Н. С. Лесков. Жемчужное ожерелье
--------------------------------Лесков
Н.С. Собрание сочинений в 11 т.
М., Государственное издательство художественной литературы, 1958;
Том 7, с. 432-447.
Оригинал: Библиотека Якова Кротова
--------------------------------ГЛАВА
ПЕРВАЯ
В одном образованном семействе сидели за чаем друзья и говорили о
литературе - о вымысле, о фабуле. Сожалели, отчего все это у нас беднеет и
бледнеет. Я припомнил и рассказал одно характерное замечание покойного
Писемского, который говорил, будто усматриваемое литературное оскудение
прежде всего связано с размножением железных дорог, которые очень полезны
торговле, но для художественной литературы вредны.
"Теперь человек проезжает много, но скоро и безобидно, - говорил
Писемский и оттого у него никаких сильных впечатлений не набирается, и
наблюдать ему нечего и некогда, - все скользит. Оттого и бедно. А бывало,
как едешь из Москвы в Кострому "на долгих", в общем тарантасе или "на
сдаточных", - да и ямщик-то тебе попадет подлец, да и соседи нахалы, да и
постоялый дворник шельма, а "куфарка" у него неопрятище, - так ведь сколько
разнообразия насмотришься. А еще как сердце не вытерпит, - изловишь
какую-нибудь гадость во щах да эту "куфарку" обругаешь, а она тебя на ответ
- вдесятеро иссрамит, так от впечатлений-то просто и не отделаешься. И
стоят они в тебе густо, точно суточная каша преет, - ну, разумеется, густо
и в сочинении выходило; а нынче все это по железнодорожному - бери тарелку,
не спрашивай; ешь - пожевать некогда; динь-динь-динь и готово: опять едешь,
и только всех у тебя впечатлений, что лакей сдачей тебя обсчитал, а
обругаться с ним в свое удовольствие уже и некогда".
Один гость на это заметил, что Писемский оригинален, но неправ, и
привел в пример Диккенса, который писал в стране, где очень быстро ездят,
однако же видел и наблюдал много, и фабулы его рассказов не страдают
скудостию содержания.
- Исключение составляют разве только одни его святочные рассказы. И
они, конечно, прекрасны, но в них есть однообразие; однако в этом винить
автора нельзя, потому что это такой род литературы, в котором писатель
чувствует себя невольником слишком тесной и правильно ограниченной формы.
От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к
событиям святочного вечера - от Рождества до Крещенья, чтобы он был
сколько-нибудь фантастичен,
имел какую-нибудь мораль,
хоть вроде
опровержения вредного предрассудка, и наконец - чтобы он оканчивался
непременно весело. В жизни таких событий бывает немного, и потому автор
неволит себя выдумывать и сочинять фабулу, подходящую к программе. А через
это в святочных рассказах и замечается большая деланность и однообразие.
- Ну, я не совсем с вами согласен, - отвечал третий гость, почтенный
человек, который часто умел сказать
слово кстати. Потому нам всем и
захотелось его слушать.
- Я думаю, - продолжал он, - что и святочный рассказ, находясь во всех
все-таки может видоизменяться и представлять любопытное
его рамках,
разнообразие, отражая в себе и свое время и нравы.
-
Но чем же вы можете доказать ваше мнение? Чтобы оно было
убедительно, надо, чтобы вы нам показали такое событие из современной жизни
русского общества, где отразился бы и век и современный человек, и между
тем все бы это отвечало форме и программе святочного рассказа, то есть было
бы и слегка фантастично, и искореняло бы какой-нибудь предрассудок, и имело
бы не грустное, а веселое окончание.
- А что же? - я могу вам представить такой рассказ, если хотите.
- Сделайте одолжение! Но только помните, что он должен быть истинное
происшествие!
- О, будьте уверены, - я расскажу вам происшествие самое истиннейшее,
и притом о лицах мне очень дорогих и близких. Дело касается моего родного
брата, который, как вам, вероятно, известно, хорошо служит и пользуется
Стр.1