Министерство образования и науки
Российской Федерации
Ministry of Education and Science
of the Russian Federation
Омский государственный педагогический
университет
Omsk State Pedagogical University
Вестник
Омского государственного
педагогического
университета
ГУМАНИТАРНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2014 • № 2 (3)
Newsletter
of Omsk State
Pedagogical
University
HUMANITARIAN
RESEARCH
Scientific journal
2014 • № 2 (3)
Омск
Omsk
Издательство ОмГПУ
2014
Publishing house OmSPU
2014
Гуманитарные исследования • 2014 • № 2 (3)
1
Стр.1
СОДЕРжАНИЕ
ISSN 2309-9380
ВЕСТНИК
ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2014. № 2 (3)
Редакционный совет
Волох О. В., доктор политических наук, профессор, председатель
редакционного совета
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор
Чекалева Н. В., доктор педагогических наук, профессор
Шаров А. С., доктор психологических наук, профессор
Редколлегия журнала
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор, главный
редактор
Горнова Г. В., доктор философских наук, доцент,
заместитель главного редактора
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент, заместитель
главного редактора
Антилогова Л. Н., доктор психологических наук, профессор
Беренд Н., профессор (Маннгейм, Германия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент
Красноярова Н. В., кандидат философских наук, доцент
Кротт И. И., кандидат исторических наук, доцент
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан)
Пивоваров Д. В., доктор философских наук, профессор (Екатеринбург)
Рагулина
М. И., доктор педагогических наук, профессор
Родигина Н. Н., доктор исторических наук, профессор (Новосибирск)
Смит
П., профессор (Арлингтон, США)
Филатова А. Ф., доктор психологических наук, доцент
Чернявская Е. А., кандидат психологических наук
Чуркин М. К., доктор исторических наук, профессор
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент
Шипилина Л. А., доктор педагогических наук, профессор
Адрес редакции:
644099, Омск-99, Набережная Тухачевского, 14, ОмГПУ
ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»: 644099, Омск-99, Набережная Тухачевского,
14
Омск, Издательство ОмГПУ, 2014
© Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»,
2014
2
ФИЛОСОФИЯ
Винарский М. В.
Диалоги о раковинах в школе Песталоцци
(Этюд из истории педагогики)................................. 8
Красноярова Н. Г.
Русская литература в координатах
децентрированного мышления В. В. Розанова...12
Медведовская В. Ф.
Дерево Сфирот как модель
для представления структуры семьи.................... 15
Мочалова К. П.
Мифологическая составляющая
современной идеологии .......................................18
Навойчик Е. Ю.
Теоретические основания компетентностного
подхода в философии образования ......................22
Новикова Е. Б.
Гений и импровизация ...........................................24
Федорова Н. В.
Девиация и норма как проблема философии .....27
ФИЛОЛОГИЯ
Борейко Т. С.
Базовые предикаты тактильного восприятия
в синхронии и диахронии ......................................32
жесткова Е. А.
Мир детства и способы его воплощения
в цикле рассказов В. И. Даля
«Картины из быта русских детей» .........................34
Кочеткова М. О.
Блог-рецензия как жанровая разновидность
гипержанра блога ..................................................38
Михайлова А. И.
Функционирование инвективы
в текстах отечественной рок-музыки ....................41
Некрасова Т. В.
Знаковая модель лингвокогнитивной
компетенции языковой личности
в сфере профессиональной деятельности ...........44
Гуманитарные исследования • 2014 • № 2 (3)
Стр.2
Троян С. В.
ПЕДАГОГИКА
Синонимический ряд «здоровый»:
о смыслах, входящих в концепт «здоровье» .......48
Штехман Е. А.
Анализ диалектного текста
как средство выявления компонентов
языкового сознания и стратегий говорящего ......51
Юнаковская А. А.
Политический дискурс ХVIII в.:
представление первого лица государства
(на материале архивных документов) ..................55
ИСТОРИЯ
Дроботенко Ю.Б.
Вузовская профессиональная подготовка
учителей: 1917–1941 гг. .........................................62
Михеев А.П.
Дисциплинарные наказания заключенных
в Тобольском временном военно-каторжном
отделении (1868–1876 гг.) .....................................67
Чуркин М.К.
Имперский проект колонизации Сибири
(вторая половина XIX – начало XX вв.):
аграрное освоение или социокультурная
инкорпорация? .......................................................70
СОцИОЛОГИЯ
Протасова Е. Ю.
Дискуссии о национальном
самоопределении в финляндской прессе ...........74
Стебляк В. В.
Неолиберальная идеология
в системе концептуального управления ..............78
Степнов П. А.
Образование как фактор повышения
конкурентоспособности социума .........................82
Черная В. А.
Социально-трудовая миграция
в современном обществе:
сельско-городская миграция в Украине ...............85
Чухин С. Г.
Социокультурная обусловленность
функциональных изменений
гражданского образования ..................................88
Асриев А. Ю., Трубин Ю. В.
Система кадетского образования
и подготовка молодежи к военной службе .........94
Кривогина Д. Н., Хаматнурова Е. Н.
Объективные причины перехода к модульным
программам, основанным на компетенциях
(на примере дисциплины «Инженерная
подготовка и благоустройство территорий»
специальности 270802 «Строительство
и эксплуатация зданий и сооружений») ...............97
Лоренц В. В.
Условия реализации
трансграничного обучения в вузе .......................101
Макарова Н. С.
Развитие дидактического знания
об образовательном процессе в высшей школе ..104
Синицына Г. П.
Изменение профессионально-образовательной
среды в условиях отраслевого
образовательного кластера .................................108
Федяева Л. В., Сапкиреева Е. М.
Элективные курсы:
неоправдавшиеся надежды ................................112
ПСИХОЛОГИЯ
Стебляк Е. А.
Восприятие и понимание трудных
и кризисных ситуаций лицами
с интеллектуальной недостаточностью ..............118
СЛОВО МОЛОДЫМ
Досанова А. К.
Морфемная деривация
как способ номинации биологически
активных добавок в русском языке ....................124
Лафтими И.
Модель многоязычного переводного
отраслевого рыболовного словаря
тезаурусного типа ................................................126
Сведения об авторах ...........................................129
Информация для авторов ..................................131
Гуманитарные исследования • 2014 • № 2 (3)
3
Стр.3
COntEntS
ISSN 2309-9380
NEWSLETTER OF OMSK STATE
PEDAGOGICAL UNIVERSITY
HUMANITARIAN RESEARCH
Scientific journal
2014. № 2 (3)
Editorial Board
Volokh O. V., Doctor of Political Sciences, Professor, Editorial
Board Chairman
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Chekaleva N. V., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Sharov A. S., Doctor of Psychological Sciences, Professor
Editorial Staff
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences, Professor,
Editor-in-chief
Gornova G. V., Doctor of Philosophical Sciences, Associate
Professor, Deputy Cief Editor
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences, Deputy Cief
Editor
Antilogova L. N., Doctor of Phychological Sciences, Professor
Berend N., Prof. Dr. (Mannheim, Deutschland)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kopteva E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
Krasnoyarova N. V., Phd in Philosophy, Associate Professor
Krott I. I., PhD in History, Associate Professor
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Abakan)
Pivovarov D. V., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Yekaterinburg)
Ragulina M. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Rodigina N. N., Doctor of Historical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Smith P., Prof. (Arlington, USA)
Filatova A. F., Doctor of Psychological Sciences, Associate
Professor
Chernyavskaya E. A., PhD in Psychology
Churkin M. K., Doctor of Hictorical Sciences, Professor
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate
Professor
Shipilina L. A., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Editorial office address:
OSPU, 14, Naberezhnaya Tukhachevskogo,
644099, Omsk-99
FSBEI HPE «OSPU»:
14, Naberezhnaya Tukhachevskogo,
644099, Omsk-99
OSPU Press Omsk, 2014
© Federal State Budget Educational Institution of Higher
Professional Education «Omsk State Pedagogical University»,
2014
4
PHilOSOPHy
Vinarski M. V.
Dialogues on shells
in a Pestalozzian school
(A sketch from the history of pedagogics) .................8
Krasnoyarova n. G.
The russian literature in V. V. Rozanov’s
decentered thinking coordinates .............................12
Medvedovskaya V. F.
Tree of life as a model
of the family structure presentation .......................15
Mochalova K. P.
Mythological component
of the modern ideology ...........................................18
navoychik E. y.
Theoretical bases of competence approach
in the philosophy of education ................................22
novikova E. B.
Genius and improvisation ........................................24
Fedorova n. V.
Deviation and norm
as a philosophical problem ......................................27
PHilOlOGy
Boreyko t. S.
Basic predicates of tactile perception
in synchronism and diachrony .................................32
Zhestkova E. A.
The world of childhood
and methods of its impelentation
in the cycle of stories
«The picture of the russian
children’s life» by V. I. Dahl ......................................34
Коchetkovа М. О.
Blog-review as genre variation
of hiper-genre of the blog ........................................38
Mikhaylova A. i.
Functioning of invective
in the russian rock music lyrics ................................41
Гуманитарные исследования • 2014 • № 2 (3)
Стр.4
nekrasova t. V.
Sign model of lingvo-cognitive competence
of language personality in professional activity .......44
troyan S. V.
Synonymous row of «healthy»: on meanings
belonging to the concept of «health» ......................48
Shtekhman E. A.
Analysis of the dialectal text as a means
of identifying components of linguistic
consciousness and the speaker’s strategies .............51
yunakovskaja A. A.
The political discourse of the 18th century:
presentation of the first person of the state
(Based on archival documents) ................................55
HiStORy
Drobotenko yu. B.
Vocational teachers’ training
at university: 1917-1941 .........................................62
Mikheyev A. P.
Disciplinary punishment of prisoners
in Tobolsk temporal military-servitude
separation (1868-1876) ...........................................67
Churkin M. K.
Imperial project colonization of Siberia
(second half XIX – early XX centuries.):
agricultural development
or sociocultural incorporation? ................................70
SOCiOlOGy
Protasova E. y.
Discussions about national
self-definition in the Finnish media ..........................74
Steblyak V. V.
Neoliberal ideology system the concept of ХХХ ......78
Stepnov P. A.
An education as a factor to increase
the competitiveness of the society ..........................82
Chyornya V. A.
Social-labor migration in modern society:
rural-urban migration in Ukraine .............................85
Chukhin S. G.
Socioculturally conditioned functional changes
of civic education .....................................................88
PEDAGOGiCS
Asriev A. yu., trubin yu. V.
System of cadet education
and preparation of youth for military service ..........94
Krivogina D. n., Khamatnurova E. n.
Objective reasons for the transition to modular
programs based on competencies
(on the example of the discipline
«Engineering preparation and landscaping»
of specialty 270802 «Construction
and operation of buildings and structures») ............97
lorents V. V.
Conditions of realization
of the cross-border higher education ...................101
Makarova n. S.
The development of didactic knowledge
of educational process in higher
educational institute .............................................104
Sinitsyna G. P.
Changes in the vocational and educational
environment in terms of the industrial
education cluster ...................................................108
Fedyaeva l. V., Sapkireeva y.M.
Еlective courses: frustrated hopes ........................112
PSyCHOlOGy
Steblyak Е. A.
Perception and understanding
of the difficult and crisis situations
by persons with intellectual disabilities .................118
lEt tHE yOUtH SAy
Dosanova A. K.
Morpheme derivate as method
of nomination of bioactive additions
in russian ...............................................................124
laftimi i.
The multilingual model of thesaurus type
fishing industry dictionary for translation .............126
information About the Authors ............................129
information For the Authors .................................131
Гуманитарные исследования • 2014 • № 2 (3)
5
Стр.5