УЧРЕДИТЕЛИ:
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет
им. К. Д. Ушинского»
ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования»
Педагогика сельской школы = Pedagogy of rural school : научный журнал. – Ярославль : РИО
ЯГПУ, 2021. – № 1 (7). – 159 с. – ISSN 2686-8652. – DOI DOI 10.20323/2686-8652-2021-1-7
2021, № 1 (7). – 500 экз.
Редакционная коллегия:
Л. В. Байбородова, доктор педагогических наук, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» (главный
редактор); А. В. Золотарева, доктор педагогических наук, профессор, ректор ГАУ ДПО «Институт развития
образования», г. Ярославль (зам. главного редактора); Т. Н. Гущина, доктор педагогических наук, профессор
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» (зам. главного
редактора); А. П. Чернявская, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Ярославский государственный
педагогический университет им. К. Д. Ушинского» (зам. главного редактора);
М. В. Александрова, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Новгородский государственный
университет им. Я. Мудрого»; Т. А. Бабакова, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Петрозаводский
государственный университет»; Л. П. Гирфанова, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ
ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»; О. А. Граничина, доктор
педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им.
А. И. Герцена»; И. А. Донина, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Новгородский государственный
университет им. Я. Мудрого»; Рене Кларийс, доцент Тильбургского университета, Нидерланды;
О. В. Коршунова, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»;
Г. Е. Котькова, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Орловский государственный
университет им. И. С. Тургенева»; А. С. Раимкулова, доктор педагогических наук, профессор Кыргызского
национального университета им. Жусупа Баласагына; М. И. Рожков, доктор педагогических наук, профессор
ФГБНУ «Институт изучения детства и воспитания РАО»; Е. Е. Сартакова, доктор педагогических наук,
профессор ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет; А. Н. Сендер, доктор педагогических
наук, профессор УО «Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина»;
Н. А. Соколова, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический университет»; Н. В. Тамарская, доктор педагогических наук, профессор кафедры
психологии и социальной педагогики ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный
университет»; А. Н. Тесленко, доктор педагогических наук, доктор социологических наук, профессор Центра
развития одаренности и психологического сопровождения «Астана дырыны», Республика Казахстан;
Г. А. Федотова, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого»; И. В. Фролов, доктор педагогических наук, профессор Арзамасского
филиала ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им.
Н. И. Лобачевского».
Публикуемые в журнале материалы рецензируются членами редакционной коллегии
и независимыми экспертами.
Адрес редакции: 150000, г. Ярославль, Республиканская ул., 108/1.
Тел.: (4852)72-64-05 (издательство)
Адреса в Интернете: http://yspu.org/; http://prs.yspu.org/
Регистрационный номер в реестре зарегистрированных средств массовой информации:
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций:
ПИ № ФС 77-76192 от 8 июля 2019 г.
Материалы для публикации в научном журнале «Педагогика сельской школы»
просим направлять Наталье Анатольевне Леонтьевой на электронную почту: nati1522@mail.ru
© ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический
университет им. К. Д. Ушинского», 2021
© ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования», 2021
© Авторы статей, 2021
Стр.2
FOUNDERS:
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
«Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky»
State Autonomous Institution of Continuing Professional Education for Yaroslavl Region
«Institute of Education Development»
Педагогика сельской школы = Pedagogy of rural school: academic journal. – Yaroslavl : YSPU Editorial
and Publishing Unit, 2021. – № 1 (7). – 159 p. – ISSN 2686-8652. – DOI 10.20323/2686-8652-2021-1-7
2021, № 1 (7). – 500 copies.
Editorial Board:
L. V. Baiborodova, Doctor of Education, Professor, Honorary Figure of Russian Higher Education, Yaroslavl
State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (chief editor); A. V. Zolotareva, Doctor of Education,
Professor, Rector of Institute of Education Development, Yaroslavl (deputy chief editor);
T. N. Gushchina, Doctor of Education, Professor, Yaroslavl State Pedagogical University named after
K. D. Ushinsky (deputy chief editor); A. P. Tchernyavskaya, Doctor of Education, Professor, Yaroslavl State
Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (deputy chief editor); M. V. Alekcsandrova, Doctor of
Education, Professor, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University; T. A. Babakova, Doctor of Education,
Professor, Petrozavodsk State University; L. P. Girfanova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate
Professor, Bashkir State Pedagogical University n. a. M. Akmulla; O. A. Granichina, Doctor of Education,
Associate Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg); I. A. Donina, Doctor of
Education, Professor, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University; R. Clarijs, Dr., Professor, Tilburg University
(Tilburg, Netherlands); O. V. Korshunova, Doctor of Education, Professor, Vyatka State University;
G. E. Kotkova, Doctor of Education, Professor, Orel State University named after I. S. Turgenev;
A. S. Raimkulova, Doctor of Education, Professor, Kyrgyz National University named after
Jusup Balasagyn; M. I. Rozhkov, Doctor of Education, Professor, Institute for the Study of Childhood, Family
and Upbringing of the Russian Academy of Education; E. E. Sartakova, Doctor of Education, Professor,
Tomsk State Pedagogical University; A. N. Sender Doctor of Education, Professor, Brest State A. S. Pushkin
University; N. A. Sokolova, Doctor of Education, Professor, South Ural State Humanitarian Pedagogical
University; N. V. Tamarskaya, Doctor of Education, Professor FSBEI HE «Moscow Pedagogical State University»;
A. N. Teslenko, Doctor of Education, Doctor of Sociology, Professor, Gifted Development and
Psychological Follow-Up Center «Astana Dyryny», Kazakhstan; G. A. Fedotova, Doctor of Pedagogical
Sciences, Professor of FSBEI HE «Novgorod State University named after Yaroslav the Wise»; I. V. Frolov,
Doctor of Education, Professor, Arzamas Branch of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod.
All articles published in the journal are reviewed by editorial board members and peer reviewers.
YSPU Editorial and Publishing Unit Address: 150000, Russian Federation, Yaroslavl,
ul. Respublikanskaya, d. 108/1. Tel.: (4852)72-64-05
Website: http://yspu.org/; http://prs.yspu.org/
Serial number in mass communication media register:
Federal Service for Supervision in the Sphere of Communications,
Information Technology and Mass Communications:
PI № FS 77-76192 as of 8July 2019.
Authors are asked to submit articles to «Pedagogy of Rural School» academic journal at: nati1522@mail.ru
© FSBEI of Higher Education «Yaroslavl State Pedagogical
University named after K. D. Ushinsky», 2021
© SAI of Continuing Professional Education for Yaroslavl
Region «Institute of Education Development», 2021
© Contributors, 2021
Стр.3
Педагогика сельской школы – 2021 – № 1 (7)
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ
ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Лебединцев В. Б. Коллективное обучение
по индивидуальным программам:
мировоззрение, концепция и практики___ 5
Коршунова О. В., Быкова С. С., Селиванова
О. Г., Шеромова Т. С., Шкаликов Е. В.
Психологическая комфортность
образования в сельской школе: результаты
эмпирического исследования (на примере
Кировской области)__________________ 25
Золотарева А. В., Сальникова Ю. Н.
Сравнительные анализ входного
мониторинга условий повышения
образовательной результативности
городских и сельских школ___________ 44
Кашаев А. А. Сельская школа против низких
результатов обучения________________ 59
Серафимович И. В. Представление педагогов
об особенностях мотивации учебной
деятельности у современных сельских
подростков_________________________ 71
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ
Евмененко Е. В., Дробот А. А., Котов С. Н.,
Спиридонов А. В. Школьный музей как
средство достижения образовательных
результатов обучающихся_____________ 86
Яковлева И. А. Педагогические технологии
профориентации обучающихся в
дополнительном образовании детей и
молодежи Республики Беларусь________ 98
Киселева Н. В. Реализация акции «День единого
текста» в сельских и городских школах
Ярославской области_______________ 113
Асафова Т. Ф. Внедрение регионального
механизма организации системы
социальных практик сельских школьников
на примере Костромской
области__________________________ 128
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Патронова И. А. Проектирование программ
дополнительного профессионального
образования для руководителей сельских
школ_____________________________ 142
Сведения об авторах___________________ 153
Условия публикации статьи в научном
журнале и требования к оформлению
рукописей____________________________ 157
4
THE CONTENT
GENERAL PEDAGOGY, HISTORY
OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Lebedintsev V. B. Collective training on individual
programs: worldview, concept and practices 6
Korshunova O. V., Bykova S. S., Selivanova O. G.,
Sheromova
T. S., Shkalikov
E. V.
Psychological comfort of education in modern
rural school: results of empirical research (on
the example of the Kirov region) _________ 26
Zolotareva А. V., Salnikova Y. N. Comparative
analysis of input monitoring conditions for
improving the educational performance of
urban and rural schools________________ 45
Kashaev A. A. Rural school vs low learning
outcomes 59
Serafimovich I. V. Teachers' understanding of
motivation peculiarities in modern rural
adolescents’ educational activities________ 72
THEORY AND METHODOLOGY
OF TRAINING AND EDUCATION
Evmenenko E. V., Drobot A. A., Kotov S. N.,
Spiridonov A. V. School Museum as a means
of achieving educational results of
students____________________________ 87
Yakovleva I. А. Pedagogical technologies of career
guidance for children and youth of the
Republic of Belarus studying in additional
education__________________________ 99
Kiseleva N. V. Implementation of the «Single Text
Day» campaign in rural and urban schools of
the Yaroslavl region_________________ 113
Asafova T.F. Introduction of a regional mechanism
for organizing the system of rural
schoolchildren’s social practices on the
example of the Kostroma region________ 129
THEORY AND METHODOLOGY
OF PROFESSIONAL EDUCATION
Patronova I. A. Designing additional professional
education programs
for rural school leaders_______________ 143
Information about authors________________ 155
Conditions of publication of the article in the
scientific journal and requirements for
manuscripts___________________________ 159
Стр.4