ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Научный журнал
Издается с 1994 года
№ 2 (125)-2022
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Жаворонкова Л. В. Многоуровневое управление развитием региональной системы
инклюзивного образования ___________________________________________________________________ 8
Клюшникова Е. А. Трезвость в категориях метода «порядок следования целей»: педагогический аспект ____ 17
Лапшова Е. С. Эмпатия специалистов социальной сферы
как механизм реализации потребностей людей третьего возраста __________________________________ 26
Гущина Ю. А. Проектная деятельность как средство развития саморегуляции младших подростков ________ 33
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Руднева Т. И. Средства формирования методологической культуры магистрантов — будущих педагогов ___ 43
Кротенко Т. Ю. Трансформация традиционных институтов и сред обучения:
STEM-образование и современный образовательный ландшафт ___________________________________ 51
Гольцова Т. А., Проценко Е. А. Инновационные подходы к организации самостоятельной работы
по иностранному языку _____________________________________________________________________ 58
Сафарова Е. В. Специфика профессиональной подготовки студентов к педагогическому регулированию
совместной изобразительной деятельности детей _______________________________________________ 66
Воскрекасенко О. А., Богатикова О. Н., Дунаева О. В., Калашникова С. С., Куц А. В. Готовность будущих
педагогов к профилактике и коррекции буллинга в школьной среде ________________________________ 73
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Ожиганова Г. В. Структурно-уровневый подход в психологии и его применение
для изучения высших способностей __________________________________________________________ 82
Маралов В. Г., Маралова Т. П. Психологические особенности взаимосвязи отношения к опасностям
с отношением к людям у студентов ___________________________________________________________ 96
Длужневская Л. А., Длужневский И. Г. Влияние смысложизненных ориентаций
на удовлетворенность жизнью ______________________________________________________________ 106
Стоюхина Н. Ю., Костригин А. А. Из истории преподавания психологии:
первые советские учебники 1920-1930-х гг. ___________________________________________________ 115
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ,
КОГНИТИВНАЯ ЭРГОНОМИКА
Леньков С. Л., Рубцова Н. Е., Ефремова Г. И. Субъективное восприятие педагогами
проблем цифровизации образования _________________________________________________________ 126
Карпов А. А., Волченкова А. А. Рефлексивность как детерминанта стилей руководства
в условиях дистанционных форм управленческой деятельности __________________________________ 140
4
Стр.4
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА
ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД
Солоднева Д. А. Специфика развития эмоционального интеллекта у студентов вуза ____________________ 150
Огородникова Л. А. Методы диагностики и развития психомоторных способностей младших школьников _ 158
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Глазкова Т. В. Семья в русской культуре: аксиологический аспект ___________________________________ 170
Куимова В. М. Театрализация советской повседневности: Р. А. Быков ________________________________ 177
Смирнова А. А., Леонов И. В., Кириллов И. В. «Страдающий» артефакт как феномен культуры:
балансирование между жизнью и смертью ____________________________________________________ 187
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Бурлина Е. Я. «Град Петров» и его современные репрезентации: от Кагана до Шостаковича _____________ 196
Ерохина Т. И., Коровкина А. А. Эволюция образа Геракла в советской мультипликации ________________ 206
КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ
Азеева И. В. Становление театральной школы в Ярославле _________________________________________ 213
Тихонова А. Ю., Шабанова А. А. Культурологическая парадигма межвузовского взаимодействия ________ 221
5
Стр.5
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Scientific journal
Published since 1994
№ 2 (125)-2022
THE CONTENT
GENERAL PEDAGOGY,
HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Zhavoronkova L. V. Multilevel management of the development of the regional inclusive education system ________ 9
Klyushnikova E. A. Sobriety in the categories of the «order of goals» method: pedagogical aspect _______________ 17
Lapshova E. S. Empathy of social professionals as a mechanism for realizing the needs of third-age people _______ 26
Gushchina Yu. A. Project activity as a means for developing self-regulation of younger adolescents _____________ 33
METHODOLOGY AND TECHNOLOGY
OF PROFESSIONAL EDUCATION
Rudneva T. I. Means of developing the methodological culture of master degree students _____________________ 44
Krotenko T. Yu. Transforming traditional institutions and learning environments: STEM education
and modern educational landscape______________________________________________________________ 51
Goltsova T. A., Protsenko E. A. Implementation of innovative approaches to the organization of independent work
in a foreign language ________________________________________________________________________ 59
Safarova E. V. Specificity of professional training of students for pedagogical regulation
of children's joint visual activities ______________________________________________________________ 66
Voskrekasenko O. A., Bogatikova O. N., Dunaeva O. V., Kalashnikova S. S., Kutz A. V. Readiness of future teachers
to the prevention and correction of bullying in the school environment _________________________________ 74
GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY,
PSYCHOLOGY HISTORY
Ozhiganova G. V. Structural-level approach in psychology and its application to study higher abilities ___________ 83
Maralov V. G., Maralova T. P. Psychological features of the relationship between the attitude to dangers
and the attitude to people among students ________________________________________________________ 97
Dluzhnevskaya L. A., Dluzhnevsky I. G. Impact of meaningful orientations on life satisfaction ________________ 107
Stoyukhina N. Yu., Kostrigin A. A. From the history of teaching psychology:
the first soviet textbooks of the 1920-1930s _____________________________________________________ 116
PSYCHOLOGY OF LABOR, ENGINEERING PSYCHOLOGY,
COGNITIVE ERGONOMICS
Lenkov S. L., Rubtsova N. E., Efremova G. I. Pedagogues' subjective perception
of the education digitalization problems ________________________________________________________ 127
Karpov A. A., Volchenkova A. A. Reflexivity as a determinant of leadership styles
in conditions of remote management activity forms _______________________________________________ 141
6
Стр.6
PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY, PSYCHODIAGNOSTICS
OF DIGITAL EDUCATION ENVIRONMENTS
Solodneva D. A. The specifics of the development of emotional intelligence in university students _____________ 151
Ogorodnikova L. A. Methods of diagnosis and development of younger schoolchildren’s psychomotor abilities ___ 159
THEORY AND HISTORY OF CULTURE, ART
THEORETICAL ASPECTS IN STUDYING CULTURAL PROCESSES
Glazkova T. V. Family in russian culture: axiological aspect ____________________________________________ 171
Kuimova V. M. Theatricalization of soviet everyday life: R. A. Bykov____________________________________ 178
Smirnova A. A., Leonov I. V., Kirillov I. V. «Suffering» artifact as a phenomenon of culture:
balancing between life and death ______________________________________________________________ 188
HISTORICAL ASPECTS OF THE STUDY OF CULTURAL PROCESSES
Burlina E. Ya. «Grad Petrov» and its modern representations: from Kagan to Shostakovich ___________________ 197
Erokhina T. I., Korovkina A. A. Evolution of the Hercules image in soviet animation _______________________ 207
CULTURE CONFORMABLE PRACTICES
Azeeva I. V. The formation of a theater school in Yaroslavl: the soviet period ______________________________ 214
Tikhonova A. Yu., Shabanova A. A. Culturological paradigm of interuniversity interaction ___________________ 221
7
Стр.7