Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 559172)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Формирование профессиональной идентичности студентов-журналистов: монография (220,00 руб.)

0   0
Первый авторАвдонина Наталья Сергеевна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц113
ID742196
АннотацияРассматривается проблема формирования профессиональной идентичности студентов-журналистов. Научно обосновывается образовательный подход О4ПО, направленный на эффективное формирование профидентичности журналистов. Приводится модель организационно-педагогических условий формирования профессиональной идентичности. Представлены результаты эмпирического исследования образа профессии как центрального понятия профессиональной идентичности
Кому рекомендованоМонография адресована студентам, аспирантам, преподавателям журналистских дисциплин
ISBN978-5-261-01360-0
Авдонина, Н.С. Формирование профессиональной идентичности студентов-журналистов: монография [Электронный ресурс] / Н.С. Авдонина .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2018 .— 113 с. — ISBN 978-5-261-01360-0 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/742196

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Формирование_профессиональной_идентичности_студентов-журналистов_монография.pdf
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Н.С. Авдонина Формирование профессиональной идентичности студентов-журналистов Монография Архангельск САФУ 2018
Стр.1
УДК 37.02 ББК 74.58 А188 Рекомендовано к изданию научно-техническим советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: О.А. Бызова, психолог государственного автономного учреждения Архангельской области «Молодежный центр»; К.Р. Нигматуллина, кандидат политических наук, и.о. заведующего кафедрой цифровых медиакоммуникаций СПбГУ, редактор рубрики в журнале «Журналист» Авдонина, Н.С. А188 Формирование профессиональной идентичности студентов-журналистов [Электронный ресурс]: монография / Н.С. Авдонина; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Электронные текстовые данные. – Архангельск: САФУ, 2018. – 113 с. ISBN 978-5-261-01360-0 Рассматривается проблема формирования профессиональной идентичности студентов-журналистов. Научно обосновывается образовательный подход О4ПО, направленный на эффективное формирование профидентичности журналистов. Приводится модель организационно-педагогических условий формирования профессиональной идентичности. Представлены результаты эмпирического исследования образа профессии как центрального понятия профессиональной идентичности. Монография адресована студентам, аспирантам, преподавателеям журналистских дисциплиин. УДК 37.02 ББК 74.58 Издается в авторской редакции Издательский дом им. В.Н. Булатова САФУ 163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 56 ISBN 978-5-261-01360-0 © Авдонина Н.С., 2018 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2018
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение .................................................................................................................... Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения проблемы профессиональной идентичности в современных психолого-педагогических исследованиях ................................................................................................ § 1. Проблема профессиональной идентичности в психолого-педагогических исследованиях ................................................................................... 1.1.1. Вопрос идентичности в современном мире ................................. 1.1.2. Вопрос о профессиональной идентичности ................................. § 2. Теоретический и практический анализ образовательной программы свободных искусств и наук ....................................................................... 1.2.1. Liberal Arts в исторической перспективе ...................................... 1.2.2. Концепция либерального образования Дж. Г. Ньюмена.............. 1.2.3. Либеральное образование в современном университете ............ § 3. Проектирование системы организационно-педагогических условий воспитательной деятельности на основании модели профессиональной идентичности ...................................................................................... 1.3.1. Характеристика подходов к развитию профессиональной идентичности ........................................................................................... 1.3.2. Система организационно-педагогических условий формирования профессиональной идентичности ........................................... Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности процесса формирования и развития профессиональной идентичности будущих специалистов средствами медиапроекта ............................................................ § 1. Изучение состояния сформированности профессиональной идентичности будущих журналистов .................................................................... 2.1.1. Тенденции современной журналистики как источник изменений в профессии .............................................................................. 2.1.2. Вопрос о профессиональной идентичности журналиста ............ 2.1.3. Образ профессии как фактор формирования профессиональной идентичности ................................................................................... § 2. Построение структурно-функциональной модели профессиональноориентированного медиапроекта «Студенческая журналистика.......... § 3. Анализ результатов внедрения медиапроекта в образовательный процесс ............................................................................................................. Заключение ................................................................................................................ Список использованных источников ...................................................................... 4 9 9 9 13 34 35 36 38 42 43 48 56 56 56 63 67 75 81 91 95 Приложение А. Сводная таблица концепций становления субъекта труда ......... 105 Приложение Б. Универсальные и общепрофессиональные компетенции выпускника программы бакалавриата по направлению 42.03.02 Журналистика ........ 109 Приложение В. Характеристика профессионального стандарта «Корреспондент средств массовой информации» ................................................................. 111 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ В системе высшего образования происходят очевидные и существенные изменения. Задача подготовить конкурентоспособных специалистов, способных выполнять задачи профессиональной деятельности различных типов и уровней сложности, перестает быть первоочередной в ВУЗе. В современном высшем образовании важно не столько дать знания или передать умения, сколько усилить мотивацию обучающихся к непрерывному совершенствованию в профессии, чтобы в условиях трансформации профессиональной деятельности выпускники могли обрести себя. Поэтому основной задачей исследования является определение педагогических условий формирования профессиональной идентичности (профидентичности) у студентов. Проблема профессиональной идентичности особенно остро встает в современном мире по ряду обстоятельств. Во-первых, научно-техническая революция способствует появлению новых профессий и специальностей. Вовторых, изменяются существующие профессии, что требует от специалистов непрерывного совершенствования. В-третьих, во многих странах, в частности в России, проходит образовательная реформа на всех уровнях, активно внедряется компетентностный подход и инновационные образовательные модели, что также связано с трансформацией атласа профессий. В сентябре 2015 г. направления философии, социологии, культурологи и журналистики Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова объединились для эксперимента по внедрению модели свободных искусств и наук (Liberal Arts)1 на Севере. Данная образовательная модель предполагает как интерактивные формы занятий, вариативность обучения, новые формы практических и домашних заданий, так и активную совместную внеучебную деятельность студентов и преподавателей. В зарубежных университетах такой внеурочной деятельностью становятся различные проекты для сообществ, что воспитывает в студентах как общечеловеческие, так и профессиональные качества. В-четвертых, возникает вопрос о профессиональной идентичности и незаменимости некоторых специалистов, в частности журналистов. Последние вынуждены конкурировать с такими субъектами, как блогеры, граждане, активно использующие информационно-коммуникационные технологии, роботы и алгоритмы. 1 В работе мы будем использовать понятие «либеральное образование» как синоним образовательной системы Liberal Arts, или свободных искусств и наук. 4
Стр.4
Анализ современных исследований проблемы профессиональной идентичности (М. М. Абдуллаева, В. Т. Абишева, К. А. Абульханова, Н. В. Антонова, В. В. Белоусова, В. В. Болучевская, Г. В. Гарбузова, А. Ю. Егорова, М. В. Заковоротная, Н. Л. Иванова, С. А. Котова, К. В. Патырбаева, В. А. Кениг, Е. Ю. Мазур, Т. В. Малютина, В. Б. Никишина, Е. А. Петраш, Я. А. Озерина, Ю. П. Поварёнков, Н. С. Пряжников, М. А. Реньш, А. В. Лесик, А. М. Рикель, Л. Б. Шнейдер, L. Canter, J. Fidalgo, K. Nikunen) позволяет говорить о возрастающем интересе к данной проблеме. В перечисленных исследованиях рассматриваются различные аспекты вопроса: формирование профессиональной идентичности представителей различных профессий, в том числе журналистов, соотношение понятий «самоопределение» и «идентичность», социально-психологические особенности профессиональной идентичности, проблемы диагностики уровня сформированности профессиональной идентичности и др. Хотя профессиональная идентичность активно изучается, многие стороны этого явления представляются неясными. Например: какие элементы образуют профессиональную идентичность? какие уровни профессиональной идентичности целесообразно выделить? на каких основаниях их можно выделять? каковы функции профидентичности? что влияет на формирование и развитие профидентичности в различные периоды профессиональной жизни человека? Одним из наименее изученных вопросов является вопрос о ценностном аспекте профессиональной идентичности: каким образом усваиваются ценности и нормы той или иной профессии? как определить степень усвоенности этих принципов? на каких стадиях развития профидентичности какие ценности и нормы принимаются человеком, какие пересматриваются, изменяются или отвергаются? Анализ современных источников по проблеме профессиональной идентичности позволил сформулировать ведущую идею исследования – образование (что включает и обучение, и воспитание) должно быть ориентировано на процесс профессиональной идентификации студентов, приобретение ими профессионально значимых качеств, развитие и совершенствование в профессии. Все это возможно при условии погружения в профессиональную деятельность на занятиях и во внеурочное время. Теоретическую и практическую актуальность приобретают вопросы изучения формирования и развития профессиональной идентичности в рамках образовательной модели свободных искусств и наук. Актуальность исследования также связана с недостаточной разработанностью вопроса формирования профессиональной идентичности. В науке преобладает психологический подход, исследователи акцентируют внимание на понятии «профессиональное самоопределение», что не может заменить профессиональной идентичности. С одной стороны, объективная потребность государства, общества и работодателей в специалистах, имеющих устойчивое соответствие выбранной профессии, и, с другой стороны, недостаточная разработанность комплекса 5
Стр.5
педагогических условий формирования профессиональной идентичности, образуют теоретико-методологическое противоречие, которое может быть выражено в форме научной проблемы: в чем состоят интегральные особенности профессиональной идентичности, имеется ли связь между формируемыми профессиональными компетенциями и профессиональной идентичностью будущего специалиста и каковы педагогические условия формирования профессиональной идентичности в воспитательном пространстве высшего учебного заведения, реализующего образовательную модель свободных искусств и наук. Источники, использованные в работе над исследованием, можно систематизировать по следующим научным направлениям: – источники о проблеме идентичности вообще: Р. Бернс, В. В. Козлов, Г. М. Конобеев, Е. Ю. Мазур, Д. В. Мазур, К. Марицас, К. В. Патырбаева, А. М. Рикель и Э. Гидденс; – источники о проблеме профессионального самоопределения и профессиональной идентичности: М. М. Абдуллаева, Г. К. Бисерова, В. В. Богучевская, М. В. Воронцова, П. Ю. Головин, А. Г. Грецов, Т. А. Егоренко, Е. П. Ермолаева, М. В. Заковоротная, Э.Ф. Зеер, Л. Н. Зыбина, Е. М. Иванова, В. А. Кениг, Е. А. Климов, С. А. Котова, Е.И. Кузьмина, М. Л. Магидович, Т. В. Малютина, С. М. Моор, О. В. Морозова, Ф.Г. Мухаметзянова, В. Б. Никишина, Я. А. Озерина, Е. А. Петраш, Ю. П. Поварёнков, Е.Г. Попова, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, Е. И. Рогов, П. В. Романов, А.М. Сосновская, Н. А. Томин, Л. Б. Шнейдер, Е. Р. Ярская-Смирнова и А. Ш. Яруллина; – источники по профессиональной педагогике и образовательной модели свободных искусств и наук: С. Я. Батышев, Дж. Беккер, М. Я. Виленский, С. Гутман, Г. С. Жукова, Е. В. Комарова, Н. И. Никитина, А. М. Новиков, П. И. Образцов, А. В. Пашкевич, Е. Э. Платова, Ф. Ю. Сафин, Т. Таббс, А. И. Уман, Ф. В. Федчин, В. В. Фортунатов, С. С. Хапаева, Ф. В. Шарипов, П. Эшвин и Я. Юнг; – источники о профессиональной деятельности журналистов: В. А. Аграновский, М. М. Бахтин, Л. А. Васильева, С. М. Гуревич, А. В. Кириленко, Н. Б. Кириллова, А. В. Колесниченко, Е. П. Прохоров, О. Р. Самарцев, Л. Г. Свитич и др. Следует подчеркнуть почти полное отсутствие работ по проблеме профессионального самоопределения и профессиональной идентичности студентов, обучающихся журналистике, за исключением таких авторов, как В. Т. Абишева, А. Ю. Егорова, В. А. Матанис, С. С. Руцкая, Е. В. Шахаева. В работах перечисленных исследователей углубленно не рассматриваются психолого-педагогические основы формирования профессиональной идентичности студентов-журналистов. Таким образом, данная работа направлена на частичное восполнение этого пробела. Для уточнения терминов и понятий мы обращались к энциклопедиям и словарям по культурологии, философии, социологии, психологии и педагогике. 6
Стр.6
Цель исследования – выявить педагогические условия формирования и развития профессиональной идентичности будущих журналистов средствами воспитательной технологии профессионально-ориентированного медиапроекта. В данном исследовании нас интересуют следующие исследовательские вопросы: какие компоненты образуют структуру профессиональной идентичности? какие организационно-педагогические условия способствуют формированию и развитию профессиональной идентичности студентов-журналистов? что необходимо для создания этих условий? Объект – профессиональная идентичность будущих специалистов (журналистов). Предмет – организационно-педагогические условия формирования профидентичности будущих журналистов средствами профессионально-ориентированного медиапроекта. Гипотезой исследования послужили следующие предположения: 1) особенности профессиональной идентичности студентов-журналистов обусловлены функционально-ролевым характером профессиональной деятельности (информатор и потребитель информации) и индивидуально-личностными особенностями; 2) внеучебная деятельность, предполагающая добровольное участие и заинтересованность студентов в постижении профессии, является дополнительным условием формирования профессиональной идентичности будущих специалистов (журналистов). Цель и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи: 1) обосновать теоретические предпосылки формирования и развития профессиональной идентичности в целом и разработать структуру профессиональной идентичности; 2) структурировать особенности образовательной модели свободных искусств и наук; 3) определить совокупность организационно-педагогических условий формирования и развития профессиональной идентичности у студентов; 4) определить сущностные характеристики профессии журналиста на современном этапе и рассмотреть специфику профессиональной идентичности журналистов; 5) определить образ профессии в представлении студентов-журналистов; 6) построить структурно-функциональную модель профессионально-ориентированного медиапроекта и экспериментально проверить теоретические положения. Общей методологической основой являются следующие подходы: личностно-ориентированный и деятельностный. Отдельно был разработан подход О4ПО на основе подхода в инженерном образовании CDIO. Поставленные задачи исследования решаются следующим комплексом методов: 7
Стр.7
1) теоретический анализ психолого-педагогических источников по проблеме исследования, теоретическое моделирование, абстрагирование и обобщение при комплексном изучении научных источников; 2) методы сбора и обработки эмпирических данных – интервью, наблюдение, анкетирование (методика изучения профессиональной идентичности в процессе профессионального образования на основе методики определения уровня профессиональной идентичности Л. Б. Шнейдер; методика изучения статусов профессиональной идентичности А. А. Азабель и А. Г. Грецова, на основе которой была разработана собственная анкета; анкета определения образа журналиста; анкета определения образа профессии журналиста). Методы математической статистики. Теоретическая значимость исследования: 1) выявлены педагогические условия развития профессиональной идентичности студентов-журналистов средствами профессионально-ориентированного медиапроекта; 2) определены компоненты структуры профессиональной идентичности; 3) структурированы особенности образовательной модели свободных искусств и наук; 4) определены сущностные характеристики профессии журналиста на современном этапе; 5) построена структурно-функциональная модель профессионально-ориентированного медиапроекта. Практическая значимость исследования: 1) разработаны анкеты определения образа журналиста и образа профессии журналиста; 2) доказана перспективность исследования с научной точки зрения профессии журналиста и развития профессиональной идентичности студентов-журналистов; 3) намечена перспектива для изучения профессионального журналистского образования; 4) доказана эффективность применения медиапроекта как эффективного средства для развития профессиональной идентичности студентов-журналистов; 5) получены результаты представления образа профессии журналиста у студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению «Журналистика», что можно использовать при актуализации учебных программ. Базой исследования является кафедра журналистики, рекламы и связей с общественностью Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ имени М. В. Ломоносова. 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически