Министерство образования и науки
Российской Федерации
Ministry of Education and Science
of the Russian Federation
Омский государственный педагогический
университет
Omsk State Pedagogical University
Вестник
Омского государственного
педагогического
университета
ГУМАНИТАРНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2015 • № 1 (5)
Newsletter
of Omsk State
Pedagogical
University
HUMANITARIAN
RESEARCH
Scientific journal
2015 • № 1 (5)
Омск
Omsk
Издательство ОмГПУ
2015
Publishing house OmSPU
2015
Стр.1
СОДЕРжАНИЕ
педагОгическОгО униВерситета.
гуманитарные исследОВания
ОмскОгО гОсударстВеннОгО
ISSN 2309-9380
Вестник
научный журнал
2015. № 1 (5)
Волох О. В., доктор политических наук, профессор,
председатель редакционного совета
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор
Чекалёва Н. В., доктор педагогических наук, профессор
Шаров А. С., доктор психологических наук, профессор
Редакционный совет
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор,
главный редактор
Редколлегия журнала
Горнова Г. В., доктор философских наук, доцент,
заместитель главного редактора
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент,
заместитель главного редактора
Антилогова Л. Н., доктор психологических наук, профессор
Беренд Н., профессор (Маннгейм, Германия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент
Красноярова Н. В., кандидат философских наук, доцент
Кротт И. И., кандидат исторических наук, доцент
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан)
Пивоваров Д. В., доктор философских наук, профессор
(Екатеринбург)
Смит П., профессор (Арлингтон, США)
Филатова А. Ф., доктор психологических наук, доцент
Чернявская Е. А., кандидат психологических наук
Чуркин М. К., доктор исторических наук, профессор
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент
Шипилина Л. А., доктор педагогических наук, профессор
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-59612
от 10 октября 2014 г.
Адрес редакции:
644099, Омск-99, Набережная Тухачевского, 14, ОмГПУ
ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»: 644099, Омск-99, Набережная
Тухачевского, 14
Омск, Издательство ОмГПУ, 2015
© Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования «Омский
государственный педагогический университет», 2015
2
Рагулина М. И., доктор педагогических наук, профессор
Родигина Н. Н., доктор исторических наук, профессор
(Новосибирск)
ФИЛОСОФИЯ
Адибекян О. А.
Ситуационные причины образования
этнодиаспор ............................................................8
Зенец Н. Г., Максименко Л. А.,
Мироненко Т. В.
Звездное небо над головой? (К вопросу
о смыслах известного изречения И. Канта) .......12
Лобанов Ю. С.
Природно-географические факторы
ограничения духовной деятельности
в России .................................................................16
Нефёдова Л. К., Новикова Е. Б.
Сакральное и профанное в оперной
интерпретации культурного конфликта .............21
Федорова Н. В.
Объективация телесной девиации субъекта
в философии .........................................................24
ФИЛОЛОГИЯ
Буренкова С. В.
Содержательная динамика немецкого
концепта Sicherheit в современном
социокультурном контексте ................................30
Гордеева З. А.
Исследование ассоциативного поля зоонима
на примере направленного ассоциативного
эксперимента «кошка какая?» ............................33
Токарь О. В.
Оценка читательского восприятия
произведений А. Алексина .................................35
Ускова А. И.
Эволюция употребления арго
в художественной литературе ............................39
Фролова И. В.
Аспекты изучения языковой личности
немецкого школьника старшего возраста .........42
Штехман Е. А.
Самооценка человека в речевых жанрах
(на примере статей из журнала «Караван
историй») ..............................................................47
Гуманитарные исследования • 2015 • № 1 (5)
Стр.2
ИСТОРИЯ
ПЕДАГОГИКА
Ахмадиева Н. В.
Крестьянство Башкирии в годы Великой
Отечественной войны: уроки патриотизма .......52
Ермачкова Е. П.
Переход к советской системе местного
самоуправления в период гражданской
войны и социально-экономического кризиса
(на примере Приишимья) ...................................56
Никитина И. В.
Балаклава: 1921-й год в архивных
документах ............................................................60
Чуркин М. К.
«Человек-мигрирующий»: концепт «исхода–
пути–обретения» в крестьянских
переселениях второй половины XIX –
начала XX вв. .........................................................64
ПСИхОЛОГИЯ
Клименко Е. Е.
