1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2021 № 1
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
Учредитель:
ФГБОУ ВО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору
в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации
сериальных изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN)
с присвоением международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов
Уральского государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе
Российского индекса научного цитирования
(РИНЦ) Российской универсальной научной электронной библиотеки,
id=30801
Включен в Объединенный каталог «Пресса России».
Подписку можно оформить в любом почтовом отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства науки и высшего
образования РФ.
ISSN 2079-8717
Стр.1
2
доктор педагогических наук, профессор
А. П. УСОЛЬЦЕВ
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
главный редактор
доктор психологических наук, профессор Н. Н. ВАСЯГИНА
кандидат психологических наук, доцент
С. А. ВОДЯХА
доктор педагогических наук, профессор Л. В. ВОРОНИНА
доктор педагогических наук, профессор
А. Г. ГЕЙН
Н. Н. ДАВЫДОВА
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Ю. Н. ГАЛАГУЗОВА (Екатеринбург, Россия)
кандидат технических наук, доцент
доктор педагогических наук, профессор В. А. ДАЛИНГЕР
Э. Ф. ЗЕЕР
доктор педагогических наук, профессор
кандидат педагогических наук
Г. Т. КЛИНКОВ
Е. В. КОРОТАЕВА
(Екатеринбург, Россия)
(Омск, Россия)
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук, профессор Б. М. ИГОШЕВ
доктор наук
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
ЛИ МИНЬ
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Пловдив, Болгария)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
доктор педагогических наук, профессор И. Г. ЛИПАТНИКОВА (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор педагогических наук, профессор М. А. МОСИНА
доктор педагогических наук, профессор
(Екатеринбург, Россия)
(Пермь, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. С. ПУРЫШЕВА
доктор педагогических наук, профессор Н. Н. СЕРГЕЕВА
доктор педагогических наук, профессор А. А. СИМОНОВА
Е. В. ОСПЕННИКОВА (Пермь, Россия)
(Москва, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Б. Е. СТАРИЧЕНКО (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. Г. ТАГИЛЬЦЕВА (Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук
Л. ЦВЕТАНОВАЧУРУКОВА
доктор
наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
ЦИНЬ ХЭ
Т. Н. ШАМАЛО
Е. А. ЮГОВА
(Чанчунь, Китай)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
Стр.2
3
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
IN RUSSIA
2021. № 1
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
A. P. USOLTSEV
Editor-in-Chief
Doctor of Psychology, Professor
Candidate of Psychology,
Associate Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Candidate of Technical Sciences,
Associate Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian
Academy of Education
Doctor of Pedagogy, Professor
PhD
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy
PhD, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
N. N. VASYAGINA
S. A. VODYAKHA
L. V. VORONINA
N. N. DAVYDOVA
V. A. DALINGER
E. F. ZEER
B. М. IGOSHEV
G. T. KLINKOV
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
I. G. LIPATNIKOVA
S. A. MINIUROVA
M. A. MOSINA
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
YU. N. GALAGUZOVA (Ekaterinburg, Russia)
A. G. GEIN
(Omsk, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Plovdiv, Bulgaria)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Perm, Russia)
E. V. OSPENNIKOVA (Perm, Russia)
N. S. PURYSHEVA
N. N. SERGEEVA
A. A. SIMONOVA
(Moscow, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
B. E. STARICHENKO (Ekaterinburg, Russia)
E. E. SYMANIUK
N. G. TAGILTSEVA
L. TSVETANOVACHURUKOVA
QIN
HE
T. N. SHAMALO
E. A. YUGOVA
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Сидорова О. Г., Козлова Т. В.
Первые отечественные учебные словари английского языка…………………………………….8
СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э.
Теоретико-прикладные основания персонализированного образования:
перспективы развития……………………………………………………………………………………………..17
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
Водяха Ю. Е., Коротаева Е. В., Крылова С. Г.
Особенности атрибуции дошкольниками физических свойств виртуальным объектам
при гаптическом распознавании.........................................................................................26
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Бондарь А. А., Мамалыга Р. Ф.
О развитии подходов в формировании понятия «многогранник»
в школьном курсе геометрии...............................................................................................33
Куприна Н. Г., Медведева А. А.
Развитие у младших школьников ценностного отношения к искусству
уральского региона в декоративно-прикладном творчестве............................................41
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Кашина Н. И., Ли Хаймин, Ся Цзюнвэй
Проблема формирования профессиональной мобильности
у студентов музыкального вуза Китая в процессе обучения
музыкально-композиционной деятельности....................................................................48
Микова Т. Е.
Педагогические приемы развития компетенции формообразования
у бакалавров-дизайнеров......................................................................................................55
Слепухин А. В., Семенова И. Н.
Методика обучения студентов умению выявлять дидактический потенциал
средств информационно-коммуникационных технологий для формирования
и развития универсальных учебных действий (профессиональных компетенций)
обучающихся..........................................................................................................................61
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Воробьева И. В.
Вандализм подростков
в образовательной среде мегаполиса и малого города.....................................................70
Матвеева А. И., Кружкова О. В.
Репрезентация стресс-факторов мегаполисов
в представлении молодежи..................................................................................................76
Печеркина А. А., Катькало К. Д.
