Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Гражданская защита

Гражданская защита №2 2021 (600,00 руб.)

0   0
Страниц68
ID721550
АннотацияЖурнал «Гражданская защита» - центральное издание МЧС России по вопросам гражданской обороны. Издается с 1956 года. Журнал освещает проблемы безопасности населения, территорий и объектов экономики при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий, военных конфликтов. Журнал способствует повышению осведомленности населения о государственной политике в области гражданской обороны, уменьшения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, его обучению действиям в чрезвычайных ситуациях. На страницах журнала публикуется информация о новых разработках средств защиты и спасения, специальной одежды и обуви, которые способствуют обеспечению безопасности персонала предприятий и населения, а также всестороннему оснащению пожарно-спасательных и аварийных формирований всем необходимым для выполнения функций по предназначению. Нашими подписчиками являются администрации и органы управления ГОЧС субъектов Российской Федерации, министерства и ведомства РФ, а также объекты экономики, в том числе потенциально опасные.
Гражданская защита : Научно-практический и методический журнал .— Москва : Информационный центр общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, ИЦ ОКСИОН, 1956 .— 2021 .— №2 .— 68 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/721550 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Гражданская_защита_№2_2021.pdf
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. ИзДАЕТСя С 1956 г. Центральное издание Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий НАгРАЖДЕН МЕДАЛью МОгО 01.03.1999 г. ЛАУРЕАТ фЕСТИвАЛя «СОзвЕзДИЕ МУЖЕСТвА» №2 Сегодня МЧС России – это мощная государственная структура, на которую возложена важнейшая для страны задача – защита людей и территорий от чрезвычайных ситуаций. Это и тушение пожаров, и борьба с природными и техногенными катастрофами. И, конечно, помощь каждому человеку, который оказался в беде. Вы работаете практически во всех уголках нашей страны, даже в самых удаленных. И в случае необходимости способны в кратчайшие сроки прибыть в любое место и оказать высокотехнологичную помощь всем, кто терпит бедствие или нуждается в этой помощи. Для этого у вас есть самая современная техника, опытные спасатели. А главное – верность профессиональному долгу, самоотверженность и мужество. Ежедневно вам приходится ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций. Но самое важное, что МЧС стремится работать прежде всего на предотвращение опасных инцидентов. Ведет большую информационно-разъяснительную работу и обеспечивает заблаговременное оповещение людей о возможности и возникновении ЧС. Все это позволило существенно снизить масштабы чрезвычайных ситуаций и ущерб от них. Дополнительная нагрузка легла на все подразделения МЧС в связи с распространением коронавирусной инфекции. Стоит отметить большую работу, которую вы ведете для предотвращения этой опасной инфекции. Используете для этого весь арсенал современной техники и технологий, в том числе цифровых. Вам удалось быстро перестроиться для работы в новых обстоятельствах. И вы эффективно справляетесь со всеми возложенными на вас задачами. В работе спасательной службы с каждым годом все большее значение приобретают задачи цифровизации. Важно шире применять на практике передовые разработки ведущих научных организаций, включая беспилотные авиационные системы, наземные и подводные робототехнические комплексы. Новые методы работы, основанные на цифровых решениях, позволяют точно прогнозировать и своевременно предотвращать возможные природные и техногенные катаклизмы, сводить к минимуму их последствия. За этой работой – спасенные жизни тысяч людей, ради которых вы работаете круглосуточно, без выходных, каждый день и с полной самоотдачей. Важно продолжать совершенствовать свою работу. Заниматься развитием системы комплексной безопасности и защиты от рисков чрезвычайных ситуаций. Уделять особое внимание процессам их прогнозирования и предупреждения. Правительство продолжит оказывать МЧС всю необходимую поддержку. Уверен, что ваша сплоченная команда будет и дальше работать так же эффективно и слаженно. И вы справитесь со всеми задачами, которые ставятся перед вами. Михаил Мишустин, Председатель Правительства РФ Февраль 2021 | гРАЖДАНСКАя зАЩИТА | 1 2021 г.
Стр.3
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ РАЗВИТИЕ ПРИОРИТЕТЫ ЗА ОБЪЕДИНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ Андрей Сохоев, наш корреспондент. Фото из архива редакции В В начале совещания министр по чрезвычайным ситуациям Евгений Зиничев подвел некоторые итоги работы в 2020 г. При этом отметил, что борьба с природными пожарами в Краснодарском крае, Воронежской и Ростовской областях, с неблагоприятными природными явлениями в Дальневосточном федеральном округе, а также ликвидация последствий разлива нефтепродуктов в Норильске в целом показали должную готовность системы РСЧС к действиям по предназначению. Вместе с этим он подчеркнул, что чрезвычайные ситуации последних лет значительно изменили свой характер и масштабы последствий: они отличаются от среднемноголетних показателей и становятся более непредсказуемыми. «Анализ имеющихся как в субъектах РФ, так и в муниципальных образованиях сил реагирования и материальных ресурсов показал их недостаточность для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, – констатировал сложившееся положение дел глава МЧС России. – В связи с этим министерством проводятся мероприятия по пересмотру объемов и номенклатуры таких ресурсов в регионах». Соответственно повышаются важсоответствии с поручением Президента Российской Федерации, а также в рамках реализации национальных целей развития страны МЧС России проводит цифровую трансформацию Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в которой создается платформа, позволяющая перевести на новую технологию всю систему реагирования на ЧС. С этой целью министерством была принята в эксплуатацию автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС) РСЧС. В настоящее время в ней уже заложена база из более 800 тыс. паспортов территорий и объектов и осуществляется автоматизированный обмен данными со всеми участниками РСЧС. Система использует крупномасштабную цифровую картографическую основу Росреестра. В нее же поступают сведения кадастра недвижимости. И на основе всех полученных ею данных моделируются чрезвычайные ситуации и формируются предложения для принятия решений руководителями органов исполнительной власти. Публичной частью АИУС РСЧС являетность и значимость своевременного прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Для этого специалистами министерства разработана и начала поэтапно внедряться технология активного их предупреждения. Сегодня, по словам Евгения Зиничева, «цифровые технологии используются как при моделировании возможных событий, так и при выработ8 8 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | Февраль 2021 теллекта могут самосовершенствоваться. Они способны обучаться на примере предыдущих схожих ЧС, сравнивать их по годам, учитывая погодные условия и десятки других параметров, которые предшествовали или