и историческое образование
в условиях глобальных
трансформаций
Историческая наука
XXV всероссийские
с международным участием
историко-педагогические чтения
Стр.1
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт общественных наук
Историческая наука
и историческое образование
в условиях глобальных трансформаций
XXV всероссийские с международным участием
историко-педагогические чтения
Екатеринбург 2021
Стр.2
УДК 930
ББК Т
И90
Рекомендовано Ученым советом федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«Уральский государственный педагогический университет»
в качестве научного издания (Решение № 9 от 22.03.2021)
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Г.А. Кругликова
кандидат исторических наук, доцент (главный редактор)
А.В. Антонова
ст. преподаватель (отв. за выпуск)
М.К. Елисафенко
кандидат исторических наук, доцент
В.Н. Земцов
доктор исторических наук, профессор
И90
Историческая наука и историческое образование в условиях глобальных
трансформаций : XXV Всероссийские с международным участием историкопедагогические
чтения / Уральский государственный педагогический университет ; главный
редактор Г. А. Кругликова. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2021. – 1 CD-ROM. –
Текст : электронный.
ISBN 978-5-7186-1774-0
В сборник включены материалы, представленные на XXV всероссийские с международным
участием историко-педагогические чтения, прошедшие в Институте общественных
наук УрГПУ 23-26 марта 2021 г. Сборник содержит публикации, в которых рассматриваются
актуальные вопросы развития мирового сообщества в условиях глобальных вызовов.
Актуализированы наиболее важные проблемы исторического прошлого России как
источника сохранения идентичности в глобализирующемся мире. Представлены исследования
в области теории и методики обучения истории.
Издание рассчитано на научных работников, преподавателей вузов и учителей
школ, аспирантов и студентов, интересующихся проблемами истории, теории и методики
обучения истории.
Материалы публикуются в авторской редакции.
The collection includes materials presented at the XXV All-Russian Historical and Pedagogical
Readings with International Participation, held at the Institute of Social Sciences of the
Ural State Pedagogical University on March 23-26, 2021. The collection contains publications that
consider topical issues of the development of the world community in the face of global challenges.
The most important problems of the historical past of Russia as a source of identity preservation
in the globalizing world are actualized. The research in the field of theory and methods of
teaching history is presented.
The publication is designed for researchers, university professors and school teachers,
graduate students and students interested in the problems of history, theory and methods of teaching
history.
The materials are published in the author’s edition.
УДК 930
ББК Т
ISBN 978-5-7186-1774-0
© ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2021
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Кругликова Г. А., Гузненко З. И. Историко-педагогические чтения
как научно-практическая форма обсуждения актуальных вопросов
исторической науки и исторического образования………………….. 9
РАЗДЕЛ I. МИР И ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Александров С. Н. Конгресс США
и президентская кампания 1999 года в Казахстане:
притеснения А. М. Кажегельдина……………………………………..
21
Болтаевский А. А. Деконизация или реколонизация:
голландский опыт………………………………………………………. 27
Герт В. А. Б. Ф. Поршнев. Особенности концепции
происхождения человека………………………………………………. 31
Грибан И. В. Проблема происхождения Второй мировой войны
в современной германской историографии
и медиаполитическом дискурсе……………………………………….. 36
Гусева И. И. Смена масштаба исследования: уроки микроистории.. 48
Дементьев Б. П. Мир и глобальные вызовы:
современность и перспективы………………………………………… 52
Замов Э. А. Дела и люди, не ушедшие в прошлое:
о программных и организационных основах
итальянских «красных бригад»………………………………………..
Земцов В. Н. Современный мир: que vadis (куда идем)? …………...
57
68
Исраилова Ч. А. Пандемия COVID-19, повлиявшая
на уклад жизни человечества и оказавшая глобальное влияние
на мировую экономику всех стран мира……………………………...
72
Киндинов М. А. Французский фактор
во внешней политике России в середине XVIII в.
(на примере Семилетней войны 1756-1763 гг.)………………………. 78
Кондорский Б. М. Социально-исторические аспекты
пандемии COVID-19 (теоретические предпосылки)………………… 84
Мармилова Е. П., Кудряшова Е. В. Оценка мнений студентов,
обучающихся по специальности «Политология»,
о введении электронного голосования в Российской Федерации…... 89
Марченко И. О. Россия и Первое сербское восстание
1804-1813 гг.: современная медиарепрезентация
(на примере материалов «Youtube»)…………………………………..
93
Мезенцев В. Ф. Вторая мировая война как «народная война»:
британское общество и Вторая мировая война
4
100
Мочалова Н. Ю. Новый образ женской ментальности
в глобализирующемся мире…………………………………………… 106
Стр.4
Начапкин М. Н. Зарубежные и российские ученые
об особенностях формирования современного
информационного общества…………………………………………...
110
Нурунбетов Б. А. История взаимоотношений
Кыргызстана с Россией в области образования……………………… 117
Постникова А. А. Мемориальная культура
между национальной и глобальной историей………………………... 122
Самсонова Т. Н. Особенности формирования
политической субъектности современной российской молодежи
в условиях глобализации………………………………………………. 129
Спиридонова Е. П. Социальный контроль в «обществе страха»:
исторический опыт и глобальный мир………………………………..
136
Субанов Т. Т. Становление системы просвещения Кыргызстана:
история, факты (1924-1930 гг.)………………………………………... 143
Фартеев Е. К. Как глобализация влияет на Олимпийские игры…… 149
Фесик К. А., Олешкова А. М. Феномен
имплицитной коммеморации в религиозных ритуалах……………...
154
РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ РОССИИ
КАК ИСТОЧНИК СОХРАНЕНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ
В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ
Бахтина И. Л. Общественная работа как характерная черта
повседневности сельского учителя в 1920-е годы
(на материалах Урала)…………………………………………………. 159
Даренская И. В., Зубова Л. П. Детская игровая повседневность
1960-1980-х гг. в контексте материалов семейных архивов………… 166
Евсеев И. В. Социально-правовые проблемы введения
новых выборных должностей на муниципальном уровне…………... 173
Зинич М. С. Институт истории Академии наук СССР
в период Великой Отечественной войны……………………………..
182
Зулпуева Р. Ж. Историческое значение
кыргызско-российских отношений на современном этапе………….. 189
Зыкин И. В. Опыт экспорта древесины из СССР
в годы первых пятилеток: достичь лидерства или получить валюту? 196
Игнатенко Ю. С., Олешкова А. М. Дискурс-анализ
как способ выявления гендерных стереотипов
(на примере газеты «Коммерсант»)…………………………………… 203
Ильченко В. Н., Дмитриев А. Е. Вопросы морали,
нравственности, культуры и основы права
в условиях глобализации………………………………………………. 211
Исаева Р. М. Краеведение в Чечне и Ингушетии в 20-е гг. ХХ в.:
основные вехи…………………………………………………………..
218
5
Стр.5
Клинова М. А. Образ советского трудящегося
в фотографиях на страницах прессы 1946-1956 гг. …………………. 223
Кокшаров Д. А., Олешкова А. М. Особенности освещения
теракта на Дубровке (опыт применения контент-анализа
на материалах прессы)…………………………………………………. 232
Кругликова Г. А. Виртуальный музей в современной
социокультурной среде: к проблеме сохранения
и трансляции культурного наследия………………………………….. 240
Кудинов Е. В. Общеобразовательные и религиозные
учебные заведения на Урале в 1917-1918 гг. ………………………… 247
Кулинский А. А. Концепция существования
сословно-представительной монархии в России
в работах С. В. Юшкова………………………………………………..
253
Лыткин С. П. Эволюция суда присяжных в России………………... 259
Новиков И. А. «Какое замешательство сейчас
в хваленой Америке, еще раз мы им утерли нос в области науки
и техники»: первый полет человека в космос
в глобальном противостоянии (в восприятии современников)……... 265
Пестерев Е. В. Проблема поиска национальной идеи………………. 273
Попов М. В. Советская торговля и крестьянство в 1920-1930-е гг.
(на примере Уральского региона)……………………………………..
277
Попп И. А. Башкирское население на волостном суде
в 1860-1880-х гг. ……………………………………………………….. 286
Сатыбалдиев М. М. Историческое прошлое России
в произведениях Михаила Шолохова………………………………… 292
Сильченко И. С. Оружие в романе М. А. Булгакова
«Белая гвардия». Опыт военно-исторического анализа……………... 300
Соколова Е. С. Наградная система СССР
периода Великой Отечественной войны:
законодательные стратегии и политика памяти……………………… 305
Сперанский А. В. Распад СССР: экономический аспект
геополитической катастрофы…………………………………………. 313
Трофимов А. В. Визуальные образы настоящего и будущего
на обложках журнала «Смена» 1920-х годов………………………… 321
Урожаева Т. П. Проблемы в теплоснабжении городов
Иркутской области в 1995-2010 гг. …………………………………...
326
Филенко К. В. Трансформация исторической памяти
о Великой Отечественной войне: современные реалии……………... 333
Черноухов Э. А., Королева Т. Г. Врачи первого
Екатеринбургского роддома (1877-1916 гг.)…………………………. 340
Шитов А. К. «Воспитание советского патриотизма»
учителями общественно-научных предметов
в школах Урала во второй половине 1940-х гг. ……………………...