Личностно-профессиональная самореализация:
анализ исследований отечественных и зарубежных авторов..........................................88
Саночкина А. В., Васягина Н. Н., Игнатжева С.
Специфика самосознания матерей, ориентированных
на онлайн психолого-педагогическое сопровождение.....................................................96
Стр.4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2021. № 1
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
5
Дорохова Т. С., Токарева Ю. И., Токарева С. И.
Социально-педагогическое сопровождение людей с инвалидностью
в рамках проекта «Социополис»........................................................................................105
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Казанцев Н. С., Маркова А. С., Тенкачева Т. Р., Терентьев А. Е.
Интеграция подходов российской и японской систем физического воспитания
в процессе привлечения населения к занятиям физической культурой......................112
Рапопорт Л. А., Быкова Л. В., Лось М. В., Сапаров Б. М.
Проект «Спорт-лидер» в семейном физическом воспитании
в Свердловской области......................................................................................................116
РЕЦЕНЗИИ
Алмазова О. В., Алмазова С. Л.
Рецензия на сборник научных трудов
«Понятийный аппарат педагогики и образования»........................................................121
Гейн А. Г., Ковалева А. Г., Обабков И. Н., Папуловская Н. В., Шадрин Д. Б.
Инновационные подходы в высшем образовании в сфере компьютерных наук
(обзор международной конференции)..............................................................................128
Дзюба Е. В., Веснина Л. Е., Еремина С. А., Субанов Т. Т.
Педагогический диалог. Когнитивные стратегии филологического образования
в России и за рубежом: евро-азиатский вектор ………………………………………………………135
Информация для авторов..............................................................................................................140
Стр.5
6
CONTENTS
HISTORY OF EDUCATION
Sidorova O. G., Kozlova T. V.
The First English-Russian and Russian-English Dictionaries Compiled in Russia.................8
EDUCATION STRATEGIES
Zeer E. F., Symaniuk E. E.
Theoretical and Applied Foundations of Personalized Education:
Development Prospects………………………………………………………………………………………………17
PEDAGOGICAL STATISTICS
Vodyakha Yu. E., Korotaeva E. V., Krylova S. G.
Features of Preschoolers Attribution Physical Properties of Virtual Objects
at Haptic Recognition..............................................................................................................26
SCHOOL EDUCATION
Bondar A. A., Mamalyga R. F.
About the Extension of Approaches in the Formation of the Concept “Polyhedron”
in School Geometry Course.....................................................................................................33
Kuprina N. G., Medvedeva A. A.
Development of Value Attitude to Art of Ural Region in Younger Schools
in Decorative and Applied Creativity.......................................................................................41
PROFESSIONAL EDUCATION
Kashina N. I., Li HaiMing, Junwei Xia
The Problem of Formation of Professional Mobility among Students
of the China’s Music University in the Process of Learning
Musical and Compositional Activities.....................................................................................48
Mikova T. E.
Pedagogical Techniques of Morphogenesis Competence Development
in Bachelors of Design.............................................................................................................55
Slepukhin A. V., Semenova I. N.
Methods of Learning Detection of the Didactic Potential
of Information and Communication Technologies for Formation and Development
of Universal Educational Actions (Professional Competencies)
of Students................................................................................................................................61
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION
Vorobyeva I. V.
Teenager’s Vandalism
in the Educational Environment of Megapolis and Small City..............................................70
Matveeva A. I., Kruzhkova O. V.
Representation of Megapolises’ Stress Factors in the Presentation of Youth........................76
Pecherkina A. A., Katkalo K. D.
Personal and Professional Self-Realization:
Analysis of Research by Domestic and Foreign Authors........................................................88
Sanochkina A. V., Vasyagina N. N., Ignatjeva S.
Specifics of Mothers’ Self-Awareness Receiving
Psychological and Pedagogical Support..................................................................................96
INCLUSIVE EDUCATION
Dorokhova T. S., Tokareva Yu. I., Tokareva S. I.
Social and Pedagogical Support for People with Disabilities
in the Framework of the Sociopolis Project..........................................................................105
Стр.6
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2021. № 1
SUPPLEMENTARY EDUCATION
7
Kazantsev N. S., Markova A. S., Tenkacheva T. R., Terent'ev A. E.
Integration of Approaches of the Russian and Japanese Systems of Physical Education
in the Process of Involving the Population in Physical Culture............................................112
Rapoport L. A., Bykova L. V., Los M. V., Saparov B. M.
Project “Sport Leader” in Family Physical Education in the Sverdlovsk Region………………116
REVIEWS
Almazova O. V., Almazova S. L.
Review on the Collection of Scientific Works
“Concepted Apparatus of Pedagogy and Education”.............................................................121
Gein A. G., Kovaleva A. G., Obabkov I. N., Papulovskaya N. V., Shadrin D. B.
Innovative Approaches in Higher Education in the Field of Computer Science
(Review of the International Conference)…………………………………………………………………..128
Dziuba E. V., Vesnina L. E., Eremina S. A., Subanov T. T.
Pedagogical Dialogue. Cognitive Strategies of Philological Education
in Russia and Abroad: Euro-Asian Vector…………………………………………………………………..135
Information for authors……..............................................................................................................140
Стр.7