Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

"Как слово наше отзовется": филологический компонент в организации воспитательной работы в вузе и школе (290,00 руб.)

0   0
АвторыДворяшина Нина Алексеевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц359
ID754089
АннотацияУчебно-методическое пособие адресовано преподавателям высших учебных заведений, учителям-словесникам, сотрудникам, непосредственно связанным с внеучебной деятельностью, специалистам структурных подразделений, ответственных за организацию воспитательной деятельности в вузе и школе, студентам направления «Педагогическое образование».
ISBN978-5-93190-392-7
"Как слово наше отзовется": филологический компонент в организации воспитательной работы в вузе и школе : учебно-методическое пособие / ред. Н. А. Дворяшина .— Сургут : РИО СурГПУ, 2020 .— 359 с. — ISBN 978-5-93190-392-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/754089 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Как_слово_наше_отзовется_филологический_компонент_в_организации_воспитательной_работы_в_вузе_и_школе.pdf
АДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра филологического образования и журналистики «КАК СЛОВО НАШЕ ОТЗОВЕТСЯ»: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ И ШКОЛЕ Учебно-методическое пособие Сургут, 2020
Стр.1
УДК 37.013.21(075.8) ББК 74.00я431я73-9 К 16 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензент : Нацаренус Н. Н., кандидат педагогических наук, проректор по воспитательной работе и молодежной политике БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Авторский коллектив: Дворяшина Н. А., Авдеева Е. А., Усанова И. А., Кашкарева А. П., Бреусова Е. И., Сироткина Т. А., Сафонова Н. Н., Руднева О. В., Зворыгина О. И., Галян С. В., Кулешов А. Н.., Комков А. В. К 16 «Как слово наше отзовется»: филологический компонент в организации воспитательной работы в вузе и школе : учебно-методическое пособие / Дворяшина Н.А., Авдеева Е. А., Усанова И. А. [и др.] ; под общей редакцией Н. А. Дворяшиной ; Департамент образования и молодёжной политики ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2020. – 324, [1] с. – ISBN 978-5-93190-392-7. – Текст : непосредственный. ISBN 978-5-93190-392-7 Учебно-методическое пособие адресовано преподавателям высших учебных заведений, учителям-словесникам, сотрудникам, непосредственно связанным с внеучебной деятельностью, специалистам структурных подразделений, ответственных за организацию воспитательной деятельности в вузе и школе, студентам направления «Педагогическое образование». УДК 37.013.21(075.8) ББК 74.00я431я73-9 ISBN 978-5-93190-392-7 © Коллектив авторов, 2020 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2020 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ (Дворяшина Н.А.) ...................................................................................................... 5 «И НЕТ У НАС ИНОГО ДОСТОЯНЬЯ!»: слово как универсальное средство воспитания человека (Дворяшина Н.А.) ............................................................................................................ 11 РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА В РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: из опыта работы со студентами направленности «Русский язык и литература» филологического факультета Сургутского государственного педагогического университета (Кашкарева А.П.) ................... 22 Раздел 1. «В ДОРОГУ НАПУТНОЕ ВЕЧНОЕ РУССКОЕ СЛОВО ДАНО!»: из кафедрального опыта духовно-нравственного воспитания будущих учителей-словесников кафедры (Авдеева Е.А.) ................................................................................................................... 29 «Но в мире есть один язык великий – поэзия!»: роль поэзии в нравственно-эстетическом воспитании личности (Дворяшина Н.А.) ................................................................................. 36 Литературные вечера, гостиные и композиции как универсальные формы просветительской и воспитательной работы (Авдеева Е.А.) ................................................. 48 Раздел 2. «КУЛЬТУРА ЕСТЬ ПАМЯТЬ»: приобщение к культурному наследию страны как одна из задач воспитательной работы кафедры (Усанова И.А.) ........................................... 58 Раздел 3. «А РОДИНУ ЛЮБИТЬ – ВЕЛИКАЯ НАУКА…»: гражданско-патриотическое направление воспитательной работы со студентами (Дворяшина Н.А.) .................................... 71 «Чувствую самую жгучую, самую смертную связь!»: родина большая и малая в литературных мероприятиях филологического факультета (Авдеева Е.А.) ..................... 80 «Позабыть такое невозможно, потому что забывать нельзя!..»: мероприятия кафедры к празднованию Дня Победы (Дворяшина Н.А.) .................................................................... 95 «Все это из нашей истории строки…»: реализация задач воспитания гражданственности в мероприятиях, посвященных 100-летию комсомола (Дворяшина Н.А., Бреусова Е.И., Руднева О.В.) ............................................................................................................................. 99 Раздел 4. «НО МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ»: воспитательная работа кафедры по формированию уважения к государственному языку России, а также языкам других стран и народностей (Сироткина Т.А., Сафонова Н.Н.) ............................................................. 111 «Родная речь – Отечеству основа» (Руднева О.В., Бреусова Е.И.) ....................................... 117 Формирование коммуникативной культуры как одно из направлений воспитательной работы кафедры (Сафонова Н.Н., Усанова И.А., Зворыгина О.И.) ...................................... 121 ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Дворяшина Н.А.) ................................................................................................ 129 ПРИЛОЖЕНИЯ .............................................................................................................................. 165 Приложения к разделу 1 «Я разговор веду высоким ладом песни»: А. Блок и музыка. Сценарий литературного тематического вечера (Дворяшина Н.А.) ..................................... 166 «Всех живущих прижизненный друг»: судьба и творчество О.Э. Мандельштама. Сценарий литературного вечера-портрета (Дворяшина Н.А.) .............................................. 187 3
Стр.3
«Еще не раз вы вспомните меня…»: Н.С. Гумилев: личность, судьба, творчество. Сценарий литературного вечера-портрета (Дворяшина Н.А.) .............................................. 207 «Случилась просто жизнь». Сценарий литературной гостиной, посвященной памяти В.С. Матвеева: журналиста, учителя, поэта (Авдеева Е.А., Кулешов А.Н., Комков А.В.) ... 227 Приложения к разделу 2 Положение о Конкурсе стенгазет (лэпбуков), посвящённом Дню славянской письменности и культуры и Пушкинскому дню России ....................................................... 243 «В гостях у Пушкина». Сценарий квест-игры (Чижова П.В., Трифонова В.В., Коваленко Ю.О., Каткова А.П., Горбунова А.П., Гуменюк П.М.; руководители Кукуева Г.В., Колягина Т.Ю.) .......................................................................... 245 «Строкою Пушкина воспеты». Внеучебное воспитательное занятие (Нестерова К.О., Савенкова К.Р., Морковских О.Р., Кудик А.А., Горбунова А.П., Набок Е.Е.; руководитель Усанова И.А.) .................................................................................................... 256 «Непредставима жизнь без Пушкина…». Сценарий литературного вечера (Дворяшина Н.А.) ...................................................................................................................... 265 Проект «Читаем Тургенева в СурГПУ» (Усанова И.А.) ........................................................ 274 Информационная карта проекта «Читаем Тургенева в СурГПУ» .................................. 274 Положение о городском Конкурсе исполнительского мастерства «Только ею, только любовью держится и движется жизнь» ................................................................ 275 Положение о проведении игры «Читательская дуэль» (брейн-ринг) ............................ 278 Положение о проведении Конкурса эссе и публицистических статей «Перечитывая тургеневские страницы…» ....................................................................... 281 «И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет…»: любовь в судьбе и творчестве И.С. Тургенева. Сценарий литературного вечера (Усанова И.А.) ........... 283 «Но никто из нас без России не может обойтись…». Вопросы для проведения игры «Читательская дуэль» (брейн-ринг), посвященной юбилею И.С. Тургенева (Галян С.В., Руднева О.В., Усанова И.А., Комков А.В.) ................................................... 300 «Но есть стихи, что я люблю, – они мне лечат раны». Сценарий литературного вечера формата «Читаем любимое» (Дворяшина Н.А.) ......................................................... 306 Приложения к разделу 3 «Нам дороги эти позабыть нельзя…». Сценарий праздничного концерта, посвященного Дню Победы (Дворяшина Н.А.) ...................................................................... 320 «Военной песни негасимый свет». Сценарий конкурса инсценированного представления песен о Великой Отечественной войне (Дворяшина Н.А.) .......................... 333 «Помнит мир спасенный». Сценарий конкурса чтецов, посвященный Дню Победы (Дворяшина Н.А.) ...................................................................................................................... 346 «Комсомолу – 100». Сценарий квест-игры (Руднева О.В.) ................................................... 353 4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Какого специалиста ждет современная школа? В ответе на этот вопрос, ориентируясь на требования времени к учителю-словеснику, можно перечислять многое. Только в области профессионального образования это знание норм современного русского литературного языка, особенностей литературы и фольклора в их историческом развитии и современном состоянии в сопряжении с гражданской историей и историей культуры русского народа, ведущих направлений русской и зарубежной литературоведческой и лингвистической мысли, основ стилистики и риторики, владение основными методами литературоведческого и лингвистического анализа, системой знаний по истории, теории и современному состоянию технологий изучения и преподавания русского языка и литературы и т.д. Все обозначенное – лишь часть так называемых квалификационных требований, предъявляемых к специалисту. Вместе с тем в системе высшего образования сложилась новая учебная культура, в которой ведущей признаются интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, важность перехода «от понятия квалификации к понятию компетенции»1. В «Докладе международной комиссии по образованию, представленном ЮНЕСКО, «компетентность <…> рассматривается как своего рода „коктейль‟ навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова, … социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску»2. Если сказать коротко, то компетентность специалиста прямо пропорциональна его активности, умению мобилизовать знания, опыт, волю для решения проблемы в конкретных жизненных обстоятельствах. При таком подходе важна практико-ориентированная направленность подготовки учащегося, позволяющая ему в будущем плодотворно осуществлять профессиональные задачи, успешно включиться в трудовую деятельность. В основных компетенциях, которыми должен овладеть выпускник вуза, достаточно подробно прописаны требования к его личности. Они включают в себя способность применять знания на практике, достигать поставленных целей, выстраивать эффективную коммуникацию в профессиональной и межличностной сферах, овладение исследовательскими навыками, навыками социального взаимодействия, готовность к самообучению и к генерации новых идей, к творчеству, способность к лидерству, инициативе, разработке проектов и управлению ими, приверженность к этическим ценностям, понимание культуры и обычаев своего народа и других стран, волю к успеху и другое3. Одним из направлений в формировании указанных компетенций, с нашей точки зрения, является воспитательная работа со студентами. Готовя настоящее пособие, его авторы ставили своей целью, обобщив накопленный опыт, представить в нем возможные пути духовно-нравственного, нравственно-эстетического, гражданскопатриотического воспитания студентов и школьников. При этом особое внимание 1 Цит. по: Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 8. 2 Там же. С. 9. 3 См. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. № 91), Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 125 от 22 февраля 2018 г.), а также работы: Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Науч.-метод. сборник. М., 2002; Зимняя И.А. Ключевые компетенции: новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5 и др. 5
Стр.5
уделялось формам их приобщения к культурному наследию страны, родного края, путям постижения ими красоты государственного языка России с непременной опорой на филологическую основу. С момента своего создания кафедра филологического образования и журналистики видела в числе основных своих задач осуществление последовательного, системного вовлечения наших питомцев в работу со словом не только на учебных занятиях, но и во вне их. Проведение мероприятий такой направленности стало хорошей традицией, сохранение и развитие которой, по мнению самих студентов, во многом определяет специфику факультета, его лицо и доброе имя в вузе и в городе. Пособие включает в себя разделы как теоретического характера, обосновывающие необходимость использования в воспитательной работе тех или иных возможностей отечественной словесности, родного языка, так и практическую часть, которая служит подтверждением общих рассуждений конкретными формами, приемами, сценарными разработками. Они есть как в статьях, так и вынесены в специальные приложения к разделам. Их следует рассматривать как рекомендации для школьных учителей и вузовских коллег, ибо в каждом конкретном случае за организаторами воспитательной работы остается право не только воспользоваться предлагаемым материалом, но и вносить в него необходимые изменения с учетом возможностей коллективов учащихся, собственных пристрастий и увлечений. Все разработки были апробированы, получили свою положительную оценку в ходе непосредственного проведения мероприятий в стенах вуза, на школьных и городских площадках Сургута. Что даёт, что закладывает разнообразная, в том числе «концертная», воспитательная работа со студентами и школьниками для их личностного развития, формирования профессиональной готовности учителя-словесника? Накопленный опыт убеждает нас, что, являясь естественным продолжением учебных занятий, такая деятельность значительно дополняет имеющиеся знания новыми, повышает их качественный уровень, существенно расширяет возможности общения с миром искусства, способствует культурному и интеллектуальному развитию студентов [здесь и далее выделено нами, кроме специально оговоренных случаев. – Н.Д.]. По отзывам самих обучающихся, участие в различных литературных и лингвистических мероприятиях помогает глубже погрузиться в творчество художника слова, не только осознать, но и прочувствовать его на ином уровне, когда писатель или поэт становятся ближе, понятнее, роднее. Появляется потребность вновь перелистать страницы уже, казалось бы, хорошо знакомых, но в действительности таящих в себе еще много неизвестного и неразгаданного, книг. В процессе организации и проведения воспитательных мероприятий происходит закономерное приобщение учащихся к положительно зарекомендовавшей себя сегодня проектной деятельности, в которой бесспорным является творческое начало, вовлекающее их в интеллектуальную работу. Это тоже педагогическая технология, ориентирующая, если следовать ее сложившемуся определению, «на применение актуализированных знаний и приобретение новых»1. Проектируя со студентами сценарий, никогда не используем имеющиеся разработки, всегда вынашиваем и создаем свое, а это требует освоения множества источников: художественных текстов, эпистолярного и мемуарного наследия, литературоведческих и лингвистических работ и др. Понимание темы готовящегося мероприятия, умение определить в ней главное и интересное позволяет отобрать необходимое, выстроить последовательную подачу материала. Первое же прочтение сценария («прогон») в присутствии всех участников выявляет слабые и сильные его стороны. Чаще всего начальный вариант оказывается затянутым, тяжеловесным. Начинается его шлифовка, в процессе которой мы ориен1 Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или технологизация исследовательской деятельности учащихся // Литература в школе. 2002. № 7. С. 39. 6
Стр.6
тируемся на известное суждение А.П. Чехова: «Искусство писать – это искусство вычеркивать». В нашем «сочинении» убирается все, утяжеляющее ход вечера, праздника, конкурса. Написанный и начинающий «звучать» варианты заметно отличаются друг от друга. Материал приобретает разумный объем, с точки зрения временных затрат. Все работающие над проектом сценария усваивают одну из составляющих его успешного осуществления: нельзя «перекармливать» слушателей даже самыми замечательными поэтическими строками, произведениями искусства слова. Многое в раскрытии выбранной темы будет зависеть от продуманного подбора музыкального сопровождения, фильмов, тщательной подготовки интересных, занимательных заданий для участников, видеоряда, существенно дополняющих словесный материал, усиливающих эмоциональную составляющую, сцепляющих его в гармоническое целое. Здесь важен не только поиск необходимого, но и умение установить тонкое соответствие между словом и музыкой, словом и визуальным рядом, словом и киноэпизодом. Так, при проведении литературного тематического вечера «„Я разговор веду высоким ладом песни‟ (А. Блок и музыка)» произведения Л. ван Бетховена, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, П.И. Чайковского, Ж. Бизе, русские и цыганские песни, любимые поэтом «Коробейники» помогли понять своеобразие осмысления поэтом жизни, восприятия Родины, характер переживания любовного чувства блоковским героем и многое другое. Важным дополнением к сценарию явилось включение фрагментов музыкальных фильмов «Кармен», «Хованщина» («Рассвет на Москвереке»), а также учебного фильма о Блоке, в частности, – художественное исполнение его стихотворения «Русь», звучавшее на фоне картин русской природы, живописных произведений русского искусства. В сочетании с отмеченным тактичное и умеренное введение в ход праздника портретов поэта разных периодов жизни, Л.Д. Менделеевой, Л.А. Андреевой-Дельмас, изображений природы Шахматова, пейзажей России работало на целостное и объемное осмысление указанной темы. Созданию поэтической и праздничной атмосферы способствовало продуманное оформление зала (выставка книг Блока и о Блоке, стенды с фотографиями и литературоведческими материалами и т.п.), соответствующая одежда чтецов и ведущих. Убеждены в том, что подобная работа формирует у студентов навыки отбора материала, способность к созданию проектов, управлению ими, к самообучению, ведет к серьезной подготовке по основам профессиональных знаний и применению их на практике. Есть немало конкретных примеров, подтверждающих это. Так, студентка-дипломница (из числа наших единомышленников), работавшая над темой «Орнитологические и пчелиные образы и мотивы в творчестве О.Э. Мандельштама», загорелись идеей провести в 10 классе (на преддипломной практике) литературный вечер о поэте – «Всех живущих прижизненный друг». Опытные читатели и то не всегда откликаются на мандельштамовскую лирику, а здесь – школьники. Но увлечение самой студентки материалом, знание всех нюансов судьбы и творчества поэта, постоянное участие в вузовских вечерах помогли ей написать такой сценарий, который заинтересовал ребят. Начинающему учителю удалось включить каждого в общий процесс подготовки этого коллективного дела, заставить осознать ответственность за возложенные на него обязанности, глубоко пережить все то, что они читали и о чем рассказывали. Надо было видеть лица детей, особенно мальчиков. Было все: и волнение, и смущение, и радость от удачного выступления, и удовлетворение от того, что хорошо справился с порученным, и, конечно, от того, что звучавшее в их собственном исполнении слово поэта никого не оставило равнодушным. Такие минуты творчества – тот жизненный опыт, который способствует пониманию и освоению подлинных духовных ценностей. В ходе непосредственной подготовки того или иного мероприятия происходит так необходимое любому читателю, а будущему словеснику особенно, овладение навыками исполнительского мастерства. О роли и значимости выразительного чтения не только на занятиях, но и во внеклассной работе очень точно сказал в свое время известный педагог В.П. Острогорский: «… хорошее произнесение образцовых 7
Стр.7
литературных произведений, по строгому выбору умелого учителя, разученных под его руководством на домашних литературных вечерах, с публикою из учеников, воспитателей и учителей с их семействами, принесло бы для учащихся много пользы и удовольствия, не говоря уже о том, что оно приятно и разумно наполнило бы ученический досуг и повысило умственный и эстетический подъем школы»1. Формирование отмеченных навыков является одним из самых трудоемких дел. Оно невозможно без самого художника, без проникновения в содержание произведений, без уяснения авторского замысла, понимания чувств и переживаний лирического героя. «Далеко не все читающие, – справедливо заметил И.А. Ильин, – владеют искусством чтения». Чаще всего, по мнению философа, это скольжение по тексту: «Механизм без духа. Безответственная забава. Невинное развлечение. А на самом деле культура верхоглядства и поток пошлости»2. Избавиться от «верхоглядства», выработать у исполнителей иное отношение к читаемому – стремление к глубинному постижению самого духа произведения, сердечному отклику на него – задача всего репетиционного периода реализации сценария. Читающему необходимо настроиться на особую духовную волну, по словам И. Ильина, «верно воспроизвести в себе душевный и духовный акт писателя, зажить этим актом и доверчиво отдаться ему. <...>. Читать – значит искать и находить: ибо читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад, желая найти его во всей его полноте и присвоить его себе. Это есть творческий процесс, ибо воспроизводить – значит творить. Это есть борьба за духовную встречу...»3 [курсив И. Ильина. – Н.Д.]. Именно к такой «духовной встрече» исполнителя с произведением искусства слова идут школьники, студенты, работая над выразительным чтением. Здесь необходимо понимание всего художественного мира писателя или поэта, знание личности творца, его окружения, нередко обстоятельств, повлиявших на создание произведения, самой атмосферы эпохи и многого другого. Только тогда открывается все то, что было дорого автору, только тогда можно передать, к примеру, возвышенный мир поэтического слова А.С. Пушкина, утверждавшего: «Служенье муз не терпит суеты. / Прекрасное должно быть величаво», пережить исповедальность есенинской поэзии, выразившей самобытность русской натуры, до дна обнажившей душу самого поэта, только тогда в согласии с биением собственного сердца будет звучать для исполнителя музыка блоковских стихов (примеры можно множить), и начинает звучать так, как надо, его собственный голос; только тогда снимается барьер между участниками и слушателями, создается то единение душ, без которого любое дело остается просто мероприятием, а не событием в духовной жизни. Наша задача – вызвать отклик в сердцах всех, задеть самые тонкие душевные струны. О том, что это удается, говорит, например, такое признание одной из участниц литературной гостиной: «Вечеру была присуща некая камерность, закрытость... мне повезло: читала последней. Чтение на музыку всегда сложно, но, если такое сочетание получается удачным, создается потрясающий эффект. Читать и видеть, как плачут многие в зале... Чувство, при этом испытываемое, трудно описать словами. Ощущение чуда, открытости людям и какого-то родства с ними – вот это, действительно, праздник». Если зрители плачут, слушая стихи, это дорогого стоит… Важно указать еще на один аспект, связанный с усвоением навыков выразительного чтения. Как правило, все начинающие исполнители, нередко имея хорошие данные, плохо владеют своим голосом, не чувствуют аудиторию, не отпускают звук, концентрируя его у своих губ, поэтому приходится потратить немало усилий, чтобы «оживить», заставить звучать зажатый и скованный голос. «Репетируя и обрабатывая предстоящее выступление с руководителем, – признается студентка, все годы учебы в 1 Острогорский В.П. Выразительное чтение. М., 1916. С. 14-15. 2 Ильин И.А. О чтении // Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе». 2000. № 1. С. 2. 3 Там же. 8
Стр.8
вузе бывшая непременным участником литературных событий, – я освоила не только методы самостоятельной работы над выразительным чтением, но и некоторые приемы формирования исполнительских умений у школьников. Да и такие, кажется, элементарные вещи, как хорошо поставленный голос, выразительные интонации речи, способность с помощью слова нарисовать перед учащимися яркую картину, уже помогли мне в проведении уроков на практике. Думаю, испытанной мною радостью от того, когда на уроке даже самые шумные ребята затихали, едва начинало звучать художественное слово, а потом даже аплодировали (бывало и такое!), я во многом обязана своей „концертной“ деятельности. Хорошее чтение всегда вызывает у школьников интерес, мотивирует их к активной работе на уроке». Еще раз подчеркнем необходимость постоянной, кропотливой работы с чтецами над выразительным исполнением произведений. В наших студентах мы стремимся воспитывать такое исполнительское мастерство, которое способно Словом удерживать в напряженном внимании полный зал. А ведь это то, без чего не может состояться настоящий филолог! Участие в литературной жизни вуза, факультета, города избавляет будущих учителей-филологов от скованности перед аудиторией, страха сцены, воспитывает культуру публичного выступления. «Я хорошо помню то время, – размышляет студентка-пятикурсница, – когда сложно и боязно было высказывать свое мнение, когда от волнения часто сбивалась с мысли. В школе я ещё начала перебарывать себя, училась „прятать“ эмоции. Не думаю, что мне это удалось полностью, да я и не ставила перед собой такой цели, можно и в равнодушие „скатиться“. Чтение наизусть классики – дело еще более ответственное. Текст известен. Задача – обыграть, взглянуть по-новому, прочувствовать, донести до слушателей, получить ответный импульс... Сделать все это очень непросто. Требуется особое владение собой». Добавим к сказанному, что в филологе, благодаря такой деятельности, формируется то, без чего нет учителя, – «человек-артист». «Следует вспомнить, что мечтой о человекеартисте живет эпоха начала XX века, а человек этот, по мысли А. Блока, вобрав в себя все волнение и хаос мира, должен воплотить их в гармоническую стройную песнь и вернуть людям, преобразив их души...»1. Не в этом ли также состоит и задача школьных учителей и вузовских преподавателей? Известный русский писатель, философ, педагог, музыкальный критик – В.Ф. Одоевский в своих размышлениях о воспитании писал: «… есть в человеке нечто такое, что не подходит ни под одно из школьных подразделений души, что не есть ни совесть, ни сердце, ни страсть, ни рассудок и что мы назовем условно <…> нравственным инстинктом»2 [курсив Одоевского. – Н.Д.]. По мнению автора этих слов, нравственность в той или иной степени изначально есть в человеке, но она может так и остаться в зачаточном состоянии, если ее не развивать. Важно найти действенные способы воздействия на этот «духовный снаряд». Главную задачу писатель видел в том, чтобы «заставить заговорить те стихии духовные, с которыми мы родимся…»3. По нашему убеждению, все разнообразные формы воспитательной работы с использованием филологического компонента, которые предлагаются в данном пособии, – наиболее эффективные средства и «нравственного влияния» на человека, и «разумного убеждения», и «эстетической гармонизации»4. В процессе работы с каждым участником происходит его саморазвитие, осознание собственной значительности, 1 Минералова И.Г. Детская литература. М.: Юрайт, 2016. С. 129. 2 Одоевский В.Ф. Из книг и статей разных лет, 1840-е годы // Воспитание: возвращаясь к изначальным смыслам: Антология классических и неклассических текстов о педагогике / ред.-сост. С. Лебедев, А. Русаков. М.: Первое сентября, 2009. С. 96. 3 Там же. 4 Там же. С. 97. 9
Стр.9
обретение веры в свои возможности, в свой талант. Справедливы слова видного русского ученого С.А. Венгерова: «… для русского читателя русская литература всегда была одной из тех святынь, в общении с которой он становился и чище, и лучше…»1 [курсив С. Венгерова. – Н.Д.]. Человек читающий, любящий слово, даже внешне преображается. Он иной, чем другие. Это заметно и на студентах, по тому, как они меняются. С одной стороны, – это свойство юности – хорошеть, но, с другой, – не каждому это удается. У словесников-«артистов» такого рода метаморфозы особенно заметны. Во внешне обыкновенных вначале первокурсниках со временем проявляются те обаяние, очарование, тот внутренней свет, которые отличает их от всех других. По словам известного актера Михаила Ульянова, «искусство многолико – и этим оно интересно. Искусство безгранично – и этим оно прекрасно. Искусство всезнающе – и этим оно замечательно. Сегодня искусство ищет пути, как в заваленной шахте, – к людям, к свету, и находит, часто с помощью классики, эти пути. Классика – как посох в руках усталого путника жизни»2. Уточним, что в руках только начинающих свой жизненный путь людей классика – надежная опора в преодолении разных соблазнов и слабостей. Нельзя считать душевную, духовную жизнь наших воспитанников – студентов ли, школьников – чем-то вторичным. Учитель, педагог – это не просто урокодатель. Общество сегодня осознало ошибочность представлений об образовании как сфере оказания услуг, а о воспитании – как только исключительной прерогативе семьи, родителей. Как никогда актуально звучат сегодня суждения о. Александра Меня, утверждавшего: «… Надо научить мыслить, чувствовать и научить любить. Но что для этого нужно? Надо, во-первых, самому мыслить, чувствовать и любить. <…> … Очевидно, педагогика, – это прежде всего духовный подвиг людей. <…> … В общем, надо иметь, что отдать детям. Это очень трудно. Потому что тут должна быть какая-то живая традиция. На самом деле педагогический институт должен быть… не святилищем (это несколько неуместное слово), но местом, где происходит духовное становление молодых людей, студентов. <…> … я убежден, что воспитание духовных качеств в педагогических училищах и институтах – это первостепенной важности задача, гораздо более важная, чем наполнить их просто каким-то набором информации» [курсив автора. – Н.Д.]3. Вот и мы свою миссию видим в том, чтобы, занимаясь учебной и воспитательной работой в вузе и школе, не только передать нашим учащимся знания по мировой и отечественной словесности, истории Отечества, но и пробудить в них чувство причастности к великому культурному наследию России, ее героическому и самобытному пути, ее святыням, заложить и укрепить основы духовно-нравственного развития, сформировать творческий опыт жизни, а будущих учителей литературы и русского языка подготовить к созидательной, жизнестроительной деятельности в школе. Н.А. Дворяшина 1 Русская литература XX века (1890-1910) / под ред. проф. С.А. Венгерова. М.: Издательский дом «XXI век-Согласие», 2000. Кн. 1. С. 28. 2 Ульянов М. Приворотное зелье. М.: ЭКСМО-Пресс, АЛГОРИТМ, 2001. С. 159. 3 Мень А. Размышления о педагогике. Фрагменты стенограммы телевизионной передачи, 1990 // Воспитание: возвращаясь к изначальным смыслам: Антология классических и неклассических текстов о педагогике / ред.-сост. С. Лебедев, А. Русаков. М.: Первое сентября, 2009. С. 138-139. 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