Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Урок гимнастики в современной школе (220,00 руб.)

0   0
АвторыБотяев Валерий Леонидович, Дмитриева Елена Владимировна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц92
ID748903
Аннотация В учебном пособии изложены все основные вопросы, касающиеся организации и проведения уроков гимнастики в современной школе. В теоретическом плане автор расширяет возможности дальнейшего совершенствования методики организации и проведения уроков гимнастики. В пособии достаточно подробно раскрыты место, задачи и содержание гимнастики в различном школьном возрасте. Все это рассматривается во взаимосвязи с анатомическими и морфофункциональными характеристиками учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. В практическом плане автор предлагает готовые варианты поурочного, тематического планирования и примерный план технологической карты урока гимнастики. Заслуживает внимания раздел развития физических качеств средствами гимнастики. Учебное пособие направлено на активизацию самостоятельной работы студентов, формированию творческого отношения к планированию и проведению уроков гимнастики в школе. Учебное пособие предназначено для студентов обучающихся по образовательной программе «бакалавриата», направление подготовки 49.03.01 Физическая культура, направленность «Физкультурно-оздоровительная деятельность».
Урок гимнастики в современной школе : учебное пособие / В. Л. Ботяев, Е. В. Дмитриева .— Сургут : РИО СурГПУ, 2021 .— 92 с. — URL: https://rucont.ru/efd/748903 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Урок_гимнастики_в_современной_школе.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Урок_гимнастики_в_современной_школе.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет физической культуры и спорта Кафедра теории и методики физического воспитания В.Л. Ботяев Е.В. Дмитриева УРОК ГИМНАСТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Учебное пособие Сургут, 2021 – 1 –
Стр.1
УДК 373.3.016:796.4(075.8) ББК 74.267.5я73 Б 86 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензенты: Синявский Н. И., доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физического воспитания БУ «Сургутского государственного педагогического университета» Савиных Л. Е., кандидат педагогических наук, доцент БУ «Сургутского государственного университета» Ботяев, В. Л. Б 86 Урок гимнастики в современной школе : учебное пособие / В. Л. Ботяев, Е. В. Дмитриева ; Департамент образования и молодёжной политики ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021. – 91 [1] с. – Текст непосредственный. В учебном пособии изложены все основные вопросы, касающиеся организации и проведения уроков гимнастики в современной школе. В теоретическом плане автор расширяет возможности дальнейшего совершенствования методики организации и проведения уроков гимнастики. В пособии достаточно подробно раскрыты место, задачи и содержание гимнастики в различном школьном возрасте. Все это рассматривается во взаимосвязи с анатомическими и морфофункциональными характеристиками учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. В практическом плане автор предлагает готовые варианты поурочного, тематического планирования и примерный план технологической карты урока гимнастики. Заслуживает внимания раздел развития физических качеств средствами гимнастики. Учебное пособие направлено на активизацию самостоятельной работы студентов, формированию творческого отношения к планированию и проведению уроков гимнастики в школе. Учебное пособие предназначено для студентов обучающихся по образовательной программе «бакалавриата», направление подготовки 49.03.01 Физическая культура, направленность «Физкультурно-оздоровительная деятельность». УДК 373.3.016:796.4(075.8) ББК 74.267.5я73 © Ботяев В. Л., Дмитриева Е. В., 2021 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021 – 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие .......................................................................................................................................... 4 Введение ................................................................................................................................................. 6 Глава 1. Урок физической культуры в школе ................................................................................ 7 1.1. Виды и структура уроков физической культуры ......................................................................... 7 1.2. Задачи уроков физической культуры ............................................................................................ 8 1.3. Урок гимнастики в школе .............................................................................................................. 11 1.4. Структура урока гимнастики в школе .......................................................................................... 11 1.4.1. Подготовительная часть урока гимнастики ............................................................................... 11 1.4.2. Основная часть урока ................................................................................................................... 12 1.4.3. Заключительная часть .................................................................................................................. 12 Вопросы для самоконтроля знаний по материалу 1 главы ................................................................. 13 Глава 2. Морфофункциональные характеристики обучающихся младшего, среднего и старшего школьного возраста ....................................................................................... 14 2.1. Морфофункциональные характеристики обучающихся младшего школьного возраста (1-4 класс) ........................................................................................... 14 2.2. Морфофункциональные характеристики обучающихся среднего школьного возраста ......... 15 2.3. Морфофункциональные характеристики обучающихся старшего школьного возраста ......... 17 Вопросы для самоконтроля знаний по материалу 2 главы ................................................................. 19 Глава 3. Место, задачи и содержание гимнастики в школьной программе .............................. 20 3.1. Гимнастика в младшем школьном возрасте ................................................................................. 20 3.2. Гимнастика в среднем школьном возрасте ................................................................................... 21 3.3. Гимнастика в старшем школьном возрасте .................................................................................. 21 Вопросы для самоконтроля знаний по материалу 3 главы ................................................................. 22 Глава 4. Общие методические положения к проведению урока гимнастики .......................... 23 4.1. Методические особенности гимнастики ....................................................................................... 23 4.2. Методические особенности решения задач в подготовительной части урока гимнастики ..... 