Психологические измерения жизненной
перспективы в ситуации ограничения
физических возможностей ..................................70
КУЛьТУРОЛОГИЯ
Айтмагамбетова М. Б.
Роль сайта в формировании имиджа вуза
(на примере сайта Инновационного
Евразийского университета Павлодара) ............76
Гурьянова Г. Г.
«Друзья улицы Либкнехта» – опыт
арт-конструирования городской среды ............78
Матвеев В. Ю.
Эрмитажный центр в Омске как
перспективная точка роста
кросс-культурного пространства .......................81
Мушкалов С. М.
Музей-communication ..........................................84
Старцева А. С.
Перспективы создания и продвижения
«культурного бренда» в Омском регионе .........86
Альмяшова Л. В., Овчерук Л. Д.
Формирование лингвокультурологических
компетенций студентов нелингвистического
вуза ........................................................................92
Дудина М. М., Глотова Е. Е.
Изучение требований работодателей
к выпускникам вузов: российский
и зарубежный опыт ..............................................95
Колосова Н. Н.
Гуманистическая направленность
профессиональной подготовки будущих
воспитателей дошкольных образовательных
организаций ..........................................................99
Кукьян В. Н., хованская А. В.
Традиционные и новые коммуникационные
методики в образовательном процессе
(на примере преподавания дисциплин
гуманитарного цикла в Пермской
государственной сельскохозяйственной
академии) ............................................................103
Сафонов В. И.
Подготовка бакалавров направления
«Педагогическое образование»
к использованию методов информатики
и ИКТ в изучении математики ...........................106
Фадеев В. И.
Эволюция системы управления
высшим образованием во Франции ................109
Шипилина Л. А., Старовойтова ж. А.
Проектирование критериев оценивания
компетенций будущих педагогов
профессионального обучения
на государственном экзамене ..........................112
Юдина Т. А.
Развитие аудитивных навыков и умений
на занятиях по русскому языку
как иностранному (на примере темы
«Идём в театр») ..................................................116
СЛОВО МОЛОДЫМ
Иванова А. И.
Трудности в обучении аудированию
(китайский язык) .................................................120
Гуманитарные исследования • 2015 • № 1 (5)
Стр.3
Малько Е. А.
Коррекционная работа с поведенческими
паттернами ..........................................................122
Савченко В. С., Смолина Е. С.
Великий шелковый путь: история
и экономика .......................................................124
СТРАНИцЫ ПАМЯТИ
Никитина Л. Б.
Просто жизнь .....................................................128
Сведения об авторах .......................................132
Информация для авторов ...............................134
Гуманитарные исследования • 2015 • № 1 (5)
Стр.4
ISSN 2309-9380
CONtENtS
newsletter of omsk state
pedagogical university.
humanitarian research
scientific journal
2015. № 1 (5)
Volokh O. V., Doctor of Political Sciences, Professor,
Editorial Board Chairman
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Chekaleva N. V., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Sharov A. S., Doctor of Psychological Sciences, Professor
Editorial Board
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences,
Professor, Editor-in-chief
Gornova G. V., Doctor of Philosophical Sciences,
Associate Professor, Deputy Cief Editor
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences,
Deputy Cief Editor
Editorial Staff
Antilogova L. N., Doctor of Phychological Sciences, Professor
Berend N., Professor Dr. (Mannheim, Deutschland)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
PHilOSOPHy
Adibekian О. A.
Situational reasons for ethnic diasporas’
formation .................................................................8
Zenets N. G., Maksimenko l. A.,
Mironenko t. V.
Is the starry sky above your head? (Revisiting the
meaning of I. Kant’s famous statement) ................12
lobanov yu. S.
Natural-geographic factors of
spiritual life limitation in Russia .............................16
Nefedova l. K., Novikova E. B.
The sacred and the profane in the opera
interpretation of cultural conflict ..........................21
Fedorova N. V.
Objectification of the subject’s carnal deviation
in philosophy ..........................................................24
Kopteva E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Krasnoyarova N. V., Phd in Philosophy, Associate Professor
Krott I. I., PhD in History, Associate Professor
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Abakan)
Pivovarov D. V., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Yekaterinburg)
Ragulina M. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Rodigina N. N., Doctor of Historical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Smith P., Professor (Arlington, USA)
Filatova A. F., Doctor of Psychological Sciences, Associate
Professor
Chernyavskaya E. A., PhD in Psychology
Churkin M. K., Doctor of Historical Sciences, Professor
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate
Professor
Shipilina L. A., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Сertificate of registration ПИ № ФС77-59612
от 10 октября 2014 г.
Editorial office address:
OSPU, 14, Naberezhnaya Tukhachevskogo,
644099, Omsk-99
FSBEI HPE «OSPU»:
14, Naberezhnaya Tukhachevskogo,
644099, Omsk-99
OSPU Press Omsk, 2015
© Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional
Education «Omsk State Pedagogical University», 2015
PHilOlOGy
Burenkova S. V.
Dynamics in the content of the concept
Sicherheit in the modern sociocultural context....30
Gordeeva Z. A.
Research of zoonym associative field
by example of directional associative
experiment ‘cat is what’ .........................................33
tokar O. V.
Assessment of the reader’s perception
of A. Alexin’s works ................................................35
Uskova A. i.
The development of the argot usage in fiction .....39
Frolova i. V.
The aspects of studying german high school
pupil’s language prsonality ....................................42
Shtekhman E. A.
Self-esteem of a person in speech genres
(through the example of the articles from
the magazine ‘‘Caravan of Stories’’) ......................47
Гуманитарные исследования • 2015 • № 1 (5)
5
Стр.5
HiStORy
Akhmadieva N. V.
Peasants in Bashkiria during the Great Patriotic
War: lessons of patriotism .....................................52
Ermachkova E. P.
Transition to the Soviet system of local
government during the Civil War and social and
economic crisis (through the example
of Priishimye) .........................................................56
Nikitina i. V.
Baklava: 1921 year in archival documents ............60
Churkin M. K.
‘‘Man-migratory’’: the concept of ‘‘exodus-wayfinding’’
in the peasant movements
of the second half of XIX – early XX centuries .......64
PSyCHOlOGy
Klymenko Е. E.
Psychological dimensions of life perspective
in the situation of disabled people ........................70
CUltUROlOGy
Aytmagambetova M. B.
The role of the website in the image formation
of an educational institution (through
the example of the website of the Innovative
University of Eurasia of the city of Pavlodar) ........76
Guryanova G. G.
‘‘Liebknecht street friends’’ – the experience
of art construction of the city environment ..........78
Matveev V. yu.
The Hermitage centre as a strategic point
of cross-cultural environment development .........81
Mushkalov S. M.
Museum-communication ......................................84
Startseva A. S.
Prospects for ‘‘cultural brand’’ construction
and promotion in the Omsk region .......................86
PEdAGOGiCS
Almyashova l. V., Ovcheruk l. d.
Formation of linguistic and cultural competences
of the students in non-linguistic higher
education institutions ............................................92
dudina M. M., Glotova E. E.
Employers requirements for graduates:
Russian and foreign experience .............................95
Kolosova N. N.
The humanistic orientation of professional
training of future teachers of pre-school
educational institutions .........................................99
Kukyan V. N., Khovanskaya A. V.
Traditional and new communication methods
in the educational process (through
the example of teaching humanities
in the Perm State Agricultural Academy) ............103
Safonov V. i.
Training of bachelors of the pedagogical
education direction for use of methods
of informatics and ICT in studying mathematics ...106
Fadeyev V. i.
The evolution of governance of the system
of higher education in France ..............................109
Shipilina l. A., Starovoytova Zh. A.
The design of criteria for the assessment
of competences of future teachers
of vocational training at the state exam ..............112
yudina t. A.
The development of listening skills
at the lessons of Russian as a foreign language
(through the example of the theme
‘‘Let’s go to the theater’’) ....................................116
lEt tHE yOUtH SAy
ivanova А. i.
Challenges in teaching listening
(Chinese language) ...............................................120
Malko E. A.
Correctional work with behavioural patterns .....122
Savchenko V. S., Smolina E. S.
The Great Silk Road: history and economics .......124
MEMORy PAGES
Nikitina l. B.
Simply life ............................................................128
information About the Authors ........................132
information For the Authors ..............................134
Гуманитарные исследования • 2015 • № 1 (5)
Стр.6