сопутствовали различным авариям, наводнениям, пожарам. В этом смысле система может с большой долей вероятности предупреждать спасателей и власти регионов, что где-то приближается беда, и давать конкретные рекомендации о том, как ее предотвратить. А все страшилки про угрозы восстания машин лежат в области фантастики. Судьба людей никогда не будет зависеть от их решений. Никакого своеволия и уж тем более признаков сознания у искусственного разума нет. Это просто очень скоростные программы. Но они реально лучшие в производительности и анализе большого массива данных. Следует подчеркнуть, что власти НАША СПРАВКА ся атлас природных и техногенных опасностей и рисков, который состоит из сегмента, доступного для граждан. В нем содержатся: информация о целях обеспечения безопасности жизнедеятельности, сведения и предупреждения о существующих рисках, рекомендации по действиям в ЧС в части, касающейся руководителей органов исполнительной власти. Здесь они имеют доступ к статистическим и оперативным данным, моделям развития обстановки, результатам аэрофотосъемки нашей страны поддерживают прогрессивные начинания и уже определились с тем, как искусственный интеллект будет использоваться в работе чиновников различных ведомств. Так, Министерство цифрового разО ВНЕДРЕНИИ ПЕРЕДОВЫХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ Накануне Дня спасателя, 22 декабря 2020 г., Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин провел в Национальном центре управления в кризисных ситуациях МЧС России совещание, на котором среди других были обсуждены вопросы цифровой трансформации чрезвычайного ведомства. В ТЕМУ Как ведомства намерены использовать искусственный интеллект ФНС задействует искусственный интеллект для внедрения голосового ассистента для консультаций, а также для создания классификаторов по вновь поступающим вопросам и товарным наименованиям. В 2020 г. подразделения МЧС России принимали участие в ликвидации 320 чрезвычайных ситуаций, тушении более 420 тыс. техногенных пожаров, осуществляли выезды более чем на 89 тыс. ДТП, а также на места 3,5 тыс. происшествий на водных объектах. При реагировании на все эти события были спасены более 100 тыс. человек. В МЧС России создается платформа, позволяющая перевести на новую технологию всю систему реагирования на ЧС беспилотной авиации МЧС России, к ежедневному оперативному прогнозу и экстренным предупреждениям, а также к метеорологической информации, поступающей онлайн от Росгидромета. Примером эффективного применения вития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации уже подготовило предварительный перечень проектов с задействованием нейросети в госорганах. Специалисты министерства сформировали целый комплекс решений в сфере искусственного интеллекта, которые в ближайшие три-четыре года будут внедряться во всех силовых ведомствах, включая МЧС России, а также в Минздраве, Минпромторге, Росреестре и Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФФОМС). 10 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | Февраль 2021 18 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | Февраль 2021 ке мер по минимизации их последствий. Таким образом, в 2020 г. благодаря активному использованию цифровых технологий, а также своевременно принятым мерам были минимизированы затраты на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и компенсационные выплаты». Заместитель министра Виктор ЯцуМВД намерено использовать программное обеспечение с технологией искусственного интеллекта для идентификации и поиска лиц, выявления взаимосвязей между событиями, анализа биоматериала для определения внешних анатомических признаков (цвет глаз, волос, форма лица, головы). Такую информацию подтвердил представитель аппарата вице-премьера Дмитрия Чернышенко. А специалисты Минцифры заметили, что окончательный документ будет сформирован исключительно после одобрения проектов всеми заинтересованными структурами. Тему применения в МЧС России инновационных разработок и инструментов искусственного интеллекта раскрывает заместитель министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Виктор Яцуценко. достоверные модели ситуации, на основе этого проводился комплекс превентивных мероприятий. Все это обеспечило безаварийный пропуск весеннего половодья. Наиболее сложная обстановка складывалась в районе слияния рек Лена и Алдан. Исходя из заблаговременно выполненного прогноза, были проведены взрывные работы, ликвидирована угроза затопления жилых кварталов в Якутске и населенном пункте Ботомай, ранее подвергавшихся затоплению. Подобный анализ критических параценко в своем выступлении, в частности, доложил участникам совещания, что «в рамках создания цифровой платформы с элементами искусственного интелсозданных информационных систем может служить работа, проведенная нами в паводкоопасный период 2020 г. Подготовка к прохождению весеннего половодья тогда началась еще в октябре 2019 г. Учитывались такие критические параметры, как долгосрочный прогноз и среднемноголетние наблюдения. Проводился анализ показателей прохождения весеннего половодья на территориях страны, по результатам которого были определены регионы, требующие особого внимания. Для проведения мониторинга и аэрофотосъемки туда направлялись расчеты беспилотных авиационных систем, строились ФФОМС планирует создать с использованием искусственного интеллекта сервис моделирования тарифов на оказание медицинской помощи, а также для напоминания о визите к врачу и записи, сбора обратной связи, с целью внедрения голосового помощника для «умных» колонок и др. Росреестр с помощью нейросетей намерен распределять документы по типам, анализировать изображения, с помощью которых сможет различать объекты капитального строительства. лекта на федеральном уровне на базе запасного пункта управления формируется межведомственное “озеро больших данных”», в которое поступает информация от федеральных и региональных органов исполнительной власти, информационных систем муниципального уровня, таких как «Безопасный/умный город». Это позволяет в ЦУКСах территориальных органов формировать «озеро данных» субъектов РФ. Большой плюс такой работы состоит в том, что результатами анализа собираемых данных смогут пользоваться для предупреждения возможных рисков и угроз все заинтересованные органы управления РСЧС. Глава Правительства РФ Михаил Минздрав планирует посредством нейросетей выявлять новообразования и признаки COVID-19 на КТ-изображениях, снимках с микроскопов, данных лучевой диагностики. Минпромторг создаст чат-бот, который будет консультировать пользователей по доступным мерам поддержки. Ведомство также намерено использовать новую технологию при анализе документов заявителей. метров уже проведен в прошлом году. Организована работа по мониторингу складывающейся обстановки. Другим природным риском, сопоставимым по масштабам ущерба с наводнениями, являются природные пожары, оказывающие сущеИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ МЧС РОССИИ Для реализации всех планов в этой области чрезвычайному ведомству потребуется около 6 млрд рублей из бюджета нацпрограммы «Цифровая экономика». Предполагается, что информатизация министерства будет вестись по трем основным направлениям: – оснащение компьютерами и отечественным программным обеспечением; – создание новой структуры в сфере кибербезопасности; – развитие предиктивных технологий. С помощью последних МЧС России рассчитывает к 2023 г. предсказывать до 70 % чрезвычайных ситуаций в стране. За это время в министерстве планируют оснастить своих сотрудников автоматизированными рабочими местами. Причем все компьютеры к этому сроку предусматривается перевести на отечественное программное обеспечение open source. Пока же только каждый шестой компьютер работает на российском софте, а более половины всего их парка устарело. Кибербезопасность структур МЧС РосМишустин поинтересовался, существует ли уже единая база данных по всем объектам и по ресурсам для того, чтобы в случае наступления ЧС, вне зависимости от ведомственного характера, оценивать ситуацию и принимать адекватные ей решения. Виктор Яцуценко ответил, что министерство как раз просит подственное влияние на антициклоническую активность. Совместно с научными учреждениями Российской академии наук, с применением суперкомпьютерных технологий искусственного интеллекта проведены исследования, подтверждающие взаимосвязь этих явлений. Свидетельство тому – обстановка, которая складывалась в прошлом году в Республике Саха (Якутия), Красноярском крае, Иркутской области. Там в результате воздействия масштабных лесных пожаров образовалась зона мощного антициклона, и он блокировал прохождение циклонов на север. Это стало одним из факторов, который негативно отразился на продолжительности и количестве осадков, выпавших в горных районах Иркутской области и бассейне реки Амур, что привело к катастрофическому наводнению в городе Тулуне, а также к формиросии должен будет обеспечивать создаваемый практически с нуля Центр управления инцидентами, предназначенный для регулирования процессов управления инфраструктурой, анализа событий безопасности в реальном времени, управления уязвимостями и инцидентами, для аналитики внешних и внутренних угроз, обеспечения непрерывного контроля и аудита состояния защищенности ИТ-ландшафта. Предиктивные технологии потребуют держки в реализации этого направления, чтобы все министерства и ведомства, включая Минэнерго, Минстрой, ЖКХ, дали МЧС России доступ к своим данным. Причем не формальные бюллетени, а саму возможность подключиться к их информационным ресурсам. Как это сделал, например, Росавтодор, к информационной структуре которого чрезвычайное ведомство уже подключилось. Выполнение указанМихаил Мишустин выскаванию волн паводка в верховьях Амура, Селенги и Зеи. Проведенные научные исследования По мнению экспертов, вложения ных мероприятий позволит специалистам МЧС России в дальнейшем, обладая прогнозом, информацией ведомственных баз данных и моделями развития обстановки, заблаговременно реагировать на возможные чрезвычайные ситуации, в том числе такие, например, как ледяной дождь. Эта тема оказалась довольно близка высветили проблемный вопрос об отнесении тушения очагов природных пожаров в труднодоступной и отдаленной местности к категории экономически невыгодного. В связи с этим Минприроды России и органам исполнительной власти субъектов РФ предложено организовать работу по заблаговременному заключению договоров о привлечении авиации МЧС России и наращиванию наземной группировки авиалесоохраны для совместного тушения природных пожаров. Это в целом должно улучшить обстановку, в том числе и гидрологическую. Кроме того, МЧС России в рамках пропремьер-министру. Он подтвердил, что «конечно, модели соответствующего искусственного интеллекта, которые, так или иначе, будут настраиваться на определенные виды техногенных катастроф или любых чрезвычайных ситуаций, будут работать». Но при этом он просил «не забывать о всеобщей инвентаризации того, что у нас есть как арсенал и как соответствующие ресурсы для решения задач, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций». По его мнению, «инвентаризация такого свойства, как “озеро данных”, должна предполагать учет всех необходимых средств и ресурсов, которые есть как у федеральных органов исполнительной власти, так и местных, региональных структур». граммы технического переоснащения до 2030 г. планирует принять на вооружение вертолеты Ми-38 в арктическом исполнении с увеличенным радиусом действия. Они позволят прикрывать Арктическую зону и Северный морской путь, реагировать на природные пожары. Для повышения эффективности мониМЧС России в кибербезопасность вполне оправданны и понятны. «Защищая ряд достаточно важных госструктур, мы видим, насколько высок уровень атакующих в данном сегменте – он значительно выше, чем в коммерческих организациях, – говорит директор по стратегическому планированию направления «кибербезопасность» «Ростелекома» Валентин Крохин. – В данном случае речь идет о полноценных наемных кибервойсках, главная задача которых – кибершпионаж в пользу другого государства, полный захват инфраструктуры для возможности ее контроля и применения в дальнейшем любых действий и подходов вплоть до полного вывода из строя». Он согласен с тем, что в МЧС России уровень защиты должен быть самым высоким, так как любая остановка деятельности ведомства, по его словам, может нанести «колоссальный ущерб». торинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций сегодня активно задействуется система космического мониторинга, посредством которой с использованием технологии искусственного интеллекта осуществляется оперативный контроль всей территории Российской Федерации и приграничных районов. Для покрытия арктических территорий совместно с Роскосмосом созданы и включены в состав Единой территориально-распределенной информационной системы дистанционного зондирования Земли центры в Мурманске и Дудинке. Ведутся работы по формированию подобного центра в городе Анадыре. В минувшем году был проведен успешный эксперимент по применению мобильного приемо-передающего комплекса дистанционного зондирования Земли в Республике Саха (Якутия), который показал свою очень серьезных затрат. Они пойдут на создание и развитие защищенного межведомственного взаимодействия для оценки зон, вероятности и возможного ущерба в рамках предупреждения и ликвидации ЧС. Ведь доля чрезвычайных ситуаций, которые будут предсказываться с помощью «глубокого анализа межведомственных данных», должна достичь к 2023 г. 70 %. А для этого министерству просто не обойтись без применения технологий анализа больших данных, искусственного интеллекта и машинного обучения. зался за то, чтобы сделать такой подход всеобщим: «чтобы никто у нас, кто так или иначе владеет такими ресурсами и средствами, не остался в стороне. Когда наступает чрезвычайная ситуация, все силы государства должны быть мобилизованы». Свою точку зрения высказал и заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента России в Дальневосточном федеМихаил Мишустин поддержал идею «УМНЫЙ ГОРОД» И БЕЗОПАСНОСТЬ Различные аспекты интеллектуальной цифровизации имеют важнейшее значение для всех современных населенных пунктов. Однако для так называемых умных городов безопасность еще более повышает их значимость. Ведь всероссийский проект «умный город» направлен в первую очередь на повышение комфортных и создание безопасных условий для жизни горожан. Сегодня данный контекст преимущественно включает