Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Логика в профессиональной деятельности: практикум

0   0
Первый авторЕрохина Людмила Дмитриевна
АвторыЕрохин Алексей Константинович
ИздательствоМедицина ДВ
Страниц370
ID733884
АннотацияПредлагаемый практикум включает в себя упражнения и задачи, а также ряд методических материалов для их решения и подготовке к семинарским занятиям, самостоятельной работе, экзаменам и аттестациям. Краткое изложение изучаемых тем поможет студентам в выполнении упражнений и решении задач. Пособие предназначено для студентов всех специальностей и для всех тех, кто желает обрести логические навыки.
ISBN978-5-98301-189-2
УДК008(082)
Ерохина, Л.Д. Логика в профессиональной деятельности: практикум / А.К. Ерохин; Л.Д. Ерохина .— Владивосток : Медицина ДВ, 2020 .— 370 с. — ISBN 978-5-98301-189-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/733884 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Логика_в_профессиональной_деятельности_практикум.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Логика_в_профессиональной_деятельности_практикум.pdf
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Л.Д. Ерохина, А.К. Ерохин ЛОГИКА ПРАКТИКУМ в профессиональной деятельности Учебное электронное издание Рекомендовано к изданию УМО РАЕ по классическому университетскому и техническому образованию Российской Академии естествознания в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 37.05.01 – Клиническая психология, 32.05.01 – Медико-профилактическое дело № 675 от 15.12.2017 года. Владивосток 2020
Стр.1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Л.Д. Ерохина, А.К. Ерохин в профессиональной деятельности ЛОГИКА ПРАКТИКУМ Учебное электронное издание Рекомендовано к изданию УМО РАЕ по классическому университетскому и техническому образованию Российской Академии естествознания в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 37.05.01 – Клиническая психология, 32.05.01 – Медико-профилактическое дело № 675 от 15.12.2017 года Владивосток 2020
Стр.2
УДК 16(075.8) ББК 87.4я73 Е 782 Издано по рекомендации редакционно-издательского совета ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России Рецензенты: Кулебякин Е.В., д. филос. наук, профессор кафедры гуманитарных и социальных наук ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный технический университет рыбного хозяйства» (Дальрыбвтуз) (Владивосток) Ячин С.Е., д. филос. наук, профессор Департамента философии и теологии ФГАОУ ВО Дальневосточный федеральный университет (Владивосток) Ерохина Л.Д. Логока в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] : практикум / Ерохина Л.Д., Ерохин А.К. : Тихоокеан. гос. медицинский ун-т. – Электрон. дан. – Владивосток : Медицина ДВ, 2020. – [369 с.]. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ; 12 см. – Системные требования: ПК процессором с частотой 1,3 ГГц Intel или AMD ; 256 Mб ОЗУ ; Windows XP ; CD-ROM -дисковод ; мышь ; Acrobat Reader, Foxit Reader либо любой другой их аналог. ISBN 978-5-98301-190-8. Предлагаемый практикум включает в себя упражнения и задачи, а также ряд методических материалов для их решения и подготовке к семинарским занятиям, самостоятельной работе, экзаменам и аттестациям. Краткое изложение изучаемых тем поможет студентам в выполнении упражнений и решении задач. Пособие предназначено для студентов всех специальностей и для всех тех, кто желает обрести логические навыки. ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России 690600, Владивосток, пр. Острякова, 2 Издательство «Медицина ДВ» 690600, г. Владивосток, пр. Острякова, 4 Издание подготовлено редакционно-издательским отделом ТГМУ Научный редактор В.М. Черток Верстка Т.Л. Пинчук ISBN 978-5-98301-190-8 © Коллектив авторов, 2020 © ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России, 2020 Изготовитель CD-ROM типография Издательства ДВФУ 690950, Владивосток, ул. Пушкинская, 10 Опубликовано 18.03.2020. Формат PDF, объем 3,45 МБ [Усл. печ. л. 46,38], тираж 100.
