Издается с 1999 года
Выходит шесть раз в год
ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО
№ 4 (123) 2020
Аронов Д.В.– д-р истор. наук, проф.,
г. Орел
Бершедова Л.И. – д-р психол. наук, проф.,
г. Москва
Бондырева С.К. – д-р психол. наук, проф.,
действительный член РАО, г. Москва
Булаев Н.И. – д-р пед. наук, проф.
г. Москва
Бучек А.А. – д-р психол. наук, проф.,
г. Белгород
Григорович Л.А. – д-р психол. наук, проф.,
г. Москва
Данакин Н.С. – д-р социол. наук, проф.,
г. Белгород
Жарков А.Д. – д-р пед. наук, проф.
г. Москва
Исаева Н.И. – д-р психол. наук, проф.,
г. Белгород
Костина Л.Н. – д-р психол. наук,
г. Орел
Лабейкин А.А. – д-р пед. наук, проф.
г. Орел
Лукацкий М.А. – д-р пед. наук, проф.
член-корреспондент РАО, г. Москва
Мосякин И.Я. – канд. истор. наук, доцент,
главный редактор журнала (зам. председателя
редакционного совета), г. Орел
Овчинников А.В. – д-р пед. наук,
г. Москва
Осадчая Г.И. – д-р социол. наук, проф.,
г. Москва
Паршиков Н.А. – д-р пед. наук, проф.,
г. Орел
Пилипенко О.В.– д-р техн. наук, проф.
(председатель редакционного совета),
г. Орел
Проказина Н.В. – д-р социол. наук,
доцент, г. Орел
Пузанкова Е.Н. – д-р пед. наук, проф.
г. Москва
Рябинкина А.Н. – канд. психол. наук,
доцент, г. Орел
Турбовской Я.С. – д-р пед. наук, проф.,
г. Москва
Туревский И.М. – д-р пед. наук, проф.
г. Тула
Уварова В.И. – канд. филос. наук, доцент,
г. Орел
Уман А.И. – д-р пед. наук, проф., г. Орел
Хохлов А.А. – д-р социол. наук, проф.,
г. Орел
Редакционная коллегия
Редакция
Главный редактор
Мосякин И.Я.
Заместитель главного редактора
Алдошина М.И.
Ответственный секретарь
Косарецкий С.Н.
Адрес издателя:
ФГБОУ ВО «Орловский государственный
университет имени И.С. Тургенева»,
302026, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 95
Контактный телефон: (4862) 75-13-18
http://oreluniver.ru/
Адрес редакции:
ФГБОУ ВО «Орловский государственный
университет имени
И.С. Тургенева», 302001, г. Орел,
Каменская пл., д. 1
Контактный телефон: +7 909-228-13-35
http://oreluniver.ru/
e-mail: obrsoc@mail.ru
Свидетельство о регистрации средства
массовой информации
ПИ № ФС 77-73091 от 09.06.2018
Подписной индекс 31180 по объединенному
каталогу «Пресса России»
© ОГУ имени И.С. Тургенева, 2020
Учредитель – федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»
(ОГУ имени И.С. Тургенева)
Содержание
Педагогические науки
Методология и история педагогики
Осмоловская И.М. Новая дидактика или …? ………………………………………………………………….. 3
Богуславский М.В., Мачехина О.Н. Реализация потенциала гуманистической
педагогики в дидактике онлайн-образования………………………………………………………………… 9
Иванова Е.О. Актуальные проблемы развития дидактики высшей школы…………………… 15
Долгая О.И., Тагунова И.А. Домашняя учебная работа школьников: быть или не быть……… 19
Проблемы обучения и воспитания
Кларин М.В., Молдовану М.Б. Модели дизайна дистанционного
и смешанного обучения: дидактический анализ…………………………………………………………….. 26
Кожевников Д.Н. Использование средств модельной наглядности
в учебно-познавательной деятельности обучающихся
в условиях цифровой образовательной среды……………………………………………………………….. 35
Амелина О.Ю. Работа с аналогами как поиск источника вдохновения
и креативности в сфере графического дизайна…………………………………………………………….... 42
Критарова Ж.Н. Домашнее задание по литературе: проблемы и пути решения………….. 47
Воронкова Л.В., Орехова Н.С. Психолого-педагогические основы применения
интерактивной рабочей тетради школьников в процессе обучения истории……………….. 53
Мамченко А.А. Домашняя работа, которую мы потеряли……………………………………………… 57
Образование и культура
Дзятковская Е.Н. Междисциплинарная проблема преемственности
в формировании культуры устойчивого развития…………………………………………………………… 62
Пичугина В.К., Милошенко А.П. Автодидактические особенности римского
наставничества в трагедиях Сенеки…………………………………………………………………………………. 69
Бобылева И.А. Формирование читательской компетентности………………………………………. 74
Профессиональное образование
Бережнова Е.В. Принцип информатизации: состояние проблемы реализации
в педагогической практике………………………………………………………………………………………………. 83
Еркибаева Г.Г., Илларионова Л.П. Роль комплексного использования
инновационных технологий в формировании мотивации к обучению и повышении
качества знаний учащихся………………………………………………………………………………………………… 88
Cергеев А.Н., Чандра М.Ю. Дидактические принципы и роль учителя
в условиях реализации цифрового образовательного процесса……………………………………. 97
Купавцев Т.С. Проектирование образовательного процесса как среды личностного
саморазвития средствами педагогической поддержки…………………………………………………. 103
Психологические науки
Психология развития и акмеология
Степина Н.В. Особенности мотивации младших школьников
по разным типам образовательных программ……………………………………………………………….. 110
Ускова И.В. Построение индивидуальной образовательной траектории школьников
на основе домашней учебной работы…………………………………………………………………………….. 114
Яковлева Е.В. Разработка модели подготовки будущего специалиста
в области адаптивной физической культуры к саморегуляции поведения
в профессиональной деятельности…………………………………………………………………………………. 120
Жарких Н.Г., Логвинова Т.Г. Профессиональный стресс педагогов………………………………. 129
Журнал «Образование и общество» входит в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные
результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» ВАК по следующим группам
научных специальностей: 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания,
13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности, 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования,
19.00.13 – Психология развития, акмеология.
Стр.1
The journal is published since 1999
The journal is published 6 times a year
EDUCATION AND SOCIETY
The founder – The Federal State Budgetary Educational Institution
№ 4 (123) 2020
The Editorial Board
Aronov D.V. – Doc. Sc. Histor., Prof, Orel
Bershedova L.I. – Doc. Sc. Psychol., Prof,
Moscow
Bondyreva S.K. – Doc. Sc. Psychol., Prof,
member of the RAO, Moscow
Bulaev N.I. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Moscow
Buchek A.A. – Doc. Sc. Psychol., Prof,
Belgorod
Grigorovich L.A. – Doc. Sc. Psychol., Prof,
Moscow
Danakin N.S. – Doc. Sc. Social, Prof,
Belgorod
Zharkov A.D. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Moscow
Isaeva N.I. – Doc. Sc. Psychol., Prof,
Belgorod
Kostina L.N. – Doc. Sc. Psycholog,
Associate Prof., Orel
Labeykin A.A. – Doc. Sc. Pedagog., Prof, Orel
Lukatsky M.A. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Corresponding Member RAO, Moscow
Mosyakin I.Ya. – Candidate Sc. Historical,
Associate Prof., editor in chief, Orel
Ovchinnikov A.V. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Moscow
Osadchaya G.I. – Doc. Sc. Social, Prof,
Moscow
Parshikov N.A. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Orel
Pilipenko O.V. – Doc. Sc. Technical, Prof,
Orel
Prokazina N.V. – Doc. Sc. Social, Associate
Prof., Orel
Puzankova E.N. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Moscow
Ryabinkina A.N. – Candidate Sc. Psychol.,
Associate Prof., Orel
Turbovskoy Ya.S. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Moscow
Turevski I.M. – Doc. Sc. Pedagog., Prof, Tula
Uman A.I. – Doc. Sc. Pedagog., Prof, Orel
Khokhlov A.A. – Doc. Sc. Social, Prof, Orel
Editorial Office
Editor-in-Chief
Mosyakin I.Ya.
Deputy Editor
Aldoshina M.I.
Executive secretary
Kosaretsky S.N.
Address of the publisher:
«Orel State University named
after I.S. Turgenev»
95, Komsomolskaya Street, Orel, 302026,
Russia (4862) 75-13-18
http://oreluniver.ru/
e-mail: obrsoc@mail.ru
Address of the editorial office:
«Orel State University named after
I.S. Turgenev»,
1, Kamenskaya square, Orel, 302001,
Russia
+7 909-228-13-35
http://oreluniver.ru/
e-mail: obrsoc@mail.ru
Certificate of Registration of Mass Media
Information PI № FC 77-73091 from
09.06.2018
Subscription index in United catalogue
"Press of Russia" 31180
© Orel State University, 2020
of Higher Education «Orel State University named after I.S. Turgenev»
(Orel State University)
Contents
Pedagogical science
Methodology and History of Pedagogy
Osmolovskaya I.M. New didactics or ...?.............................................................................. 3
Boguslavskiy M.V., Machekhina O.N. Implementation of the humanistic pedagogy
potential in online – educations didactics………………………………………………………………………… 9
Ivanova E.O. Actual problems of development didactics of higher school…………………………. 15
Dolgaya O.I., Tagunova I.A. Home school work: to be or not to be…………………………………. 19
Problems of training and education
Klarin M.V., Moldovanu M.B. Educational design models in distant
and blended instruction: a didactical analysis………………………………………………………………….. 26
Kozhevnikov D.N. Use of model visibility tools in educational and cognitive activities
of students in conditions of digital educational environment.…………………………………………. 35
Amelina O.Yu. Working with analogs as a source of inspiration and creativity
in the field of graphic design……………………………………………………………………………………………. 42
Kritarova Zh.N. Literature homework: problems and solutions……………………………………….. 47
Voronkova L.V., Orekhova N.S. Psychological and pedagogical bases of using
an interactive workbook for schoolchildren in the process of teaching history………………… 53
Mamchenko А.А. Home study work that we lost……………………………………………………………. 57
Education and culture
Dzyatkovskaya E.N. The interdisciplinary problem of continuity in forming
a culture of sustainable development……………………………………………………………………………… 62
Pichugina V.K., Miloshenko A.P. Autodidactic features of roman mentoring
in seneca's tragedies……………………………………………………………………………………………………….. 69
Bobyleva I.A. Formation of reader's competence through literary local lore:
V. L. Galsky's creativity…………………………………………………………………………………………………….. 74
Professional education
Berezhnova E.V. Principle of informatization: state of problem of implementation
in teaching practice…………………………………………………………………………………………………………. 83
Erkibayeva G.G., Illarionova L.P. The role of integrated use of innovative technologies
in the formation of motivation for learning and improving the quality of student sknowledge ………. 88
Sergeyev A.N., Chandra M.Yu. Didactic principles and the role of the teacher
in the conditions of implementation of the digital educational process…………………………… 97
Kupavtsev T.S. Construction of the educational process as a media
of personal self-development by means of pedagogical help…………………………………………… 103
Psychological science
Developmental Psychology and Acmeology
Stepina N.V. Features of learning motivation younger schoolchildren by different types
educational programs……………………………………………………………………………………………………… 110
Uskova I.V. Building an individual educational trajectory of students based
on home study work………………………………………………………………………………………………………… 114
Yakovleva K.V. Development of a model for preparing a future specialist in the field
of adaptive physical culture for self-regulation of behavior in professional activity…………. 120
Zharkikh N.G., Logvinova T.G. Professional stress educators…………………………………………… 129
The journal is included in the «List of peer-reviewed scientific publications in which the main scientific results of dissertations for obtaining the scientific degree
of the candidate of sciences, for the academic degree of the doctor of sciences» of the Higher Attestation Commission for the following groups of scientific specialties:
13.00.01 – General pedagogy, history of pedagogy and education, 13.00.02 – Theory and methodology of training and education, 13.00.05 – Theory, methodology and
organization of social and cultural activities, 13.00.08 – Theory and methodology of professional education, 19.00.13 – Developmental Psychology, acmeology.
2 ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО
Стр.2