Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средств массовой информации
ПИ ¹ 77-11261 от 30.11.2001
№ 3
№ 5
2022
Владимир Караковский
(1932–2015),
основатель журнала
РЕДАКЦИЯ:
Мария Некрасова,
редактор выпуска
Cветлана Лячина,
ответственный секретарь
Максим Буланов,
в¸рстка
воспитательная
работа в школе
ДЕЛОВОЙ ЖУРНАЛ СПЕЦИАЛИСТА ПО ВОСПИТАНИЮ
ЭКСПЕРТНО-РЕДАКЦИОННЫЙ
СОВЕТ ЖУРНАЛА
Алиева Людмила Владимировна,
доктор педагогических наук, г. Москва
Бедерханова Вера Петровна,
доктор педагогических наук, г. Краснодар
Борытко Николай Михайлович,
доктор педагогических наук, г. Волгоград
Григорьева Алевтина Ивановна,
кандидат педагогических наук, г. Тула
Карпушин Николай Яковлевич,
кандидат педагогических наук, г. Пермь
Колесникова Ирина Аполлоновна,
доктор педагогических наук, г. Санкт-Петербург
Круглов Юрий Георгиевич,
доктор педагогических наук, г. Москва
Куприянов Борис Викторович,
доктор педагогических наук, г. Москва
Адрес :
109341, Ìîñêâà,
óë. Люблинская, ä. 157, êîðï. 2
Телефоны :
(495) 345-52-00, 345-59-00
Учредитель и издатель:
Издательский дом
«Народное образование»
© Народное образование, 2022
Интернет-ресурсы:
narob@yandex.ru
www.narodnoe.org
Леванова Елена Александровна,
доктор педагогических наук, г. Москва
Лузина Людмила Михайловна,
доктор педагогических наук, г. Псков
Остапенко Андрей Александрович,
доктор педагогических наук, г. Краснодар
Паладьев Сергей Леонидович,
кандидат педагогических наук, г. Ярославль
Фришман Ирина Игоревна
Шишмакова Елена Владимировна,
,
доктор педагогических наук, г. Москва
кандидат педагогических наук, г. Москва
НАРО ДНОЕ ОБР АЗОВАНИЕ
Стр.2
Великие воспитатели рода человеческого
Ребёнок вас разгадал прежде, чем вы его разгадали!
Владимир Даль вошёл в историю не только своим «Толковым словарём». Именно
Даль положил начало мощной общественной дискуссии о воспитании и образовании,
развернувшейся на страницах «Морского сборника» в 1850–1860-е. Освобождённый
из-под общей цензуры в 1848 году лично императором Николаем I, «Морской сборник»
под началом морского министра великого князя Константина Николаевича и будущего
министра просвещения Головнина стал своеобразной лабораторией реформ в сфере
образования.
Даль Владимир Иванович
(1801–1872 ãã.) — ïèñàòåëü,
военный врач, лексикограф,
этнограф, создатель «Толкового
словаря живого великорусского
языка». Его отец
был врачом, лингвистом,
а мать — пианисткой, знала
несколько языков, интересовалась
литературой. Владимир
Иванович получил прекрасное
домашнее образование.
За свою биографию Владимир
Даль написал более ста очерков,
в которых рассказывал
о русской жизни, составил
учебники «Ботаника» и «Зоология»,
создал сборник сказок
для äåòåé. В 1861–1868 годах
была опубликована самая значительная
и объ¸мная работа
в биографии Владимира Ивановича
— «Толковый словарь
живого великорусского языка»,
содержащий примерно 200 тысяч
слов. Будучи хорошо знакомым
со многими профессиями,
рем¸слами, приметами и поговорками,
Даль все знания поместил
в свой òðóä. В 1862 году
вышла вторая знаковая книга
этнографа — «Пословицы
русского народа».
О нравственности педагога
Не столько в сочинениях о воспитании, сколько на деле, весьма нередко упускается
из виду безделица, которая однако же не в пример важнее и полновеснее всего
остального: воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника,
или, по крайней мере, должен искренне и умилительно желать быть таким и всеми
силами к тому стремиться. Кто полагает, что можно воспитывать ребёнка обманом,
что достаточно, поучая его словами, остерегаться при нём неосторожных выражений
и поступков, словом, кто дело воспитания считает задачей ловкого надувательства,
тот жестоко ошибается и берёт на себя страшный ответ.
О чутье ребёнка
Что вы хотите сделать из ребёнка? Правдивого, честного, дельного человека, который
думал бы не столько об удобстве и выгодах личности своей, сколько о пользе общей,
не так ли?
Будьте же сами такими; другого наставления не нужно. Незримое, но и неотразимое,
постоянное влияние нашего благодушия победит зародыши зла и постепенно изгонит
их. Если же вы должны сознаться, в самом заветном тайнике души своей, что правила
ваши шатки, слова и поступки неодинаковы, приноравливаясь к обстоятельствам;
что облыжность свою вы оправдываете словами: живут же люди неправдой, так
и нам не лопнуть стать; что вы, наконец, и в воспитатели попали потому только, что
без хлеба и без места жить нельзя; словом, если вы в тайнике совести своей должны
сознаться, что вы желаете сделать из воспитанника своего совсем не то, что вышло
из вас, тогда, добрый человек, вы в воспитатели не годитесь, каких бы наставлений
вы ни придерживались, чего бы ни начитались...
Источники: https://obrazovaka.ru/alpha/d/dal-vladimir-dal-vladimir
https://rg.ru/2021/11/22/22-noiabria-ispolniaetsia-220-let-vladimiru-ivanovichu-daliu.html
В о с п и т а т е л ь н а я р а б о т а в ш к о л е 3 / 22
Стр.3
СОСОДЕРЖАНИЕ
ДЕРЖАНИЕ
КОНЦЕПЦИИ И СИСТЕМЫ
Поляков С.Д.
Об этической педагогике Дмитрия Васильевича Григорьева . . . . . . . . .5
Петрушин С.Н.
Лучшее педагогическое изобретение XXI века . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
УПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Токмакова С.В.
Организация производственного воспитания и качества продуктивной
занятости учащихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Клименкова À.Ñ., Минюкевич Ä.À., Цудзевич Ê.Ñ., Бабич Ñ.Ê.
Проект «Óìíûå ïåðåìåíû». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Кутепова Î.Â., Бетехтина È.Þ., Колодкина Î.Ñ., Вахидов Ì.Í.
Модель проектной школы «Ïðàêòèêè áóäóùåãî» . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Киреева С.Г.
Прикладной òðóä, как один из профилей трудового îáó÷åíèÿ. . . . . . 53
Диков А.В.
Ресурсы Интернета и обучение в социальных сетях . . . . . . . . . . . . . 58
ИССЛЕДОВАНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Ручко Л.С.
У меня зазвонил телефон: об использовании мобильных телефонов
детьми — участниками каникулярных программ . . . . . . . . . . . . . . . . .67
Диков А.В.
Безопасность в социальных сетях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .70
3
Стр.4
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Субботина Н.С.
Безопасное поведение в сети Интернет
(çàíÿòèå для учеников 3–4-õ êëàññîâ). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
СЦЕНАРИИ И АЛГОРИТМЫ
Ачох Î.Â., Белякова Í.Ô., Болотова Þ.Ñ., Гордеева Å.À.,
Иксанова В.В., Мусаткина В.С., Никитина Н.И.
Игра «Èíòåëëåêò-ïîâàðíÿ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .83
Гуль Ä.Í.
Сценарий литературного вечера-рассуждения
«Жизненные îðèåíòèðû». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .100
4
Подписано в печать 27.07.2022. Формат 70 х 100/16.
Бумага типографская. Печать îôñåòíàÿ. Ïå÷. ë. 13,5. Óñë. ïå÷. ë. 13,5.
Тираж 500 ýêç.
Заказ ¹ 22802
Издательский дом «Народное образование», 109341, Москва,
óë. Люблинская, ä. 157, êîðï. 2. Òåë.: (495) 345-52-00, www. narodnoe.org
© Издательский дом «Народное образование»
В о с п и т а т е л ь н а я р а б о т а в ш к о л е 3 / 22
Стр.5