2
2018.04.001
ББК 72
С 69
Центр научно-информационных исследований
по науке, образованию и технологиям
Редакционная коллегия серии «Науковедение»:
Е.Г. Гребенщикова – д-р филос. наук, главный редактор,
М.П. Булавинова – ответственный секретарь, В.И. Аршинов
– д-р филос. наук, Т.В. Виноградова – канд. психол.
наук, С.М. Пястолов – д-р эконом. наук, А.И. Ракитов –
д-р филос. наук, А.И. Селиванов – д-р филос. наук,
В.С. Стёпин – академик РАН
С 69
Социальные и гуманитарные науки. Отечественная
и зарубежная литература. Сер. 8. Науковедение: РЖ /
РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. по науке, образованию
и технологиям. – М., 2018. – № 4. – 259 с.
Журнал «Науковедение» включает реферативные материалы,
посвященные проблемам науки и общества, методологии и теории
развития науки, социальных и психологических факторов развития
науки, организационных структур науки и управления научной деятельностью,
экономики науки, наукометрии и библиометрии и подготовки
научных и инженерных кадров.
ББК 72
ISSN 2219-8814
© ИНИОН РАН, 2018
Стр.2
2018.04.001
3
СОДЕРЖАНИЕ
НАУКА И ОБЩЕСТВО
2018.04.001. Миловидов В. Услышать шум волны: Что мешает
предвидеть инновации? ...................................................................7
2018.04.002. Герасимова И.А. Инженерное знание в техногенной
цивилизации ............................................................................12
2018.04.003. Левашов В.К., Сарьян В.К. Гражданское общество
в сетях информационно-коммуникационных технологий ....16
2018.04.004. Искусственный интеллект и «хорошее общество»:
Подходы США, Евросоюза и Великобритании / Кат К.,
Уочтер С., Миттельштад Б., Таддео М., Флориди Л. ................22
2018.04.005. Увидели ли мы генетизацию общества? Ожидания
и очевидность / Вейнер К., Мартин П., Ричардс М.,
Таттон Р. ..........................................................................................30
2018.04.006. Ракич В., Вайзман Х. Разные подходы к моральному
биоулучшению человека .....................................................36
2018.04.007. Большие данные в орнитологии: Перспективы и
вызовы / Ла Сорте Ф.А., Лепчик К.А., Барнетт Дж.Л., Хурлберт
А.Х., Тингли М.У., Цукерберг Б. ........................................41
2018.04.008. Вейнгарден Э., ван, Легет К., Госсенсен А. Этическая
проблема, не имеющая окончательного решения:
Исследование случаев желания умереть у пожилых людей ....49
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ
2018.04.010. Разрабатывая теоретические рамки для поливариантных
пролонгированных качественных интервью
(ПВПКИ) / Фогль С., Цартлер У., Шмидт Е.-М., Ридер И. ..........61
2018.04.009. Кара Х., Пикеринг Л. Новые направления в этике
качественных исследований .........................................................57
Стр.3
4
2018.04.001
2018.04.011. Бергман М., Барт Э. Размышления о теоретических
рамках анализа исследовательских панельных условий
формирования позиций – ответов респондентов ....................... 68
2018.04.012. А.А. Али-заде. Тенденции развития общественных
наук в новых коммуникационных условиях. (Обзор) ....... 73
2018.04.013. Брейтенбах А., Чой Ю. Плюрализм и единство
науки ................................................................................................ 91
2018.04.014. Чакравартти А., Фраассен Б., ван. Что такое научный
реализм? .................................................................................. 95
2018.04.015. Палминтери С., Уайарт В., Кеклен Э. Значимость
фальсификации в вычислительном когнитивном моделировании
................................................................................................ 99
СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
РАЗВИТИЯ НАУКИ. ЛИЧНОСТЬ УЧЕНОГО
2018.04.016. Пронских В.С. Коллаборация большой науки как
вызов трансцендентальному субъекту ....................................... 104
2018.04.017. Галисон П. Коллективный автор .............................. 106
2018.04.018. Пирожкова С.В. Принцип участия и современные
механизмы производства знаний в науке ................................. 113
2016.04.019. Джордано С. Новые демократические науки, этика
и «правильная» публика ......................................................... 118
2018.04.020. Мировски Ф. Будущее открытой науки ................... 125
2018.04.021. Бласкес Д., Доменеч Х. Источники и методы изучения
больших данных для социального и экономического
анализа .......................................................................................... 131
2018.04.022. Культуры данных, содержащиеся в мобильных
приложениях знакомств: Вопросы для критического социологического
исследования / Албари К., Бургесс Дж., Лайт Б.,
Рэйс К., Уилкен Р. ........................................................................ 136
2018.04.023. Сивков Д.Ю. Большие данные в этнографии:
Вызовы и возможности ............................................................... 140
2018.04.024. Полная картина вечеринки: Научный эксперимент
по взаимодополнению социальных данных / Блок А.,
Карлсен Х.Б., Йёргенсен Т.Б., Мадсен М.М., Ралунд С.,
Педерсен М.А. .............................................................................. 144
Стр.4
2018.04.001
5
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ НАУКИ.
УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
2018.04.025. Институциональные изменения и трансформация
инновационной системы: Повесть о двух академиях / Караулова
М., Шаклтон О., Лю В., Гёк А., Шапира Ф. ..................146
2018.04.026. С.М. Пястолов. Сообщества специалистов и методы
их исследования. (Обзор) ......................................................158
2018.04.030. Новые нарративы инноваций / Странд Р., Сальтелли
А., Джампьетро М., Ромметвейт К., Фунтович С. ........171
2018.04.027–029. Стандарты в технологиях и образовании.
(Сводный реферат) .......................................................................166
2018.04.031. Кардулло П., Кичин Р., Феличантонио Ч. Живые
лаборатории и свободные пространства в неолиберальном
городе ............................................................................................175
2018.04.032. Гуччо К., Миньоза А., Риццо И. Действительно
ли публичные библиотеки эффективны? Эмпирическая
оценка с помощью метода анализа среды функционирования
..........................................................................................178
ЭКОНОМИКА НАУКИ
2018.04.033. Система посредников на рынке идей для спинофф:
Расширение понимания процесса коммерциализации
технологий / Гузберти Т.Д.А., Винисиус Л., Зуанасси Г.,
Вольф Б., Перетти А., Васконселос К., Шерер Р., де Фрейтас
Девес М. ..................................................................................183
2018.04.034. Фулвуд Р., Роули Дж., Маклин Ж. Анализ факторов,
влияющих на обмен знаниями внутри академического
сообщества ....................................................................................187
2018.04.035. Харрис Р., Ормонд Б. Историческое знание в экономике
знаний: Какие типы знаний имеют значение? ............192
2018.04.037. Брайкович Л. Человеческий капитал или академический
маржинализм? Понимание влияния политической
экономии на высшее образование в постсоциалистической
Европе ............................................................................................200
2018.04.036. Макелви М., Заринг О. Совместная реализация
социальных инноваций: Исследование роли университета в
академическом взаимодействии с обществом .........................196
Стр.5
6
2018.04.001
НАУКОМЕТРИЯ И БИБЛИОМЕТРИЯ
2018.04.038. Горгадзе А., Колычева А. Обозначение идей: Семантический
анализ материалов сайта «ПостНаука» ............. 207
2018.04.039. Мейя К., Каджикава Ю. Использование раздела
«благодарности» в научной статье для характеристики
распределения финансирующих организаций по видам
исследований на примере работ по робототехнике ................ 212
НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ.
ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА
2018.04.041. Ильин Г.Л. «Трансгуманизация» современного
образования .................................................................................. 222
2018.04.042. Кармаева Н. Карьерные устремления молодых
ученых в России ........................................................................... 225
2018.04.043. Джонсон Д.Р. Пределы коммерциализации в академической
сфере при подготовке ученых-исследователей
высшей квалификации ................................................................ 232
2018.04.045. Алик Дж. Что мы подразумеваем, когда говорим
о компетенциях рабочей силы? .................................................. 242
2018.04.040. Ли К.Дж., Моэр Д. Содействие научной добросовестности
....................................................................................... 219
2018.04.044. Ферли Э., Тренхольм С. Анализ новых организационных
форм в высшем образовании Великобритании ....... 236
2018.04.046. Ко М., Ю Цзя. Навыки, открывающие двери
карьеры после обучения в докторантуре .................................. 248
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ И ЗАГЛАВИЙ
РАБОТ, ОПИСАННЫХ НЕ НА АВТОРА ............................... 251
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ (№ 1–4, 2018) .............................. 253
Стр.6