ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Научный журнал
Издается с 1940 года
Выходит 4 раза в год
№ 2 (91) 2021
Редакционно-издательская коллегия:
Главный редактор
Гелла Т.Н. д-р ист. наук, проф.
Заместитель главного редактора
Пузанкова Е.Н., д-р пед. наук, проф.
Члены редколлегии:
Дудина Е.Ф. канд. филол. наук (Россия)
Хованская Е.А. канд. пед. наук (Россия)
Александрова А.П. канд. филол. наук, доц. (Россия)
Айзенштат М.П. д-р ист. наук (Россия)
Антонова М.В. д-р филол. наук, проф.(Россия)
Арзаканян М.Ц. д-р ист. наук, проф. (Россия)
Арсентьева Н.Н. д-р филол. наук, проф. (Испания)
Беднарская Л.Д. д-р филол. наук, проф. (Россия)
Видмарович Н.П. д-р филол. наук, проф. (Хорватия)
Зайченкова М.С. д-р филол. наук, проф. (Россия)
Иванов А.Е. д-р ист. наук, проф. (Россия)
Изотов В.П. д-р филол. наук, проф.(Россия)
Ковалев П.А. д-р филол. наук, проф.(Россия)
Ларионова Л.Г. д-р пед. наук, проф. (Россия)
Львова С.И. д-р пед. наук, проф. (Россия)
Маймескулова А.Л. д-р наук, экстраорд. проф. (Польша)
Минаков С.Т. д-р ист. наук, проф. (Россия)
Михальченко С.И. д-р ист. наук, проф. (Россия)
Михеичева Е.А. д-р филол. наук, проф. (Россия)
Николаев В.А. д-р пед. наук, проф. (Россия)
Никонова Т.А. д-р филол. наук, проф. (Россия)
Новиков С.Н. д-р пед. наук, проф. (Россия)
Образцов П.И. д-р пед. наук, проф. (Россия)
Пастернак Е.Л. д-р филол. наук, проф. (Россия)
Погосян В.А. д-р ист. наук, проф. (Армения)
Поншон Т. д-р филол. наук, проф. (Франция)
Ретинская Т.И. д-р филол. наук, проф. (Россия)
Тамин М. д-р филол. наук, проф. (Франция)
Тер-Минасова С.Г. д-р филол. наук, проф. (Россия)
Уман А.И. д-р пед. наук, проф. (Россия)
Чекова-Димитрова И. канд. филол. наук, доц. (Болгария)
Челышева И.И. д-р филол. наук, проф. (Россия)
Черепанова Л.В. д-р пед. наук, проф. (Россия)
Чикалова И.Р. д-р ист. наук, проф. (Белорусь)
Шемчук Ю.М. д-р филол. наук, проф. (Россия)
Ши Хуншен канд. филол. наук, проф. (Китай)
Ямагути Р. д-р филол. наук, проф. (Япония)
И.о. ответственного редактора
Дудина Е.Ф. канд. филол. наук
Адрес редакции:
302026, Орловская обл., г. Орёл, ул. Комсомольская, 95.
Тел. (486-2) 43-17-40
www. oreluniver.ru E-mail: utchen-zap@univ-orel.ru
Зарег. в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ № ФС 77-80826 от 07.04.2021
Подписной индекс 43366
по объединенному каталогу «Пресса России»
© Коллектив авторов, 2021
© ОГУ имени И.С. Тургенева, 2021
Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» (входит в Перечень ВАК) список ВАК от
28.12.2018 г.: 07.00.02 – Отечественная история (исторические науки), 07.00.03 – Всеобщая история (соответствующего периода)(исторические
науки), 10.01.01 – Русская литература (филологические науки), 10.01.03 – Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы) (филологические науки), 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (педагогические
науки), 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования (педагогические науки).
Учредитель – федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Орловский государственный университет
имени И.С. Тургенева»
ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева»
СОДЕРЖАНИЕ
07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Гелла Т.Н.
БРИТАНСКИЙ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК “THE SPECTATOR” О КРЕСТЬЯНСКОМ ВОПРОСЕ
В РОССИИ В 1861 Г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Гончарова Е.В., Павлова М.М.
ЗАВИСИМОЕ НАСЕЛЕНИЕ ПСКОВСКОГО УЕЗДА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫXVIII ВЕКА . . . . . . . . 12
Дрягин С.В., Никитина Е.А.
УЗЛОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
В СООБЩЕСТВЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН XIX В.: ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ. . . . . . . . . 15
Лазаренко Е.И.
ПОЛОЖЕНИЕ РУССКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ ПОСЛЕ ПОДПИСАНИЯ БРЕСТСКОГО МИРНОГО
ДОГОВОРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Лукоянова М.А.
ОСОБЕННОСТИ РЕГИСТРАЦИИ СОВЕТСКИХ АВИАЦИОННЫХ РЕКОРДОВ
(НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕЛЁТОВ ШТУРМАНА М. М. РАСКОВОЙ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Минаков С.Т., Минакова Э.А.
КОМАРИЦКИЕ ДРАГУНЫ ГЕНЕРАЛА ЗМЕЁВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Минаков С.Т.
ЗИГЗАГИ СТАЛИНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИОСОФИИ И «ТУХАЧЕВЩИНА». . . . . . . . . . . . 36
Петрич Л.В.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЕ КАДРЫ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ В 1920-1930-Х ГОДАХ
(НА МАТЕРИАЛАХ ОРЕНБУРЖЬЯ). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Проконин Ф.И.
АРБИТРАЖНЫЙ ДОГОВОР 1903 ГОДА В ОЦЕНКЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ КРУГОВ
ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ФРАНЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Свечникова С.В., Вайсеро Т.В.
ФЕНОМЕН ПРАВОГО ПОПУЛИЗМА В ФРГ НА ПРИМЕРЕ ПАРТИИ «АЛЬТЕРНАТИВА
ДЛЯ ГЕРМАНИИ». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Хабалева Е.Н.
ВЗГЛЯДЫ В.В. РОЗАНОВА НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
(НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ БРЯНСКОЙ МУЖСКОЙ ПРОГИМНАЗИИ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Акимова Н.В., Меркурьева Н.А.
ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ХАРАКТЕРОВ В РОМАНЕ
Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «БЕСЫ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Дудко А.Э.
СОНЕТЫ П.Б. ШЕЛЛИ В ПЕРЕВОДЕ К.Д. БАЛЬМОНТА С ПОЗИЦИЙ СРАВНИТЕЛЬНОГО
СТИХОВЕДЕНИЯ. СТАТЬЯ 1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Илунина А.А.
ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ С РОМАНОМ ХАРПЕР ЛИ «УБИТЬ ПЕРЕСМЕШНИКА»
В РОМАНЕ МИРЫ САЙАЛ «АНИТА И Я» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Ковалева Т.В., Крупинина И.В.
ПОЭТ Д.М. РАТГАУЗ И ЕГО ЛИРИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Коробкова Н.В.
КОНЦЕПТ «МАТЬ» В ЭПИСТОЛЯРИИ В.П. ТУРГЕНЕВОЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Криволапова Е.М.
ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПАРАДОКСЫ ЗИНАИДЫ ГИППИУС: К ПРОБЛЕМЕ ЛИЧНОСТНОЙ
САМОИДЕНТИФИКАЦИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .83
Кротова Д.В.
ТЕМА ВРЕМЕНИ В ПОЭЗИИ В. ШАЛАМОВА И О. МАНДЕЛЬШТАМА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
Мальцева О.А.
ПОЭТ И ОБЫВАТЕЛЬ: КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ДАРА В ЦИКЛЕ Б. ПАСТЕРНАКА
«Я ИХ МОГ ПОЗАБЫТЬ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Стр.2
Ученые записки Орловского государственного университета. № 2 (91), 2021 г.
Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 – no. 91. 2021
Мартынова Е.М.
«ЛЮДИ – РОДИНА МОЯ» – ЛЕЙТМОТИВ ТВОРЧЕСТВА Е.А. ЕВТУШЕНКО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
Сердечная В.В.
ТВОРЧЕСТВО УИЛЬЯМА БЛЕЙКА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЙ РЕЦЕПЦИИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Сердечная В.В.
ОДИН ИЗ «БОЛЬШОЙ ШЕСТЕРКИ»: УИЛЬЯМ БЛЕЙК КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО РОМАНТИЗМА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Струкова Т.В., Борисова О.О.
«ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ ДЛЯ СЕРДЦА И РАЗУМА» И «РАСТУЩИЙ ВИНОГРАД» –
ПЕРВЫЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА В РОССИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Федорчук М.А.
«ЗА МНОЙ, МОЙ ЧИТАТЕЛЬ»: АВТОРСКАЯ СТРАТЕГИЯ В РОМАНТИЧЕСКОМ ФЭНТЕЗИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Хэ Ф.
ТРАДИЦИЯ И РАЗВИТИЕ БАНАЛЬНЫХ РИФМ В СТИХОТВОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
Чжан Юйвэй, Михайлова М.В.
«СТРАННЫЕ ЛЮДИ» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Б.К. ЗАЙЦЕВА 1910-Х ГОДОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Шаравин А.В., Резаков Я.О.
ЧЕХОВСКАЯ ПОЭТИКА ПОДТЕКСТА В ПРОЗЕ С.Д. ДОВЛАТОВА И ДЖ.Д. СЭЛИНДЖЕРА* . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Аксёнов А.А., Николаев В.А.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОБЪЯСНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОМУ ПОИСКУ РЕШЕНИЯ
ШКОЛЬНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
Аксёнов А.А., Николаев В.А.
УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Акулова Е.А.
ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Ахулкова А.И., Самарцева Е.Г.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Беднарская Л.Д., Бубнов С.А., Киселева Н.И.
ФАКТОР СИСТЕМНОСТИ – ОСНОВА ДЛЯ ОПТИМАЛЬНОГО УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
Борисова Л.Е., Румянцева Е.Н.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО (АНГЛИЙСКОГО) ЯЗЫКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕФИЛОЛОГИЧЕСКИХ
НАПРАВЛЕНИЙ БАКАЛАВРИАТА (НА МАТЕРИАЛАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
ПОДГОТОВКИ ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И. С. ТУРГЕНЕВА) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
Бубнова С.Ю., Осмачкина В.А.
ВАРИАТИВНЫЕ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
Бурко Н.В., Ахинько Н.Н.
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
Гаврилова И.С., Суганова М.И., Правдюк В.Н.
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
Грядунова Е.Н., Токмакова М.А., Грядунова М.А., Яковленко О.В.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА КАК КРИТЕРИЙ ЕГО УСПЕШНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Гусеница Я.Н., Пророк В.Я., Тимофеев А.В.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СПОСОБНОСТИ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
К ВЫПОЛНЕНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
Дмитриева Н.К.
МАТРИЦА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Ератова Т.И.
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ЮРИСПРУДЕНЦИИ В УНИВЕРСИТЕТЕ . . . . . . . . 201
Ефанова О.А., Иванова О.Ю.
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ КЛАССИФИКАЦИИ ТЕСТОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
Жуева А.Г.
КРИТЕРИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
Исмаилова Х.Э., Аракава Каэдэ
УЧЕТ ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА ЯПОНСКОГО СТУДЕНТА ПРИ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
КАК ИНОСТРАННОГО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
Карапузиков А.А., Гайнуллин Т.Ф., Кузьменко А.А., Низяков А.Д.
РОЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО И КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДОВ В ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ВУЗОВ МЧС РОССИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
Кожевникова М.Н., Дудина Е.Ф.
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕРМИНОВ «ЭТНООРИЕНТИРОВАННЫЙ» И «НАЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ»
В МЕТОДОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
Косенко Н.А.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С БУДУЩИМИ ХУДОЖНИКАМИ-ЖИВОПИСЦАМИ
В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС 3++ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
Котельников В.А., Лаврикова Н.И., Никитина Е.А.
ОБЩЕСИСТЕМНАЯ КООРДИНАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
Красников М.В.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ:
05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
СБАЛАНСИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АГРОЛАНДШАФТОВ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
2
Стр.3
Ученые записки Орловского государственного университета. № 2 (91), 2021 г.
Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 – no. 91. 2021
Кузнецова Л.А., Лысак О.Г.
КОМПЕТЕНЦИЯ «R5 – ПРЕПОДАВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ», КАК ПЕРВЫЙ ШАГ В ПРОФЕССИЮ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
Логвинов М.В.
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
Лысак О.Г., Суганова М.И., Правдюк В.Н.
ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ
КОМПЬЮТЕРНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
Митяева А.М., Фомина С.Н., Чиликина Е.С.
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТА-ИНОСТРАНЦА К СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРЕДВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ. . . . . . . . . . . . . . . . 253
Мишина С.В., Корниенко Д.В.
ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
Морозова О.И., Семенихина А.В., Торгачёв Д.Н.
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СИСТЕМА И АКАДЕМИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . 263
Парахина О.В., Калуцкий П.В., Шаталова Е.В.
МЕДИА КОНТЕНТ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ МИКРОБИОЛОГИЯ,
ВИРУСОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
Пашков Е.С.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ СИТУАЦИИ В ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
Ременцова Н.А.
ПРИНЦИПЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ В НЕЯЗЫКОВОЙ СРЕДЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
Селеменева Е.М., Шамрин А.В., Кузнецова Е.В.
ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНО ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА. . . . . . . . . 279
Софронов Р.П., Аввакумова О.Н., Саввина А.П., Лебедева Н.М., Лебедев Е.В.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ АГРОПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
Тарасова О.В.
ОБНОВЛЕНИЕ КАДРОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОРПУСА СЕЛА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
Тихий В.И., Кадиева М.И.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
Трошкина Ю.Ю.
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296
Хмызова Н.Г.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ВЕКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ . . . . . . . . . . . . . . . . 299
Шамарина Е.В., Панова Е.С.
НОВЫЕ ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
Шевченко Ол.И., Шевченко Ок.И.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
Яковлева Е.В.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТОРНОГО МЕХАНИЗМА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ
К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312
Яроватая М.А., Могилевцева С.Э.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО «БИОХИМИИ»
ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ОНЛАЙН ФОРМАТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 317
РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ КОЛЛЕГИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ НАУЧНОЙ СТАТЬИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322
3
Стр.4
Scientifi c journal
It was founded in 1940
Is published 4 times a year
SCIENTIFIC NOTES
OF OREL STATE UNIVERSITY
Vol. 2 - No. 91 2021
Editorial board:
Scientifi c editor-in-chief
Gella T.N. Doctor of History, Prof.
Scientifi c deputy editor-in-chief
Puzankova E.N. Doctor in Pedagogics, Prof.
Board members:
Dudina E.F. Candidate of Philology (Russia)
Khovanskaya E.A. Candidate of Pedagogics (Russia)
Alexandrova A.P. Candidate of Philology, Docent (Russia)
Eisenstat M.P. Doctor of History, Prof. (Russia)
Antonova M.V. Doctor of Philology, Prof. (Russia)
Arzakanyan M.Ts. Doctor of History, Prof. (Russia)
Arsent’yeva N.N. Doctor of Philology, Prof. (Spain)
Bednarskaya L.D. Doctor of Philology, Prof. (Russia)
Vidmarovich N.P. Doctor of Philology, Prof. (Croatia)
Zaichenkova M.S. Doctor of Philology, Prof. (Russia)
Ivanov A.E. Doctor of History, Prof. (Russia)
Izotov V.P. Doctor of Philology, Prof. (Russia)
Kovalev P.A. Doctor of Philology, Prof. (Russia)
Larionova L.G. Doctor of Pedagogics, Prof. (Russia)
L’vova S.I. Doctor of Pedagogics, Prof. (Russia)
Maimeskulova A.L. Doctor of Sciences, extraordinary Prof.
(Poland)
Minakov S.T. Doctor of History, Prof. (Russia)
Mikhal`chenko S.I. Doctor of History, Prof. (Russia)
Mikheicheva E.A. Doctor of Philology, Prof. (Russia)
Nikolaev V.A. Doctor of Pedagogics, Prof. (Russia)
Nikonova T.A. Doctor of Philology, Prof. (Russia)
Novikov S.N. Doctor in Pedagogics, Prof. (Russia)
Obraztsov P. I. Doctor in Pedagogics, Prof.(Russia)
Pasternak E.L. Doctor of Philology, Prof. (Russia)
Pogosyan V.A. Doctor of History, Prof. (Armenia)
Ponchon T. Doctor of Philology, Prof. (France)
Retinskaya T.I. Doctor of Philology, Docent (Russia)
Tamine M. Doctor of Philology, Prof. (France)
Ter-Minasova S.G. Doctor of Philology, Prof. (Russia)
Uman A.I. Doctor in Pedagogics, Prof. (Russia)
Chekova-Dimitrova I. Candidate of Philology, Docent
(Bulgaria)
Chelysheva I.I. Doctor of Philology, Prof. (Russia)
Cherepanova L.V. Doctor in Pedagogics, Prof. (Russia)
Chikalova I.R. Doctor of History, Prof. (Belarus)
Shemchuk J.M. Doctor of Philology, Prof. (Russia)
Shi Hunshen Candidate of Philology, Prof. (China)
Yamaguchi R. Doctor of Philology (Japan)
Acting chief editor
Dudina E.F. Candidate of Philology
Editorial Offi ce address:
302026, Orel, 95 Komsomolskaya Str., of. 237.
Tel. (468-2) 43-17-40
www. oreluniver.ru E-mail: utchen-zap@univ-orel.ru
Registered in the Federal Service for Supervision of
Communications, Information Technology and Mass
Communications. Certifi cate ПИ № ФС 77-80826 from
07.04.2021
Index 43366
on general catalog «Press of Russia»
© Team of authors, 2021
© OSU named after I.S. Turgenev, 2021
The founder – Federal State Budget Educational Institution
of Higher Education
«Orel State University named after I.S. Turgenev»
FSBEI HE «OSU named after I.S. Turgenev»
CONTENTS
07.00.00 HISTORICAL SCIENCES
Gella T.N.
THE PEASANT QUESTION IN RUSSIA IN 1861 ON THE PAGES OF THE ENGLISH WEEKLY
“THE SPECTATOR” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Goncharova E.V., Pavlova M.M.
DEPENDENT POPULATION OF PSKOV UYEZD OF THE FIRST HALF OF THE XVIII CENTURY . .12
Drygin S.V., Nikitina E.A.
THE MAJOR PROBLEMS OF THE INDUSTRIAL DEVELOPMENT OF RUSSIA
IN THE EUROPEAN COMMUNITY OF THE XIXTH CENTURY: GENERAL FEATURES
AND PECULIARITIES . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Lazarenko E.I.
THE SITUATION OF RUSSIAN PRISONERS OF WAR AFTER THE SIGNING THE BREST PEACE
TREATY . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Lukoyanova M.A.
PECULIARITIES OF REGISTRATION OF SOVIET AVIATION RECORDS
(ON THE EXAMPLE OF THE SHTURMAN M.M. RASKOVA’S FLIGHTS) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Minakov S.T., Minakova E.A.
KOMARITSKY DRAGOONS OF GENERAL ZMEEV. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Minakov S.T.
ZIGZAGS OF STALINIST POLITICAL HISTORIOSOPHY AND “ TUKHACHEVSHCHINA» . . . . . . 36
Petrich L.V.
TEACHING STAFF FOR THE ELIMINATION OF ILLITERACY IN THE 1920S-1930S
(BASED ON MATERIALS FROM THE ORENBURG REGION) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Prokonin F.I.
THE 1903 ARBITRATION TREATY IN THE ASSESSMENT OF THE PUBLIC AND POLITICAL
CIRCUITS OF GREAT BRITAIN AND FRANCE . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Svechnikova S.V., Vaysero T.V.
THE PHENOMENON OF RIGHT-WING POPULISM IN GERMANY ON THE EXAMPLE
OF THE PARTY «ALTERNATIVE FOR GERMANY» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Khabaleva E.N.
V.V. ROZANOV’S VIEWS ON THE EDUCATION SYSTEM IN THE RUSSIAN EMPIRE
(ON THE EXAMPLE OF THE WORK OF THE BRYANSK MEN’S GYMNASIUM) . . . . . . . . . . . . . . . . 59
10.00.00 PHILOLOGICAL SCIENCES
Akimova N.V., Merkureva N.A.
INTERNAL MONOLOGUE AS A WAY TO REVEAL CHARACTERS IN A NOVEL
F.M. DOSTOEVSKY’S «DEMONS» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Dudko A.
P.B. SHELLEY’S SONNETS TRANSLATED BY K. D. BALMONT FROM THE COMPARATIVE
PROSODY PERSPECTIVE ARTICLE 1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Ilunina A.A.
INTERTEXTUAL DIALOGUE WITH HARPER LEE’S «TO KILL A MOCKINGBIRD» IN MEERA
SYAL’S «ANITA AND ME». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Kovaleva T.V., Krupinina I.V.
POET D.M. RATGAUZ AND HIS LYRIC MINIATURES. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Korobkova N.V.
THE CONCEPT OF “MOTHER” IN THE EPISTOLARY OF V.P. TURGENEVA . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Krivolapova E.M.
CONTRADICTIONS AND PARADOXES OF ZINAIDA GIPPIUS: ON THE PROBLEM
OF PERSONAL SELF-IDENTIFICATION . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Krotova D.V.
THEME OF TIME IN POETRY OF V. SHALAMOV AND O. MANDELSTAM . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
Maltseva O.A.
POET AND EVERYMAN: THE CONCEPTION OF POETIC GIFT IN THE CYCLE “I COULD
FORGET THEM” BY B. PASTERNAK . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
The journal is included in the list of reviewed scientifi c journals, which should publish the scientifi c results of dissertations for the doctor
and candidate degree (included in the List of HAC) list of HAC of 28.12. 2018
07.00.02 – Domestic history (historical sciences), 07.00.03 – General history (of the corresponding period) (historical sciences),
10.01.01 – Russian literature (philological sciences), 10.01.03 – Literature of the peoples of foreign countries (with indication of
specifi c literature) (philological sciences), 13.00.02 – Theory and methods of training and education (by areas and levels of education)
(pedagogical sciences), 13.00.08 – Theory and methodology of vocational education (pedagogical sciences)
4
Стр.5
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (91), 2021 г.
Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 – no. 91. 2021
Martynova E.M.
“PEOPLE – MY HOMELAND” – THE LEITMOTIF OF Y.A. YEVTUSHENKO’S WORKS. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
Sedechnaia V.V.
RECEPTION OF WILLIAM BLAKE IN RUSSIAN LITERARY CRITICISM OF THE POST-SOVIET PERIOD . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Serdechnaia V.V.
ONE OF THE “BIG SIX”: WILLIAM BLAKE AS THE REPRESENTATIVE OF ENGLISH ROMANTICISM . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Strukova T.V., Borisova O.O.
«DETSKOYE CHTENIYE DLYA SERDTSA I RAZUMA» AND «RASTUSHCHIY VINOGRAD» -
THE FIRST PERIODIC PUBLICATIONS FOR CHILDREN AND YOUTH IN RUSSIA . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Fedorchuk M.A.
«FOLLOW ME, MY READER»: THE AUTHOR’S STRATEGY IN THE ROMANTIC FANTASY . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
He F.
THE TRADITION AND DEVELOPMENT OF FREQUENT RHYMES IN THE POETIC WORKS OF M. Y. LERMONTOV . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
Zhang Yuwei, Mikhailova M.V.
“STRANGE PEOPLE” IN THE WORKS OF B.K. ZAITSEV IN THE 1910 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Sharavin A.V., Rezakov Ya.O.
THE CHEKHOV’S POETICS OF IMPLICATION IN THE PROSE OF J.D. SALINGER AND S.D. DOVLATOV. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
13.00.00 PEDAGOGICAL SCIENCES
Aksyonov A.A., Nikolaev V.A.
METHODOLOGICAL METHODS OF EXPLANATION IN THE PROCESS OF LEARNING LOGICAL SEARCH
FOR SOLVING SCHOOL MATHEMATICAL PROBLEMS. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
Aksyonov A.A., Nikolaev V.A.
MENTAL DEVELOPMENT OF STUDENTS 5-6 CLASSES AT THE LESSONS OF MATHEMATICS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Akulova E.A.
STUDENT-ACTIVITY-CENTERED APPROACH AS THE BASIS OF INNOVATIVE UNIVERSITY EDUCATION
(ON THE EXAMPLE OF TEACHING ENGLISH). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Ahulkova A.I., Samartseva E.G.
INCLUSIVE EDUCATION AS A SOCIO-PEDAGOGICAL PHENOMENON. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Bednarskaya L.D., Bubnov S.A., Kiseleva N.I.
SYSTEMIC FACTOR IS THE BASIS FOR OPTIMUM ASSEMBLY OF SUBJECT COMPETENCIES . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
Borisova L.Y., Rumyantseva E.N.
RELEVANCE AND PROSPECTS OF STUDYING A FOREIGN (ENGLISH) LANGUAGE FOR STUDENTS OF NON-PHILOLOGICAL MAJORS
OF BACHELOR’S DEGREE (ON THE DATA GOT FROM A SOCIOLOGICAL SURVEY OF STUDENTS TRAINED
ON ECONOMICS MAJORS OF THE ORYOL STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I. S. TURGENEV) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
Bubnova S.Yu., Osmachkina V.A.
VARIABLE MODELS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR FAMILIES WITH YOUNG CHILDREN . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
Burko N.V., Akhinko N.N.
ON THE FORMATION OF INCLUSIVE COMPETENCE OF PARTICIPANTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
Gavrilova I.S., Suganova M.I., Pravdyuk V.N.
PRACTICE-ORIENTED TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES
IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
Gryadunova E.N., Tokmakova M.A., Gryadunova M.A., Yakovlenko О.V.
RESEARCH ACTIVITIES OF THE STUDENT AS A CRITERION FOR ITS SUCCESS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Gusenitsa Y.N., Prorok V.Ya., Timofeev A.V.
METHOD FOR EVALUATING THE ABILITY OF A MILITARY SPECIALIST TO FULFILL FUNCTIONAL RESPONSIBILITIES. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
Dmitrieva N.K.
PROFESSIONAL COMPETENCY MATRIX OF THE FOREIGN LANGUAGE FACULTY MEMBER . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Eratova T.I.
TECHNOLOGY OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELOR OF LAW STUDENTS AT THE UNIVERSITY . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
Efanova O.A., Ivanova O.Yu.
CONSTRUCTION OF A MODEL OF CLASSIFICATION OF TESTS FOR THE ORGANIZATION OF EFFECTIVE TEST CONTROL . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
Zhueva A.G.
CRITERIA-DIAGNOSTIC COMPLEX FOR ASSESSING THE LEVEL OF DEVELOPMENT
OF INFORMATION COMPETENCE OF TEACHERS OF VOCATIONAL EDUCATION . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
Ismailova Kh.E., Arakawa Kaede
TAKING INTO ACCOUNT THE PECULIARITIES OF THE NATIONAL CHARACTER
OF THE JAPANESE STUDENT WHEN STUDYING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
Karapuzikov A.A., Gainullin T.F., Kuzmenko A.A., Nizyakov A.D.
ROLE OF COMPETENCY-BASED AND CONTEXTUAL APPROACHES IN MOTIVATION INCREASING
IN STUDYING SPECIAL SUBJECTS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF EMERCOM OF RUSSIA . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
Kozhevnikova M.N., Dudina E.F.
ON THE USAGE OF THE TERMS “ETHNICALLY ORIENTED” AND “NATIONALLY ORIENTED”
IN THE METHODOLOGY OF TEACHING THE FOREIGN CITIZENS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
Kosenko N.А.
FEATURES OF THE ORGANIZATION OF INDIVIDUAL WORK OF THE TEACHER
WITH FUTURE ARTISTS-PAINTERS IN ACCORDANCE WITH THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD 3++. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
Kotelnikov V.A., Lavrikova N.I., Nikitina E.A.
SYSTEM-WIDE COORDINATION OF THE PROVISION OF HIGHER EDUCATION . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
Krasnikov M.V.
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELORS IN THE FIELD OF TRAINING: 05.03.06 ECOLOGY AND NATURE MANAGEMENT
IN THE PROCESS OF STUDYING THE PROBLEM OF BALANCED USE OF AGRICULTURAL LANDSCAPES OF THE OREL REGION . . . . . . . . . . . . . . . . 238
Kuznetsova l.A., Lisak O.G.
COMPETENCE «R5 - TEACHING TECHNOLOGY», AS THE FIRST STEP IN THE PROFESSION. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
5
Стр.6
Ученые записки Орловского государственного университета. № 2 (91), 2021 г.
Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 – no. 91. 2021
Logvinov M.V.
FORMATION OF STUDENTS’ PEDAGOGICAL REFLECTION IN THE PROCESS OF STUDYING THE DISCIPLINE «ORIENTEERING» . . . . . . . . . . . . . . . 246
Lisak O.G., Suganova M.I., Pravdyuk V.N.
THE POSSIBILITIES OF INFORMATION AND COMMUNICATIONTECHNOLOGIESIN TEACHING
STUDENTS COMPUTER MODELINGIN THE FIELD OF ECONOMIC KNOWLEDGE . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
Mityaeva A.M., Fomina S.N., Chilikina E.S.
ADAPTATION OF A FOREIGN STUDENT TO THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT
OF THE UNIVERSITY IN THE PROCESS OF PRE-UNIVERSITY TRAINING . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
Mishina S.V., Kornienko D.V.
THE INFLUENCE OF PEDAGOGICAL CONDITIONS WHEN USING DISTANCE LEARNING
TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A UNIVERSITY. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
Morozova O.I., Semenikhina A.V., Torgachev D.N.
THE UNIVERSITY SYSTEM AND THE ACADEMIC REVOLUTION IN THE CONTEXT
OF THE DEVELOPMENT OF THE GLOBAL KNOWLEDGE ECONOMY . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263
Parahina O.V., Kalutsky P.V., Shatalova E.V.
MEDIA CONTENT OF THE ELECTRONIC TRAINING COURSE OF THE DISCIPLINE MICROBIOLOGY,
VIROLOGY IN THE MOODLE DISTANCE LEARNING SYSTEM . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
Pashkov E.S.
PROFESSIONALLY ORIENTED EDUCATIONAL SITUATIONS IN THE TECHNOLOGY OF FORMING
THE PROFESSIONAL AND LINGUISTIC COMPETENCE OF FOREIGN STUDENTS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
Rementsova N.A.
PRINCIPLES OF ADDITIONAL TRAINING IN RUSSIAN LANGUAGE OF FOREIGN CITIZENS
IN A NON-LINGUISTIC ENVIRONMENT . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
Selemeneva E.M., Shamrin A.V., Kuznetsova E.V.
TRAINING OF ENGINEERING AND TECHNICAL SPECIALISTS – BASIS FOR FORMING THE REGIONAL HUMAN RESOURCES . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
Sofronov R.P., Avvakumova O.N., Savvina A.P., Lebedeva N.M., Lebedev E.V.
EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS A FORMOF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS
IN THE CONDITIONS OF AGRICULTURAL SCHOOL . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
Tarasova O.V.
UPDATING OF THE PERSONNEL PEDAGOGICAL CORPS OF THE VILLAGE . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
Tikhii V.I., Kadieva M.I.
USING THE PROJECT METHOD IN TEACHING GEOGRAPHY. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
Troshkina J.Y.
THE STRUCTURAL AND SUBSTANTIVE MODEL OF FUTURE DESIGNER’S PROFESSIONAL DEVELOPMENT . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296
Khmyzova N.G.
FORMATION OF PROFESSIONAL THINKING AS A VECTOR OF PERSONAL DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299
Shamarina E.V., Panova E.S.
NEW FORMS OF PEDAGOGICAL EDUCATION OF A FAMILY IN THE MODERN CONDITIONS OF IMPROVING RUSSIAN EDUCATION . . . . . . . . . . . . . 303
Shevchenko Ol.I., Shevchenko Ok.I.
EDUCATOR’S OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION INNOVATIVE ACTIVITY . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
Yakovleva E.V.
PEDAGOGICAL BASIS FOR FORMING THE REGULATORY MECHANICISM OF ADAPTATION OF STUDENTS
TO FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITIES. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312
Yarovataya M.A., Mogilevtseva S.E.
THE LEARNING OUTCOMES OF THE INTERNATIONAL STUDENTS UPON COMPLETION OF THE BIOCHEMISTRY
EDUCATIONAL PROGRAM AS PART OF HIGHER MEDICAL TRAININGIN THE ONLINE ENVIRONMENT . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 317
6
Стр.7