Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Философия: сборник задач и упражнений (часть II) : учебно-методическое пособие

0   0
Первый авторГеец Наталья Федоровна
АвторыЕрохин Алексей Константинович, Ерохина Людмила Дмитриевна, Красножон Галина Анатольевна, Урядова Валентина Викторовна, Трифонова Галина Александровна
ИздательствоМедицина ДВ
Страниц169
ID735922
АннотацияСборник задач и упражнений подготовлен в соответствии с программой курса «Философия» для студентов всех специальностей Тихоокеанского государственного медицинского университета на основе хрестоматийных материалов и авторских разработок. Помимо этого, в пособии использованы материалы учебников и учебных пособий по рассматриваемой тематике. В сборник включены методические указания к темам, задания для проверки уровня компетенций, список литературы. Краткое изложение изучаемых тем поможет студентам в самостоятельной подготовке к занятиям и в решении следующих задач: освещении истории философии; формировании общих представлений о проблемах и принципах философии. Сборник задач и упражнений предназначен для студентов всех форм обучения.
ISBN978-5-98301-144-1
УДК1(075.8)
Геец, Н.Ф. Философия: сборник задач и упражнений (часть II) : учебно-методическое пособие / А.К. Ерохин, Л.Д. Ерохина, Г.А. Красножон, В.В. Урядова, Г.А. Трифонова; Н.Ф. Геец .— Владивосток : Медицина ДВ, 2018 .— 169 с. — ISBN 978-5-98301-144-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/735922 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философия_сборник_задач_и_упражнений_(часть_II)__учебно-методическое_пособие.pdf
Учебная литература ТГМУ ФИЛОСОФИЯ СБОРНИК ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ Часть II Учебно-методическое пособие ISBN 978-5-98301-144-1 Издательство «Медицина ДВ» 9 7 8 5 9 8 3 0 1 14 41 690950 г. Владивосток, пр-т Острякова, 4 Тел.: (423) 245-56-49. E-mail: medicinaDV@mail.ru Владивосток Медицина ДВ 2018
Стр.1
Министерство здравоохранения Российской Федерации Тихоокеанский государственный медицинский университет ФИЛОСОФИЯ СБОРНИК ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ Часть II Учебно-методическое пособие Владивосток Медицина ДВ 2018
Стр.2
УДК 1(075.8) ББК 87я73 Ф 561 Издано по рекомендации редакционно-издательского совета Тихоокеанского государственного медицинского университета Рецензенты: Е.В. Купебякин - д.ф.н., профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Дальневосточного технического рыбохозяйственного университета Л.И. Кирсанова - д.ф.н., профессор департамента философии и теологии Дальневосточного федерального университета Авторы: Л.Д. Ерохина, Н.Ф. Геец, А.К. Ерохин, Г.А. Красножон, В.В. Урядова, Г.А. Трифонова Ф 561 Философия: сборник задач и упражнений (часть II) : учебно-методическое пособие / Л.Д. Ерохина, Н.Ф. Геец, А.К. Ерохин и др. - Владивосток : Медицина ДВ, 2018. - 168 с. ISBN 978-5-98301-144-1 Сборник задач и упражнений подготовлен в соответствии с программой курса «Философия» для студентов всех специальностей Тихоокеанского государственного медицинского университета на основе хрестоматийных материалов и авторских разработок. Помимо этого, в пособии использованы материалы учебников и учебных пособий по рассматриваемой тематике. В сборник включены методические указания к темам, задания для проверки уровня компетенций, список литературы. Краткое изложение изучаемых тем поможет студентам в самостоятельной подготовке к занятиям и в решении следующих задач: освещении истории философии; формировании общих представлений о проблемах и принципах философии. Сборник задач и упражнений предназначен для студентов всех форм обучения. УДК 1(075.8) ББК 87я73 ISBN 978-5-98301-144-1 © Л.Д. Ерохина с соавт. ТГМУ 2018 © «Медицина ДВ», 2018
Стр.3
РАЗДЕЛ II Онтология И ГНОСЕОЛОГИЯ Тема 12. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ Цель изучения данной темы - представить самую главную, сущностную характеристику любого предмета, явления, события и т.п., а именно - их способность быть, прямо или косвенно проявляться, взаимодействовать и т.п. Представления о бытии формировались уже в самых древних философских учениях. В античной философии большое внимание этой категории уделил Парменид (V в. до н.э.). Он считал, что: а) бытие есть всегда, оно не возникает и не исчезает, т.