345
6
Стр.6
Шумкина Т. Г. Деятельность Уральского медицинского общества
по борьбе с эпидемиями (конец XIX – начало XX вв.)……………… 352
Щанкина Л. Н. Адаптация хозяйственной деятельности
мордовских переселенцев к природно-климатическим условиям
Сибири…………………………………………………………………… 359
РАЗДЕЛ 3. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА
ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ КАК АКТУАЛЬНАЯ
НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Абдуллин А. Г., Вафин Р. Р., Дмитриев А. Е.
Современные проблемы патриотического воспитания на примере
исторического прошлого России в условиях
цифровой трансформации отечественного образования…………….. 366
Антонова А. В. Использование модели педагогического дизайна
при проектировании учебных занятий по методике обучения
и воспитания в историческом образовании…………………………… 372
Бакиева Г. А. Значение трудов В.А. Сухомлинского
в организации методической и воспитательной деятельности школ:
исторический аспект……………………………………………………. 378
Буйских Т. О. Персонификация истории города Магнитогорска:
на материалах школьных учебников
«Краеведение. Челябинская область»…………………………………. 385
Гузненко З. И. Формирование исторического мышления
школьников как научная и практическая проблема………………….. 391
Дильмухамедов Е. В. Управление познавательной деятельностью
обучающихся на уроках истории в рамках концепции активизации
учебной деятельности Т. И. Шамовой………………………………… 401
Дорохова Т. С., Дорохова Е. С. Декада истории педагогики
и образования как средство воспитания и обучения студентов
педагогического вуза…………………………………………………… 405
Елисафенко М. К., Протасова Э. Е. Адаптация к условиям
тотального дистанционного обучения в высшей школе……………... 411
Ищенко Г. В. Сохранение исторической памяти
о Великой Отечественной войне через организацию проектной
и исследовательской деятельности обучающихся……………………. 417
Касымалиева Ж. А. Образование в развивающихся странах:
планирование интеграции технологий………………………………… 423
Кириллова А. И., Ивашечкин А. В. Метод
исторической реконструкции и применение опыта работы
реконструкторских клубов при изучении профильных курсов
истории в университете (на примере Камчатского края)…………….. 429
Клименко И. М. Ассертивность как условие
успешной профессиональной деятельности педагога………………... 436
7
Стр.7
Косач Е. В., Бородулина Т. П. Использование лэпбуков
как инновационного средства в процессе обучения истории………... 442
Кыдырова Б. А. Положительное и отрицательное влияние
современных технологий в процессе преподавания и обучения……. 447
Лыжина О. А. Варианты элективного курса
социально-экономического профиля
на старшей ступени общеобразовательной школы…………………... 453
Миняшев В. С. Проблема осуществления контрольной функции
учителя на уроках истории в средней школе
в условиях дистанционного обучения………………………………… 458
Мурзалиева Д. Д., Боколова С. Д. Роль педагога
в обеспечении качественного образования…………………………… 464
Мусихина Е. И. Реализация модели учебно-исследовательской
и проектной деятельности в школе как условие развития
УУД школьников……………………………………………………….. 472
Ницка С. В., Патрик А. В. Методическая разработка
внеклассного мероприятия по теме «Экологические
глобальные проблемы как угроза выживанию человечества»………. 476
Огоновская И. С. Историческое образование в российской школе:
цели и задачи, структура и содержание в прошлом и настоящем…... 483
Осекова Т. К. Технологии в педагогике: проблемы и решения…….. 497
Рахимбекова А. К. Опыт изучения социальных процессов
второй половины XIX века в Казахстане: визуальные источники…... 503
Рыжкова О. В. Археологическое наследие России:
актуализация в образовательно-воспитательном процессе
педагогического вуза…………………………………………………… 512
Талканбаева А. Н., Мендибаева Н. М. Устное творчество
Кыргызстана как источник развития
социально-психологических знаний…………………………………... 519
Токмянина С. В., Уколова О. С. Формирование у школьников
системы исторических понятий………………………………………...
524
Шамшиева Г. А. ИКТ в образовании: интеграция,
совершенствование преподавания и обучения……………………….. 529
Шлыкова Л. А. Историческое образование в технических вузах
России: состояние, трудности и задачи……………………………….. 534
Юнгблюд В. Т., Росина М. А. Методические рекомендации
по проведению факультативных занятий по теме
«Косовский кризис 1998-1999 гг.»…………………………………….. 540
Ярцев С. В. Опыт использования дистанционного формата
в преподавании исторических дисциплин в Тульском
государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого... 547
8
Стр.8