в себя обеспечение физической безопасности граждан щественной инфраструктуры и связан с работой полиции, служб экстренного спасения и пожарной охраны, медицины, экологии (общественная безопасность). Но уже сейчас этот контекст расширяется до обеспечения киберфизической и киберинформационной безопасности информационно-коммуникационной инфраструктуры (кибербезопасность), которая будет все пронизывать и соединять. Разработанные в 2014–2015 гг. станобо том, чтобы коллеги из других ведомств поставляли свои данные в эту систему: «Они должны быть поставщиками, но за вами – постановка алгоритма. Сначала несложного», – сказал он, обращаясь к руководству министерства. И добавил, что «он должен содержать конкретные алгоритмы мер, которые необходимо будет реализовать в случае наступления критической ситуации на любой территории». эффективность, в том числе при чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате разлива нефтепродуктов в Норильске. Далее, в интересах более оперативной ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с отключением потребителей от электроэнергии, предлагается поручить Минэнерго России во взаимодействии с заинтересованными федеральными орЗаместитель министра Виктор Ничипорчук, в свою очередь, продемонстрировал на совещании «Атлас угроз и рисков» МЧС России, на котором собрана и наглядно отражается вся региональная информация. На экране можно было осмотреть все имеющиеся на текущий момент силы и средства, принадлежащие министерству, а также РСЧС (в рамках открытой информации). Что касается автомобильной и дорожной техники, то все машины, оборудованные ГЛОНАСС, точно так же можно видеть и отслеживать все перемещения в режиме реального времени. 20 СПУТНИКОВ ПЛАНИРУЕТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ЦИФРА бербезопасности и конфиденциальности на каждом этапе своего развития. Однако реальность такова, что мноЗАПУСТИТЬ ДО 2025 Г. В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ РОССИИ гие из «дверей» любого «умного города» никогда не закрываются полностью. Скорее, они приоткрыты и могут быть подвержены кибератакам. А так как существует угроза проникновения в инфраструктуру города в любой точке, риск возрастает, и одна система запросто может скомпрометировать другую. В классическом сценарии с самым ганами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ организовать учет движения и технического состояния передвижных дизель-генераторов, в том числе с использованием датчиков контроля движения ГЛОНАСС. Вся соответствующая техника, включая и наши катера, с заводов выходит уже с такими датчиками. Это позволяет отслеживать применение дизель-генераторов в рамках реализации программы «Безопасный город», контролировать их местоположение с видеофиксацией. слабым каналом одно, казалось бы, безвредное подключенное к нему устройство, будучи взломанным и зараженным вредоносным программным обеспечением, открывает возможность проникновения множества других устройств, что приводит к каскадному повреждению ТРИ УРОВНЯ ПРОЕКТОВ В ГОРОДЕ Городские услуги • образование • здравоохранение • общественная безопасность • туризм дарты (ISO 37120:2014 и ISO 37151:2015) обозначили три уровня проектов, кои должны быть реализованы в «умных городах»: инфраструктурный уровень, уровень объектов и уровень городских услуг. «Умные города» постоянно сталкиваются со многими рисками, поскольку цифровая и физическая инфраструктура повсеместно пересекаются. Так что городам необходимо внедрять принципы кисоответствующий доклад в правитель-ко представьте, что произойдет, если ство, на основе которого будут даны все городские стоп-сигналы в результанеобходимые поручения. Он также при-те проникновения будут установлены на зеленый свет! Последствия такого акта составляют серьезнейшую угрозу жизни множества людей. Городские объекты • дома звал остальных участников совещания к дальнейшему совершенствованию работы спасателей, внедрению цифрови• торговые площади • офисные здания • больницы • школы зации, развитию систем комплексной Так что специалисты, обладающие безопасности и защиты от рисков ЧС с упором на их прогнозирование и предупреждение. Городская инфраструктура • энергия • вода • транспорт Февраль 2021 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | 9 • сбор мусора • ИКТ ственного интеллекта для анализа постоянно пополняющейся базы ортофотопланов и космических снимков поможет нам в автоматизированном режиме определять объекты инфраструктуры в зоне чрезвычайной ситуации. Считаю, что только совместное внедрение и развитие передовых методов и технологий в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика», а также использование больших данных и искусственного интеллекта позволит предупреждать возникновение и минимизировать последствия чрезвычайных ситуаций. Фото из архива редакции техническими ноу-хау для решения подобных проблем, с каждым годом будут все более востребованы в целях обеспечения защиты населения и территорий от различных инновационно-цифровых бедствий… Февраль 2021 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | 11 Февраль 2021 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | 19 ральном округе Юрий Трутнев. Он считает, что «профиль рисков действительно должен учитывать не только повторяемость природных явлений, но и состояние всех сетей, линий электропередачи, наличие резервных линий, дублирование и т. д. Эту работу очень важно довести до плана, которым бы пользовались федеральные органы исполнительной власти. Потому что это надо не только МЧС. Если мы видим риски наводнений, значит, надо осуществлять противопаводковые мероприятия по линии Министерства природных ресурсов. Или вот мы уже несколько лет говорим о том, что у нас, как правило, горит Дальний Восток… Надо построить профиль рисков и усилий всех ведомств, тогда пользы будет значительно больше». Завершая обсуждение, Михаил МиПредлагается также пересмотреть нормативные документы по содержанию и номенклатуре Росрезерва, приблизить его к отдаленным субъектам РФ и рассмотреть право на принятие решения относительно него руководителями субъектов по принципу «здесь и сейчас» с последующим оформлением необходимых документов. В целях дальнейшей работы по цифРАЗВИТИЕ ПРИОРИТЕТЫ шустин с удовлетворением отметил, «что подходы, связанные с построением профиля рисков в МЧС, продуманные. И цифровая трансформация позволяет это сделать. Здесь, как я услышал Евгения Николаевича и коллег, необходима слаженная работа всех соответствующих федеральных органов исполнительной власти и регионов. И те самые требования, которые вы выдвигаете, надо будет просто закрепить в решениях правительства». После этого, обращаясь к министру, премьер дал ему поручение подготовить ровой трансформации в 2021 г. планируется за счет применения технологий искусственного интеллекта при моделировании последствий чрезвычайных ситуаций перейти к прогнозированию возможного экономического ущерба от них. В мобильном приложении «Термические точки» продолжим использовать инструменты моделирования зон с высокой вероятностью появления и распространения природных пожаров. В результате главам муниципальных образований будут приходить уведомления о существующей высокой вероятности возникновения пожаров на их территории, и