УДК 793.3
ББК 85.326я73
К93
Утверждено на заседании кафедры классической и современной
хореографии факультета хореографии КемГИК
27.02.2019 г., протокол № 7.
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом факультета
хореографии КемГИК 15.02.2019 г., протокол № 5.
Курагина, И. И.
К93
Хореографическое искусство: историко-бытовой танец
[Текст]: учеб.-метод. пособие для обучающихся по направлению
подготовки 52.03.01 «Хореографическое искусство»,
профиль «Искусство балетмейстера», квалификация (степень)
выпускника «бакалавр» / И. И. Курагина; Кемеров. гос. ин-т
культуры. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2019. –
163 с.
ISBN 978-5-8154-0492-2
УДК 793.3
ББК 85.326я73
ISBN 978-5-8154-0492-2
© Курагина И. И., 2019
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры», 2019
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы сохранения наследия во всех сферах культуры и искусства
развивающегося общества всегда были важны и актуальны.
Каждая эпоха дает возможность появлению нового на базе основных
материальных и духовных ценностей. Без сохранения старинной
музыки, старинных танцев, живописи, скульптуры, литературы
и других видов искусства нельзя оценить степень развития
культуры прошлого.
Историко-бытовой танец и его программа представляют собой
своеобразную панораму развития бального танца, начиная с эпохи
Средневековья и до XIX в.
История танца – довольно молодая культурологическая дисциплина.
Несмотря на то, что первые попытки осмыслить и описать
процесс развития танцевального искусства делались еще в XVII в.,
большая часть работ носит описательный характер и содержит много
бездоказательных утверждений, авторских домыслов и неправомерных
обобщений. Значительная часть материалов, относящихся
к ранним периодам развития танца, была открыта и проанализирована
лишь в последнее десятилетие.
В истории развития танца не всегда можно провести четкие
границы, которые отделяли бы период существования одного вида
танцев от периода существования его потомков. Если, начиная
с XVIII в., с точностью до десятилетия можно утверждать, что один
вид танцев вошел в моду, а второй – перестал исполняться, то
в XV–XVII вв. тот или иной танец, практически исчезнув в одной
стране, еще в течение многих десятилетий существовал в другой.
Историко-бытовой танец как самостоятельная дисциплина вошёл
в курс профессионального хореографического образования
сравнительно недавно. Первая его программа была подготовлена педагогами
Петербургского хореографического училища Н. П. Ивановским
и Н. А. Иосифовым. Она неоднократно перерабатывалась и сегодня
учитывает изменения и дополнения.
Позднее появился капитальный труд М. Васильевой-Рождественской,
в котором органично сочетаются историческое и практическое
начала. Фактически эта работа является основным учебным
пособием по дисциплине «Историко-бытовой танец».
3
Стр.3
В последние годы, продолжая традицию первооткрывателей,
молодые петербургские преподаватели и руководители любительских
клубов исторического танца организуют различные семинары и
симпозиумы по изучению и реконструкции исторических танцев.
Появляются новые издания, в которых переведена на русский язык
зарубежная литература по историко-бытовому танцу.
Используя опыт вышеупомянутых авторов, в этой работе мы
приводим лишь малую часть описаний и примеров разновидностей
танцев, располагая их строго в хронологическом порядке, начиная
с эпохи Средневековья и заканчивая XIX в.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- историю возникновения и эволюционного развития бытовых
танцев прошлых эпох;
- методику исполнения экзерсиса историко-бытового танца, методологические
основы и понятийный аппарат историко-бытовой
хореографии;
танцу.
- методику организации и формы обучения историко-бытовому
уметь:
- устанавливать связь и зависимость танца определенной исторической
эпохи от эстетических и нравственных норм, социальнобытового
уклада определенного периода;
- создавать учебные комбинации и музыкально-хореографические
композиции на материале историко-бытового танца;
- демонстрировать необходимую технику исполнения хореографии,
индивидуальную художественную интонацию и исполнительский
стиль историко-бытовых танцев;
владеть:
- опытом реализации выразительных средств историко-бытового
танца в самостоятельной профессиональной деятельности;
- методикой преподавания дисциплины «Историко-бытовой
танец» в сфере общего, дополнительного образования;
- навыками самоорганизации и самообразования.
Целью учебно-методического пособия является подготовка
молодого специалиста, компетентного в области историко-бытового
4
Стр.4
танца, овладение будущим педагогом, хореографом танцевальной
техникой и методикой преподавания историко-бытового танца.
Задачи учебно-методического пособия:
- раскрыть теоретические основы становления и эволюционного
развития танцевальных форм историко-бытовой хореографии;
- сформировать знания о стилевых особенностях бытовых танцев
прошлых эпох;
- способствовать овладению практическими навыками и методикой
исполнения танцевально-пластического и хореографического
текста исторической бытовой хореографии;
- способствовать освоению методики традиционных форм построения
композиций историко-бытового танца;
- содействовать изучению особенностей быта, костюма, этикета
и их влияния на характер и манеру исполнения танцевальных композиций
историко-бытового танца.
Учебно-методическое пособие состоит из шести глав.
В главе 1 определяется роль историко-бытового танца в мировом
культурном наследии. Приводится экзерсис историко-бытового
танца.
В главе 2 приводятся самые ранние танцевальные формы бытового
танца. Определяется роль бранля в развитии бальной хореографии.
Дается описание старинных видов бранля.
В главе 3 дается характеристика эпохи Возрождения, а также
характеристика новых танцевальных форм бытового танца. Предлагается
описание композиций крестьянских и салонных бальных
танцев.
В главе 4 дается характеристика эпохи классицизма. Раскрывается
история появления контрдансов, история менуэта. Рассматривается
влияние Парижской академии танца на дальнейшее развитие
бытовых танцев, приводится описание танцев ХVII в.
В главе 5 дается характеристика эпохи Просвещения. Рассматриваются
второе рождение танца гавот, дальнейшее развитие контрдансов.
Приводится описание композиций танцев XVIII в.
В главе 6 дается характеристика эпохи романтизма. Раскрывается
история возникновения вальса, приводятся разновидности валь5
Стр.5
са, описание композиций танцев. Рассматривается история мазурки,
популярность танца в России. Приводится описание основных фигур
мазурки.
В целях организации самостоятельной работы студентов, самоконтроля
знаний и приобретенных умений, в конце 2–6 глав приводится
перечень контрольных вопросов.
Знания, получаемые в ходе обучения историко-бытовому танцу,
помогут будущему специалисту овладеть высоким потенциалом
профессиональной надёжности: знанием истории различных эпох,
пониманием чувства стиля и манеры исполнения исторических танцев,
навыками актерского мастерства и артистичности. Они помогут
учащимся, осваивающим различные сферы хореографической деятельности,
в организации балов, в постановке исторических танцев
в мюзиклах, драматических и музыкальных театрах.
6
Стр.6