Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 567139)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Методика обучения предмету «Окружающий мир» в начальном общем образовании в кроссвордах (220,00 руб.)

0   0
АвторыАрасланова Анастасия Александровна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц63
ID754104
АннотацияУчебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения. Может использоваться на практических занятиях и как форма контроля самостоятельной работы студентов в пособие рассмотрены основные теоретические положения учебной дисциплины, приведены тематические кроссворды, кроссворды итогового контроля знаний, раскрыты вопросы методики использования кроссвордов на уроках по предмету «Окружающий мир», а также даны рекомендации по составлению кроссвордов в практической деятельности будущего учителя начальных классов. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочной формы обучения направления подготовки 44.03.05, Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование и Начальное образование).
Методика обучения предмету «Окружающий мир» в начальном общем образовании в кроссвордах : учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения : направление 44.03.05 Педагогическое образование, направленность «Дошкольное образование и Начальное образование» / А. А. Арасланова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2021 .— 63 с. — URL: https://rucont.ru/efd/754104 (дата обращения: 29.07.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Методика_обучения_предмету_«Окружающий_мир»_в_начальном_общем_образовании_в_кроссвордах.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» А.А. Арасланова Методика обучения предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» в начальном общем образовании в кроссвордах Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения Направление 44.03.05 Педагогическое образование Направленность «Дошкольное образование и Начальное образование» Сургут, 2021 – 1 –
Стр.1
УДК 371.3(075.8) ББК 4.262.0я73-9 А 79 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензенты: Абрамовских Н.В. – доктор педагогических наук, профессор кафедры «Теории и методики дошкольного и начального образования» БУ «Сургутского государственного педагогического университета» Арасланова В.А. – кандидат географических наук, доцент кафедры «Социально-гуманитарных дисциплин БУ «Сургутского государственного педагогического университета» Арасланова, А. А. Методика обучения предмету «Окружающий мир» в начальном общем образовании А 79 в кроссвордах : учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения / А. А. Арасланова ; Департамент образования и молодёжной политики ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021. – 62, [1] с. – Текст : непосредственный. Учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения. Может использоваться на практических занятиях и как форма контроля самостоятельной работы студентов в пособие рассмотрены основные теоретические положения учебной дисциплины, приведены тематические кроссворды, кроссворды итогового контроля знаний, раскрыты вопросы методики использования кроссвордов на уроках по предмету «Окружающий мир», а также даны рекомендации по составлению кроссвордов в практической деятельности будущего учителя начальных классов. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочной формы обучения направления подготовки 44.03.05, Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование и Начальное образование). УДК 371.3(075.8) ББК 74.262.0я73-9 © Арасланова А.А., 2021 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021 – 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ........................................................................................................................................... 4 РАЗДЕЛ 1 ТЕМАТИЧЕСКИЕ КРОССВОРДЫ ......................................................................................... 7 1.1. Методика обучения предмету «Окружающий мир» в начальном общем образовании как педагогическая наука .............................................................................................................................. 7 1.2. Исторические предпосылки становления методики обучения предмету «Окружающий мир» в начальном общем образовании ........................................................................... 11 1.3. Содержание начального курса «Окружающий мир» ................................................................... 14 1.4. Межпредметные связи и преемственность в обучении предмету «Окружающий мир» ........... 22 1.5. Методика формирования и развития начальных естественно-научных и обществоведческих понятий ................................................................................................................... 24 1.6. Формы обучения предмету «Окружающий мир» ......................................................................... 27 1.7. Структура и содержание уроков по предмету «Окружающий мир» .......................................... 31 РАЗДЕЛ 2 КРОССВОРДЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ............................................... 36 2.1. Кроссворд ......................................................................................................................................... 36 2.2. Кроссворд ......................................................................................................................................... 38 2.3. Кроссворд ......................................................................................................................................... 40 2.4. Кроссворд ......................................................................................................................................... 41 2.5. Кроссворд ......................................................................................................................................... 43 2.6. Кроссворд ......................................................................................................................................... 44 2.7. Кроссворд ......................................................................................................................................... 45 РАЗДЕЛ 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРОССВОРДОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ..................................................................... 46 3.1 История появления кроссвордов. Интересные факты . ..................................................................... 46 3.2. Основные правила составления кроссвордов .................................................................................... 47 3.3. Интернет-ресурсы для составления кроссвордов онлайн ................................................................. 48 3.4. Особенности использования кроссвордов на уроках пр предмету «Окружающий мир» ........... 52 3.5. Кроссворды по предмету «Окружающий мир» ................................................................................. 53 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ ........................................................................... 61 – 3 –
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Кроссворд – эспандер для мозгов. (А.В. Иванов) Овладение бакалаврами методикой обучения предмету «Окружающий мир» в начальном общем образовании предполагает активное включение их в различные виды учебной работы, которые можно использовать в своей будущей педагогической деятельности. Одним из таких видов работы является решение кроссвордов в процессе обучения. Кроссворд (crossword) – пересечение слов, интеллектуальная игра, ответы на вопросы при подборе слов в соответствующее количество пустых клеток. Кроссворд – это эффективное средство развития компетенций младших школьников, определенных ФГОС НОО, которое не только активизирует познавательную деятельность детей, но и развивает эрудицию, расширяет словарный запас, тренирует память, внимание. В процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности кроссворд учит четко, логично и лаконично выражать свои мысли, а процесс решения кроссвордов является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы отвечающего на вопросы. В зависимости от содержания вопросов и поставленных дидактических задач при решении кроссвордов происходит закрепление изученного ранее материала, усвоение новых знаний либо осуществляется контроль. Цель учебно-методического пособия – формирование у бакалавров готовности организовывать процесс обучения по предмету «Окружающий мир». Задачи учебно-методического пособия: 1. Закрепить и расширить знания по методике преподавания предмета «Окружающий мир». 2. Осуществить текущий и итоговый контроль знаний. 3. Формировать у бакалавров умение организовывать учебный процесс по предмету «Окружающий мир» с использованием разнообразных по форме и содержанию кроссвордов. Каждая из задач реализуется в определенном разделе пособия. Раздел 1 «Тематические кроссворды» включает в себя семь кроссвордов, составленных в соответствие с тематикой дисциплины «Методика обучения предмету “Окружающий мир” в начальном общем образовании». Содержание кроссвордов соответствует следующим дидактическим единицам учебной программы:  Методика обучения предмету «Окружающий мир» в начальном общем образовании как педагогическая наука.  Исторические предпосылки становления методики преподавания предмета «Окружающий мир».  Содержание начального курса «Окружающий мир».  Межпредметные связи и преемственность в обучении учебному предмету «Окружающий мир».  Методика формирования и развития начальных естественно-научных и обществоведческих понятий.  Формы обучения предмету «Окружающий мир».  Структура и содержание уроков по предмету «Окружающий мир». В разделе приведены краткие теоретические сведения по изучаемой теме, задающие направление дальнейшего самостоятельного изучения учебного материала. Решение кроссвордов раздела 1 – самостоятельная внеаудиторная работа студентов и средство текущего контроля. Данные кроссворды предлагаются после изучения теоретического материала соответствующей темы. Режим и продолжительность работы выбирает сам студент в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Форма выполнения заданий также может варьироваться. Решение кроссвордов данного раздела может быть представлено в форме индивидуальной, парной либо групповой работы. Использование кроссвордов данного раздела может осуществляться для закреплении изученного материала и для организации текущего контроля знаний студентов. – 4 –
Стр.4
