ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
А.А. Арасланова
Методика обучения предмету
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
в начальном общем образовании
в кроссвордах
Учебно-методическое пособие
по организации самостоятельной работы студентов
заочной формы обучения
Направление 44.03.05 Педагогическое образование
Направленность «Дошкольное образование и Начальное образование»
Сургут, 2021
– 1 –
Стр.1
УДК 371.3(075.8)
ББК 4.262.0я73-9
А 79
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Рецензенты:
Абрамовских Н.В. – доктор педагогических наук, профессор кафедры
«Теории и методики дошкольного и начального образования»
БУ «Сургутского государственного педагогического университета»
Арасланова В.А. – кандидат географических наук, доцент кафедры
«Социально-гуманитарных дисциплин
БУ «Сургутского государственного педагогического университета»
Арасланова, А. А.
Методика обучения предмету «Окружающий мир» в начальном общем образовании
А 79
в кроссвордах : учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов
заочной формы обучения / А. А. Арасланова ; Департамент образования и молодёжной
политики ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры
«Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский
государственный педагогический университет», 2021. – 62, [1] с. – Текст : непосредственный.
Учебно-методическое
пособие предназначено для организации самостоятельной работы
студентов заочной формы обучения. Может использоваться на практических занятиях
и как форма контроля самостоятельной работы студентов в пособие рассмотрены основные
теоретические положения учебной дисциплины, приведены тематические кроссворды, кроссворды
итогового контроля знаний, раскрыты вопросы методики использования кроссвордов
на уроках по предмету «Окружающий мир», а также даны рекомендации по составлению
кроссвордов в практической деятельности будущего учителя начальных классов.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочной формы обучения
направления подготовки 44.03.05, Педагогическое образование (направленность Дошкольное
образование и Начальное образование).
УДК 371.3(075.8)
ББК 74.262.0я73-9
© Арасланова А.А., 2021
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021
– 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ........................................................................................................................................... 4
РАЗДЕЛ 1 ТЕМАТИЧЕСКИЕ КРОССВОРДЫ ......................................................................................... 7
1.1. Методика обучения предмету «Окружающий мир» в начальном общем образовании
как педагогическая наука .............................................................................................................................. 7
1.2. Исторические предпосылки становления методики обучения предмету
«Окружающий мир» в начальном общем образовании ........................................................................... 11
1.3. Содержание начального курса «Окружающий мир» ................................................................... 14
1.4. Межпредметные связи и преемственность в обучении предмету «Окружающий мир» ........... 22
1.5. Методика формирования и развития начальных естественно-научных
и обществоведческих понятий ................................................................................................................... 24
1.6. Формы обучения предмету «Окружающий мир» ......................................................................... 27
1.7. Структура и содержание уроков по предмету «Окружающий мир» .......................................... 31
РАЗДЕЛ 2 КРОССВОРДЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ............................................... 36
2.1. Кроссворд ......................................................................................................................................... 36
2.2. Кроссворд ......................................................................................................................................... 38
2.3. Кроссворд ......................................................................................................................................... 40
2.4. Кроссворд ......................................................................................................................................... 41
2.5. Кроссворд ......................................................................................................................................... 43
2.6. Кроссворд ......................................................................................................................................... 44
2.7. Кроссворд ......................................................................................................................................... 45
РАЗДЕЛ 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРОССВОРДОВ
НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ..................................................................... 46
3.1 История появления кроссвордов. Интересные факты . ..................................................................... 46
3.2. Основные правила составления кроссвордов .................................................................................... 47
3.3. Интернет-ресурсы для составления кроссвордов онлайн ................................................................. 48
3.4. Особенности использования кроссвордов на уроках пр предмету «Окружающий мир» ........... 52
3.5. Кроссворды по предмету «Окружающий мир» ................................................................................. 53
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ ........................................................................... 61
– 3 –
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Кроссворд – эспандер для мозгов.
