1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2021 № 2
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
Учредитель:
ФГБОУ ВО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору
в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации
сериальных изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN)
с присвоением международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов
Уральского государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе
Российского индекса научного цитирования
(РИНЦ) Российской универсальной научной электронной библиотеки,
id=30801
Включен в Объединенный каталог «Пресса России».
Подписку можно оформить в любом почтовом отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства науки и высшего
образования РФ.
ISSN 2079-8717
Стр.1
2
доктор педагогических наук, профессор
А. П. УСОЛЬЦЕВ
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
главный редактор
доктор психологических наук, профессор Н. Н. ВАСЯГИНА
кандидат психологических наук, доцент
С. А. ВОДЯХА
доктор педагогических наук, профессор Л. В. ВОРОНИНА
доктор педагогических наук, профессор
А. Г. ГЕЙН
Н. Н. ДАВЫДОВА
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Ю. Н. ГАЛАГУЗОВА (Екатеринбург, Россия)
кандидат технических наук, доцент
доктор педагогических наук, профессор В. А. ДАЛИНГЕР
Э. Ф. ЗЕЕР
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук, профессор Б. М. ИГОШЕВ
доктор наук
доктор педагогических наук, профессор
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
ЛИ МИНЬ
Г. Т. КЛИНКОВ
Е. В. КОРОТАЕВА
(Екатеринбург, Россия)
(Омск, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Пловдив, Болгария)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
доктор педагогических наук, профессор И. Г. ЛИПАТНИКОВА (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор педагогических наук, профессор М. А. МОСИНА
доктор педагогических наук, профессор
(Екатеринбург, Россия)
(Пермь, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. С. ПУРЫШЕВА
доктор педагогических наук, профессор Н. Н. СЕРГЕЕВА
Е. В. ОСПЕННИКОВА (Пермь, Россия)
(Москва, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Б. Е. СТАРИЧЕНКО (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. Г. ТАГИЛЬЦЕВА (Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук
Л. ЦВЕТАНОВАЧУРУКОВА
доктор
наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
ЦИНЬ ХЭ
Т. Н. ШАМАЛО
Е. А. ЮГОВА
(Чанчунь, Китай)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
Стр.2
3
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
IN RUSSIA
2021. № 2
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
A. P. USOLTSEV
Editor-in-Chief
Doctor of Psychology, Professor
Candidate of Psychology,
Associate Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Candidate of Technical Sciences,
Associate Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian
Academy of Education
Doctor of Pedagogy, Professor
PhD
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy
PhD, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
N. N. VASYAGINA
S. A. VODYAKHA
L. V. VORONINA
N. N. DAVYDOVA
V. A. DALINGER
E. F. ZEER
B. М. IGOSHEV
G. T. KLINKOV
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
I. G. LIPATNIKOVA
S. A. MINIUROVA
M. A. MOSINA
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
YU. N. GALAGUZOVA (Ekaterinburg, Russia)
A. G. GEIN
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Omsk, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Plovdiv, Bulgaria)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Perm, Russia)
E. V. OSPENNIKOVA (Perm, Russia)
N. S. PURYSHEVA
N. N. SERGEEVA
(Moscow, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
B. E. STARICHENKO (Ekaterinburg, Russia)
E. E. SYMANIUK
N. G. TAGILTSEVA
L. TSVETANOVACHURUKOVA
QIN
HE
T. N. SHAMALO
E. A. YUGOVA
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Белов С. И.
Грантовый конкурс мэра Москвы
как индикатор владения проектным подходом в 2020 году……………………………………….8
Коренев А. А., Зубарева Н. П., Арбузов С. С.
Принципы построения педагогического взаимодействия
в условиях дистанционной формы обучения……………………………………………………………15
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Байлук В. В.
Принцип единства чувственно-эмпирического и концептуального познания
как средство развития креативности педагогов и студентов...........................................23
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
Чикова О. А., Шахнович И. С., Попп И. А.
Конкурс «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны»
как инструмент коммеморативных практик......................................................................35
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Горбатова О. Н.
Опыт развития гуманитарного мышления школьников
в контексте регионализации образования.........................................................................45
Куприна Н. Г., Валеева С. А., Бородина Е. Н.
Диагностика развития художественного интереса у школьников
к произведениям искусства гражданско-патриотической направленности..................51
Кусова М. Л., Кобяшева Д. С.
Методика обучения учащихся основной школы речевым стратегиям и тактикам
в процессе создания школьной газеты...............................................................................60
Попрыгина А. А.
Типы текстовых задач на основе принципа интеграции на уроках математики
в начальной школе................................................................................................................68
Семенюченко Н. В., Ермолова О. В.
Учебник как текст: постановка проблемы..........................................................................74
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Бредихина И. А., Зайцева В. В.
Развитие познавательной самостоятельности студентов магистратуры
на практических занятиях по английскому языку в эпоху цифровизации...................83
Зеленина Л. Е., Митрофанова К. А., Абдырахманова А. К., Ашеева Е. П.
Интеграция иностранных студентов в образовательную среду
медицинского университета: опрос студентов..................................................................90
Калегина Ю. В.
Педагогическое содействие развитию экотехнической культуры студента..................96
Комиссаров В. В., Рапопорт Л. А., Маркова А. С.
Специфика дебютной подготовки шахматистов в современных условиях..................104
Мокрецова Л. А., Попова О. В., Швец Н. А.
Воспитательное пространство педагогического вуза и школы:
практика реализации……………………………………………………………………………………………..110
Порошин В. О.
Результаты реализации системы подготовки курсантов военных вузов
к полисубъектному управленческому взаимодействию..................................................118
Стр.4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2021. № 2
5
Черкасова В. Ю.
Онлайн-коммуникация преподавателей и студентов
в системе высшего образования: проблемы и перспективы..........................................132
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Григоренко Н. Ю.
Положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского как базовые
методологические аспекты диагностики коммуникативных возможностей
детей раннего возраста........................................................................................................144
Кружкова О. В., Воробьева И. В., Девятовская И. В.
Ценностный портрет молодежи в контексте использования просоциальных
и асоциальных маргинальных политических практик...................................................150
Мазурчук Н. И., Мазурчук Е. О., Малинок А. И.
Ценностное отношение к материнству у женщин России и Белоруссии......................161
Мельникова М. Л., Дорогова А. А.
Самоорганизация и стиль познавательной деятельности у студентов-первокурсников
гуманитарных направлений подготовки..........................................................................168
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Лихачева Е. В.
Цифровые технологии в обучении волонтеров международных мероприятий
иностранному языку............................................................................................................176
Информация для авторов..............................................................................................................185
Стр.5
6
CONTENTS
EDUCATION STRATEGIES
Belov S. I.
Grant Competition of the Mayor of Moscow
as an Indicator of Project Approach Ownership in 2020.........................................................8
Korenev A. A., Zubareva N. P., Arbuzov S. S.
Principles of Building Pedagogical Interaction in the Conditions of Distance Learning…….15
PHILOSOPHY OF EDUCATION
Bayluk V. V.
The Principle of Unity of Sensually-Empirical and Conceptual Cognition
as a Means of Development Creativity of Teachers and Students..........................................23
PEDAGOGICAL STATISTICS
Chikova O. A., Shakhnovich I. S., Popp I. A.
Contest “Teacher’s Feat During the Great Patriotic War”
as a Tool for Preserving Historical Memory............................................................................35
SCHOOL EDUCATION
Gorbatova O. N.
The Experience of Developing Students’ Humanitarian Thinking
in the Context of Regionalization of Education......................................................................45
Kuprina N. G., Valeeva S. A., Borodina E. N.
Diagnostic of the Development of Artistic Interest in Pupils to Works
of Civil-Patriotic Art.................................................................................................................51
Kusova M. L., Kobyasheva D. S.
Methods of Teaching Secondary School Students Speech Strategies and Tactics
in the Process of Creating a School Newspaper......................................................................60
Poprygina A. A.
Types of Text Tasks Based on the Principle of Integration
in Primary School Mathematics Lessons................................................................................68
Semenyuchenko N. V., Ermolova O. V.
Textbook as Text: Statement of the Problem..........................................................................74
PROFESSIONAL EDUCATION
Bredikhina I. A., Zaitseva V. V.
Cognitive Self-Reliance Development of Master Course Students
in a Practical Course of English in the Age of Digitalization..................................................83
Zelenina L. E., Mitrofanova K. A., Abdyrakhmanova A. K., Asheeva E. P.
Integration of International Students into Educational Medium
of the Medical School: Student Survey...................................................................................90
Kalegina Yu. V.
Pedagogical Promotion of the Student’s Ecotechnical Culture..............................................96
Komissarov V. V., Rapoport L. A., Markova A. S.
Specificity of Debut Chess Players Training in Modern Conditions.....................................104
Mokretsova L. A., Popova O. V., Shvets N. A.
Upbringing Environment of a Pedagogical University and School:
Practice of Implementation....................................................................................................110
Poroshin, V. O.
Results of the Realization of System of Training Cadets of Military Universities
for Polysubject Managerial Interaction.................................................................................118
Стр.6
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2021. № 2
7
Cherkasova V. Yu.
Online Communication of Teachers and Students in the Higher Education System:
Problems and Prospects.........................................................................................................132
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION
Grigorenko N. Yu.
The Provisions of the Cultural-Historical Theory of L.S. Vygotsky
as the Basic Methodological Aspects of the Diagnosis of the Communicative Abilities
of Young Children..................................................................................................................144
Kruzhkova O. V., Vorobyeva I. V., Devyatovskaya I. V.
Value Portrait of Youth in the Context of Using Prosocial
and Asocial Marginal Political Practices...............................................................................150
Mazurchuk N. I., Mazurchuk E. O., Malinok A. I.
Value Attitude to Motherhood among Women in Russia and Belarus.................................161
Melnikova M. L., Dorogova A. A.
Self-Organization and the Style of Cognitive Activity
in Humanitarian Training Students......................................................................................168
SUPPLEMENTARY EDUCATION
Likhacheva E. V.
Digital Technologies in Training Volunteers of International Events
in a Foreign Language............................................................................................................176
Information for authors……..............................................................................................................185
Стр.7