ОТ РЕДАКЦИИ
Р
еформа государственных и муниципальных закупок
2014 г. ознаменовалась полной заменой
профильного закона: на смену действовавшему Федеральному
закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд» пришел Федеральный закон
от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд».
Начало нового этапа оказалось достаточно болезненным.
Закон о контрактной системе стали править
сразу: первый крупный пакет поправок приняли за
три дня до его вступления в силу, второй — уже
через полгода.
Одним из основных недостатков Закона была его
излишняя академичность. Закон давал идеальную
картину, в которой сфера госзаказа представала
сплошь многомиллионными закупками на высококонкурентных
рынках, которыми занимаются профессиональные
контрактные службы.
На самом же деле огромное число закупок — это
небольшие сделки для удовлетворения повседневных
нужд учреждений. Сделки, которыми нередко
занимаются в дополнение к основным обязанностям.
Уравнивание
микрозаказчиков с действительно
крупными и профессиональными игроками в реальности
привело не к декларируемому повышению
прозрачности и эффективности закупок, а к
расцвету административной практики, когда любая
неточность в документации оборачивалась существенными
штрафами для работников заказчиков.
Поэтому вся история современного регулирования
публичных закупок — это история непрерывной
оптимизации, отказа от избыточных процедурных
моментов, постепенного расширения свободы
заказчиков оперативно проводить небольшие закупки.
Есть и другое направление — выработка
оптимальных требований к участникам и механизма
реагирования на их жалобы.
Драйвером этого процесса выступает Минфин, реализовавший
за последние годы несколько десятков
законодательных инициатив. Одна из последних —
Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ с такими
важными новеллами, как упрощение документооборота
для заказчиков и унификация требований к
заявкам участников.
Отдельно стоит отметить влияние судов на практику
закупок. Так, «закупочный» Обзор практики ВС РФ
от 28.06.2017, по сути, дополнил Закон о контрактной
системе и активно применяется при разрешении
споров по сей день.
Судебная практика помогает кристаллизовать
сложные вопросы, например о соотношении норм
ГК РФ и Закона о контрактной системе (памятна
дискуссия о допустимости уступки права требования
оплаты по госконтракту).
Очевидно, что проблематика публичных закупок
требует комплексного осмысления. Достойным
ответом на этот вызов служат статьи и интервью,
вошедшие в настоящий номер.
Здесь разобраны и фундаментальные вопросы
(критерии эффективности закупок (Н.С. Павлова,
Л.С. Плеханова, Г.А. Сухадольский), их оптимальные
способы (А.С. Ульянов), место закупочного законодательства
в общей системе обязательственного права
(А.Е. Кирпичев)), и важные прикладные аспекты (контроль
в сфере закупок (М.А. Кобаненко), требования
к участникам закупок (В.А. Кондратьев), изменение
контрактов (А.А. Сироткина)).
Уверен, что такой охват тем никого не оставит равнодушным.
Станислав
Гаранжа
руководитель отдела в департаменте
новостного контента «КонсультантПлюс»,
консультант номера по теме «Госзакупки»
Стр.3
Георгий СУХАДОЛЬСКИЙ
РУКОВОДИТЕЛЬ
АНАЛИТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
«ИНТЕРФАКС-PROЗАКУПКИ»
ИНТЕРВЬЮ
НОМЕРА
НАМ ЕЩЕ ПРЕДСТОИТ ПОНЯТЬ,
ЧТО ТАКОЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ГОСЗАКУПОК И КАКИМ ЦЕЛЯМ
ДОЛЖНО СЛУЖИТЬ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Сегодня законодательству о госзакупках требуются прежде
всего „метрики“ (т.е. чего мы хотим), механизмы измерения
(т.е. критерии оценки результативности системы) и способы этого
добиться (т.е. стратегии). Без этого любые изменения превратятся
в интуитивные посылы с непонятным результатом
1. Оnline
https://zakon.ru/
https://igzakon.ru/
https://podpiska.pochta.ru/
Оформить подписку на электронные
2. E-mail
post@igzakon.ru
3. Телефон
+7 (495) 927-01-62
и печатные версии журнала «Закон»
4. Почта России
П7299 в каталоге Почта России
39001 по каталогу агентства
Роспечать
Стр.4
ГТЕМА НОМЕРА:
осзакупки
ИНТЕРВЬЮ
НОМЕРА
АУКЦИОННЫЙ КРЕН — ЭТО УБИЙЦА
РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В СФЕРЕ
ГОСЗАКУПОК
Алексей УЛЬЯНОВ
директор Института повышения конкурентоспособности
Среди авторов номера:
А.А. Сироткина
Изменение государственного
(муниципального) контракта
и свобода договора
Каковы границы свободы изменять условия
государственного (муниципального) контракта?
