Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Философия: сборник задач и упражнений (часть I) : учебно-методическое пособие

0   0
Первый авторГеец Наталья Федоровна
АвторыЕрохин Алексей Константинович, Ерохина Людмила Дмитриевна, Красножон Галина Анатольевна, Урядова Валентина Викторовна, Трифонова Галина Александровна
ИздательствоМедицина ДВ
Страниц165
ID735921
АннотацияСборник задач и упражнений подготовлен в соответствии с программой курса «Философия» для студентов всех специальностей Тихоокеанского государственного медицинского университета на основе хрестоматийных материалов и авторских разработок. Помимо этого, в пособии использованы материалы учебников и учебных пособий по рассматриваемой тематике. В сборник включены методические указания к темам, задания для проверки уровня компетенций, список литературы. Краткое изложение изучаемых тем поможет студентам в самостоятельной подготовке к занятиям и в решении следующих задач: освещении истории философии; формировании общих представлений о проблемах и принципах философии. Сборник задач и упражнений предназначен для студентов всех форм обучения.
ISBN978-5-98301-143-4
УДК1(075.8)
Геец, Н.Ф. Философия: сборник задач и упражнений (часть I) : учебно-методическое пособие / А.К. Ерохин, Л.Д. Ерохина, Г.А. Красножон, В.В. Урядова, Г.А. Трифонова; Н.Ф. Геец .— Владивосток : Медицина ДВ, 2018 .— 165 с. — ISBN 978-5-98301-143-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/735921 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философия_сборник_задач_и_упражнений_(часть_I)__учебно-методическое_пособие.pdf
Учебная литература ТГМУ ФИЛОСОФИЯ СБОРНИК ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ Часть I Учебно-методическое пособие ISBN 978-5-98301-143-4 Издательство «Медицина ДВ» 9 78 5 9 8 3 0 1 1 4 34 690950 г. Владивосток, пр-т Острякова, 4 Тел.: (423) 245-56-49. E-mail: medicinaDV@mail.ru Владивосток Медицина ДВ 2018
Стр.1
Министерство здравоохранения Российской Федерации Тихоокеанский государственный медицинский университет ФИЛОСОФИЯ СБОРНИК ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ Часть I Учебно-методическое пособие Владивосток Медицина ДВ 2018
Стр.2
УДК 1(075.8) ББК 87я73 Ф 561 Издано по рекомендации редакционно-издательского совета Тихоокеанского государственного медицинского университета Рецензенты: Е.В. Купебякин - д.ф.н., профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Дальневосточного технического рыбохозяйственного университета Л.И. Кирсанова - д.ф.н., профессор департамента философии и теологии Дальневосточного федерального университета Авторы: Л.Д. Ерохина, Н.Ф. Геец, А.К. Ерохин, Г.А. Красножон, В.В. Урядова, Г.А. Трифонова Ф 561 Философия: сборник задач и упражнений (часть I) : учебно-методическое пособие / Л.Д. Ерохина, Н.Ф. Геец, А.К. Ерохин и др. - Владивосток : Медицина ДВ, 2018. - 164 с. ISBN 978-5-98301-143-4 Сборник задач и упражнений подготовлен в соответствии с программой курса «Философия» для студентов всех специальностей Тихоокеанского государственного медицинского университета на основе хрестоматийных материалов и авторских разработок. Помимо этого, в пособии использованы материалы учебников и учебных пособий по рассматриваемой тематике. В сборник включены методические указания к темам, задания для проверки уровня компетенций, список литературы. Краткое изложение изучаемых тем поможет студентам в самостоятельной подготовке к занятиям и в решении следующих задач: освещении истории философии; формировании общих представлений о проблемах и принципах философии. Сборник задач и упражнений предназначен для студентов всех форм обучения. УДК 1(075.8) ББК 87я73 ISBN 978-5-98301-143-4 © Л.Д. Ерохина с соавт. ТГМУ 2018 © «Медицина ДВ», 2018
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Современная философия констатирует существенные изменения в процессах познания, которые все более приобретают информационный и коммуникативный характер. Именно поэтому она остается одной из важнейших дисциплин гуманитарного цикла в вузе. Ее назначение состоит в том, чтобы способствовать мировоззренческой самоидентификации, расширению интеллектуальных горизонтов, созданию когнитивного пространства, духовному развитию студентов. Для выполнения этих задач в философском курсе для студентов предполагается в значительной мере самостоятельное познание той мудрости жизни, которая вырабатывалась на протяжении многих веков лучшими представителями человечества. Данное учебно-методическое издание предназначено для создания оптимально положительных условий в решении поставленных задач. Цель данного пособия - помочь студентам в творческом овладении философскими знаниями, обретении навыков размышления над актуальными проблемами, в формировании собственной мировоззренческой позиции. Оно составлено применительно к основному курсу «Философия», читаемому в Тихоокеанском государственном медицинском университете. Большое значение в издании придается практической части. И это понятно почему, ведь знания могут поступать в сознание студентов и быстро исчезать из него, если не предпринять особых мер к их закреплению. В представляемом сборнике собрано большое количество вопросов, тестов и упражнений, кроссвордов, иллюстрирующих основные положения теоретического курса, достаточное как для аудиторной, так и для самостоятельной работы студентов. Тесты носят итогово-проверочный характер. Задачи, упражнения, комментирование оригинальных текстов, составление сравнительных, сопоставительных, систематизирующих и других таблиц дают возможность выявить степень понимания изученного материала, свободного владения им, умение выстраивать собственные суждения, правильно формулировать мысль, давать оценки, вырабаты~ 3 ~
Стр.4
вать навыки и умения философствования. Такой подход позволяет не только систематизировать, закрепить и расширить знания студентов по философским проблемам, но и применить их в решении конкретной задачи, уточнить, стилистически грамотно оформить свой ответ. В дополнение студентам предлагаются творческие задания, позволяющие проверить и оценить результаты развития способности критического мышления и навыков самостоятельного философствования. Творческие задания имеют особый статус. Прежде всего, они касаются различных сторон человеческого бытия: нравственности, науки, религии, ценностей, которые либо обозначились в данную эпоху, либо являлись, по преимуществу, предметом философских дискуссий. Однако ваши размышления не должны ограничиваться историческими рамками, они могут быть актуализированы, то есть, связаны с современными реалиями. Формы и объем творческих заданий произвольны. Это могут быть эссе, философские мини-зарисовки, диалоги с мыслителями прошлого, дискуссии, сообщения на семинаре, научно-исследовательские работы и т.д. Да и темы вы можете предложить свои, исходя из собственных интересов. Изложение - лучше всего проблемное, с соответствующими вопросами, рассуждениями, оценками, выводами. К особенностям учебного пособия можно отнести: Систематизированность - философский практикум разделен на темы, охватывающие взаимосвязанные три части: «Основные этапы развития философии», «Онтология и гносеология», «Социальная философия», содержание которых соотносится с материалами лекционного курса и тематикой семинарских занятий. Интерактивность - в работе над заданиями должны органично сочетаться различные источники, что будет способствовать систематическому их освоению и генерации философского знания. Коммуникативность - обсуждение заданий позволит актуализировать нравственную проблематику, вопросы взаимодействия человека, науки и техники, которым в учебном пособии отводится значительное место. Информационно-аналитическая деятельность обеспечит не только решение интеллектуальной задачи, но и будет способствовать активному взаимодействию участников учебного процесса. Авторы считают, что, работая над тестами и тестовыми заданиями, студенты будут совершенствовать свои риторические способности, расширят интеллектуальный кругозор, систематизируют знания по дисциплине. 4
Стр.5
РАЗДЕЛ I Основны е этапы развития философии Тема 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Цель изучения данной темы - выявить специфику философии как формы мировоззрения и вида знания; закрепить усвоение терминологии философии. Философия - (гр. fileo - любовь, sofia - мудрость) - теоретически сформулированное мировоззрение, отличающееся от других форм способом осмысления, степенью разработанности проблем и методов. Первые философские школы возникли более 2500 лет назад на территории Древнего Китая и Индии, в Египте, достигнув своей классической формы в Древней Греции. В буквальном толковании: философия - любовь к мудрости - впервые встречается у Пифагора. Обратите внимание, что определение философии как «любовь к мудрости» является самым общим определением. Оно не дает полного ее понимания, не позволяет отличить ее от других форм сознания. При изучении этого вопроса вы столкнетесь с тем, что не существует единого понимания философии. Специалисты по античной философии утверждают, что термин «философия» в качестве названия особой сферы знания употребил Платон. У Аристотеля под философией понимается учение о всеобщем, противостоящем мифологии и частным наукам. Поэтому предлагается рассмотреть несколько различных подходов для решения данного вопроса в последующие исторические периоды. В своем становлении философия прошла ряд сложных этапов, которые способствовали ее выделению в самостоятельную сферу знания. Формируясь на основе противоречий между мифологическим мировоззрением и зачатками научных знаний (по Аристотелю - протознания или первая философия), она требовала объяснения природных, причинных связей, помогая вызреванию всеобщих научных идей о мире, постепенно вытесняющих мифологическую картину мира. Философия превращается, по М.М. Бахтину, в «метаязык всех наук». С развитием науки приобретает новое содержание основной вопрос 5
Стр.6
философии. Вычерчиваются предмет и объект философского знания, его структура. Внутри философии существуют разделы, которые отличаются друг от друга своей тематикой: онтология, гносеология, антропология, социальная философия, история философии, философия истории, этика, эстетика. Необходимо знать, что представляют собой эти области философского знания и их отличия от философской гносеологии и научной теории познания; философской антропологии и наук, занятых изучением человека; философии истории и истории философии. Философия обращена к мировоззрению. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Мировоззрение обладает собственной структурой, уровнями, формами. Следует сделать различие между стихийным и философским мировоззрением. Обратите внимание на следующий вопрос: пересекается ли предмет философии и предмет науки? Как вы думаете, является ли философия наукой? Для ответа на вопрос: философия - это наука или тип мировоззрения, необходимо: 1) исследовать понятие «мировоззрение», его составляющие, формы и исторические типы (мифологическое, религиозное, философское); 2) выявить в истории человеческой мысли этапы формирования философского знания, которое вобрало в себя все имеющиеся в человеческой культуре знания: естественнонаучные, идеологические, художественные, гуманитарные, трансцендирующее постижение, обыденное; 3) определить предмет философии, методологию доказательства истины; 4) проанализировать философское знание на соответствие критериям научного знания (объективность, рациональность, эссенциалистская направленность, системность, проверяемость). В более широком смысле, как мировоззрение философия - система знаний о мире в целом и отношении человека к этому миру - с одной стороны, комплекс принципов познания, всеобщий метод познавательной деятельности - с другой. Она выполняет множество функций, которые можно распределить на две группы: мировоззренческие и методологические. Широк спектр философских проблем, которые можно представить как онтологические, антропологические, аксиологические, гносеологические, праксеологические. В обыденном мировоззрении господствует мнение, что философ - это тот, кто рассуждает ни о чем, но это неверно. У философии есть 6
Стр.7
свой круг проблем. Но следует обратить внимание, что конечного ответа на смысложизненные вопросы не существует по причине разнообразного характера образа жизни и мыслей индивидов, включенных в общество. В рамках данной темы изучается содержание мировоззренческих категорий «материализм» и «идеализм» как форм философского мировоззрения, исторически меняющихся в соответствии с развитием представлений об окружающем мире, природе и мышлении. Исторические формы материала: стихийный, механистический, диалектический. Следует проанализировать содержательную сторону видов идеализма: субъективного и объективного. Ответьте на вопрос: почему материализм и идеализм являются основными философскими направлениями? Все ли философские направления можно разделить на материализм и идеализм? Актуально ли деление на материализм и идеализм в современной философии? Заключение. При рассмотрении исторических типов философии изменяется ее предмет. Философия есть ядро, синтезирующее все сферы культуры, и в то же время мировоззренческое и методологическое ее основание. Вопросы для самоконтроля знаний 1. Что является предметом изучения философии? 2. Сводима ли философия к науке? 3. Способна ли философия изменить мир? 4. Что такое мировоззрение? Что влияет на формирование мировоззрения общества, человека? Все ли люди обладают мировоззрением? 5. Какие уровни, типы и виды мировоззрения существуют? 6. Чем философское мировоззрение отличается от других видов мировоззрений? 7. Перечислите основные проблемы, решаемые философией. 8. Почему философские вопросы, проблемы называют вечными? 9. Каковы функции философии? В чем их сущность? 10. В чем проявляется взаимосвязь философии и медицины? Подберите к дефинициям соответствующие понятия 1. Дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики, фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира, - это ... 2. Философское учение о познании - это ... ~ 7 ~
Стр.8
3. Философское учение о бытии - это ... 4. Раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового, - это . 5. Философское учение о ценностях - это ... 6. Термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи, - это ... 7. Термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности материи по отношению к сознанию, - это ... Задание на соответствие понятий и определений Сопоставьте наименования философских дисциплин и их определения: 1) гносеология 2) онтология 3) аксиология 4) праксиология 5 ) этика 6 ) эстетика а) учение о деятельности б) учение о познании в) учение о бытии г) учение о ценностях д) учение о прекрасном и безобразном е) учение о морали Тематика творческих заданий Напишите эссе на одну из предложенных тем. 1. Философия - наука или мировоззрение? 2. Философия - это «самосознание исторически определенной эпохи». 3. Отношение человека к миру: Базаров (в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети») называет природу мастерской, а человека в ней - работником. Русские философы-космисты рассматривают Вселенную как Дом, куда вселен человек (Н.Ф. Федоров), Сад (Н.Г. Холодный), а человека как садовника мира (К.Э. Циолковский), который с любовью его взращивает. 4. «Знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью» (Сократ). Упражнения и комментарии Задание 1. Проанализируйте приведенные высказывания о философии. а) «Философия - это эпоха, схваченная в мыслях» (Гегель). б) «Философия - это сжатое изложение науки своего времени» (О. Конт). ~ 8 ~
Стр.9
в) «Предмет философии - логический анализ языка науки» (Л. Витгенштейн). г) «Имеется только один истинно серьезный философский вопрос - вопрос о самоубийстве. Все остальное - шутки, так как раньше всего надо ответить на этот вопрос» (А. Камю). д) «В то время как научное познание идет к отдельным предметам, в философии речь идет о целостности бытия» (К. Ясперс). Определите, какие этапы развития, и какие направления нашли отражение в вышеприведенных высказываниях. Задание 2. Сравните высказывания: а) «Философия есть учение об отношении «Я» и «не Я», или, что то же, отношение между мышлением и бытием» (А. Лосев). б) «Исторически каждое новое направление возникло в результате предшествующего философского анализа соответствующего предмета и методов исследования. Благодаря этому философия получила название «матери всех наук» (Ф. Эммери). в) «Мы прибегаем к философии всякий раз, когда имеем дело с обобщениями, выходящими за пределы отдельной науки или комплекс наук. Мы прибегаем к ней, когда нам приходится иметь дело с определением моральных ценностей» (Б. Данем). Укажите, чем отличаются эти высказывания? Каков предмет философии обозначается в каждом из них. Задание 3. «Пифагор назвал свое учение любомудрием, а не мудростью. Упрекая семерых мудрецов (как их прозвали до него), он говорил, что никто не мудр, ибо человек по способности своей природы часто не в силах достичь всего, а тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа, может быть подобающе назван любомудром (философом)» (Диодор Сицилийский). Прокомментируйте суждение. В чем парадокс высказывания? Задание 4. Известный немецкий философ Л. Фейербах утверждал: «Философия - мать наук. Первые естествоиспытатели как древнего, так и нового времени были философами» Согласны ли вы с таким определением философии? Задание 5. По мнению немецкого философа И. Фихте: «Философия прирождена человеку». Согласны ли вы с этим? Что такое «природа человека» и включает ли она философию? Задание 6. Каждая наука имеет свои средства познания: у естественных наук - это различные приборы, у кибернетиков, математиков - это вычислительные устройства, у социологов - это анкеты, ста~ 9 ~
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.