МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
В.М. Вахтель, Л.В. Титова
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ В МАГИСТРАТУРЕ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ
«ЯДЕРНЫЕ ФИЗИКА И ТЕХНОЛОГИИ»
Учебно-методическое пособие
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2019
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ..................................................................... 4
2. ЦЕЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ............................. 6
3. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ .. 7
4. ПРИЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ...................... 8
5. КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ ........................................................................................................... 14
6. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ......................................................................... 15
7. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ ........................................................................................................... 16
8. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ........................................................... 17
ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ДЛЯ
СПИСКОВ ЛИТЕРАТУРЫ (по ГОСТу 7.1-2003) .............................................. 18
3
Стр.3
студентов позволяет творчески подойти к подготовке занятий, выявить
возможности изучаемого материала, создавая тем самым условия для
саморазвития личности студента.
1. ЦЕЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. Овладение и углубление знаний:
2. Закрепление знаний:
составление различных видов планов и тезисов по тексту;
конспектирование текста;
ознакомление с нормативными документами;
создание презентации.
работа с конспектом лекции;
повторная работа с учебным материалом;
составление плана ответа;
составление различных таблиц.
3. Систематизация учебного материала:
формирование плаката.
4. Формирование практических и профессиональных умений:
решение задач и упражнений по образцу;
решение ситуативных и профессиональных задач;
проведение расчетов;
моделирование явлений и процессов.
подготовка ответов на контрольные вопросы;
аналитическая обработка текста;
подготовка сообщения, доклада;
тестирование;
6
Стр.6
Средства обучения, необходимые для организации самостоятельной
работы.
1. Дидактические средства (первоисточники, документы, тексты
технической литературы, сборники задач и упражнений, журналы и газеты,
учебные фильмы, карты, таблицы).
2. Технические средства, при помощи которых предъявляется учебная
информация (компьютеры, аудиовидеотехника, мультимедийное
оборудование).
3. Средства, которые используют для руководства самостоятельной
деятельностью студентов (инструктивно-методические указания, карточки
с дифференцированными заданиями для организации индивидуальной и
групповой работы, карточки с алгоритмами выполнения заданий).
Разработка и применение средств обучения – это та сторона
педагогической деятельности, в которой проявляется индивидуальное
мастерство, творческий поиск преподавателя, его умение побудить
студентов к творчеству.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Самостоятельная работа обучающихся по каждой дисциплине в
течение учебного года регламентируется рабочей программой учебной
дисциплины по семестрам и предусматривает:
выполнение индивидуальных заданий, рефератов, курсовых работ
по дисциплинам;
подготовку к аудиторным занятиям и выполнение
соответствующих заданий;
подготовку к практикам и выполнение заданий, предусмотренных
практиками;
выполнение письменных контрольных и курсовых работ,
7
Стр.7
электронных презентаций;
подготовку к экзаменам и зачетам;
подготовку к государственной итоговой аттестации, в том числе
выполнение выпускной квалификационной работы;
участие в работе спецсеминаров, в научной и научнометодической
работе, научных и научно-практических
конференциях, семинарах и т.п.
Организацию самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
обеспечивают преподаватели, которые информируют студентов о цели и
задачах, средствах, видах и формах контроля самостоятельной работы.
Преподаватели осуществляют методическое
сопровождение
самостоятельной работы студентов в рамках дисциплины и контроль ее
результатов. Самостоятельная работа выполняется обучающимися с
использованием учебной, учебно-методической и научно-методической
литературы, в том числе ресурсов Зональной научной библиотеку
Университета и ресурсов образовательного портала «Электронный
университет ВГУ», в компьютерных классах Университета, читальных
залах библиотек, на кафедрах и в домашних условиях.
3. ПРИЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
К основным приемам самостоятельной работы студентов можно отнести
следующие:
1. Составление опорного конспекта при работе с учебником. Для
лучшего усвоения материала можно предложить следующие приемы
обработки информации учебника:
конспектирование;
составление плана учебного текста;
составление тезиса по материалу;
выделение проблемы и нахождение путей ее решения;
8
Стр.8
самостоятельная постановка проблемы и нахождение в тексте
путей ее решения;
определение алгоритма практических действий (план, схема).
Целесообразно дать студентам представление об изучаемой теме на
первом занятии, оформив ее содержание как небольшой опорный конспект,
который следует в дальнейшем использовать при повторении. Опорный
конспект позволяет не только обобщать, повторять необходимый
теоретический материал, но и дает педагогу огромный выигрыш во времени
при прохождении материала.
Критерии оценки конспекта:
уровень освоения студентами учебного материала и
дополнительной литературы
оформление сообщения в соответствии с требованиями;
умение использовать подготовленный материал для доклада;
убедительность аргументации;
грамотность при оформлении работы;
конспект должен быть легко обозримым и легко читаемым;
заголовок выделяется из текста;
абзацы текста начинаются с отступа:
логически осмысливать материал, выделяя в нем главное;
систематизировать и классифицировать явления:
соотносить, сравнивать факты, явления, концепции, точки зрения:
способность строить умозаключения, обобщения на основе анализа
собранного фактического материала.
2. Реферат. Реферат представляет собой краткое изложение в
письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного
труда или трудов специалистов по избранной теме, обзор литературы
определенного направления. Такой обзор должен давать представление о
современном состоянии изученности той или иной научной проблемы,
9
Стр.9
включая сопоставление точек зрения специалистов, и сопровождаться
собственной оценкой их достоверности и убедительности. В отличие от
научных статей, диссертаций, монографий, имеющих целью получения
нового знания в ходе самостоятельного исследования и введение его в
научный оборот посредством опубликования, реферат не предполагает
изложения самостоятельных научных результатов. Его задача - обобщить
достигнутое другими, самостоятельно изложить проблему на базе фактов
почерпнутых из литературы.
Структура реферата:
1. Титульный лист
2. Содержание (оглавление)
3. Введение
4. Основной текст
5. Заключение (или выводы)
6. Список использованной литературы
7. Приложения (по усмотрению автора)
Оглавление (содержание) включает перечень всех частей и рубрик
работы студента, а также номера соответствующих им страниц текста.
Во введении должна быть обоснована актуальность темы,
сформулированы цели работы и основные вопросы, которые
предполагается раскрыть в реферате, а также должно быть указано, с
использованием каких материалов выполнена работа, дается краткая
характеристика использованной литературы с точки зрения полноты
освещения в ней избранной темы. Объем введения не должен превышать 11,5
страницы.
Основной текст содержит изложение содержания темы.
В заключении обобщается изложенный в основной части материал,
формулируются общие выводы, указывается, что нового лично для себя
вынес автор реферата из работы над ним. Делая выводы, необходимо
учитывать опубликованные в литературе различные точки зрения на
10
Стр.10