Министерство образования и науки
Российской Федерации
Ministry of Education and Science
of the Russian Federation
Омский государственный педагогический
университет
Omsk State Pedagogical University
Вестник
Омского государственного
педагогического
университета
ГУМАНИТАРНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2014 • № 3 (4)
Newsletter
of Omsk State
Pedagogical
University
HUMANITARIAN
RESEARCH
Scientific journal
2014 • № 3 (4)
Омск
Omsk
Издательство ОмГПУ
2014
Publishing house OmSPU
2014
Стр.1
СОДЕРжАНИЕ
педагОгическОгО униВерситета.
гуманитарные исследОВания
ОмскОгО гОсударстВеннОгО
ISSN 2309-9380
Вестник
научный журнал
2014. № 3 (4)
Волох О. В., доктор политических наук, профессор,
председатель редакционного совета
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор
Чекалёва Н. В., доктор педагогических наук, профессор
Шаров А. С., доктор психологических наук, профессор
Редакционный совет
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор,
главный редактор
Редколлегия журнала
Горнова Г. В., доктор философских наук, доцент,
заместитель главного редактора
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент,
заместитель главного редактора
Антилогова Л. Н., доктор психологических наук, профессор
Беренд Н., профессор (Маннгейм, Германия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент
Красноярова Н. В., кандидат философских наук, доцент
Кротт И. И., кандидат исторических наук, доцент
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан)
Пивоваров Д. В., доктор философских наук, профессор
(Екатеринбург)
Смит П., профессор (Арлингтон, США)
Филатова А. Ф., доктор психологических наук, доцент
Чернявская Е. А., кандидат психологических наук
Чуркин М. К., доктор исторических наук, профессор
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент
Шипилина Л. А., доктор педагогических наук, профессор
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-59612
от 10 октября 2014 г.
Адрес редакции:
644099, Омск-99, Набережная Тухачевского, 14, ОмГПУ
ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»: 644099, Омск-99, Набережная
Тухачевского, 14
Омск, Издательство ОмГПУ, 2014
© Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования «Омский
государственный педагогический университет», 2014
2
Рагулина М. И., доктор педагогических наук, профессор
Родигина Н. Н., доктор исторических наук, профессор
(Новосибирск)
ФИЛОСОФИЯ
Валевич Е. С.
Противоречивость персонализма
в культуре потребления ......................................10
Гопко В. В.
Так ли избыточно избыточное потребление?....13
Горнова Г. В.
Антиномичность культуры...................................16
Кениспаев ж. К.
Диктаторы из прошлого.......................................20
Красноярова Н. Г.
Основные принципы философии культуры
как методологии...................................................23
Нефедова Л. К.
Имманентное и континуальное начала
детского Мы.........................................................26
Пивоваров Д. В.
Религиозно-философские модели человека:
трехмерный человек............................................29
Шаров А. С.
Превращения в культуре и развитии человека...35
Штехман Е. А.
Общие вопросы теории антропологического
исследования категорий долг и желание..........38
ФИЛОЛОГИЯ
Будехин С. Ю.
«Гамлет» Шекспира и трагедия мести:
эволюция жанра...................................................44
Глотова Е. А.
Семья в русском национальном сознании........47
Езан И. Е.
Цитированный способ передачи
информации в немецкой журнальной
публицистике........................................................51
Николенко О. Ю., Файлерт Н. А.
Названия мифических существ: история
лексической группы по лексикографическим
источникам..........................................................54
Гуманитарные исследования • 2014 • № 3 (4)
Стр.2
Ощепкова Т. В.
О терминологизации общеупотребительной
лексики как одном из способов
терминообразования в подъязыке
герменевтики........................................................57
Попова А. Н.
К проблеме семантического моделирования
образа ребенка в русской языковой
картине мира........................................................61
Уланов А. В.
Константы военной языковой картины мира
в русском языке начала XX века..........................64
Шадрина А. А.
Анализ эмоционального компонента
значения слова «родина» в условиях
учебного триязычия..............................................68
Шестова А. А.
Семантическая связь между отражающими
явления техногенной цивилизации словами
в русском и английском языках..........................71
ИСТОРИЯ
Чуркин М. К.
Сибирская региональная идентичность
в переселенческом процессе второй
половины XIX – начала XX вв. .............................78
Чуркина Н. И.
Чтение в системе подготовки педагогических
кадров: историко-педагогический взгляд
на проблему .........................................................81
СОцИОЛОГИЯ
Гунбина С. В., Литвак Р. А.
Проблема развития социальной активности
студентов в современном обществе .................86
Кравцова Т. В.
Понятие академической мобильности
в гуманитарном знании ......................................88
Мельникова Н. А., Горбачева Ю. С.
Специфика коммуникаций в выставочных
технологиях сферы business-to-business ...........90
Степнов П. А.