они должны организовать проведение соответствующих превентивных мероприятий. Применение инструментов искусвсей инфраструктуры. Например, нарушение систем «умного» освещения в домах может способствовать получению личных данных о жильцах, а в конечном итоге – финансовой информации и других личных сведений о гражданах – возможно, даже медицинских. Крупные кибератаки могут возникнуть в любой точке города, а поскольку одна система может быть связана с другой, то возникает скомпрометированная угроза. Кроме того, ориентированная на клиента информация, целью которой является удобство для пользователя, тоже может быть весьма уязвимой. К сожалению, развитие систем кибербезопасности и защиты для умных городов не поспевает за растущим внедрением цифровых возможностей. Так, в заботящихся о безопасности и о своих жителях городах технология, позволяющая машинам скорой помощи превращать красный свет светофора в зеленый, уже взломана. Существует много фактов взлома и личной информации в частном секторе. Парадоксально, но как только город становится «умным», потенциал для хаоса в нем становится огромным. ТольсодеРжаНие НАУЧНО-ПР АКТИЧЕСКИЙ И МЕТ О ДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ЦЕНТР АЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ МЧС РОССИИ 28 техНологии Программный комплекс «Авиалесохрана». Обеспечивает мониторинг и прогноз ЧС. 31 ПРедуПРеждеНие Чс Организация оповещения и информирования населения. Опыт работы с описанием состава и задач столичных систем оповещения населения о ЧС. ЦИФРОВИЗАЦИЯ НА ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ НОВЫЕ ПОДХОДЫ ЭТО ШАНС ДЛЯ РАЗВИТИЯ К СРЕДСТВАМ СВЯЗИ ГОД НАУКИ – 35 выРежи и изуЧи Положение о системах оповещения населения. Вступило в силу с 1 января 2021 г. Утверждено приказом МЧС России и Минцифры России от 31 июля 2020 г. 4 Новости закоНодательства 26 сПРаШиваЙте – отвеЧаеМ год науки – это шанс для развития. На вопросы отвечает президент РАН Александр Сергеев. 27 Поисковик Ресурсы оперативного реагирования. МЧС России запускает в эксплуатацию свои информационные сервисы. 2 | гРАЖДАНСКАя зАЩИТА | Февраль 2021 40 актуальНо Системы в единой связке. Как идет работа по интеграции систем РСЧС и гражданской обороны. 43 докуМеНты Многоуровневый контроль и надзор. Какие изменения вносятся в законодательные акты РФ. 46 взаиМодеЙствие Энергию взрыва – на мирные цели. Как результаты научных исследований помогают предупреждать ЧС при ледовых заторах и лавинах. 50 защита Нормы радиационной безопасности пересмотрят. В законопроекте предлагается пересмотреть систематизацию типов проявления радиационного воздействия. 53 ликбез Первая помощь: кого и как учим. В чем суть программы обучения «Базовая первая помощь в организациях города Москвы». 56 безоПасНость Найди меня! Раскрываем этапы проведения поисковоспасательных работ. 58 МНеНия, суждеНия Дистанционные иллюзии. Население следует активнее готовить в плане оказания самои взаимопомощи. 60 солидаРНость глобальный подход к чрезвычайному реагированию. 5 февраля – День международной чрезвычайной помощи. ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | февраль 2021 № 2 (546)
Стр.4
теМа НоМеРа Summary ТЕМА НОМЕРА: ЦИФРОВИЗАЦИЯ НА ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ Инновация отличает лидера от последователя Стив Джобс ЗАДАЧИ НАЦИОНАЛЬНОГО МАСШТАБА Иван Ондуков, наш корреспондент. Фото из архива редакции МЧС России вошло в пятерку федеральных органов исполнительной власти, программа цифровой трансформации которых была одобрена членами президиума Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни населения нашей страны. Ц ифровая трансформация определена Президентом России Владимиром Путиным в качестве национальной цели развития до 2030 г., о чем летом прошлого года им был подписан соответствующий указ. В рамках поставленных в связи с этим задач МЧС России на период 2021– 2023 гг. запланировало масштабные работы по оптимизации процессов, касающихся улучшения межведомственного взаимодействия по оценке зон, вероятности и возможного ущерба от ЧС. На три ближайших года министерство заложило более 5 млрд рублей на мероприятия по цифровизации. Как отметил курирующий данную сферу деятельности заместитель министра Виктор Ничипорчук, «внедрение цифровизации и автоматизации сбора, обработки и хранения показателей оперативной обстановки позволит совершенствовать работу РСЧС, объединить все информационные системы, увеличить их эффективность». А «применение элементов искусственного интеллекта в работе спасательного ведомства поможет заблаговременно реализовывать меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций и спасению пострадавших, а также минимизировать возможные последствия ЧС». В вопросах развития цифровых тех6 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | Февраль 2021 6 нологий, направленных на повышение безопасности населения и территорий, МЧС России активно организует сотрудничество со всеми заинтересованными ведомствами, госкорпорациями и структурами. Так, совместно с ведущими компаниями, которые занимаются разработками в области искусственного интеллекта, были проведены международные соревнования по выработке решений автоматической классификаИЗ ПЕРВЫХ УСТ ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ МЧС Об основных направлениях этой деятельности в МЧС России рассказывает заместитель министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Виктор Ничипорчук. П Использование технологий нового поколения в чрезвычайном ведомстве уже показало свои результаты в области защиты населения и территорий от ЧС, мониторинга обстановки и моделирования происходящих процессов ции типов природных пожаров на основе данных, полученных со спутников. В минувшем году на конкурс была вынесена также задача по разработке алгоритма краткосрочного прогнозирования уровней воды реки Амур для предотвращения ЧС. В обоих случаях были получены отличные результаты. В перспективе в рамках цифровой трансформации антикризисного управления министерство продолжит поиск и тиражирование инновационных практик на все виды рисков. Их применение позволяет своевременно принимать управленческие решения, влияющие на оперативность и точность предупреждения возможных бедствий. Использование технологий нового поколения в чрезвычайном ведомстве уже показало свои результаты в области защиты населения и территорий от ЧС, мониторинга обстановки и моделирования происходящих процессов. Понятно, что инвестиции в это дают ощутимую экономию бюджетных средств. И сегодня эффективность применения цифровых возможностей стала очевидной даже закоренелым скептикам. Совершенно неудивительно, что специалисты министерства, занимающиеся цифровизацией, активно включились в процесс обеспечения помощи Национальному центру управления в кризисных ситуациях в принятии решений. Нет сомнения, что новые наработки всегда будут находить свое место в автоматизированной информационно-управляющей системе МЧС России. ервое направление в области цифровой трансформации – это оказание государственных услуг. Сейчас у нас десять таких услуг, и пять перспективных мы запускаем уже в цифровом виде. Второе направление – это трансформация контрольнонадзорных функций пожарного надзора и инспекция маломерных судов. Еще две функции – предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайной ситуации, а также оповещение населения. Из перечисленных наиболее массовыми являются услуги государственной инспекции маломерных судов. На сегодня они не полностью цифровизированы и требуют неоднократного посещения инспекции владельцами таких судов. Ведь если вас остановили с проверкой, то нужно иметь бумажные копии документов, а они не всегда бывают, ибо при длительном нахождении в водной среде обычно портятся. Поэтому рассчитываем в середине года в первых пилотных регионах запустить цифровую услугу. И тогда инспектору достаточно будет показать QR-код или просто назвать соответствующие реквизиты. Даже при отсутствии средств связи на воде инспектор сможет проверить достоверность предоставленных владельцем судна сведений. Одной из социально значимых функций МЧС России является оказание финансовой помощи населению, пострадавшему в чрезвычайной ситуации. Сейчас в регионах эта функция выполняется полностью в бумажном виде. Поэтому мы вышли с инициативой оказания новой федеральной государственной услуги: уже в этом году планируем оказывать ее в цифровом виде – с проактивным информированием пострадавших через портал госуслуг. зультаты превзошли самые смелые ожидания: мы достигли точности свыше 90 %. И модель стала основой полностью цифрового процесса, в котором от получения снимка со спутника до так называемого Push-уведомления в смартфон ответственного сотрудника человек не участвует. Благодаря этому в прошлом году удаПредусматриваем сократить время оказания помощи как минимум в три раза. Но наиболее ярко, в том числе за счет применения технологии искусственного интеллекта и больших данных, трансформационные эффекты показывают себя при выполнении задачи предупреждения и ликвидации последствий ЧС. Так, в 2019 г. мы совместно со Сбербанком России провели хакатон – онлайнсоревнование по созданию модели искусственного интеллекта распознавания космических снимков и обнаружения признаков ландшафтных пожаров. Первые релось достичь ощутимого эффекта: более тысячи населенных пунктов и дачных поселков были спасены от перехода в них палов сухой растительности. Именно наработки и подходы в этой трансформации легли в основу целевого процесса антикризисного управления. А предложенный победителем соревнований алгоритм стал эффективно применяться в работе и послужил основой специализированного приложения «Термические точки» МЧС России. В настоящее время мы формируем межведомственные витрины данных с прогнозами возникновения и развития неблагоприятных явлений. Например, в 2020 году с использованием подходов data science (наука о данных) мы смогли более чем за две недели до события спрогнозировать развитие подтопления на Дальнем Востоке. Результаты нашей работы послужили основанием для еще одного хакатона, ставшего, по сути, первым межведомственным соревнованием: его мы провели совместно с Минприроды России на площадке Международной конференции AI Journey. Полученный при соединении искусственного интеллекта с классическими гидрометеорологическими моделями новый алгоритм прогнозирования уровня реки Амур теперь внедряется в экосистему анализа данных МЧС России. Фото из архива редакции Февраль 2021 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | 7 АКТУАЛЬНО Алексей Чириков, канд. техн. наук, доцент, Департамент гражданской обороны и защиты населения МЧС России. Фото Степана Змачинского, Владимира Смолякова и из архива редакции В ЕСИСТЕМЫДИНОЙ СВЯЗКЕ К ак уже говорилось на страницах журнала, работа по интеграции двух систем началась в августе 2018 г., когда приказом МЧС России № 355 была создана рабочая группа для выработки предложений по развитию гражданской обороны в современных условиях. В состав группы вошли ведущие специалисты подразделений центрального аппарата, научных и образовательных учреждений министерства. Руководителем ее был назначен заместитель главы МЧС России Павел Барышев. Рабочая группа провела анализ отечественного и зарубежного опыта в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, дала прогностическую оценку развития существующих опасностей и угроз. Результаты показали, что для обеспечения безопасности государства в современных условиях необходимо иметь единую систему защиты от ЧС мирного и военного времени. В октябре 2019 г. в ходе штабной тренировки по гражданской обороне были спланированы и проведены теоретические и практические исследования, подтвердившие актуальность задачи интеграции РСЧС и ГО в единое нормативное правовое поле и выявившие основные возможные проблемы в ходе решения этой задачи. Была проведена также оценка способности сил и средств РСЧС выполнить задачи гражданской обороны. 15 ноября 2019 г. на совещании под 40 6 ЦифРовизаЦия На защите НаселеНия задачи национального масштаба. Цифровая трансформация определена Президентом России в качестве национальной цели развития до 2030 г. 7 от ПеРвого лиЦа Цифровая трансформация МЧС. Об основных направлениях этой деятельности в МЧС России рассказывает заместитель министра Виктор Ничипорчук. 8 ПРоблеМы и РеШеНия за объединение информационных систем. Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин провел совещание в НЦУКСе МЧС России. 10 Развитие О внедрении передовых методов и технологий. Как в МЧС России применяются инновационные разработки и инструменты искусственного интеллекта. 12 ПотеНЦиал Новые подходы к средствам связи. Какими современными системами связи пополнится МЧС России в ближайшее время. 16 стРатегия Научно-технический прогресс не остановить. Первый заместитель министра Александр Чуприян о планах развития на ближайшие годы. 17 ПРиоРитеты Искусственный интеллект против бедствий. К внедрению таких инноваций в систему предупреждения и ликвидации ЧС МЧС России подходит очень серьезно. 20 год Науки и техНологиЙ Планы полны сюрпризов. Анонсы самых интересных мероприятий, подготовка к которым уже идет полным ходом. 23 НауЧНая кафедРа в условиях низких температур. Как будут развиваться системы комплексной безопасности в Арктике. руководством главы МЧС России Евгения Зиничева было принято предварительное решение об интеграции РСЧС и ГО в единую систему. Департаменту гражданской обороны и защиты населения совместно с ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) было поручено провести научно-практическую конференцию, посвященную проблеме интеграции РСЧС и ГО, с участием заинтересованных органов го36 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | Февраль 2021 сударственной власти и научно-образовательных организаций, а также организовать рассмотрение данной темы на заседании коллегии МЧС России. Такая конференция состоялась 30 января 2020 г. В ней приняли участие: представители аппарата Правительства РФ; депутаты Государственной думы; представители федеральных органов исполнительной власти, федеральных служб и агентств, госкорпораций и организаций; руководящий состав МЧС России, руководители территориальных органов и организаций центрального подчинения; представители научных и образовательных организаций, учреждений министерства. Обсудив перспективы интеграции и концептуальные подходы к созданию правовых и организационных основ формирования единой системы, участники конференции приняли развернутое решение. В нем предлагалось МЧС России обобщить материалы по высказанным подходам к интеграции и на этой основе разработать Концепцию интеграции РСЧС и ГО, сформулировать предложения по внесению изменений в Федеральные законы «О гражданской обороАКТУАЛЬНО СОЛИДАРНОСТЬ Елена Васильева, канд. ист. наук, ВНИИ ГОЧС МЧС России. Фото из архива редакции и открытых источников СОЛИДАРНОСТЬ Автор рассказывает о работе, которая проводится по интеграции систем РСЧС и гражданской обороны, подводит промежуточные итоги этой работы и говорит о дальнейших действиях. Разработчики законопроекта предложили руководителю рабочей группы несколько вариантов действий. 1. Разработать документ, так сказать, с чистого листа. Этот вариант предполагал подготовить идеальный законодательный акт для идеальных условий, позволял избежать возможных ошибок. Кстати, такой опыт у МЧС России уже имеется. Центром стратегических исследований министерства ранее был разработан Кодекс гражданской защиты. Сегодня основные его идеи можно обнаружить в законодательстве ряда суверенных государств – бывших советских республик. Однако сейчас этот вариант действий не не» и «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», в другие законодательные акты, подготовить «дорожную карту» по консолидации законодательных и иных нормативных правовых актов в области гражданской обороны и защиты населения для последующего представления в Правительство РФ. Названная Концепция была разработана специалистами ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) и представлена на рассмотрение коллегии МЧС России, которая 25 марта 2020 г. одобрила проект Концепции и одновременно поручила Департаменту гражданской обороны и защиты населения совместно с ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) разработать и представить проект Дорожной карты по интеграции РСЧС и ГО. С этого момента официально началась разработка единого законопроекта, который должен стать основанием для интеграции и заменить действующие в области защиты населения и территорий федеральные законы «О гражданской обороне» (№ 28-ФЗ) и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (№ 68-ФЗ). подходит для нашей страны, ибо после разработки Кодекса прошло без малого десять лет. За это время у нас сформировалось нормативное правовое пространство, основанное на двойственной природе защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и от опасностей и угроз военного времени. Можно сказать, – два параллельно существующих пространства, регламентирующих одну область – защиту населения и территорий от опасностей и угроз. Отдельные статьи действующих законов в каждом из этих пространств имеют связь друг с другом и нормативными правовыми документами из других областей (ведомств). Иными словами, действующие законы являются частью, может быть, не идеального, но «живого» нормативного правового поля. Внедрение идеального законопроекта в «живое» пространство неизбежно приведет к нарушению установленных связей и, как следствие, к снижению уровня безопасности населения и территорий при чрезвычайных ситуациях. Этого допустить, конечно, нельзя. 2. Разработать проект на основе Федерального закона «О гражданской обороне». Идея носит внешне обоснованный характер Февраль 2021 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | 37 и достаточно популярна, особенно среди ветеранского сообщества. По сути, это реинкарнация Гражданской обороны СССР с учетом современных условий. Однако надо учитывать реалии сегодняшнего дня: – гражданская оборона по действующему законодательству – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей… Собственно, это набор (система) организационных и специальных действий, осуществляемых в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; – многие системные функции ГО СССР в настоящее время безвозвратно переданы другим министерствам и ведомствам – Министерству экономического развития РФ, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации и др.; – войска гражданской обороны как таковые сейчас не существуют; на их базе сформированы в ограниченном составе спасательные воинские формирования МЧС России; – силы и средства ГО (за исключением спасательных воинских формирований) имеют ограниченную практику применения в ЧС мирного времени, что затрудняет объективную оценку их эффективности; прежний опыт свидетельствует, что силы и средства, предназначенные для защиты населения и территорий от опасностей и угроз военного времени, не единожды оказывались малоэффективными при ликвидации последствий ЧС мирного времени. Так что создавать сегодня единую систему защиты населения и территорий (Российскую систему гражданской обороны) на основе «системы мероприятий» – это, думается, чрезвычайно затратное и бесперспективное дело. 3. Разработать проект на основе Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В двух словах этот вариант можно сформулировать так: на существующую в мирное время систему РСЧС возложить на военное время выполнение мероприятий гражданской обороны. Даже поверхностное сравнение качественной проработки двух федеральных законов – № 28-ФЗ и № 68-ФЗ – показывает явное преимущество второго из них. К тому же его статьи более тесно срослись с норК ЧГЛОБАЛЬНЫЙ ПОДХОД РЕАГИРОВАНИЮ РЕЗВЫЧАЙНОМУ 5 февраля отмечается День международной чрезвычайной помощи. Эта дата тесно связана с началом взаимодействия МЧС России с Организацией Объединенных Наций, с успехом развивающемуся уже более четверти века. О рганизация Объединенных Наций перешагнула свой уже 75-летний рубеж. Она была создана 24 октября 1945 г. усилиями лидеров антигитлеровской коалиции как один из важнейших итогов победы над фашизмом во Второй мировой войне. Юбилей этой авторитетной организации пришелся на пик охватившей весь мир пандемии коронавируса. Ее усугубил беспрецедентный глобальный кризис во многих отраслях жизнедеятельности, серьезные экономические и социальные последствия которого, похоже, долгим эхом растянутся на несколько ближайших лет. Собственно, и вся история ООН представляет собой сплетение побед и неудач в борьбе за поддержание мирового порядка. Но несмотря ни на что, главная задача организации выполняется – усилиями мирового сообщества удалось не допустить возникновения третьей глобальной войны. НЕМНОГО ИСТОРИИ Началом разработки идеи об Организации Объединенных Наций послужило создание в 1941 г. Атлантической хартии, инициаторами которой были президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. На Межсоюзной конференции в Лон60 The President of the Russian Federation declared the current year 2021 the Year of Science and Technologies in his Decree. So, the main topic of this issue is digitalization aimed to protection of people being implemented at the Russian EMERCOM (pp. 6-25). In particular, this set of articles informs our readers that the Russian EMERCOM is one of five federal executive bodies for which the presidium of the Government Committee of Using Information Technology to Improve Life Standards of People in Russia approved the program of digital transformation (p. 6). The Deputy Minister Victor Nichiporuk told us about main directions of this activity at the Russian EMERCOM (p. 7); the First Deputy Minister Alexandr