е. оно вечно; б) бытие неподвижно и неизменно; в) бытие - это замкнутый шар (сфера), что означает его ограниченность и завершенность; г) знания о бытии мы получаем с помощью разума, ибо чувства вводят нас в заблуждение. Эти установки привели Парменида в конечном итоге к отрицанию небытия. Небытие - это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия - нечто, а небытия - ничто. Под небытием понимается также и отсутствие некоторых классов, объектов, их свойств и связей в определенной области действительности. В философии Платона бытие подразделяется на три уровня: а) умопостигаемое бытие вечных, бестелесных идей, которые первичны; б) чувственно постигаемое бытие вещей, которые производны от идей; в) бытие предметов искусства. Платон был убежден в том, что преобразовать «дурную» действительность (небытие) можно лишь на основании вечных образцов, сущностей, истин. Аристотель решал вопрос о множественности бытия на основании вечно существующих, «бытийствующих» форм. В средневековой философии бытие чаще всего отождествлялось с Богом («Бог есть само бытие»), от которого, как полагали, происходит бытие отдельных вещей. Тем самым бытие распадалось на два вида: бытие вечных, неизменных сущностей и индивидуальное, текущее бытие, сопряженное с материальным небытием. ~ 3 ~
Стр.4
В эпоху Возрождения и в Новое время (XVI-XVIII вв.) формируются натуралистические представления о бытии как природе. Материалисты этого периода фактически отождествляли бытие с материей во всех ее проявлениях («телесная субстанция»). Д. Беркли обосновывал субъективно-идеалистическую концепцию бытия: «Существовать - значит быть в восприятии». Важное место категория бытия заняла в немецкой классической философии. Философия Гегеля оказалась последним грандиозным воплощением классического типа философии бытия Абсолюта. Величайшая заслуга Гегеля состояла в том, что, во-первых, он категорию бытия наполнил глубоким диалектическим содержанием, связанным с идеей развития. Во-вторых, философ придал категории бытия полярный характер, соотнеся ее со «своим другим» - категорией «ничто». Единство (противоречие) этих категорий есть становление, единство возникновения и уничтожения. В-третьих, противоречие «бытие-ничто» Гегель сделал «мотором восхождения» в своей логике как последовательно развертывающейся системе категорий (качество, количество, мера, сущность и явление и др.). Противопоставляя свой диалектико-идеалистический подход в понимании бытия парменидовскому метафизическому, он подчеркивает, что «становление есть данность бытия». В-четвертых, Гегель выделил две формы объективного процесса - природу (бытие природы) и целесообразную деятельность людей (общественное бытие). Однако немецкий философ представил бытие как «инобытие духа», т.е. растворил бытие в мышлении (панлогизм). В диалектическом материализме бытие разделяется на бытие идеального (духовное бытие) и материальное бытие. Последнее считается первичным, определяющим, а первое - вторичным, зависимым от него. Эта зависимость раскрывается через понятие «отражение»: идеальное есть активное творческое воспроизведение материального бытия. Заслуга одного из его создателей, - К. Маркса, - состоит в том, что он обратил внимание на бытие общества, связывая его с материальной жизнью, производством материальных благ и тех отношений, в которые вступают люди в процессе этого производства, человеческой деятельности. Последняя представляет собой активное, разумное изменение человеком как социальным существом окружающей действительности и самого себя. Деятельность людей всегда носит коллективный, общественный характер, и она изначально разделена на две неразрывно связанные формы - материально-практическую (первичную) и идеальную, ду~ 4 ~
Стр.5
ховную. Первая (т.е. преобразование природы и общества) есть основа всех видов духовной деятельности (умственная, познавательная, религиозная, художественное творчество, нравственная и т.д.). Бытие духовного, идеального - это не что иное, как общественное сознание в различных его формах, т.е. то, что выражается термином. Когда говорят о бытии духовного (идеального), чаще всего имеют в виду, что, во-первых, оно охватывает как сознательное, так и бессознательное. Во-вторых, бытие духовного может быть индивидуализированным (сознание, духовный мир индивида) и объективированным (язык, идеалы, нормы, ценности, произведения искусства - и вообще вся «вторая природа»). Бытие как таковое может быть подразделено на потенциальное (существование в возможности) и актуальное (существование в действительности). Для характеристики высших проявлений бытия применяется категория «существование», а для выражения главного в бытии, его глубинных особенностей - категория «сущность». Совокупность многообразных проявлений бытия, а также любая вещь или субъект в аспекте их причастности бытию обозначается категорией «сущее». История общества (в отличие от истории природы) - это деятельность преследующего свои цели человека, где осуществляется сложная диалектика бытия, реализуется диалектика материального и идеального, практики и познания, объективного и субъективного. В конце XIX - начале XX в. классическое представление о бытии меняется до неузнаваемости. Теперь бытие понимается