(А.В. Иванов)
Овладение бакалаврами методикой обучения предмету «Окружающий мир» в начальном общем
образовании предполагает активное включение их в различные виды учебной работы, которые
можно использовать в своей будущей педагогической деятельности. Одним из таких видов работы
является решение кроссвордов в процессе обучения.
Кроссворд (crossword) – пересечение слов, интеллектуальная игра, ответы на вопросы при подборе
слов в соответствующее количество пустых клеток. Кроссворд – это эффективное средство
развития компетенций младших школьников, определенных ФГОС НОО, которое не только активизирует
познавательную деятельность детей, но и развивает эрудицию, расширяет словарный запас,
тренирует память, внимание.
В процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности кроссворд учит четко, логично
и лаконично выражать свои мысли, а процесс решения кроссвордов является своеобразной
гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы отвечающего на вопросы. В зависимости
от содержания вопросов и поставленных дидактических задач при решении кроссвордов происходит
закрепление изученного ранее материала, усвоение новых знаний либо осуществляется контроль.
Цель
учебно-методического пособия – формирование у бакалавров готовности организовывать
процесс обучения по предмету «Окружающий мир».
Задачи учебно-методического пособия:
1. Закрепить и расширить знания по методике преподавания предмета «Окружающий мир».
2. Осуществить текущий и итоговый контроль знаний.
3. Формировать у бакалавров умение организовывать учебный процесс по предмету «Окружающий
мир» с использованием разнообразных по форме и содержанию кроссвордов.
Каждая из задач реализуется в определенном разделе пособия.
Раздел 1 «Тематические кроссворды» включает в себя семь кроссвордов, составленных в соответствие
с тематикой дисциплины «Методика обучения предмету “Окружающий мир” в начальном
общем образовании». Содержание кроссвордов соответствует следующим дидактическим единицам
учебной программы:
Методика обучения предмету «Окружающий мир» в начальном общем образовании как
педагогическая наука.
Исторические предпосылки становления методики преподавания предмета «Окружающий
мир».
Содержание начального курса «Окружающий мир».
Межпредметные связи и преемственность в обучении учебному предмету «Окружающий
мир».
Методика формирования и развития начальных естественно-научных и обществоведческих
понятий.
Формы обучения предмету «Окружающий мир».
Структура и содержание уроков по предмету «Окружающий мир».
В разделе приведены краткие теоретические сведения по изучаемой теме, задающие направление
дальнейшего самостоятельного изучения учебного материала. Решение кроссвордов раздела 1 –
самостоятельная внеаудиторная работа студентов и средство текущего контроля. Данные кроссворды
предлагаются после изучения теоретического материала соответствующей темы. Режим и продолжительность
работы выбирает сам студент в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Форма выполнения заданий также может варьироваться. Решение кроссвордов данного раздела может
быть представлено в форме индивидуальной, парной либо групповой работы. Использование
кроссвордов данного раздела может осуществляться для закреплении изученного материала
и для организации текущего контроля знаний студентов.
– 4 –
Стр.4
В раздел 2 «Кроссворды для итогового контроля знаний» включены кроссворды, содержащие
вопросы из различных тем изучаемого курса. Предполагается, что к решению данных кроссвордов
студенты приступят после изучения всего курса. Критерием оценивания деятельности студентов
при решении кроссвордов выступает объем выполнения кроссворда в установленной время (рекомендуемое
время для решения кроссворда данного раздела 30 минут).
100-90% – 10 баллов;
91-80% – 9 баллов;
81-70% – 8 баллов;
71-60% – 7 баллов;
61-50% – 6 баллов;
51-40% – 5 баллов;
41-30% – 4 балла;
31-20% – 3 балла;
21-10% – 2 балла.
Раздел 3 «Особенности составления и использования кроссвордов при изучении предмета
«Окружающий мир» включает в себя описание методики использования кроссвордов на уроках
по предмету «Окружающий мир», содержит правила составления кроссвордов и характеристику интернет-ресурсов,
позволяющих быстро создавать кроссворды по любой тематике, с целью использования
их в профессиональной деятельности. Раздел 3 содержит примеры разнообразных по форме
и содержанию кроссвордов, которые разработаны учителями-практиками и применяются на уроках
по предмету «Окружающий мир». В разделе содержатся ссылки на электронные ресурсы, в которых
представлены взятые в качестве примера кроссворды, что позволит студентам углубить практические
умения по данной теме.
Процесс освоения дисциплины «Методика обучения предмету «Окружающий мир» в начальном
общем образовании» направлен на формирование следующих компетенций:
способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности,
необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся
с особыми образовательными потребностями (ОПК-6);
способен организовывать и оценивать различные виды учебной и внеучебной деятельности
обучающихся начальной школы (ПК-2);
способен осуществлять обучение по образовательной программе на основе использования
современных подходов и образовательных технологий (ПКО-1).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компонентами
компетенций:
знать:
особенности реализации технологий обучения предмету «Окружающий мир», в том числе
обучающихся с особыми образовательными потребностями;
способы планирования учебных занятий с использованием технологий обучения, направленных
на развитие обучающихся;
способы оценки эффективности технологий обучения в решении задач развития обучающихся;
критерии оценки результативности организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся
по предмету «Окружающий мир»; методов контроля и оценки результативности различных
видов учебной и внеучебной деятельности обучающихся начальной школы (в том числе и в предметной
области);
содержание преподаваемого предмета в соответствии с требованиями ФГОС, ООП и достижениями
науки и педагогической практики;
современные образовательные технологии и методику преподавания предмету «Окружающий
мир»;
современные требования к образовательным результатам, отраженные в нормативной документации;
уметь:
обосновывать цель, задачи организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся
с учетом специфики учебного предмета в начальных классах;
выбирать формы и методы организации различных видов учебной и внеучебной деятельности
обучающихся начальной школы с учетом специфики учебного предмета;
– 5 –
Стр.5
выбирать методы контроля и оценки результативности различных видов учебной и внеучебной
деятельности обучающихся начальной школы (в том числе и в предметной области);
конструировать содержание преподаваемого предмета в соответствии с требованиями ФГОС,
ООП и достижениями науки и педагогической практики, планировать образовательную деятельность
по программам НОО;
владеть:
умением планировать учебные занятия с использованием технологий обучения, направленных
на развитие обучающихся;
способами выбора форм и методов организации различных видов учебной и внеучебной деятельности
обучающихся начальной школы с учетом специфики учебного предмета;
способами выбора методов контроля и оценки результативности различных видов учебной
и внеучебной деятельности обучающихся начальной школы (в том числе и в предметной области);
действиями по конструированию содержания преподаваемого предмета в соответствии с требованиями
ФГОС, ООП и достижениями науки и педагогической практики, действиями по планированию
образовательной деятельности по программам НОО;
действиями по реализации образовательной деятельности в предметной области на основе
современных образовательных технологий по программам НОО;
иметь опыт:
проектирования целей и задач учебной и внеучебной деятельности обучающихся с учетом
специфики учебного предмета в начальных классах;
по конструированию содержания преподаваемого предмета в соответствии с требованиями
ФГОС, ООП и достижениями науки и педагогической практики, планирования образовательной деятельности
по программам НОО.
Использование кроссвордов при изучении дисциплины «Методика обучения предмету «Окружающий
мир» в начальном общем образованиии» с одной стороны способствует овладению содержанием
дисциплины, закреплению полученных ранее знаний и их эффективной проверке, а с другой
стороны способствует формированию практического умения у студентов заочной формы обучения
широко применять кроссворды в своей профессиональной деятельности.
Условные обозначения
УУД – универсальные учебные действия
ФГОС НОО – Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования
ПООП НОО – примерная основная образовательная программа начального общего образования
УМК
– учебно-методический комплект
– 6 –
Стр.6