Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 548465)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Общая теория спорта и ее прикладные аспекты (726,00 руб.)

0   0
Первый авторМатвеев Л. П.
ИздательствоМ.: Спорт
Страниц345
ID727768
АннотацияВ учебнике рассмотрена проблематика теории спорта в самых различных аспектах, а именно: феномен спорта и характер его теории; теория соревновательной деятельности и системы спортивных соревнований; система подготовки спортсмена (выявление индивидуальной спортивной предрасположенности, первичная спортивная ориентация, постановка долгосрочных целей), ее содержание, средства и методы, основные закономерности построения и др. Впервые по-новому освещен один из ключевых вопросов теории спорта – спортивные состязания как собственно соревновательная деятельность спортсмена в современных условиях и модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки.
Кем рекомендованоФедеральным УМО в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 49.00.00 - Физическая культура и спорт в качестве учебника по направлению подготовки магистратуры 49.04.01 - Физическая культура и 49.04.03 - Спорт, а также аспирантуры 49.06.01 - Физическая культура
Кому рекомендованоДля магистрантов, аспирантов, преподавателей, факультативно — для студентов бакалавриата вузов физической культуры и спорта, а также тренеров.
ISBN978-5-906132-50-5
УДК796/799
ББК75.1
Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты [Электронный ресурс] : учебник [для вузов физ. культуры и спорта] / Л.П. Матвеев .— 7-е изд., стер. — М. : Спорт, 2020 .— 345 с. — ISBN 978-5-906132-50-5 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/727768

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Общая_теория_спорта_и_ее_прикладные_аспекты.pdf
УДК 796/799 ББК 75.1 М33 Рецензенты: В.Н. Платонов – доктор педагогических наук, профессор; Ц. Желязков – доктор педагогических наук, профессор Болгарской национальной спортивной академии им. В. Левского, заслуженный тренер М33 Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты [Текст] : учебник для вузов физической культуры и спорта / Л. П. Матвеев. – 7-е изд. стереотип. – М. : Спорт, 2020. – 342 с. : ил. ISBN 978-5-906132-50-5 В учебнике рассмотрена проблематика теории спорта в самых различных аспектах, а именно: феномен спорта и характер его теории; теория соревновательной деятельности и системы спортивных соревнований; система подготовки спортсмена (выявление индивидуальной спортивной предрасположенности, первичная спортивная ориентация, постановка долгосрочных целей), ее содержание, средства и методы, основные закономерности построения и др. Впервые по-новому освещен один из ключевых вопросов теории спорта – спортивные состязания как собственно соревновательная деятельность спортсмена в современных условиях и модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки. Для магистрантов, аспирантов, преподавателей, факультативно – для студентов бакалавриата вузов физической культуры и спорта, а также тренеров. УДК 796/799 ББК 75.1 ISBN 978-5-906132-50-5 © Л. П. Матвеев, 2005 © Л. П. Матвеев, 2019 © В. Н. Платонов. Предисловие, 2019 © Оформление. ООО «Издательство “Спорт”», 2020
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие к шестому изданию ..................................................................... 5 Предисловие автора ............................................................................................... 7 Часть первая. СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА СПОРТА И ХАРАКТЕР ЕГО ТЕОРИИ ......................................................................... 9 Глава первая. НЕКОТОРЫЕ ОБЩЕНАУЧНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ В ТЕОРИИ СПОРТА ............................................................................................ 10 1.1. Некоторые межнаучно-интегративные категории, существенные для теории спорта .......................................................... 10 Глава вторая. ФЕНОМЕН СПОРТА (СУЩНОСТНЫЙ АСПЕКТ) ........................................................................ 31 2.1. Об истоках и определяющих чертах спорта ...................................... 31 2.2. Многообразие видов спорта .................................................................... 33 2.3. Спортивные результаты как атрибут спорта. Факторы и тенденции их динамики ..................................................... 36 2.4. Социальные функции спорта и направления спортивного движения в обществе ....................................................... 48 2.4.1. Основные функции и функциональные связи спорта в системе социальных явлений .......................................................... 48 2.4.2. Профилирующие направления и разделы в социальной практике спорта. Их особенности и взаимосвязи ...................... 56 Литература ............................................................................................................. 63 Глава третья. ТЕОРИЯ СПОРТА КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ................................................................................ 64 3.1. Формирование теории спорта ................................................................ 64 3.2. Современная проблематика и методологические аспекты теории спорта ................................................................................................ 68 337 3.3. Теория спорта в системе профессионального образования ......... 76 Литература ............................................................................................................. 78 1.2. Категория спорта и некоторые сопряженные понятия .................. 24 Литература ............................................................................................................. 29
Стр.337
Часть вторая. ТЕОРИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЫ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ .............................................................................................. 81 Глава четвертая. СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ (СОСТЯЗАТЕЛЬНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТСМЕНА КАК ЯДРО СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ............................................................................................ 82 4.1. Понятийная конкретизация отправных представлений о спортивном соревновании и соревновательной деятельности спортсмена ......................................................................... 82 4.1.1. Понятия спортивного соревнования и спортивного состязания .................................................................. 82 4.1.2. Общие черты и структура соревновательной деятельности спортсмена ................................................................. 85 4.2. Аналитическая характеристика направленности, состава и требований соревновательной деятельности спортсмена ......................................................................... 90 4.2.1. Конкретная состязательная нацеленность и мотивация спортсмена .................................................................... 91 4.2.2. Техника и тактика соревновательной деятельности спортсмена ................................................................. 95 4.2.3. Особенности проявлений психических и физических качеств спортсмена в соревновательной деятельности .......................... 105 4.2.4. Зависимость соревновательной деятельности спортсмена от режима и условий соревнований ................................................. 118 Литература ............................................................................................................. 120 Глава пятая. ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ............................................................................................ 122 5.1. Разновидности соревнований в спорте. Классификационные подходы в их систематизации ...................... 122 5.2. Единый спортивный календарь и индивидуализированная система состязаний ..................................................................................... 129 5.3. Тенденции многолетней динамики соревновательной практики спортсмена ................................................................................. 138 Литература ............................................................................................................. 144 Часть третья. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА (КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ) ............................................................. 145 Глава шестая. ВЫЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ, ПЕРВИЧНАЯ СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПОСТАНОВКА ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕЙ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНА .............................................................. 146 6.1. Исходная позиция в выборе спортивной специализации ............ 146 338
Стр.338
6.2. Критерии и подходы в диагностике индивидуальной спортивной предрасположенности ....................................................... 149 6.3. Особенности начальной спортивной ориентации ........................... 162 6.4. Постановка долгосрочных спортивноподготовительных целей .......................................................................... 165 6.4.1. Внешнее выражение и главное содержание целей, реализуемых в процессе подготовки спортсмена ........................ 165 6.4.2. Основные аспекты конкретизации долгосрочных спортивно-подготовительных целей .............................................. 167 6.4.3. Количественное прогнозирование и моделирование при конкретизации спортивноподготовительных целей ..................................................................... 171 Литература ............................................................................................................. 181 Глава седьмая. ИНТЕГРАТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ, СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА ................................................................. 183 7.1. Подготовка спортсмена – многосторонний процесс ...................... 183 7.2. Подготовительные упражнения спортсмена ..................................... 186 7.2.1. Упражнение как средство и метод .................................................. 186 7.2.2. Градации и ведущая классификация упражнений как средств подготовки спортсмена ............................................... 188 7.2.3. Фазы нагрузки и отдыха в процессе упражнения ...................... 198 7.2.4. Методические формы упражнения в подготовке спортсмена .................................................................... 207 7.3. Средства содействия эффективности упражнений спортсмена и другие средства его подготовки .................................. 211 Литература ............................................................................................................. 219 Глава восьмая. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА .............................. 220 8.1. Общие отправные положения ................................................................ 220 8.2. Специфические черты базовых закономерностей спортивной подготовки и производные от них принципы ........... 223 8.2.1. Максимизация и углубленная индивидуализированная специализация ........................................................................................ 223 8.2.2. Перманентность и цикличность подготовительносоревновательного процесса ............................................................... 226 8.2.3. Необходимость сочетания в процессе спортивной подготовки тенденций постепенности и предельности, опережающих и стабилизирующих тенденций ........................................................ 232 8.2.4. Относительная избирательность и единство различных сторон подготовки спортсмена ........................................................ 248 Литература ............................................................................................................. 253 Глава девятая. МОДЕЛЬНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ........................ 254 339
Стр.339
9.1. О предпосылках и общих контурах рассматриваемого подхода ....................................................................... 254 9.2. Модельно-целевой подход при проектировании спортивного макроцикла .......................................................................... 259 9.2.1. Проектное моделирование целевой соревновательной деятельности ......................................................................................... 259 9.2.2. Моделирование сдвигов подготовленности и готовности спортсмена к достижениям в макроцикле .................................... 264 9.2.3. Модельное проектирование содержания и структуры спортивного макроцикла ..................................................................... 269 9.3. О корректировании модели целевой соревновательной деятельности в процессе практического развертывания спортивной подготовки в макроцикле ................................................. 290 Литература ............................................................................................................. 293 Заключение ........................................................................................................... 296 1. Вновь о феномене спортивной формы ..................................................... 296 2. К дискуссии об осмыслении структуры спортивной тренировки ................................................................................ 308 3. Что это такое – «спорт для всех»? ............................................................. 325 Литература ............................................................................................................. 334
Стр.340

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически