УДК 379.8(076.5)
ББК 74я73
В19
Практикум составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО
по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность».
Утвержден на заседании кафедры социально-культурной деятельности
факультета социально-культурных технологий КемГИК
25.04.2019 г., протокол № 8.
Рекомендован к изданию учебно-методическим советом факультета
социально-культурных технологий КемГИК 29.04.2019 г., протокол № 5.
Васильковская, М. И.
В19 Педагогика досуга [Текст]: практикум по дисциплине для обучающихся
по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность»,
профили подготовки: «Менеджмент детско-юношеского досуга»,
«Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ»,
«Менеджмент социально-культурной деятельности», «Социально-культурная
анимация и рекреация», квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
/ М. И. Васильковская. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры,
2019. – 56 с.
ISBN 978-5-8154-0510-3
УДК 379. 8(076.5)
ББК 74я73
ISBN 978-5-8154-0510-3
© Васильковская М. И., 2019
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры», 2019
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Педагогика досуга – учение о досуге как целенаправленно организованной
воспитательной деятельности. Предметом педагогики досуга является целенаправленный
воспитательный процесс организации культурно-досуговой
деятельности всех возрастных групп и перевод ее на более высокий уровень
развития.
Целями практикума по учебной дисциплине «Педагогика досуга» являются:
формирование у обучающихся системного представления об основных
положениях и принципах организации досуговой деятельности для различных
категорий населения в учреждениях социально-культурной сферы; получение
обучающимися практических знаний и навыков в области педагогики досуга;
обеспечение эффективного использования приобретенных умений в профессиональной
деятельности.
Практические занятия в ходе освоения дисциплины «Педагогика досуга»
позволят закрепить теоретический материал путем выполнения широкого
спектра заданий, основанных на методах научного познания и раскрывающих
перспективы применения полученных знаний и умений в областях и объектах
профессиональной деятельности выпускников, а также путем решения профессиональных
задач в области организации досуговой деятельности в учреждениях
социально-культурной сферы.
По окончании изучения курса и выполнения заданий, представленных в
форме тестов и тем для докладов и презентаций, обучающийся должен:
знать:
- основы педагогического управления и проектирования развивающих
форм социально-культурной деятельности всех возрастных групп населения;
- способы эффективного решения актуальных задач государственной
культурной политики в процессе организации социально-культурной деятельности
в учреждениях социально-культурной сферы;
- профессиональные, деловые требования к профессии организатора досуговой
деятельности;
уметь:
- осуществлять педагогическую деятельность при организации досуга в
учреждениях культуры, общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного
образования;
3
Стр.3
- организовать массовые, групповые и индивидуальные формы социально-культурной
деятельности в соответствии с культурными потребностями
различных групп населения;
- выявлять цели, задачи, объект, предмет в проектировании различных
форм досуговой деятельности в соответствии с культурными потребностями
различных групп населения;
владеть:
- профессиональной терминологией в сфере досуга;
- навыками организации форм социально-культурной деятельности с
различными категориями населения в учреждениях социально-культурной
сферы;
- средствами, приемами и методами творческого развития детей, подростков
и взрослых.
В структуру практикума включены: введение, методические указания по
подготовке к практическим занятиям, описание практических занятий по темам
дисциплины с указанием заданий, порядком выполнения, рекомендованной
литературой и формой отчетности; список основной и дополнительной
литературы с включением нормативно-правовых актов, электронных образовательных
ресурсов, ресурсов электронно-телекоммуникационной сети Интернет;
глоссарий и приложения.
Выполнение практических заданий предусматривает аудиторную (коллективную
и индивидуальную) работу, а также внеаудиторную (самостоятельную)
подготовку к практическим занятиям. Практические занятия разработаны
для обучающихся с учетом знаний, сформированных в результате
освоения дисциплин, предусмотренных основной профессиональной образовательной
программой направления подготовки 51.03.03 «Социально-культурная
деятельность».
Представленные задания соотнесены с изучаемыми темами дисциплины,
с теоретическим материалом курса, закрепляют и дополняют его. На основе
материалов практикума обучающиеся выполняют практические задания по:
теоретико-методологическим основам педагогики досуга (история,
объект, предмет, принципы и методы, средства, характеристика содержания
форм);
педагогике детского досуга (виды досуговой деятельности, разнообразие
форм и социально-культурные технологии);
развитию социально-культурного творчества молодежи;
социально-педагогической деятельности с пожилыми людьми.
4
Стр.4
Формы отчетности обучающихся по выполнению заданий практикума
отражены в описании практических занятий и включают в себя: устные выступления
и доклады на семинарских занятиях, участие в дискуссиях, электронные
презентации и графические рисунки.
Содержание работы обучающегося по данной дисциплине направлено
на развитие способностей к самостоятельному анализу и критическому оцениванию
источников информации; формирование и совершенствование навыков
публичного выступления. В процессе выполнения заданий, представленных
в практикуме, обучающиеся учатся самостоятельно работать с учебной,
научной, справочной, периодической литературой. Для работы обучающихся
самостоятельно в конце каждой темы практикума рекомендован список литературы.
1.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
1.1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Обучение проводится последовательно путем чтения лекций с углублением
и закреплением полученных знаний в ходе самостоятельной работы с
последующей трансформацией знаний в умения в ходе практических занятий.
На лекциях излагаются лишь основные, имеющие принципиальное значение и
наиболее трудные для понимания и усвоения вопросы. Теоретические знания,
полученные обучающимися на лекциях и при самостоятельном изучении курса
по литературным источникам, закрепляются при выполнении практических
заданий.
Конспектирование лекций ведется в специально отведенной для этого
тетради. Необходимо записывать тему и план лекции, рекомендуемую литературу
к теме. Записи разделов лекции должны иметь заголовки, подзаголовки,
красные строки. В конспекте дословно записываются определения понятий,
официальных документов и государственных организаций. В конспект следует
заносить все, что преподаватель пишет на доске, также рекомендуемые
схемы, таблицы, диаграммы и т. д.
В ходе изучения учебной дисциплины «Педагогика досуга» предусмотрено
обращение обучающихся к электронно-образовательным ресурсам на
сайте электронной образовательной среды КемГИК (рабочая программа дис5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Методические указания по подготовке к практическим занятиям……. 5
1.1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины…………………………………………………………………………...
5
1.2. Методические указания для обучающихся по выполнению самостоятельной
работы ……………………………………………………….... 6
1.3. Методические указания по подготовке и выполнению докладов…… 6
1.4. Методические указания по разработке электронной презентации
к докладу …………………………………………………………………….. 8
1.5. Особенности организации практических занятий для инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья …………………………. 10
1.6. Материально-техническое обеспечение организации практических
занятий ………………………………………………………………………. 10
2. Описания практических занятий…………………………………………. 11
Раздел 1. Теоретико-методологические основы педагогики досуга….….. 11
Раздел 2. Педагогика детского досуга……………………………………… 25
Раздел 3. Педагогика досуга: развитие социально-культурного творчества
молодежи………………………………………………………….…. 30
Раздел 4. Педагогика досуга: социально-педагогическая деятельность
с пожилыми людьми…………………………………………………. 35
Список литературы ……………………………………………………. ….... 37
Терминологический словарь…..……………………………………………. 39
Приложения...………………………………………………………………… 50
55
Стр.55