не как разум или природа, а как бесконечно изменчивая иррациональная жизнь. Такую трактовку бытия предложили представители философии жизни: Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, О. Шпенглер. В философии XX в. проблема бытия активно обсуждалась в экзистенциализме применительно к человеческому существованию (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и др.). Основное понятие данного философского направления - «экзистенция». Оно выражает способ бытия человеческой личности как конкретной, неповторимой, уникальной, которая не может быть доступна рационалистическому языку понятий. По мысли М. Хайдеггера, европейская философия затемнила смысл категории бытия, подменив его понятием сущего. Сущее - это бытие, искаженное разумом человека, говорит М. Хайдеггер, но подлинное бытие не нуждается в познании и отличается от того, что человек знает под видом сущего. Основу подлинного бытия можно увидеть и «услышать» в языке; по словам М. Хайдеггера, язык 5
Стр.6
есть «дом бытия». Тем самым бытие - это, прежде всего, человеческое существование: бытие есть наша жизнь. В то же время, по мнению экзистенциалистов, подлинностью обладает не любое бытие, а только осознанное. Постмодернизм отрицает идею единого бытия. Согласно постмодернистам, эта философская фикция отнимает смысл и ценность у реального мира, а у человека - свободу. В постмодернизме реальность представляет собой вселенную умножающихся смыслов, каждый из которых ценен сам по себе, без дополнительных обоснований, и не имеет никаких преимуществ перед другими. Человек в такой вселенной становится интерпретатором прежних смыслов и создателем новых, одним из которых является его собственная жизнь. В последние годы в связи с развитием компьютерных технологий в философии обсуждается проблема виртуального бытия или виртуальной реальности. Что это такое, как существует, можно ли считать виртуальную реальность подлинной или это фикция ума - все эти вопросы сейчас чрезвычайно актуальны, а ответы на них позволят современным философам сформулировать новую концепцию бытия. Заключение. В философском учении о бытии решается целый ряд принципиальных вопросов, в зависимости от ответов на которые формируются различные философские позиции: монизм и плюрализм, материализм и идеализм, детерминизм и индетерминизм. Конкретизация проблемы бытия осуществляется с помощью следующих тем: един или множествен мир, изменчив или неизменен, подчиняется ли изменение каким-то законам или осуществляется произвольно и т.п. Вопросы для самоконтроля знаний 1. Как связаны между собой принцип единства мира и принцип развития? 2. Дайте определение понятиям «бытие» в Античном мире. 3. В чем заключается диалектико-материалистический принцип изучения бытия? 4. Что подразумевается под понятием «бытие природы»? 5. Что подразумевается под понятием «бытие человека?» 6. Может ли быть бытие истинным или ложным? 7. Бытие независимо от человека или оно - момент его существования? 8. Как соотносятся между собой понятия «бытие» и «небытие» на уровне теоретического и обыденного сознания? ~ 6 ~
Стр.7
9. Чем отличается понятие «бытие» от понятия «существование»? 10. Каковы особенности виртуального бытия? Подберите к дефинициям соответствующие понятия 1. Реальность, существующая независимо от человека, всякое существование вообще, - это ... 2. Материальная жизнь общества, производство материальных благ и тех отношений, в которые вступают люди в процессе этого производства, человеческая деятельность, - это . 3. Экзистенция человека и вещей, - это ... Тематика творческих заданий Напишите эссе на одну из предложенных тем. 1. Нравственное измерение Бытия. 2. Быть или казаться - альтернативность личного существования. 3. Вечные вопросы бытия. Задание на соотнесение понятий и определений 1. Соотнесите основные философские понятия бытия с именами философов, в учениях которых эти понятия занимают центральное место. Философ 1. Парменид 2. Платон 3. Аристотель 4. Ф. Аквинский 5. Н. Кузанский 6. Дж. Бруно 7. Д. Юм 8. Г. Гегель 9. К. Маркс 10. Ж.-П. Сартр ми традициями. Традиция 1) элеаты 2) брахманизм 3) даосизм Основное понятие его философии а) абсолютный дух б) бытие природы в) максимум г) идея д) бытие как таковое е) экзистенция ж) общественное бытие з) ощущение и) Бог к) форма 2. Соотнесите данные трактовки бытия с историко-философскиТрактовка бытия а) безымянное и обладающее именем; бестелесное невидимое; неопределенное, лишенное формы; «врата рождения», корень земли и неба; следующее естественности, но подчиняющее небо, землю и человека б) пустота; наличие бесконечного числа неделимых частиц; все они разнообразны по величине и форме; кружась в вихре, частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение частиц подчинено необходимости в) единое под разными именами; ни сущее, ни не-сущее; существовавшее до мироздания и богов; порождающее и поглощающее все видимые вещи и явления 7
Стр.8
Традиция Трактовка бытия 4) атомизм г) неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пребывающее; только сущее; сплошное, наполненное, отсутствие небытия 3. Соотнесите данные трактовки бытия с именами философов. Имя Трактовка бытия 1. Парменид 2. Ф. Аквинский 3. А. Августин 4. Дж. Беркли 5. Г. Гегель 6. К. Маркс а) бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие идеи - природа; понятие есть истина бытия б) бытие природы, в действительности, - небытие, «иное»; подлинное бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее; постигается с помощью размышления в) бытие - объективная реальность, независимая от сознания человека; оно материально, к его различным сферам относятся - неорганическая и органическая природа, биосфера и т.д.; оно включает в себя общественное бытие г) бытие есть сущность и существование человека; при этом сущность человека предшествует его существованию; человек есть то, что сам из себя делает; при этом он осужден быть свободным д) Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия е) быть - это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и объект восприятия - одно и то же 7. Ж.-П. Сартр ж) Бог есть предельно совершенная форма бытия, подлинность, благородство, истинность Упражнения и комментарии Задание 1. В древнеиндийской Ригведе говорится о бытии. «Бытие едино, мудрецы же называют его различно: Агни, Яма, Матаришвани». Каково содержание термина «единое»? Что является противоположностью «единого»? В какой мере здесь бытие употребляется как философское понятие и в какой мере - как мифологическое? Задание 2. Сравните две точки зрения. «Бытие есть, небытия вовсе нет» (Парменид). «Небытие существует нисколько не менее чем бытие» (Аристотель). Что имели в виду древнегреческие мыслители, говоря о бытии? Какой смысл они вкладывали в эти понятия и какой смысл в них вкладывают современные философы? Как соотносятся между собой «бытие» и «небытие», «небытие» и «ничто», «ничто» и «нечто»? Задание 3. Средневековый философ Ф. Аквинский утверждает: «Есть нечто, в предельной степени обладающее и совершенством, и благородством, и, следовательно, бытием: ибо то, что в наибольшей степени истинно, в наибольшей степени есть». Как изменяется понятие бытия от сведения бытия к Богу? ~ 8 ~
Стр.9
Какими наивысшими совершенствами обладает Бог как субстанциональная основа бытия? Задание 4. «Берем максимум конкретно как бытие и говорим: максимальному бытию не противоположно ничто, а значит, ни небытие, ни максимальное бытие. Как же можно представить максимум несуществующим, если его максимальное бытие есть его максимальное бытие? Притом ничего нельзя представить существующим без бытия, а абсолютное бытие не может быть ничем иным, кроме абсолютного максимума; следовательно, без этого максимума невозможно ничего представить существующим. „.Мы ясно видим теперь, что находим Бога путем отстранения причастных Ему вещей: все сущее причастно Его бытию; если отнять это приобщение к Нему всего сущего, останется простейшее бытие, единая сущность всего» (Н. Кузанский). Укажите, к какой исторической онтологической традиции принадлежит философская концепция Н. Кузанского. Аргументируйте, опираясь на приведенный текст. Прокомментируйте, как Н. Кузанский понимает «Бога». Как понятие «Бог» соотносится с понятием «бытие» и с понятием «существование». Что Н. Кузанский понимает под «причастностью всего сущего» и какова функция данного учения о «причастности» в его онтологии? Какие следствия вытекают для понимания мира сквозь призму учения о причастности? Задание 5. «Природа есть идея в форме инобытия. Так как идея существ как отрицание самой себя, или, иначе говоря, как внешняя себе, то рода не просто есть внешнее по отношению к этой идее (их субъектному существованию, к духу), но характер внешности составляет деление, в котором она существует как природа... Мыслительное рассмотрение природы должно постичь, каким разом природа есть в самой себе процесс становления духом, процесс снятия своего инобытия; оно должно постичь, как в каждой степе самой же природы наличествует дух, отчужденная от идеи природа есть лишь труп, которым занимается рассудок. Но природа есть лишь идея себе, вот почему Шеллинг называл ее окаменевшим, а другие - замершим интеллектом» (Г.В.Ф. Гегель). Как Гегель оценивает бытие в качестве природы? Что теряет, что приобретает при этом идея? Какое значение имеет перенесение бытия на природу? Задание 6. Специфику русского мировоззрения С.Л. Франк выразил так: «Непосредственное чувство, что мое бытие есть именно ~ 9 ~
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.