Учредитель и издатель
ООО «Роман-газета»
Главный редактор
Юрий Козлов
Редакционная
коллегия:
Дмитрий Белюкин
Юрий Бондарев
Семен Борзунов
Алексей Варламов
Анатолий Заболоцкий
Юрий Коннов
Владимир Личутин
Юрий Поляков
Ответственный
редактор
Елена Русакова
В оформлении
обложки
использованы картины
Константина Сомова
Права
на использование
товарного знака
«Роман-газета»
принадлежат
ООО «Роман-газета»
© ООО «Роман-газета», 2018
Все права защищены
Подписаться
на журнал «Роман-газета»
можно в отделениях связи
и через Интернет:
www.gazety.ru
Подписные
индексы издания:
в каталоге агентства
«Роспечать»
70782 на полугодие,
71752 на год;
в объединенном
каталоге
«Пресса России»
38915 на полугодие;
в электронном каталоге
«Почта России»
П1526 на полугодие
Точка зрения автора может
не совпадать с позицией
редакции
2018 №10 /1807/ Основана в 1927 г.
Владимир Бондаренко
Игорь-Северянин
«О России петь...»
ЦАРСТВЕННЫЙ ПАЯЦ
Вместо предисловия
Одну из так и не вышедших книг Игорь-Северянин1 назвал весьма метко: «Царственный
паяц». Царственный — и по дворянскому происхождению, и по уверенности
в собственной гениальности, и по манере поведения в среде литераторов. Но и
откровенный паяц, играющий шута даже перед самим собой, не верящий ни в надежность
своей двусмысленной славы, ни в литературное лидерство рядом с Николаем
Гумилёвым или, позже, с Владимиром Маяковским.
В стихах поэт Игорь-Северянин утверждал, что его предком был византийский
император. Действительно, среди его родни были знаменитости — и Афанасий Фет,
и Николай Карамзин, да и слава его в предреволюционный период была просто
оглушительной. Он сам себя называл гостем из будущего. Живя в детстве и юности с
матерью в предместье Санкт-Петербурга в Гатчине, почти каждый день ездил в оперу.
Позже вспоминал: «Меня стали усиленно водить в образцовую Мариинскую оперу,
где Шаляпин был тогда просто басом казенной сцены... и об его участии еще никого
не оповещали жирным шрифтом... Бывая постоянно в Мариинском театре, в
Большом зале консерватории... в Малом (Суворинском) театре... и в Музыкальной
драме, слушая каждую оперу по нескольку раз, я в конце концов... не раскрывая
программы, легко узнавал исполнителей по голосам... Оперы... очаровали меня...
потрясли... запела душа моя... Мягкий свет люстр, бесшумные половики, голубой
бархат театра... Вокруг, в партере, нарядно, бархатно, шелково, душисто, сверкально,
притушенно-звонко. Во рту вкусные конфеты от Иванова или Berrin, перед глазами
— сон старины русской, в ушах — душу чарующие голоса... Как не пробудиться
тут поэту, поэтом рожденному?»
Там же, в Гатчине, он сроднился с царственным окружением: и царский парк, и
Приорат2, и павильон Венеры. Не тогда ли, среди царских дворцов, возникла его
любовь к изысканности?
1 О трансформациях поэтического псевдонима Игоря Васильевича Лотарева речь пойдет в отдельной
главе.
2 Приорат (от лат. prioratus «монастырь, управляемый приором») — Приоратский замок (дворец),
построенный в 1799 году по решению Павла I в Гатчине — его загородной резиденции; замок связан с
созданием в России «Великого Приорства» Мальтийского ордена. — Прим. ред.
Стр.3