Стр.3
Содержание ВВЕДЕНИЕ Раздел I. УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ТЕМА 1 ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ 1.1. Методические указания к теме 1.2. Вопросы для самопроверки 1.3. Упражнения 1.4. Задачи ТЕМА 2 ЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЙ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ 2.1. Методические указания к теме 2.2. Вопросы для самопроверки 2.3. Упражнения 2.4. Задачи ТЕМА 3 ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ 3.1. Методические указания к теме 3.2. Вопросы для самопроверки 3.3. Упражнения 3.4. Задачи ТЕМА 4 ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ 4.1. Методические указания к теме 4.2. Вопросы для самопроверки 4.3. Упражнения 4.4. Задачи ТЕМА 5 ДЕЛЕНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ 5.1. Методические указания к теме 5.2. Вопросы для самопроверки 5.3. Упражнения 5.4. Задачи ТЕМА 6 ЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ 6.1. Методические указания к теме 6.2. Вопросы для самопроверки 6.3. Логическая разминка 6.4. Упражнения 6.5. Задачи ТЕМА 7 ДЕЛЕНИЕ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ 7.1. Методические указания к теме 7.2. Вопросы для самопроверки 7.3. Упражнения 7.4. Задачи ТЕМА 8 МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ 8.1. Методические указания к теме 8.2. Вопросы для самопроверки 8.3. Упражнения 8.4. Задачи ТЕМА 9 СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ 9.1. Методические указания к теме 9.2. Вопросы для самопроверки 9.3. Упражнения 9.4. Задачи ТЕМА 10 ПРОСТЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ОБРАЩЕНИЯ И ПРЕВРАЩЕНИЯ 10.1. Методические указания к теме 10.2. Вопросы для самопроверки 10.3. Упражнения 10.4. Задачи ТЕМА 11 КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ 11.1. Методические указания к теме 11.2. Вопросы для самопроверки 11.3. Упражнения 11.4 Задачи ТЕМА 12 ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СУЖДЕНИЯМИ В ЛОГИЧЕСКОМ КВАДРАТЕ 12.1. Методические указания к теме 12.2. Вопросы для самопроверки 12.3. Упражнения 12.4. Задачи ТЕМА 13 СОКРАЩЕННЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ 13.1. Методические указания к теме 13.2. Вопросы для самоконтроля 13.3. Упражнения 13.4 Задачи ТЕМА 14 УСЛОВНО-КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ 14.1. Методические указания к теме 14.2. Вопросы для самопроверки 14.3. Упражнения 14.4. Задачи 3
Стр.4
ТЕМА 15 РАЗДЕЛИТЕЛЬНО-КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ 15.1. Методические указания к теме 15.2. Вопросы для самопроверки 15.3. Упражнения 15.4. Задачи ТЕМА 16 ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ 16.1. Методические указания к теме 16.2. Вопросы для самопроверки 16.3. Упражнения 16.4. Задачи ТЕМА 17 УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО АНАЛОГИИ 17.1 Методические указания к теме 17.2. Вопросы для самопроверки 17.3. Упражнения 17.4. Задачи ТЕМА 18 УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ИЗ СУЖДЕНИЙ С ОТНОШЕНИЯМИ 18.1. Методические указания к теме 18.2. Вопросы для самопроверки 18.3. Упражнения 18.4. Задачи ТЕМА 19 ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ 19.1. Методические указания к теме 19.2. Вопросы для самопроверки 19.3. Логическая разминка 19.4. Упражнения 19.5. Задачи ТЕМА 20 ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ 20.1 Методические указания к теме 20.2 Вопросы для самоконтроля 20.3. Упражнения 20.4. Задачи ТЕМА 21 ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ 21.1. Методические указания к теме 21.2. Вопросы для самопроверки 21.3. Упражнения 21.4. Задачи РАЗДЕЛ II УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К АТТЕСТАЦИЯМ II.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПИСЬМЕННОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ II.2. ВАРИАНТЫ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4 Вариант 5 Вариант 6 Вариант 7 Вариант 8 Вариант 9 Вариант 10 II.3. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Вариант 1 Вариант 2 II.4. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ Вариант 1 Вариант 2 II.5. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ II.6. ТЕСТЫ II.7. ОСНОВНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ II.8. ОСНОВНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 4
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ Целью дисциплины «Логика в профессиональной деятельности» является формирование и повышение логической культуры мышления, что предполагает знание правил и законов логики и умение их применять в процессе мышления. Овладение навыками правильного мышления крайне важно как для изучения других учебных дисциплин, так и для будущей профессиональной деятельности студентов, уверенного участия в деловом общении, дискуссиях, спорах и оптимальной ориентации в сложной общественно-политической обстановке. Настоящее учебно-методическое пособие опирается на классические и новейшие логические исследования и направлено на формирование целостного представления о предмете. В рамках пособия представлены разнообразные учебно-методические материалы для семинарско-практических занятий, на которых студенты знакомятся с основными методами практической логики, отрабатывают навыки постановки и решения проблем, приемы написания научной работы. Методы практической логики являются основой для развития общеучебных умений. Основная задача пособия – помочь студенту сформировать культурное мышление, которое представляет мыслительную деятельность состоящую: ♦ в умении разрешать мыслительные проблемные ситуации логики и методологии правильного (культурного) мышления. Такая логика является практической логикой. Традиционная логика будет лишь ее теоретической базой. ♦ в знании об основных формально-логических операциях, показать логические принципы в действии при решении содержательно интересных проблем, в частности в деятельности повседневного общения, написания научной работы. ♦ в умении анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировано проводить рассуждения и доказательства и т. д. 5
Стр.6
♦ в умении пользоваться терминологией самых разных областей науки и социально-общественной сферы, ориентироваться в потоке новых понятий. ♦ в умении замечать логические ошибки в устной и письменной речи, показать правильные пути опровержения этих ошибок. ♦ в осуществлении переход от интуитивного умения оперировать суждениями и понятиями, терминами и высказываниями к сознательному применению логических правил и законов. ♦ в умении верно построить умозаключение, логично провести доказательство. Дидактические материалы подобраны с учетом специфики обучающейся аудитории, а также с целью развития позитивных личностных качеств студентов: культуры мышления, повышения самооценки, расширения кругозора, самостоятельности, доброжелательности и ответственности. 6
Стр.7
РАЗДЕЛ I УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ТЕМА 1 ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ 1.1. Методические указания к теме Цель: представить мышление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления. Наиболее распространенным и устоявшимся определением логики является следующее: логика – наука о законах и формах правильного мышления (рассуждения). Согласно основному принципу логики, правильность рассуждения (вывода) определяется только его логической формой, или структурой, и не зависит от конкретного содержания входящих в него утверждений. Логической формой, или структурой мысли, называется строение этой мысли, способ связи ее составных частей. Например, содержательно разные высказывания «Если болезнь не определена, невозможно и лечить ее» и «Если математика – наука, то она устанавливает законы» также имеют одинаковую логическую форму: «Если А, то В». Логика, являясь наукой о формах и законах правильного мышления (рассуждения), является также наукой о языке, поскольку она изучает способы выражения мыслей в естественных языках и создает особые формализованные языки, позволяющие более точно, чем естественные языки, выражать логические формы мыслей. Язык – это система знаков, служащих для хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми. По происхождению языки бывают естественные и искусственные. Основным строительным материалом при конструировании языка выступают используемые в нем знаки. Что же такое знак? Знак – это любой чувственно воспринимаемый (зрительно, на слух 7
Стр.8
или иным способом) предмет, замещающий другой, отличный от него, объект. Различаются знаки следующих трех типов: знаки – индексы, знаки – образы, знаки – символы. Например, чайка – символ Московского Художественного театра, Московский Кремль – символ России. Эти знаки не соотносимы и не сходны с представляемыми ими объектами. Логика исследует знаки последнего вида. Как правило, знаки имеют предметное и смысловое значение. Предмет, обозначаемый знаком, называется предметным значением или денотатом знака. Выражаемая знаком характеристика объекта (информация об этом объекте) называется смысловым значением знака или концептом. Выражения языка делятся на классы, называемые семантическими категориями, в зависимости от типов выражаемых ими смыслов, а также от типов объектов, которые они обозначают или представляют. Прежде всего выделяют предложения, а также части предложений, играющие самостоятельную роль в составе предложений. Предложения делятся на классы в зависимости от того, выражают ли они суждения, вопросы, нормы и т.д. Логическая разминка Что такое «логично»? Какие из перечисленных понятий наиболее близки понятию «логично»? понятно четко правдоподобно кратко доходчиво убедительно естественно взаимосвязано объективно разумно аргументировано обоснованно верно вероятно здраво общезначимо нормативно осмысленно выводимо «железно» строго стройно последовательно непротиворечиво неопровержимо доказательно правильно рассудочно необходимо аналитично умно категорично красиво истинно устойчиво вычислимо неумолимо несомненно целесообразно закономерно неоспоримо ясно 8
Стр.9
1.2. Вопросы для самопроверки 1) Дайте определение предмета «логика». 2) Раскройте соотношение мышления и языка. 3) Какова взаимосвязь формальной и диалектической логики? 4) Раскройте основные формы мышления. 5) Какие положения можно считать непосредственно очевидными? 6) Какие положения нужно считать посредственно очевидными? 7) В чем заключается задача доказательства? 8) В чем заключается задача логики? 9) Почему «здравый смысл» не может заменить логики? 10) Какие существуют основные направления в логике? 1.3. Упражнения Упражнение 1. Будут ли синонимами следующие понятия? 1) Язык и речь. 2) Сознание и мышление. 3) Движение и развитие. Упражнение 2. Укажите смысл (собственный или приданный) назначения следующих имен: Пример: Человек. Общее имя «человек» собственного смысла не имеет. Ему можно придать следующий смысл: живое существо, обладающее способностью к абстрактному мышлению. Каждый человек является значением этого имени. Объемом является множество людей. 1) А.С. Пушкин 2) Врач. 3) Человек, живущий не по средствам. 4) Естественный спутник земли. 5) Президент РФ. 6) Тяжкое преступление. 7) Заведомо ложный донос. 8) Демократия. 9) Человек, живущий подаянием. 10) Планета Солнечной системы. 11) Спутник Земли. 9
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