ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Научный журнал
Издается с 1994 года
№ 6 (129)-2022
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Ясвин В. А., Котов Р. И. Формирование сетевого экспертного сообщества «Русской школы за рубежом» ____ 8
Райхельгауз Л. Б. Постмодернистский взгляд на трансформацию феномена обучения в современных
дидактических концептах ___________________________________________________________________ 17
Тарханова И. Ю. Трансформация девиантного поведения несовершеннолетних в современных условиях ___ 25
Фризен М. А. Модульный подход к конструированию индивидуальных образовательных маршрутов
школьников ______________________________________________________________________________ 36
Цыганкова А. Н. Формирование финансово-экономической культуры обучающихся как проблема
педагогической теории и практики в советский период __________________________________________ 48
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Соловьева А. А. Спираль фундирования метода корреляционного анализа в обучении математике студентов
исторических профилей ____________________________________________________________________ 56
Васильева О. В., Зорина Е. С., Мызникова Я. В. Компетентностно-ориентированные практики в поготовке
филологов: опыт СПБГУ ____________________________________________________________________ 65
Касаткина Н. Н., Титова Л. А. Индивидуализация обучения иностранному языку на основе построения
языкового профиля обучающегося ____________________________________________________________ 76
Полунина Т. С. Особенности формирования навыков работы китайских студентов со словарями разных типов
при изучении английского языка _____________________________________________________________ 83
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Турчин А. С. Психологические условия трансформации методов обучения в начальный период становления
отечественной трудовой школы ______________________________________________________________ 90
Гужва И. В. Психологические особенности женщин с комплексом материнской неполноценности _________ 97
Мостиков С. В. Психологические последствия COVID-19 у мигрантов и коренного населения ___________ 107
Кукоба А. Н., Агафонов Д. С. Взаимосвязь вербального интеллекта и склонности подростков к алекситимии 113
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ,
КОГНИТИВНАЯ ЭРГОНОМИКА
Митасова Е. В., Некрасова Е. А., Корбут А. В. Проблематика оптимизации отношения к деньгам
у военнослужащих в деятельности военного психолога _________________________________________ 123
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ,
ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД
Карпов А. В., Чернов Д. Н. Структурная организация языковой компетентности _______________________ 132
Корнеева Е. Н., Швецова С. В. Удовлетворенность образованием как психолого-педагогическая проблема _ 140
4
Стр.4
Берзин Б. Ю., Мальцев А. В., Шкурин Д. В., Перфильев П. С. Эмоциональная стабильность как фактор
успешности профессиональной деятельности учителя __________________________________________ 149
Солоднева Д. А., Побокин П. А., Карпов А. А. Взаимосвязь социального интеллекта и ценностномотивационных
ориентаций в юношеском возрасте ____________________________________________ 159
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА (КУЛЬТУРОЛОГИЯ)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Едошина И. А. «Уединенное» Василия Розанова, или Жизнь НЕ как она есть __________________________ 167
Закс Л. А., Стрижкова Н. А. Генезис институтов: проект институционального строительства художников
русского авангарда ________________________________________________________________________ 176
Хренов Н. А. От принципа «органопроекции» в исследовании медиа к овнешнению духа в форме виртуальной
реальности ______________________________________________________________________________ 190
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Пермиловская А. Б., Васина А. В. Поморское село Варзуга: архитектурные и историко-культурные
особенности _____________________________________________________________________________ 204
Юрьева Т. В. Культурные смыслы древнерусских традиций в иконостасах Н. И. Исцеленнова ____________ 213
КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ
Смирнова А. А., Леонов И. В., Кириллов И. В. Феномен авторской порчи памятников историко-культурного
наследия ________________________________________________________________________________ 225
Александрова М. В. Советский дискурс в социокультурном пространстве исторического города
(на примере г. Ярославля) __________________________________________________________________ 236
Шаклеева А. И. Юродствование как праформа перформанса ________________________________________ 244
5
Стр.5
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Scientific journal
Published since 1994
№ 6 (129)-2022
THE CONTENT
GENERAL PEDAGOGY, HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Yasvin V. A., Kotov R. I. Formation of the «Russian school abroad» network expert community _________________ 9
Raikheigauz L. B. Postmodern view on transformation of the phenomenon of learning in modern didactic concepts _ 17
Tarkhanova I. Yu. Transformation of deviant behavior of minors in modern conditions _______________________ 25
Frizen M. A. Modular approach to designing individual educational routes for school students _________________ 36
Tsygankova A. N. Formation of students’ financial and economic culture as the problem of the pedagogical theory
and practice in the soviet era __________________________________________________________________ 48
METHODOLOGY AND TECHNOLOGY
OF PROFESSIONAL EDUCATION
Solovyeva A. A. The spiral of the foundation of the correlation analysis method in teaching mathematics to students
of historical profiles _________________________________________________________________________ 57
Vasilieva O. V., Zorina E. S., Myznikova Ya. V. Competently oriented practices in the training of philologists:
experience of StPSU ________________________________________________________________________ 66
Kasatkina N. N., Titova L. A. Individual path of teaching a foreign language
by developing individual language profile ________________________________________________________ 76
Polunina T. S. Features of the formation of chinese undergraduate students’ skills to work with dictionaries
of different types when learning english _________________________________________________________ 83
GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY,
PSYCHOLOGY HISTORY
Turchin A. S. Psychological conditions of transformation of teaching methods in the initial period of formation
of the national labor school ___________________________________________________________________ 91
Guzhva I. V. Psychological characteristics of women with a maternal inferiority complex _____________________ 97
Mostikov S. V. Psychological consequences of COVID-19 in migrants and native population __________________ 107
Kukoba A. N., Agafonov D. S. The relationship of verbal intelligence and propensity to alexithymia in adolescents 113
LABOR PSYCHOLOGY, ENGINEERING PSYCHOLOGY,
COGNITIVE ERGONOMICS
Mitasova E. V., Nekrasova E. A., Korbut A. V. Problems in optimizing the military personnel’s attitude towards
money in activity of a military psychologist _____________________________________________________ 124
PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY, PSYCHODIAGNOSTICS
OF DIGITAL EDUCATION ENVIRONMENTS
Karpov A. V., Chernov D. N. Structural organization of language competence _____________________________ 133
Korneeva E. N., Shvetsova S. V. Satisfaction with education as a psychological and pedagogical problem _______ 140
6
Стр.6
Berzin B. Yu., Maltsev A. V., Shkurin D. V., Perfilyev P. S. Relationship between emotional stability
and professional activity of a teacher ___________________________________________________________ 150
Solodneva D. A., Pobokin P. A., Karpov A. A. The relationship of social intelligence
and value-motivational orientations in adolescence ________________________________________________ 159
THEORY AND HISTORY OF CULTURE, ART (CULTUROLOGY)
THEORETICAL ASPECTS IN STUDYING CULTURAL PROCESSES
Edoshina I. A. «Solitary» by Vasily Rozanov, or Life as it’s NOT _______________________________________ 167
Zaks L. A., Strizhkova N. A. Genesis of institutions: an institution-building project for russian avant-garde artists _ 177
Khrenov N. A. From the principle of «organ projection» in the research of media to the externation of the spirit
in the form of virtual reality __________________________________________________________________ 191
HISTORICAL ASPECTS OF THE STUDY OF CULTURAL PROCESSES
Permilovskaya A. B., Vasina A. V. Pomor village Varzuga: architectural, historical and cultural features ________ 205
Yurieva T. V. Cultural meanings of old russian traditions in the iconostases of N. I. Istselennov ________________ 213
CULTURE CONFORMABLE PRACTICES
Smirnova A. A., Leonov I. V., Kirillov I. V. The phenomenon of author's spoilage to historical and cultural heritage
monuments _______________________________________________________________________________ 225
Aleksandrova M. V. Soviet discourse in the socio-cultural space of a historical city (on the example of the city
of Yaroslavl) _____________________________________________________________________________ 236
Shakleeva A. I. Foolishness as an old russian performance _____________________________________________ 244
7
Стр.7