Д.Б. Володарский,
И.Н. Кашкарова
К вопросу о рецепции доктрины
эстоппеля: процессуальный аспект
(часть 2)
Как работает эстоппель против запоздалой
активности сторон?
А.В. Башарин
О возможности изменения
градостроительной документации
на основании соглашений
между публично-правовыми
образованиями и частными лицами
Перспективы условного и контрактного
зонирования в российском праве
Консультант номера:
С.А. Гаранжа
руководитель отдела в департаменте
новостного контента «КонсультантПлюс»,
кандидат юридических наук
Журнал «ЗАКОН» награжден Высшей юридической премией «ФЕМИДА» за 2007 год.
Журнал «ЗАКОН» включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата юридических наук
Стр.5
содержание / contents
От редакции
Introduction
1
ИНТЕРВЬЮ НОМЕРА
INTERVIEW
Г.А. Сухадольский. НАМ ЕЩЕ ПРЕДСТОИТ ПОНЯТЬ, ЧТО ТАКОЕ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСЗАКУПОК И КАКИМ ЦЕЛЯМ ДОЛЖНО
СЛУЖИТЬ РЕГУЛИРОВАНИЕ
G.A. Sukhadolskiy. WE HAVE YET TO UNDERSTAND WHAT EFFICIENCY
IN PUBLIC PROCUREMENT IS AND WHICH OBJECTIVES THE REGULATION
SHOULD SERVE
А.С. Ульянов. АУКЦИОННЫЙ КРЕН — ЭТО УБИЙЦА РОССИЙСКОЙ
ЭКОНОМИКИ В СФЕРЕ ГОСЗАКУПОК
A.S. Ulyanov. AUCTION BIAS IS A KILLER OF THE RUSSIAN ECONOMY
IN PUBLIC PROCUREMENT
СОБЫТИЕ. КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
THE EVENT. COMMENTS OF THE EXPERTS
ПРИНЦИП ВНЕСЕНИЯ ПРОТИВ СУПРУЖЕСКОЙ
НЕДОБРОСОВЕСТНОСТИ
Комментарии А. Рыбалова, К. Скловского, М. Церковникова,
А. Латыева, Е. Чефрановой, О. Федоровой
THE PRINCIPLE OF REGISTRATION AGAINST BAD FAITH
BETWEEN SPOUSES
Comments by A. Rybalov, K. Sklovskiy, M. Tserkovnikov, A. Latyev,
E. Chefranova, O. Fedorova
26
20
8
Стр.6
№ 8
Август 2021
August 2021
ТЕМА НОМЕРА: ГОСЗАКУПКИ
TOPIC OF THE ISSUE: PUBLIC PROCUREMENT
М.А. Кобаненко. НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ КОНТРОЛЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
M.A. Kobanenko. PRESENT AND FUTURE OF THE PUBLIC PROCUREMENT
CONTROL
Н.С. Павлова, Л.С. Плеханова. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК: НЕУЧТЕННЫЕ ЭФФЕКТЫ
N.S. Pavlova, L.S. Plekhanova. CRITERIA FOR THE EFFECTIVENESS OF PUBLIC
PROCUREMENT: UNRECORDED EFFECTS
А.Е. Кирпичев. ЗАКУПКИ ДЛЯ НУЖД ПУБЛИЧНОГО СЕКТОРА
И СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОГО ПРАВА: ТЕРМИНОЛОГИЯ
И ВЫБОР ПРИМЕНИМЫХ НОРМ
A.E. Kirpichev. PUBLIC SECTOR PROCUREMENT AND THE SYSTEM
OF LAW OF OBLIGATIONS: TERMINOLOGY AND SELECTION
OF APPLICABLE RULES
А.А. Сироткина. ИЗМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО)
КОНТРАКТА И СВОБОДА ДОГОВОРА
A.A. Sirotkina. CHANGE OF THE STATE (MUNICIPAL) CONTRACT
AND FREEDOM OF CONTRACT
В.А. Кондратьев. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ПУБЛИЧНЫХ
ЗАКУПОК
V.A. Kondratev. REQUIREMENTS FOR PARTICIPANTS IN PUBLIC
PROCUREMENT
76
67
41
35
52
Стр.7
содержание / contents
ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
DISCUSSION BOARD
Р.С. Ибрагимов, Е.Д. Сурагина, Д.Ю. Чурилова. ЭТИКА И РЕГУЛИРОВАНИЕ
ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
R.S. Ibragimov, He.D. Suragina, D.Yu. Churilova. ETHICS AND AI REGULATION
М.Л. Гальперин. ПОЧЕМУ ПОСЛЕ ЦИФРОВОГО ВЕКА ЮРИДИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ НАСТУПИТ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ?
M.L. Galperin. WHY WILL THE MIDDLE AGES ENSUE FROM
THE DIGITAL AGE OF LEGAL EDUCATION?
К.А. Сасов. КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ОБЩАЯ НОРМА О НАЛОГОВЫХ
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯХ
K.A. Sasov. WHAT SHOULD BE A GENERAL RULE ON TAX ABUSE
102
96
85
ЮРИДИЧЕСКАЯ ХРОНИКА
LEGAL CHRONICLE
А.П. Евсеев. ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ
107
Падение Кабула — Статья Ивана Сафронова в «Ведомостях» — Постановление
Европейского суда по правам человека по делу «Гуменюк и другие против Украины» —
Постановление Конституционного Суда РФ по жалобе гражданина Е.В. Мокеева —
Реформа контроля и надзора
A.P. Evseev. THE EIGHTH MONTH
The fall of Kabul — Article by Ivan Safronov in Vedomosti — Judgment of the European
Court of Human Rights in the case of Gumenyuk and Others v. Ukraine — Ruling
of the Russian Constitutional Court on the complaint of citizen E.V. Mokeev — Control
and supervision reform
Стр.8
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
THEORY AND PRACTICE
Л.А. Новоселова. РАСПОРЯЖЕНИЕ ТЕЛОМ ЧЕЛОВЕКА:
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
L.A. Novoselova. DISPOSAL OF HUMAN BODY:
CIVIL LAW ASPECT
Д.Б. Володарский, И.Н. Кашкарова. К ВОПРОСУ О РЕЦЕПЦИИ
ДОКТРИНЫ ЭСТОППЕЛЯ: ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
(ЧАСТЬ 2)
D.B. Volodarskiy, I.N. Kashkarova. ON THE ISSUE OF THE ESTOPPEL
DOCTRINE IMPLEMENTATION: PROCEDURAL ASPECTS
(PART 2)
А.В. Башарин. О ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ
ДОКУМЕНТАЦИИ НА ОСНОВАНИИ СОГЛАШЕНИЙ МЕЖДУ
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ И ЧАСТНЫМИ ЛИЦАМИ.
ПЕРСПЕКТИВЫ УСЛОВНОГО И КОНТРАКТНОГО ЗОНИРОВАНИЯ
В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ
A.V. Basharin. ON THE POSSIBILITY OF CHANGING URBAN PLANNING
DOCUMENTATION BASED ON AGREEMENTS BETWEEN PUBLIC
LAW ENTITIES AND PRIVATE INDIVIDUALS. PROSPECTS FOR CONDITIONAL
AND CONTRACT ZONING IN RUSSIAN LAW
115
131
153
Стр.9