Фонды целевого капитала (эндаумент-фонды)
в сфере образования России ..............................94
ДЕЛИМСЯ МЕТОДИЧЕСКИМ ОПЫТОМ
жесткова Е. А.
Опыт партисипативной организации
образовательного процесса в Арзамасском
филиале Нижегородского государственного
университета им. Н. И. Лобачевского .............128
Зернина Е. В., Чурсина Ю. А.
Формирование профессиональных
компетенций бакалавров-экономистов
посредством интерактивных образовательных
технологий ..........................................................130
Фадеева О. А.
Символическая коммуникация имиджа
политического лидера .........................................97
КУЛьТУРОЛОГИЯ
Гусев Д. А.
Декоративно-прикладное творчество
как форма проявления общенациональной
идентичности России ........................................102
Кассал Б. Ю.
Палеолитические изображения
представителей рода Bison: зоологическая
оценка одного аспекта ......................................103
Федяев Д. М.
Обаяние ножа: тенденция символизации
вещей в современной культуре .......................107
ПЕДАГОГИКА
Лупаренко С. Е.
Детская игротека в системе внешкольного
образования в СССР (1930–1950 гг.) ................114
Мыльникова С. А.
Подготовка преподавателей вуза
к межкультурной коммуникации в сфере
образования ......................................................118
Федяева Л. В., Серикова А. К.
Организация профильного обучения
в сельской школе ...............................................120
Чечулина Н. А., Скибицкий Э. Г., Лихачев А. С.
Формирование изыскательской компетентности
начинающего исследователя ...........................122
Гуманитарные исследования • 2014 • № 3 (4)
3
Стр.3
Маклаева Э. В.
О подготовке будущих учителей начальных
классов к формированию и развитию
пространственных представлений младших
школьников .........................................................134
Филиппова Л. В.
Опыт разработки учебного курса
«Речевое мастерство педагога» ........................138
СЛОВО МОЛОДЫМ
Ковалевский А. А.
Постнигилизм как форма современного
мировоззрения ..................................................142
Новикова И. В.
Способы репрезентации категории
эмотивности в библейском тексте
(на материале англоязычного варианта
Книги притчей Соломоновых) ............................145
РЕцЕНЗИИ
Карпова Л. М.
Наука в «кривом зеркале» антисциентизма ...150
ПРОЕКТЫ ОмГПУ
Скок Т. Н.
Использование электронных
образовательных ресурсов при реализации
социального просветительского проекта,
популяризирующего грамотность
и культуру речи .................................................154
СТРАНИцЫ ПАМЯТИ
Воробьева З. В., Вострова К. О.
Реликвии и раритеты семейной библиотеки
Воробьевых: к 80-летию со дня рождения
Ю. В. Воробьева .................................................158
Сведения об авторах ........................................164
Информация для авторов ...............................166
4
Гуманитарные исследования • 2014 • № 3 (4)
Стр.4
CONtENtS
ISSN 2309-9380
newsletter of omsk state
pedagogical university.
humanitarian research
scientific journal
2014. № 3 (4)
Volokh O. V., Doctor of Political Sciences, Professor,
Editorial Board Chairman
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Chekaleva N. V., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Sharov A. S., Doctor of Psychological Sciences, Professor
Editorial Board
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences,
Professor, Editor-in-chief
Gornova G. V., Doctor of Philosophical Sciences,
Associate Professor, Deputy Cief Editor
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences,
Deputy Cief Editor
Editorial Staff
Antilogova L. N., Doctor of Phychological Sciences, Professor
Berend N., Professor Dr. (Mannheim, Deutschland)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
PHilOSOPHy
Valevich E. S.
The inconsistency of personalism in the culture
of consumption .....................................................10
Gopko V. V.
Whether excess consumption is so superfluous? ...13
Gornova G. V.
The antinomy of culture ........................................16
Kenispaev Zh. K.
Dictators from the past .........................................20
Krasnoyarova N. G.
The basic principles of the philosophy
of culture as a methodology .................................23
Nefiodova l. K.
Inherent and continual started baby we .............26
Pivovarov D. V.
Religious philosophical model of man:
three-dimentional man .........................................29
Kopteva E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Krasnoyarova N. V., Phd in Philosophy, Associate Professor
Krott I. I., PhD in History, Associate Professor
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Abakan)
Pivovarov D. V., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Yekaterinburg)
Ragulina M. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Rodigina N. N., Doctor of Historical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Smith P., Professor (Arlington, USA)
Filatova A. F., Doctor of Psychological Sciences, Associate
Professor
Chernyavskaya E. A., PhD in Psychology
Churkin M. K., Doctor of Historical Sciences, Professor
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate
Professor
Shipilina L. A., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Сertificate of registration ПИ № ФС77-59612
от 10 октября 2014 г.
Editorial office address:
OSPU, 14, Naberezhnaya Tukhachevskogo,
644099, Omsk-99
FSBEI HPE «OSPU»:
14, Naberezhnaya Tukhachevskogo,
644099, Omsk-99
OSPU Press Omsk, 2014
© Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional
Education «Omsk State Pedagogical University», 2014
Sharov A. S.
Conversion in culture and development
of the person .........................................................35
Shtekhman E. A.
General issues on theory of anthropological
research of the categories ‘Debt’ and ‘Desire’ .......38
PHilOlOGy
Budekhin S. yu.
«Hamlet» by Shakespeare and the tragedy
of revenge: evolution of the genre .....................44
Glotova E. A.
Family in russian national consciousness ............47
Ezan i. E.
The quoted way of information transfer
in German journalistic publicism ..........................51
Nikolenko O. yu., Fajlert N. A.
The nominations of mythical creatures:
the history of lexical group according
to lexicographic sources ........................................54
Oschepkova t. V.
Turning everyday words into terms as a means
of enriching terminology of hermeneutics ........57
Гуманитарные исследования • 2014 • № 3 (4)
Стр.5
Popova A. N.
To the problem of semantic modeling of child
image in Russian language picture of the world ....61
Ulanov A. V.
Constants of the military linguistic picture
of the world in the Russian language
at the beginning of the XX century .......................64
Shadrina A. A.
The analysis of an emotional component
of the meaning of word «homeland»
in conditions of educational trilingualism ...........68
Shestova A. A.
The semantic relation between the Russian
and English words reflecting the phenomena
of the technogenic civilization .............................71
HiStORy
Churkin M. K.
Siberian regional identity in the resettlement
process of the second half of XIX – early
XX centuries ...........................................................78
Churkina N. i.
Reading in the system of teaching staff training:
historical-pedagogical point of view
on the problem .....................................................81
SOCiOlOGy
Gunbina S. V., litvak R. A.
Problem of development of students’ social
activity in modern society ....................................86
Kravtsova t. V.
Concept of academic mobility
in the humanities ..................................................88
Melnikova N. A., Gorbachova yu. S.
Specifics of communications in exhibition
technologies of business-to-business field ..........90
Stepnov P. A.
Endowment funds in the Russian educational
sphere ....................................................................94
Fadeyeva O. A.
Symbolic communication of a political
leader’s image .......................................................97
CUltUROlOGy
Gusev D. A.
Arts and crafts as a form of manifestation
of the Russian national identity ..........................102
Kassal B. yu.
Paleolithic images of representatives
of the genus Bison: zoological evaluation
of one aspect ......................................................103
Fedyaev D. M.
Charm of the knife: tendency of symbolization
of things in modern culture ................................107
PEDAGOGiCS
luparenko S. Е.
Children’s games library in the system
of extracurricular education in the USSR
(1930–1950) .........................................................114
Mylnikova S. A.
University tearchers’ training for intercultural
communication in the sphere of education .......118
Fedyaeva l. V., Serikova A. K.
Organization of subject oriented education
in a rural school ...................................................120
Chechulina N. A., Skibitskiy E. G.,
likhachеv A. S.
Exploratory competence formation
of the young researcher ......................................122
SHARiNG MEtHODiCAl ExPERiENCE
Zhestkova E. A.
Experience of participatory organization
of the educational process at Arzamas branch
of N. I. Lobachevsky State University
of Nizhni Novgorod .............................................128
Zernina E. V., Chursina yu. A.
Moulding economists’ professional
competence through interactive educational
technologies ........................................................130
Maklayeva E. V.
About future primary school teachers’ training
for the formation and development of primary
school students’ spatial concepts .......................134
Гуманитарные исследования • 2014 • № 3 (4)
Стр.6
Filippova l. V.
Experience in development of the training
course “Speech proficiency of the teacher” ......138
lEt tHE yOUtH SAy
Kovalevsky A. A.
Postnihilism as a form of modern ideology ........142
Novikova i. V.
The Category of emotivity and the ways
it is represented in the Biblical Text
(On the English variant of the Proverbs) ...........145
REViEwS
Karpova l. M.
Science in «distoring mirror» of antiscientism ...150
PROjECtS OF OSPU
Skok t. N.
The use of electronic educational resources
in the implementation of social and educational
projects that promote literacy and culture
of speech .............................................................154
MEMORy PAGES
Vorobyova Z. V. , Vostrova K.O.
Relics and rare books of the Vorobyovs’ family
library: dedicated to 80 years from the birth
of Yu. V. Vorobyov ...............................................158
information About the Authors ........................164
information For the Authors .............................166
Гуманитарные исследования • 2014 • № 3 (4)
Стр.7