Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 548465)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Культурология: хрестоматия

0   0
Первый авторГеец Наталья Федоровна
АвторыГрекова Валерия Владимировна
ИздательствоМедицина ДВ
Страниц384
ID734430
АннотацияХрестоматия представляет собой антологию тематически структурированных культурологических текстов – извлечений из трудов мыслителей разных эпох, а также памятников мировой литературы. Представленные материалы позволяют расширить кругозор студентов, изучить какой либо вопрос, опираясь не на редактированные тексты, а на оригиналы. Тексты сопровождаются вопросами, концентрирующими внимание на основных проблемах, затронутых в текстанх. Хрестоматия рекомендована для обучающихся по основным образовательным программам специалитета по специальностям 31.05.01 – «Лечебное дело», 30.05.01 – «Медицинская биохимия», 32.05.01 – «Медико-профилактическое дело», 31.05.02 – «Педиатрия», 31.05.03. – "Стоматология". Структура хрестоматии соответствует программе курса «Культурология».
ISBN978-5-98301-189-2
УДК008(082)
Геец, Н.Ф. Культурология: хрестоматия [Электронный ресурс] / В.В. Грекова, Н.Ф. Геец .— Владивосток : Медицина ДВ, 2019 .— 384 с. — ISBN 978-5-98301-189-2 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/734430

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Культурология_хрестоматия.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Культурология_хрестоматия.pdf
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации КУЛЬТУРОЛОГИЯ Хрестоматия Учебное электронное издание Учебное пособие Под общей редакцией Н.Ф. Геец, В.В. Грековой Рекомендовано учебно-методическим объединением Рос сийской Академии Естествознания (РАЕ) в качестве учеб ного пособия для студентов, медицинских вузов, обучающихся по программам специалитета по основным об ра зовательным специальностям 31.05.01 – «Лечебное дело», 31.05.02 – «Педиатрия», 30.05.01 – «Медицинская биохимия», 32.05.01 – «Медико-профилактическое дело», 31.05.03 – «Стоматология». Владивосток 2019
Стр.1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации КУЛЬТУРОЛОГИЯ Хрестоматия Учебное пособие Учебное электронное издание Общую редакцию осуществили Н.Ф. Геец, В.В. Грекова Рекомендовано учебно-методическим объединением Российской Академии Естествознания (РАЕ) в качестве учебного пособия для студентов, медицинских вузов, обучающихся по программам специалитета по основным образовательным специальностям 31.05.01 – «Лечебное дело», 31.05.02 – «Педиатрия», 30.05.01 – «Медицинская биохимия», 32.05.01 – «Медико-профилактическое дело», 31.05.03 – «Стоматология». Владивосток 2019
Стр.2
УДК 008(082) ББК 71.0я43 К90 Издано по рекомендации редакционно-издательского совета ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России Рецензенты: Кулебякин Е.В., д.филос.н., профессор кафедры гуманитарных и социальных наук ФГБОУ ВО "Тихоокеанский государственный технический университет рыбного хозяйства" (Владивосток) Кирсанова Л.И. д.филос.н., профессор департамента философии и теологии ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (Владивосток) Авторы: доцент Н.Ф. Геец (темы 1, 2), старший преподаватель А.Е. Салионов (темы 13, 16, 17), старший преподаватель В.В. Грекова (темы 4, 14), к.и.н., доцент С.В. Коваленко (тема 15), к.и.н., доцент Е.П. Супрунова (тема 9), к.культурологии, доцент Е.Н. Гринько (тема 3), к.ф.н., доцент В.В. Урядова (тема 5), к.ф.н., доцент А.К. Ерохин (темы 6, 8), к.ф.н., доцент А.Р. Мамарасулов (тема 7), к.ф.н., доцент Л.Д. Ерохина (тема 10), к.и.н., доцент Г.А. Трифонова (тема 16), доцент Г.А. Красножон (тема 17) Культурология: Хрестоматия [Электронный ресурс] : учебное пособие / Отв. ред. Н.Ф. Геец, В.В. Грекова В.В. : Тихоокеан. гос. медицинский ун-т. – Электрон. дан. – Владивосток : Медицина ДВ, 2019. – [383 с.]. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ; 12 см. – Системные требования: ПК процессором с частотой 1,3 ГГц Intel или AMD ; 256 Mб ОЗУ ; Windows XP ; CD-ROM -дисковод ; мышь ; Acrobat Reader, Foxit Reader либо любой другой их аналог. ISBN 978-5-98301-189-2. Хрестоматия представляет собой антологию тематически структурированных культурологических текстов – извлечений из трудов мыслителей разных эпох, а также памятников мировой литературы. Представленные материалы позволяют расширить кругозор студентов, изучить какой либо вопрос, опираясь не на редактированные тексты, а на оригиналы. Тексты сопровождаются вопросами, концентрирующими внимание на основных проблемах, затронутых в текстанх. Хрестоматия рекомендована для обучающихся по основным образовательным программам специалитета по специальностям 31.05.01 – «Лечебное дело», 30.05.01 – «Медицинская биохимия», 32.05.01 – «Медико-профилактическое дело», 31.05.02 – «Педиатрия», 31.05.03. – "Стоматология". Структура хрестоматии соответствует программе курса «Культурология». ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России 690600, Владивосток, пр. Острякова, 2 Издательство «Медицина ДВ» 690600, г. Владивосток, пр. Острякова, 4 Издание подготовлено редакционно-издательским отделом ТГМУ Научный редактор В.М. Черток Верстка Т.Л. Пинчук ISBN 978-5-98301-189-2 © Коллектив авторов, 2019 © ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России, 2019 Изготовитель CD-ROM типография Издательства ДВФУ 690950, Владивосток, ул. Пушкинская, 10 Опубликовано 26.11.2019. Формат PDF, объем 2,21 МБ [Усл. печ. л. 47,88], тираж 100.
Стр.3
Содержание ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Тема 1. СТРУКТУРА И СОСТАВ СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Л. УАЙТ Ф. РАТЦЕЛЬ Л. МОРГАН Л. УАЙТ Э.Б. ТАЙЛОР Г. ЗИММЕЛЬ Тема 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ Ж.-Ж. РУССО И.Г. ГЕРДЕР Ф. НИЦШЕ Н.Я. ДАНИЛЕВСКИЙ К. ЯСПЕРС З. ФРЕЙД Тема 3. МОРФОЛОГИЯ И ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ Б.К. МАЛИНОВСКИЙ А.Я. ФЛИЕР Э. ТОФФЛЕР Тема 4. ЯЗЫК И СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ Ю.М. ЛОТМАН М. ФУКО А. БЕЛЫЙ Тема 5. КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА КОРАН СУННА ИБН-ХИШАМ М.Б. ПИОТРОВСКИЙ М. ВЕБЕР С.А. ТОКАРЕВ А. МЕЦ Т.П. КАПТЕРЕВА, Н.А. ВИНОГРАДОВА Тема 6. ЭТНИЧЕСКАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА Ю. ЧЕРНЯВСКАЯ Л.Н. ГУМИЛЁВ Л.Н. ГУМИЛЁВ Тема 7. МАССОВАЯ И ЭЛИТНАЯ КУЛЬТУРА А. ТОЙНБИ К. ЯСПЕРС Ф. НИЦШЕ Х. ОРТЕГА-И-ГАССЕТ Тема 8. РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА: ВОСТОЧНАЯ И ЗАПАДНАЯ, СЕВЕРНАЯ И ЮЖНАЯ.СРЕДИННЫЕ КУЛЬТУРЫ. ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ С. ХАНТИНГТОН Д. СУДЗУКИ А. ТОЙНБИ ДЖ. НЕРУ У.Б. ДЮБУА Тема 9. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ В.Г. БЕЛИНСКИЙ П.Я. ЧААДАЕВ Д.С. ЛИХАЧЕВ СЛОВО О ПОГИБЕЛИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ ПОСЛЕ СМЕРТИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ Тема 10. ТЕНДЕНЦИИ КУЛЬТУРНОЙ УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ В МИРОВОМ СОВРЕМЕННОМ ПРОЦЕССЕ А. МОЛЬ С. РАДХАКРИШНАН С. ХАНТИНГТОН А. ПЕЧЧЕИ Тема 11. КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ В.Н. ШУБКИН А. ШВЕЙЦЕР Н.А. БЕРДЯЕВ Тема 12. ИНКУЛЬТУРАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ М. МИД Т. ПАРСОНС И.В. ПОНОМАРЕВ М. ИБУКА Тема 13. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА. АНИМИЗМ Э.Б. ТАЙЛОР С.А. ТОКАРЕВ
Стр.4
ДЖ. ФРЭЗЕР Б. ОЛЯ‛ В.Б. МИРИМАНОВ Тема 14. АНТИЧНОСТЬ – ОСНОВА ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Ф. НИЦШЕ Н.А. ЧИСТЯКОВА Е.М. ШТАЕРМАН Тема 15. КУЛЬТУРА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Ж. ЛЕ ГОФФ А.Я. ГУРЕВИЧ М. БЛОК Тема 16. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ Т. ГОББС ДЖ. ЛОКК И.Е. ПРУСС Тема 17. КУЛЬТУРА XX ВЕКА Ж.-П. САРТР А. ДАЙКСЕЛЬ, А. ПОСТЛЕР С. ЛИЛЛИ ДЖ. РОБЕРТСОН А.А. АШКЕРОВ
Стр.5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В системе современного образования особое место занимает формирование общекультурных компетенций. Значительная роль в решении этой задачи отводится одной из дисциплин гуманитарного блока – культурологии. Данная дисциплина закладывает у студентов базовые понятия, составляющие теоретическую основу для понимания культурной проблематики, помогает формированию профессиональной культуры, формирует способность к адекватной оценке социокультурных проблем. В соответствии с общеобразовательным стандартом, выпускник медицинского вуза в ходе изучения курса культурологии должен ознакомиться с основными современными направлениями и теориями культуры, понять закономерности их функционирования, научиться оценивать роль религии в развитии культуры. Однако глубокое постижение явлений культуры возможно только в результате ознакомления с первоисточниками – трудами мыслителей разных эпох. Учитывая то обстоятельство, что большинство студентов сталкивается с трудностями в поиске и отборе оригинальных текстов, авторы пособия «Хрестоматия по культурологии» предлагают подборку фрагментов в соответствии с основной тематикой курса, что дает возможность студенту почувствовать всю глубину и многообразие культурологической мысли. Отбор материала осуществлялся таким образом, чтобы студент мог увидеть плюрализм взглядов и мнений на ту или иную проблему. Кроме того, тексты подобраны с учетом доступности для понимания неподготовленной аудитории. В каждой теме представлено несколько текстов, с которыми студенту придется осуществить следующую работу: 1. Внимательно ознакомиться с представленным фрагментом. 2. Составить краткий (схематичный) конспект. 3. Ответить на предлагаемые вопросы. Такая форма работы обязывает обучающихся к глубокому осмыслению содержания прочитанного, вынесению собственного отношения, обобщающую, аналитическую и интегрирующую деятельность мышления, что в итоге позволит наиболее полно реализовать цели социально-гуманитарного образования. 5
Стр.6
ТЕМА 1 СТРУКТУРА И СОСТАВ СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Л. УАЙТ Уайт Лесли Алвин (1900-1975) – американский этнолог, антрополог, культуролог. Стоял у истоков формировании культурологии в самостоятельную область знания. Является «крестным отцом» термина «культурология». Глава культурной антропологической школы в США. При рассмотрении культурных процессов продолжал идеи эволюционизма, окончательно оформившиеся в направление неоэволюционизма. Рассматривал культуру как класс предметов, явлений, имеющих символическое значение. Основные идеи представлены в основополагающем труде «Наука о культуре». <...> Мы так приучены к тому, что нас потчуют рассказами о чудесах современной науки – я имею в виду физику, химию и медицину – и так свыклись с пренебрежением к общественным наукам, что кому-то вполне может показаться нелепым заявление, будто выделение понятия культуры – один из значительнейших успехов в современной науке. У нас нет ни малейшего желания приуменьшить значение последних успехов физики, химии, генетики и медицины. Некоторые из них, такие как квантовая механика в физике и генетика в биологии, вполне можно назвать революционными. Однако такие успехи имели место в областях, культивируемых наукой в течение нескольких поколений или даже веков. В то же время с выделением понятия культуры науке открылась совершенно новая область. Отсутствие столь значительных достижений в новой науке о культуре не есть, следовательно, свидетельство экстравагантности сделанного нами заявления. Наша наука – новая, она открыла новую область опыта, которую едва только выделили и дали ей определение, и это означает, что еще не было времени для дальнейших достижений. Значительно именно 6
Стр.7
открытие нового мира, а не относительная величина и значимость достигнутого в этом новом мире. <...> Однако предназначение человека на этой планете не сводится только к измерению галактик, расщеплению атома или открытию нового чудодейственного препарата. Социополитико-экономические системы – короче говоря, культуры, – внутри которых живет, дышит и размножается род человеческий, во много раз важнее для будущего Человека. Мы только начинаем понимать это. <...> «Открытие» культуры когда-нибудь встанет в истории науки в один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника или открытием клеточной основы всех форм жизни. <...> Можно назвать науку о культуре иначе, нежели культурологией? Если наука о млекопитающих – маммология, о музыке – музыковедение, о бактериях – бактериология и т. д., то почему бы науке о культуре не быть культурологией? Наше рассуждение представляется совершено законным и правильным, наш вывод – здравым и основательным. <...> Понятие науки о культуре – старое понятие; оно восходит, по меньшей мере, к первой главе «Первобытной культуры» Тейлора, написанной в 1871 г. Термин «культурология» относительно мало использовался, но он применялся более чем треть века тому назад в точном и особенном смысле, в котором используем его мы, и сегодня им пользуются по меньшей мере на трех континентах. В своем сочинении «Система наук», созданном в 1915 г., выдающийся немецкий химик и Нобелевский лауреат Вильгельм Оствальд говорил: «Я, следовательно, много лет назад предложил <...> именовать обсуждаемую область наукой о цивилизации, или культурологией (Kulturologie)». Нам не удалось обнаружить у него это более раннее употребление данного термина. Четырнадцать лет спустя, после выхода, в свет «Системы наук» Оствальда социолог Рид Бейн говорит о «культурологии» в написанной им главе сборника «Направления американской социологии», изданного Дж. А. Лунбергом и др. Не вполне, однако, ясен смысл, в котором он его употреблял; похоже, что в одном месте он приравнивает «культурологию» к социологии, а в другом – к экологии человека. Он говорит также о «близком родстве между социальной психологией и культурологией». Я впервые употребил слово «культурология» в печати в 1939 г., полагаю, в «Проблеме терминологии 7
Стр.8
родства», хотя я пользовался им в своих курсах за несколько лет до этого времени. <...> Итак, культурология предполагает детерминизм. Принцип причины и следствия действует в царстве культурных явлений так же, как и повсюду в нашем взаимодействии с космосом. Всякая данная культурная ситуация определена другими культурными событиями. Если действуют определенные культурные факторы, определенное событие становится их результатом. Наоборот, определенные культурные достижения, как бы страстно их ни желали, не могут иметь места, если не наличествуют и не действуют требующиеся для этих достижений факторы. (Уйат Л. Наука о культуре – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. – стр. 141-148) Вопросы для самоконтроля знаний 1. Объясните необходимость выделения культурологии в самостоятельную область знания. 2. Какое место занимает культурология в системе научного знания? 3. Почему культурология как наука сформировалась поздно, лишь в ХХ веке? 4. Почему «крестным отцом» термина культурология принято считать Л. Уайта, а не В. Освальда? 5. Почему предмет культурологии сформировался в глубокой древности, а наука только недавно? Ни одна область знания не имеет такого длительного процесса формирования как культурологи. Объясните почему? 6. Почему культурологию принято называть молодой наукой? 7. Какие процессы в современном обществе привели к необходимости переосмысления роли культуры в жизни человека? 8. Для чего студенту медицинского вуза следует изучать «культурологию»? 9. Теоретическое осмысление культурных процессов в жизни человека началось только в эпоху Просвещения. Что послужило поводом? 10. Какое влияние на формирование культурологического знания оказала эпоха Великих географических открытий? 8
Стр.9
Ф. РАТЦЕЛЬ Фридрих Ратцель (1844-1904) – немецкий географ, этнограф, социолог, основатель антропогеографии. Являлся главой направления диффузионизма в культурологии. Рассматривает тесную обусловленность культуры с природно-климатическими условиями. Вывел связь эволюции народов с географическими данными, влиянием рельефа, местности, плотности населения на культурное и политическое становление. Активно полемизировал с эволюционистами, опровергая их тезис о единстве культурного развития. С точки зрения биогеографии государство является одной из форм распространения жизни на земной поверхности. Оно находится в зависимости от тех же влияний, как и жизнь вообще. Особые законы распространения человека определяют также и распространение его государств. <…> Вместе с человеком государства постепенно распространились во все части Света и, по мере возрастания численности населения, увеличивались в числе и величине все более и государства. И как для всего живого, так и для государства условием жизни является его связь с землей: без земли немыслим ни человек, ни величайшее его создание на земле – государство. Говоря о государстве, мы представляем себе в неразрывной связи известную часть человечества, человеческого труда и вместе с тем известную часть земной поверхности. Государство живет только от земли и владеет прочно только теми преимуществами, какие обеспечивает ему земля. Таким образом, государство есть организм, в составе которого известная часть земной поверхности играет настолько существенную роль, что все свойства государства определяются свойствами народа и его территории. Такими территориальными, или естественными, природными свойствами являются величина, положение, границы, формы поверхности, растительность и орошение, отношение к другим частям земной поверхности. Но когда мы говорим о «нашей земле», мы связываем в своем представлении с этими природными свойствами также и все то, что создал из этой земли и человек своим трудом: здесь проявляется уже известная духовная связь земли – с нами, ее обитателями, и со всей нашей историей. 9
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически