Учредитель и издатель
ООО «Роман-газета»
Главный редактор
Юрий Козлов
Редакционная
коллегия:
Дмитрий Белюкин
Юрий Бондарев
Семен Борзунов
Алексей Варламов
Анатолий Заболоцкий
Юрий Коннов
Владимир Личутин
Юрий Поляков
Ответственный
редактор
Елена Русакова
В оформлении
использована картина
белорусского
художника
Сергея Шемета
«Птицелов»
Права
на использование
товарного знака
«Роман-газета»
принадлежат
ООО «Роман-газета»
© ООО «Роман-газета», 2018
Все права защищены
Подписаться
на журнал «Роман-газета»
можно в отделениях связи
и через Интернет:
www.gazety.ru
Подписные
индексы издания:
в каталоге агентства
«Роспечать»
70782 на полугодие,
71752 на год;
в объединенном
каталоге
«Пресса России»
38915 на полугодие;
в электронном каталоге
«Почта России»
П1526 на полугодие
Точка зрения автора может
не совпадать с позицией
редакции
Олег Ждан
Гений
Повесть
Этот апрельский день начался для него так же отвратительно, как все другие. Вопервых,
в автобусе какой-то дружелюбный мужичок раза в два старше уступил место:
«Садись, дед», а когда протолкался перед остановкой ближе к двери, кто-то
пихнул в спину: «Эй, пацан, сходишь ты или нет?..» Во-вторых, вахтерша на проходной
так долго изучала пропуск, сверяя фотокарточку с натурой, поглядывая на
его козлиную бородку, что он не выдержал, поднял руки, как копытца, и заблеял,
подтверждая сходство. В-третьих... Чтоб добраться до завода к половине восьмого,
нужно подняться в шесть, и он в самом деле чувствовал себя кем угодно, только не
человеком.
Месяц назад завком поручил ему написать портреты передовиков для Аллеи трудовой
славы. Работа простая, если — с фотокарточек, как было заведено до сих пор.
Но в том-то и дело, что он не мог без отвращения глядеть на такие портреты, где слесари,
грузчики, фрезеровщики запечатлевались на века надутыми и важными, как
члены правительства. В конце концов, если серьезно, каждый из них стал «передовиком»
не из-за обезьяньей любви к труду. У каждого на то своя причина. Один от
жадности, другой от молодости и избытка силы, третий от стремления угодить начальству,
четвертый от врожденной старательности, пятый... Нет загадок в этом мире,
все можно объяснить.
Он ходил по участкам, приглядываясь, делал эскизы, пробы, сверяя, как та вахтерша
в проходной, натуру и фотографию. И вот работа закончена, сегодня — сдача.
Вынес портреты из мастерской — комнатки, которую ему выкроили в красном уголке,
расставил вдоль стен, еще раз рассмотрел их и остался, в общем, доволен. В лицах
были и смысл, и правда, а все вместе они — вполне бессмысленная человеческая
жизнь.
Хотите — осмысленную? Тогда вы ошиблись адресом. Каждый настоящий художник
пишет такую, какой живет сам. Бессмысленная ведь не значит — без содержания.
И это в человеке главное, за что его можно уважать или презирать.
Непростая задача стояла перед ним, но он справился с ней. Как? Этого он не знает.
2018 №2 /1799/ Основана в 1927 г.
«Побег на край дождя»
Современная проза Республики Беларусь
Стр.3