis of epic works in a 10 class .....95
Zaripova E. i., Kiryanova t. P., lobova t. i.
Eventfulness in civil and patriotic upbringing of
schoolchildren .....................................................97
Kazachonok yu. V.
To the question of activization of self-presentation
activity of students as productive pedagogical
strategy ..............................................................101
lorents V. V.
Projects as an opportunity to form the active
citizenship of school students ...........................103
Matsko D. S.
Studying English literature as a means
of forming humanistic values of would-be
teachers .............................................................106
Ovchinnikova t. M.
Features of ethnic identity in adolescence and
young adulthood ...............................................109
Odintsova S. А., Aksinovich t. V.
Research skill development of primary
schoolchildren based on project activity ...........112
Ryspaev A. N., Mukhamedzhanova S. Sh.,
Serkpaev М. О., Martynov А. А.
Establishment of military education
in the Republic of Kazakhstan ............................115
Fedorov V. M.
Institutions of higher education as a basic
element of regional development .....................121
Fedyaeva l. V.
Reparation of future teachers for pedagogical
profession ..........................................................123
Filatova A. F.
Modern play space for children: its damages
and risks ............................................................125
Гуманитарные исследования • 2016 • № 2 (11)
Стр.6
Churkina N. i.
Act in the frame of education of modern
youth ................................................................ 129
Shulga E. V.
Teaching mathematics to university students
of non-mathematical specialties by using aspects
of mathematical activity ....................................131
lEt tHE yOUtH SAy
Basova O. V.
Functional features of archaisms and historisms
in A. S. Pushkin’s works .....................................136
Kartashova E. i.
Modern vocational guidance system .................138
Marchenko l. S.
Characteristic of person in English and Russian
language worldview on the example of
stable comparisons with component “natural
phenomena” .....................................................140
tolkova K.A.
Lexical and grammatical deviations in
representation of a narrator’s linguistic
personality .........................................................143
Pomigalova E. V.
Semantics of charactonyms in Ben Jonson’s
comedy “Bartholomew fair” .............................146
MEMORy PAGES
lapchik M. P.
V. M. Samodurov – rector of a special
category .............................................................150
Chinakova l. i.
L. I. Chinakova as “a child of the war” (subject
about themselves as about an object) ..............154
information about the authors ........................160
information for the authors .............................162
Гуманитарные исследования • 2016 • № 2 (11)
7
Стр.7