В раздел 2 «Кроссворды для итогового контроля знаний» включены кроссворды, содержащие вопросы из различных тем изучаемого курса. Предполагается, что к решению данных кроссвордов студенты приступят после изучения всего курса. Критерием оценивания деятельности студентов при решении кроссвордов выступает объем выполнения кроссворда в установленной время (рекомендуемое время для решения кроссворда данного раздела 30 минут). 100-90% – 10 баллов; 91-80% – 9 баллов; 81-70% – 8 баллов; 71-60% – 7 баллов; 61-50% – 6 баллов; 51-40% – 5 баллов; 41-30% – 4 балла; 31-20% – 3 балла; 21-10% – 2 балла. Раздел 3 «Особенности составления и использования кроссвордов при изучении предмета «Окружающий мир» включает в себя описание методики использования кроссвордов на уроках по предмету «Окружающий мир», содержит правила составления кроссвордов и характеристику интернет-ресурсов, позволяющих быстро создавать кроссворды по любой тематике, с целью использования их в профессиональной деятельности. Раздел 3 содержит примеры разнообразных по форме и содержанию кроссвордов, которые разработаны учителями-практиками и применяются на уроках по предмету «Окружающий мир». В разделе содержатся ссылки на электронные ресурсы, в которых представлены взятые в качестве примера кроссворды, что позволит студентам углубить практические умения по данной теме. Процесс освоения дисциплины «Методика обучения предмету «Окружающий мир» в начальном общем образовании» направлен на формирование следующих компетенций:  способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями (ОПК-6);  способен организовывать и оценивать различные виды учебной и внеучебной деятельности обучающихся начальной школы (ПК-2);  способен осуществлять обучение по образовательной программе на основе использования современных подходов и образовательных технологий (ПКО-1). В результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компонентами компетенций: знать:  особенности реализации технологий обучения предмету «Окружающий мир», в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;  способы планирования учебных занятий с использованием технологий обучения, направленных на развитие обучающихся;  способы оценки эффективности технологий обучения в решении задач развития обучающихся;  критерии оценки результативности организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся по предмету «Окружающий мир»; методов контроля и оценки результативности различных видов учебной и внеучебной деятельности обучающихся начальной школы (в том числе и в предметной области);  содержание преподаваемого предмета в соответствии с требованиями ФГОС, ООП и достижениями науки и педагогической практики;  современные образовательные технологии и методику преподавания предмету «Окружающий мир»;  современные требования к образовательным результатам, отраженные в нормативной документации; уметь:  обосновывать цель, задачи организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся с учетом специфики учебного предмета в начальных классах;  выбирать формы и методы организации различных видов учебной и внеучебной деятельности обучающихся начальной школы с учетом специфики учебного предмета; – 5 –
Стр.5
 выбирать методы контроля и оценки результативности различных видов учебной и внеучебной деятельности обучающихся начальной школы (в том числе и в предметной области);  конструировать содержание преподаваемого предмета в соответствии с требованиями ФГОС, ООП и достижениями науки и педагогической практики, планировать образовательную деятельность по программам НОО; владеть:  умением планировать учебные занятия с использованием технологий обучения, направленных на развитие обучающихся;  способами выбора форм и методов организации различных видов учебной и внеучебной деятельности обучающихся начальной школы с учетом специфики учебного предмета;  способами выбора методов контроля и оценки результативности различных видов учебной и внеучебной деятельности обучающихся начальной школы (в том числе и в предметной области);  действиями по конструированию содержания преподаваемого предмета в соответствии с требованиями ФГОС, ООП и достижениями науки и педагогической практики, действиями по планированию образовательной деятельности по программам НОО;  действиями по реализации образовательной деятельности в предметной области на основе современных образовательных технологий по программам НОО; иметь опыт:  проектирования целей и задач учебной и внеучебной деятельности обучающихся с учетом специфики учебного предмета в начальных классах;  по конструированию содержания преподаваемого предмета в соответствии с требованиями ФГОС, ООП и достижениями науки и педагогической практики, планирования образовательной деятельности по программам НОО. Использование кроссвордов при изучении дисциплины «Методика обучения предмету «Окружающий мир» в начальном общем образованиии» с одной стороны способствует овладению содержанием дисциплины, закреплению полученных ранее знаний и их эффективной проверке, а с другой стороны способствует формированию практического умения у студентов заочной формы обучения широко применять кроссворды в своей профессиональной деятельности. Условные обозначения УУД – универсальные учебные действия ФГОС НОО – Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ПООП НОО – примерная основная образовательная программа начального общего образования УМК – учебно-методический комплект – 6 –
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически