Мое единственное оружие -- мысль, то согласная, то в разладе с
правительственным ходом, смотря по тому, как находит она созвучия, ей отвечающие. <...> В последнем
случае не из чего пугаться. <...> Хоть я не гоняюсь за мнением света, но дорожу твоим по свойству
наших отношений. <...> Министерство народного просвещения обращает на себя внимание ревностью,
которую обнаруживает в разных отраслях своего управления, и блистательными результатами, какие себе
приписывает в своих изданиях. <...> Так как единственным подтверждением его слов служит число вновь
устроенных школ и учащихся в них, то необходимо обратиться к органическим началам для уразумения
хода настоящей образованности. <...> Министерство объявляет, что его основной мыслию есть одновременное
развитие православия, самодержавия и народности1. <...> Вера (православие) не дает предпочтения ни самодержавию, ни иному образу правления. <...> К тому же у религии свои служители, которым исключительно вверено ее
распространение; и светская власть, присваивающая их обязанность, навлекает на себя наказание. <...> Эта политическая форма имеет и свои выгоды, и неудобства. <...> Народы, которые нам предшествовали на поприще гражданственности,
начали также с самодержавия и кончили тем, что заменили его конституционным правлением, более
свойственным развитию их сил и успехам просвещения. <...> Так как усилия Министерства стремятся к тому,
чтоб сравнять нас с этими народами и даже превзойти их, то весьма может статься, что те же
преобразования по тем же причинам сделаются необходимостью для русских. <...> В таком случае следовало
бы отложить в сторону одно из основных начал образованности. <...> Если под нею разумеют общность обычаев, нравов,
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
законов, всего общественного устройства, то она изменялась сообразно различным эпохам нашей
истории. <...> Баснословные времена, монгольское иго, период царей, эпоха императоров образуют столько же
различных народностей. <...> Вывод из этих <...>
(Письма_из_Сибири).pdf
M. С. Лунин
[Письма из Сибири]
И дум высокое стремленье... / Сост. Н. А. Арзуманова; примечания И. А. Мироновой.-- М.,
"Советская Россия", 1980 (Библиотека русской художественной публицистики)
OCR Бычков М. Н.
Сибирь. 16 июня 1838.
каждой перемене становилось длиннее. Теперь меня прозывают в официальных бумагах:
г_о_с_у_д_а_р_с_т_в_е_н_н_ы_й
Любезная сестра. Мое прозвище изменилось во время тюремного заключения и в ссылке, и при
п_р_е_с_т_у_п_н_и_к,
н_а_х_о_д_я_щ_и_й_с_я
н_а
п_о_с_е_л_е_н_и_и. Целая фраза при моем имени. В Англии сказали бы: Лунин член оппозиции. Ведь
таково в сущности мое политическое значение. Я не участвовал в мятежах, свойственных толпе, ни в
заговорах, приличных рабам. Мое единственное оружие -- мысль, то согласная, то в разладе с
правительственным ходом, смотря по тому, как находит она созвучия, ей отвечающие. В последнем
случае не из чего пугаться. Оппозиция свойственна всякому политическому устройству. И при
теперешнем порядке вещей в России есть своя оппозиция; но она выражается поездками за границу или
жительством в Москве и состоит из людей, обнаруживших свою неспособность или наворовавших по
службе. Надеюсь, что ты не смешиваешь меня с этими господами и не смотришь на то, что могут сказать
или написать, или напечатать обо мне. Хоть я не гоняюсь за мнением света, но дорожу твоим по свойству
наших отношений. Прощай. Тебя любящий.
Сибирь. 1838.
Любезная сестра. Министерство народного просвещения обращает на себя внимание ревностью,
которую обнаруживает в разных отраслях своего управления, и блистательными результатами, какие себе
приписывает в своих изданиях. Так как единственным подтверждением его слов служит число вновь
устроенных школ и учащихся в них, то необходимо обратиться к органическим началам для уразумения
хода настоящей образованности. Министерство объявляет, что его основной мыслию есть одновременное
развитие православия, самодержавия и народности1. Но оно не сочло нужным упомянуть, что эта мысль
не нова. Лет пятьдесят тому назад один профессор Московского университета поместил ее в учебной
книжке для своих учеников. Ученый муж сделал это спроста. Он философствовал, как мещанин во
дворянстве, говорил прозой, сам того не подозревая. Но вот его мысль, потонувшая в забвении, вдруг
всплывает и обращается в критериум для Министерства народного просвещения. Постараемся разобрать
три заключающихся в ней начала и определить их взаимные отношения.
Вера (православие) не дает предпочтения ни самодержавию, ни иному образу правления. Она
одинаково допускает все формы и очищает их, проникая своим духом. Она стирает народности, как и
всякое различие между людьми, ибо объемлет весь род человеческий, не отличая рабов от свободных,
иудея от язычников. К тому же у религии свои служители, которым исключительно вверено ее
распространение; и светская власть, присваивающая их обязанность, навлекает на себя наказание.
Перейдем к самодержавию. Эта политическая форма имеет и свои выгоды, и неудобства. Не
доказано еще, почему она свойственнее русским, чем другое политическое устройство, и всегда ли они
одинаково будут ее предпочитать. Народы, которые нам предшествовали на поприще гражданственности,
начали также с самодержавия и кончили тем, что заменили его конституционным правлением, более
свойственным развитию их сил и успехам просвещения. Так как усилия Министерства стремятся к тому,
чтоб сравнять нас с этими народами и даже превзойти их, то весьма может статься, что те же
преобразования по тем же причинам сделаются необходимостью для русских. В таком случае следовало
бы отложить в сторону одно из основных начал образованности.
Принцип народности требует пояснения. Если под нею разумеют общность обычаев, нравов,
Стр.1