Chupriyan presents main goals of scientific and technical policy of the Ministry for the years to come (p. 16), and, finally, Mikhail Mishustin, the Chairman of the Government of the Russian Federation, also shares his opinion on the subject after holding an ad hoc meeting at the National Center for Crisis Management (pp. 8-9). Besides, our publications touch the issues of implementation of the most advanced methods, technologies and innovations at the Ministry (pp. 10-11), as well as modern communication systems (pp. 12-15) and digital intelligence instruments (pp. 17-19). Organization of alerting and informing people is highlighted in two publications of the issue. One of them analyzes Февраль 2021 | гРАЖДАНСКАя зАЩИТА | 3 доне в Декларации Правительства СССР от 24 сентября 1941 г., заявившего о присоединении к Атлантической хартии, Советский Союз высказал мнение о необходимости определить пути устройства послевоенного мира (уже шла Вторая мировая война). Следует отметить, что США и Великобритания изначально рассматривали СССР как своего стратегического 60 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | Февраль 2021 советский посол в Вашингтоне Андрей Громыко. В Совет Безопасности ООН как постоянно действующий орган в качестве постоянных членов вошли СССР, США, Великобритания, Китай и Франция, а шесть членов избирались на временной основе. Советское правительство придавало большое значение Совету международной организации. Его права и обязанности основывались на принципе согласия всех постоянных представителей. Для поддержания мира предлагалось создать и использовать в вооруженных конфликтах миротворческие силы ООН. В феврале 1945 г. на Ялтинской конИзвестное сегодня словосочетание «объединенные нации» вошло в язык международного общения после подписания в Вашингтоне 1 января 1942 г. Декларации Объединенных Наций партнера в данном направлении. К этому времени наша страна уже имела определенный опыт и традиции участия в международных организациях. Известное сегодня словосочетание «объединенные нации» вошло в язык международного общения после подписания в Вашингтоне 1 января 1942 г. Декларации Объединенных Наций (Декларации двадцати шести государств) и в дальнейшем использовалось в Уставе ООН. Затем в Москве 30 октября 1943 г. на конференции министров иностранных дел была принята Декларация четырех государств по вопросу о всеобщей безопасности (ее подписали СССР, США, Великобритания и Китай). В ней говорилось о необходимости «учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства – большие и малые». С 2 августа по 7 ноября 1944 г. в Думбартон-Оксе (США) на Конференции по разработке Устава организации объединенными усилиями СССР, США и Великобритании был заложен фундамент ООН. Также были определены основные полномочия ее Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, выработан проект «Предложения относительно создания всеобщей Международной организации безопасности». На конференции от СССР работал ференции руководители великих держав антигитлеровской коалиции – СССР, США и Великобритании определили основные пути создания послевоенного мирового устройства, что стало решающей основой для образования ООН. Непременным условием создания ООН по инициативе Советского Союза была достигнута договоренность о принципе единогласия при голосовании в Совете Безопасности пяти великих держав или права вето. ПОСЛЕВОЕННЫЙ ЭТАП Завершающий этап подготовки Устава ООН было решено провести 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско на конференции Объединенных Наций. Однако смерть президента Рузвельта поставила под вопрос жизнеспособность проекта новой планетарной организации, а также весьма негативно отразилась на советско-американских отношенииях. Новый президент США Гарри Трумэн на эту конференцию не поехал, высказав неудовлетворенность ранее Февраль 2021 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | 61 достигнутыми соглашениями и намерение отменить договоренность о принципе единогласия великих держав в Совете Безопасности. На открывшейся конференции ООН США собирались похоронить и право вето, чтобы обладать большинством голосов в Генеральной Ассамблее ООН и в Совете Безопасности, потому активно настаивали, чтобы Советский Союз отказался от ялтинской формулы. На встрече представителей стран-участниц Андрей Громыко заявил: «Наша страна не даст своего согласия на такой Устав ООН, который сеял бы семена новых военных конфликтов между странами». Госсекретарь США Эдвард Стеттиниус понимал, что они рискуют потерять Москву как важного партнера в работе ООН. По этой причине США вернулись к ялтинской договоренности о порядке применения вето. Советский Союз отстоял свои интересы. Это был исторический момент, так как в это же время в Германии в районе города Торгау произошло соединение войск 1-го Украинского фронта с американскими, приблизившее день Победы. «Всякая международная организация, созданная для поддержки мира и безопасности после войны, не была бы эффективной организацией без наличия согласованных действий между Советским Союзом и Соединенными Штатами, – констатировал Громыко, – поэтому сотрудничество в деле сохранения мира могло бы стать также одним из перспективных направлений будущего взаимодействия стран-лидеров». Устав ООН, исторический международный документ, был подписан 26 июня 1945 г. Президент США Трумэн, выступая по радио с обращением, сказал: «Устав Организации Объединенных Наций, который вы только что подписали, – это солидная структура, используя которую мы сможем построить лучший мир. История возблагодарит нас за это». И действительно, после окончания Второй мировой войны ООН стала опорой мирового порядка и безопасности, уникальность которой в ее многополюсности, основанной на демократических принципах и нормах международного права. В НАШИ ДНИ На нынешнем этапе под эгидой ООН действуют множество международных организаций, программ и различных фондов помощи в целях развития. Организация гармонизирует интересы государств, решает международные проблемы, являясь преградой на пути войн и геноцида. Moscow expertise in the area (pp. 31-34), in the other one the statute on systems of alerting and informing of people that came into force on January 01, 2021 is published (pp. 35-38). We also continue presenting programs developed by Antistikhiya Center for information assurance of monitoring and forecasting of emergency situations. The article is this issue is about Avialesokhrana Software Solution (pp. 28-30). Once again we touch the topic of integration of RSChS and civil defense systems (pp. 40-42). We analyze amendments to legislation on pp. 4-5 and in Documents column (pp. 43-45). Among other topics of this issue we present articles about energy of explosions preventing emergency situations in case of ice blocking, fires and avalanches (pp. 46-49); radiation safety standards to be revised for the purpose of systematization of radiation impact types (pp. 50-52). The publication about cooperation and interaction of Russia with other countries within the scope of the UN programs is dedicated to the International Day of Emergency Assistance celebrated annually on February 05 (pp. 60-63).
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.