24 4.3. Методика организации и решение задач в основной части урока гимнастики ......................... 33 4.3.1. Методические приемы обучения гимнастическим упражнениям ........................................... 34 4.4. Методические особенности завершения урока гимнастики ....................................................... 43 Вопросы для самоконтроля знаний по материалу 4 главы ................................................................. 45 Глава 5. Методика планирования урока гимнастики в школе ................................................... 46 5.1. Поурочное, тематическое планирование ...................................................................................... 46 5.2. Технологическая карта урока гимнастики ................................................................................... 52 Вопросы для самоконтроля знаний по материалу 5 главы .................................................................. 66 Глава 6. Развитие физических качеств средствами гимнастики ................................................ 67 6.1. Развитие силовых способностей .................................................................................................... 67 6.2. Развитие быстроты .......................................................................................................................... 72 6.3. Развитие ловкости ........................................................................................................................... 74 6.4. Развитие гибкости ........................................................................................................................... 76 Вопросы для самоконтроля знаний по материалу 6 главы ................................................................. 79 Глава 7. Уличная гимнастика и методические возможности ее реализации на уроках гимнастики ......................................................................................................................... 80 7.1. Парные и групповые акробатические упражнения в школьной программе .............................. 80 7.2. Упражнения силового «воркаута» на уроках гимнастики в школе ............................................ 84 Вопросы для самоконтроля знаний по материалу 7 главы .................................................................. 86 Заключение ............................................................................................................................................ 87 Литература ............................................................................................................................................. 88 Приложение ........................................................................................................................................... 90 – 3 –
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Переход высшего образования на двух/трех уровневую систему обучения значительным образом повлияло на структуру и содержание учебных планов педагогических вузов, обозначив круг решаемых педагогических задач и компетенций, которыми должен овладеть выпускник, освоивший программу бакалавриата. Изменения коснулись не только перечня дисциплин обязательного блока но и содержания данных дисциплин. Отдельным блоком представлены дисциплины базовых видов двигательной деятельности: гимнастика, лыжная подготовка, легкая атлетика, спортивные игры и плавание с методикой обучения. Количество часов, отводимое на реализацию базовых дисциплин теперь определяется вузом исходя из его возможностей: материальных, технических, кадровых и др., и не всегда эти возможности соответствуют месту дисциплины, ее значимости в формировании профессиональной готовности студентов к реализации различных направлений системы физического воспитания в образовательных учреждениях различного профиля. Все эти новшества коснулись и такой дисциплины как «Гимнастика с методикой обучения». Дисциплина, которая является наверно определяющей в блоке базовых видов двигательной деятельности. Здесь студенты впервые осваивают премудрости строевых и общеразвивающих упражнений, на практике осваивают организационные и методические формы проведения занятий по физической культуре, формируют умения и навыки практического выполнения различных двигательных действий и гимнастических упражнений, осваивают методики развития двигательных способностей. Дисциплина «Гимнастика с методикой обучения» направлена на формирование следующих профессиональных компетенций: ОПК-1 – способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста; ОПК-3 – способен проводить занятия и физкультурно-спортивные мероприятия с использованием средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности по двигательному и когнитивному обучению и физической подготовке; ОПК-7 – способен обеспечивать соблюдение техники безопасности, профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь. Цель пособия: сформировать у студентов готовность профессионально реализовывать на практике эффективные организационные и методические формы проведения уроков гимнастики, используя современные образовательные технологии, обеспечивающие возможность решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания. Решаемые с помощью пособия задачи: 1. Провести анализ и раскрыть теоретико-методические и практические аспекты существующих организационно-методических форм проведения уроков физической культуры в школе. 2. Определить наиболее эффективные формы и методы организации учебного процесса на занятиях гимнастикой в школе. 3. Определить место, задачи и содержание гимнастики в школьных программах. 4. Освоить основные методические положения планирования и проведения уроков гимнастики в школе. 5. Овладеть современными технологиями обучения гимнастическим упражнениям и развития физических качеств средствами гимнастики. Требования к результатам подготовки бакалавра Материал, изложенный в учебном пособии, позволит студентам бакалаврам, магистрантам, преподавателям физической культуры: знать:  место гимнастики в системе физического воспитания школьников;  методические особенности гимнастики;  гимнастическую терминологию;  задачи решаемые в младшем, среднем и старшем школьном возрасте;  структуру урока гимнастики, методические особенности его проведения; – 4 –
Стр.4
уметь:  пользоваться гимнастической терминологией в процессе учебных занятий;  планировать и методически обеспечивать учебный процесс на уроках гимнастики;  решать на уроках гимнастики образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи;  развивать физические качества средствами гимнастики; владеть:  технологией планирования учебного процесса по гимнастике в школе;  средствами и методами обучения и организации различных форм учебных занятий гимнастикой в школе;  средствами и методами развития физических качеств; иметь опыт:  проведения как отдельных фрагментов урока гимнастики, так и всего урока в целом;  подбора средств и методов для решения поставленных на уроке задач;  планирования учебного процесса по гимнастике в школе. – 5 –
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.