частное образовательное учреждение высшего образования
свято-филаретовский православно-христианский институт
Н. В. Клюев
КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО
канонические аспекты церковных служений
Учебное пособие для студентов теологического, религиоведческого
и других гуманитарных направлений и специальностей
высших учебных заведений
Свято-Филаретовский
православно-христианский институт
Москва • 2020
Стр.1
УДК 348,5
ББК 86.372.24-62
Рекомендовано кафедрой богословия СФИ
Рецензенты:
Дьякон Василий (Карл Христиан) Фельми, доктор богословия, почетный
доктор Московской православной духовной академии
В. В. Тюшагин, преподаватель теории государства и права Лицея НИУ ВШЭ
Клюев Николай Владимирович
К52 Каноническое право : Канонические аспекты церковных служений :
Учебное пособие для студентов теологического, религиоведческого и других
гуманитарных направлений и специальностей высших учебных заведений. —
М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2020. — 184 с.
ISBN 978- 5-89100-240-1
Содержание учебного пособия соответствует программе курса бакалавриата
«Каноническое право». Автор придерживается точки зрения, согласно
которой церковные нормы, являющиеся разновидностью норм социальных,
все-таки не являются нормами юридическими. Читателю предлагается взглянуть
на весь канонический корпус православной (и не только православной)
церкви через призму решения главной задачи — содействие исполнению
церковью своего призвания (миссии) в этом мире как пути свидетельства
о Боге и Человеке, а значит — служения и общения святых. В пособии говорится
о церковной норме, ее действии, о вступлении в церковь и возвращении
в нее после отпадения, о наложении церковных наказаний, каноническом
регулировании общих и особых служений, церковном суде, монашестве
и других аспектах церковной жизни. В пособии рассматриваются не только
древние каноны, вошедшие в Книгу Правил, но и современные церковные
документы, принятые Русской православной церковью по тем или иным
вопросам. Для сравнения приводится обзор Кодекса канонического права
католической церкви. Пособие предназначено для широкого круга читателей,
студентов богословских вузов и всех интересующихся церковным нормативным
материалом.
© Клюев Н. В., 2020
© Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2020
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение • 5
Тема 1 • 9
Каноническое право как учебная дисциплина.
Проблема наименования дисциплины.
Концепция и структура дисциплины.
Источники церковного нормативного корпуса
Тема 2 • 25
Понятие церковной нормы, ее структура, действие по кругу лиц.
Церковное наказание (прещение), его цель, виды, продолжительность,
полномочия по наложению и снятию. Власть в церкви
Состав нарушения церковной нормы • 27
Церковное наказание (прещение) • 30
Продолжительность (срок) церковного наказания • 32
Полномочия по наложению и снятию церковного наказания • 33
Власть в церкви • 35
Тема 3 • 43
Регулирование церковными правилами вступления (приема)
в церковь, выхода из нее и возвращения в церковь.
Условия приема в церковь, порядок приема (время, место, полномочия
на совершение таинства), особенности приема в церковь из еретических
и схизматических сообществ
Тема 4 • 57
Служение народа Божьего: основные права и обязанности членов
церкви, нормы церковного благочестия и ответственность за их нарушение
Тема 5 • 72
Каноническое регулирование поставления священнои
церковнослужителей: именование в текстах канонов священнои
церковнослужителей; условия и порядок поставления;
содержание служений; прекращение, приостановление и возобновление
особых служений; перемещение священно служителей
Наименование лиц, имеющих особые церковные служения • 72
Поставление на особые церковные служения • 74
Условия поставления • 76
Стр.3
Порядок поставления и полномочия на поставление • 82
Перемещение лиц, имеющих особые служения • 86
Виды (наименования) и содержание особых служений и их отражение
в канонах. Ограничения, связанные с особым служением • 89
Соотношение сакраментальных и властных полномочий лиц, имеющих
особые служения (иерархия священнодействия и иерархия
правительственная) • 95
Приостановление, возобновление и прекращение особых церковных
служений • 96
Тема 6 • 100
Устройство и управление церковью по уставу РПЦ и приходскому уставу.
Канонический статус православных братств и сестричеств
Тема 7 • 115
Церковный суд
Принятие дела к рассмотрению • 118
Рассмотрение дела судом • 119
Епархиальный суд (первая судебная инстанция) • 120
Высший общецерковный суд (первая, вторая и надзорная
инстанции) • 125
Суд Архиерейского собора • 130
Регулирование древними канонами церковного
судопроизводства • 131
Тема 8 • 133
Церковный брак
Тема 9 • 147
Монашество
Тема 10 • 157
Общий обзор основных сфер регулирования церковной жизни
в Католической церкви на основе Кодекса канонического права
(Codex juris canonici)
Заключение • 173
Приложение • 176
О каноническом статусе члена РПЦ
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
«Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос
напрасно умер» (Гал 2:21)1
. По свидетельству современников, именно с этих
слов протопр. Николай Афанасьев (1893–1966), автор широко известной
в настоящее время концепции евхаристической экклезиологии, начинал
читать свой курс канонического права. Вслед за Рудольфом Зомом (1841–
1917), немецким юристом, историком и профессором канонического права,
Афанасьев отстаивал точку зрения, согласно которой проникновение
в церковную жизнь правовых начал следует рассматривать как отклонение
от нормы, искажение, требующее корректировки через утверждение
подлинно православного учения о Церкви. Действительно, многие маститые
авторы считали и продолжают считать науку канонического, или церковного,
права наукой сугубо юридической, как и церковные каноны — разновидностью
правовых норм.
Почему право и церковная жизнь несовместимы? Потому что право (закон)
предполагает использование принудительных механизмов для обеспечения
своей реализации, а в новозаветной церкви принуждение недопустимо
ни в какой форме. Ветхозаветное законодательство допускало
возможность силового преодоления греха, что следует рассматривать как
выбор из двух зол — меньшего. В Новом Завете от верующих требуется отказаться
от несовершенных (т. е. силовых) способов борьбы со злом ради
утверждения средств совершенных (не противься злому (человеку)). Особенно
это касается церковной сферы. И если в общественной жизни христианин
зачастую еще прибегает к помощи государства (а значит — и его силовой
правоохранительной системы) для решения возникающих проблем,
то в церкви такой подход не может быть признан нормальным, потому что
тогда не будет никакой границы между церковью и обществом как «миром
сим», лежащим во зле.
Во многом верной представляется и точка зрения Рудольфа Зома
на недопустимость регулирования церковной жизни правом. Он,
в частности, писал:
1. Здесь и далее тексты Библии приводятся по Синодальному переводу.
Стр.5
6
каноническое право
Мыслимо ли, чтобы правовой формулой решалось, чье слово для Церкви
— Божье слово? Сущность права не в том, что оно осуществляется
принудительно, но, несомненно, в том, что оно носит формальный
характер, т. е. что оно основывается на определенных фактах прошедшего,
без возможности критики, без принятия во внимание, является
ли оно действительно оправданным и в настоящее время или нет.
Возможно ли существование такого права, которое навязывало бы
общине какое-либо решение в качестве Божьего решения? Возможно ли,
чтобы какое-либо учение должно было считаться божественным на том
основании, что учащий за некоторое время до этого был, может быть,
правильно избран общиной, или как-нибудь иначе получил законное поставление?
Если достоверно известно, что экклезия может управляться не
человеческим, но единственно божественным словом, то столь же достоверно,
что не может существовать в христианстве никакой власти и никакого
поставления на должность, которые давали бы относительно общины
правовые полномочия. Слово Божие узнается не по какой-либо форме, но
по его внутренней силе. Христианство должно следовать только такому
слову, которое оно в силу внутреннего свободного соглашения признает
божественным словом. Только реально оправданному, проистекающему
поистине из Духа Божьего слову повинуется оно. В экклезии не может
существовать никакой правовой правительственной власти2
.
Причина, по которой следует отвергнуть принудительность (насилие)
и формализм как недопустимые для церковной жизни методы, заключается
в том, что они входят в непримиримый конфликт с такими христианскими
принципами, как любовь и свобода. Именно любовь и свобода попираю тся
и уничтожаются, когда торжествуют насилие в любых своих проявлениях
и формализм, что, в сущности, есть осужденная Христом закваска
фарисейская и закваска Иродова (саддукейская).
Христианское откровение ориентирует нас на то, что жизнь по вере
предполагает не просто духовно-нравственное самосовершенствование
каждого индивида, но, в первую очередь, путь уподобления Христу,
а значит — путь самопожертвования и служения другим.
В настоящем пособии излагается точка зрения, согласно которой церковные
нормы, являющиеся разновидностью норм социальных, все-таки
2. Зом Р. Церковный строй в первые века христианства. СПб. : Изд-во
Олега Абышко, 2005. С. 38–39.
Стр.6
введение
7
не являются нормами юридическими, поскольку имеют и специальный
предмет регулирования (церковная жизнь), и свои механизмы обеспечения
их исполнения (отсутствие государства в качестве регулятора и гаранта),
и особый источник своего появления («Ибо угодно Святому Духу и нам…»
(Деян 15:28)). Вместе с тем с сожалением следует констатировать, что санкции
церковных канонов содержат в себе принудительный элемент. Кроме этого,
сами приемы техники написания церковных нормативных актов изобилуют
юридической терминологией (см., к примеру, Положение о церковном
суде РПЦ). Поэтому если уж говорить о некоем общем родовом обозначении
церковных норм в сравнении с юридическими нормами, то можно было
бы назвать церковные нормы не правовыми, а квазиправовыми.
Читателю предлагается взглянуть на весь канонический корпус православной
(и не только православной) церкви через призму решения главной
задачи — содействие исполнению церковью своего призвания (миссии)
в этом мире как пути свидетельства о Боге и Человеке, а значит — служения
и общения святых.
Представляется, что такой подход позволяет определенным образом систематизировать
и структурировать канонический материал, показать его
внутреннюю логику и смысл.
Важным подспорьем в этом послужили труды уже упомянутых авторов.
К примеру, работы Афанасьева по экклезиологии самой своей тематикой
подвигают читателя увидеть, что христианская жизнь начинается со
вступления в Церковь, а затем разворачивается через общие и особые (специальные)
служения. Эти служения обычно имеют вполне определенные
условия для своего начала, продолжения, приостановления, прекращения
и возобновления. Виды церковных служений, взятых по отдельности, и служение
самой церкви конституируются церковными нормами (канонами).
Конечно, каноны не могут претендовать на регулирование всех сторон
духовной жизни. Существуют сферы, которые не подлежат нормированию
и которые невозможно формализовать через простое перечисление тех или
иных обязанностей и внешних признаков (к примеру, служения апостолов,
пророков, учителей, богословов, мистиков, свидетелей и исповедников веры
и т. д.). У церковных норм есть свое место и свои задачи — регулировать
внешнюю, материальную сторону церковной жизни.
В пособии не рассматривается история канонического права как в целом,
так и по отдельным периодам. Представляется, что этот важный и объемный
материал целесообразно осветить в отдельной работе, специально
посвященной данной проблематике.
Стр.7
8 каноническое право
При подготовке пособия упор делался не только на древние каноны, вошедшие
в Книгу Правил, но и на современные церковные документы, принятые
Русской православной церковью по тем или иным вопросам.
Пособие предназначено для общего знакомства читателя с церковным
нормативным материалом. Автор не ставит перед собой задачу выявить
содержание каждого правила и исследовать многовековую традицию его
применения, проанализировать практику церковного суда, определить
«юридическую силу» церковных правил на сегодняшний день, провести
сравнительный анализ церковных институтов у православных и католиков
и проч. Тем более что любые авторские комментарии к канонам могут
иметь лишь относительное значение, с которым читатель может и не
согласиться, так как сегодня не существует какого-либо церковного документа,
который разъяснял бы, как то или иное правило следует понимать
и применять.
Стр.8