УДК 316.61:821.161.1.09
ББК 60.032.4+83.3(2Рос)
Д13
Д13
Давыдов, Алексей Платонович.
Неполитический либерализм в России/ А. П. Давыдов. — 2-е изд., эл. — 1 файл
ISBN 978-5-91603-610-7
Эта книга о смысле личности в русской культуре. И о соборно-авторитарных основаниях
тр pdf : 646 с. — Москва ; Челябинск : Социум, 2020. — (Свобода и право). — Систем.
электронный.
ебования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст :
нашей культуры, которые противостоят личности. Она о расколе между старым и новым,
культурной статикой и социальной динамикой, свободой и несвободой. О мышлении писартелей
— А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя, — анализирующих логику этого
личности, возникает в книге как образ коллективного аналитика русской культуры, своеобразного
совокупного российского Библеиста, протестующего против архаики в себе, определенным
образом желающего свободы и анализирующего свой путь к ней.
в р Писатели ищут альтернативу в смысле любви; в поиске индивидуального пути к Богу;
ационализации способа мышления и образа жизни; в способности к творчеству. Они
в Роаскола. О том, как принцип личности / идея свободы / либеральная идея впервые появились
димира Маканина и Виктора Ерофеева. Русский писатель, ангажированный идеей
ссии на страницах художественных произведений. И как этот образ/идея/принцип развина,
Влаворачивается в нашей литературе в произведениях современных писателей — Виктора Пелеищут
то, что автор книги называет богочеловеческой «серединой» — способностью почувствовать
себя личностью, и рассматривают эту способность как типологически новое основание
русской культуры.
М. В книге отражен опыт методологических сопоставлений мышления А. С. Пушкина,
Ю. Лермонтова, А. Н. Гончарова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского,
этими пис А. П. Чехова, М. А. Булгакова. Автор полагает, что через исследование способа анализа
ной России.
ателями человеческой реальности происходит поиск путей выживания современББК
60.032.4+83.3(2РоУДК 316.61:821.161.1.09 с)
Электронное издание на основе печатного издания: Неполитический либерализм в России / А. П. ДаISBN
97выдов. — Москва : Фонд «Либеральная миссия», «Мысль», 2012. — (Свобода и право). — 644 с. —
8-5-244-01151-7. — Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами
защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или
выплаты компенсации.
ISBN 978-5-91603-610-7
© Фонд «Либеральная миссия», 2012
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Русские писатели против русской культуры. Предисловие автора ............................12
Часть I
ПИСАТЕЛИ XIX ВЕКА: ПУШКИН, ЛЕРМОНТОВ, ГОГОЛЬ
ГЛАВА I. ПУШКИН И СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДИННОЙ КУЛЬТУРЫ
В РОССИИ ...............................................................................................20
1. Логика середины в поэтике Пушкина ....................................................................21
Антиномии, внутренние противоречия, оппозиции, «сфера между».............22
Оппозиция «смертность — бессмертие» ...........................................................25
Оппозиция «истина — обман»...........................................................................27
Оппозиция «смысл— бессмысленность жизни» .............................................27
Оппозиция «счастье — несчастье» ....................................................................28
Поиск личности .................................................................................................29
Поиск середины .................................................................................................30
Способность к диалогу и синтезу......................................................................32
Смерть как мера медиации................................................................................34
Некоторые обобщения ......................................................................................36
2. Пушкинская середина как социальный процесс ....................................................37
«Кавказский пленник».......................................................................................39
Пленник — символ циклического застревания русской культуры .......................39
Черкешенка — символ развития, противостоящего цикличности .......................45
«Каменный гость» ..............................................................................................51
Любовь как слияние с «несвободой» .................................................................53
Любовь как слияние со «свободой» ...................................................................54
«Свобода» и «несвобода» как иллюзия снятия социокультурного противоречия ..55
Цель любви — любовь ......................................................................................56
Любовь как поиск середины .............................................................................56
Смерть как мера любви ....................................................................................59
Середина как новое качество культуры .............................................................62
Некоторые обобщения .....................................................................................64
«Пир во время чумы» .........................................................................................65
Жизнь — пир во время чумы. Поиск личности...................................................67
Пир — символ как будто бессмертия .................................................................68
Пир и страх перед смертью...............................................................................69
Пир и мораль...................................................................................................70
Стр.5
Пир и церковь .................................................................................................72
Как рождается личность? Вопрос и ответ Пушкина............................................73
Поиск личности продолжается .........................................................................76
«Борис Годунов».................................................................................................77
Введение в ценностный мир пушкинской пьесы................................................77
Тень трона и «мрак подданных». Критика авторитарности .................................82
«Привычка — душа держав». Традиционализм авторитарности
как культурная катастрофа ...............................................................................85
Жалок ли тот, в ком совесть не чиста? ...............................................................91
Критика соборности. Образ народа и идея социальной патологии ......................96
Отверженный княжич. Юность Отрепьева.......................................................102
Два образа Григория Отрепьева ......................................................................109
«Буду царем на Москве». Отрепьев как Лжедмитрий ........................................111
Самозванство и самозванчество ......................................................................116
«Теперь гляжу я равнодушно на трон… на царственную
власть». Григорий Отрепьев как Самозванец ...................................................118
Тиран и диссидент на страницах пушкинской пьесы........................................126
«Беспечен он как глупое дитя». Юродствующий Самозванец............................132
Под колпаком юродивого. Пушкин как Самозванец ........................................136
Пушкин или Мусоргский?..............................................................................140
Надо продолжить диалог с Пушкиным ............................................................145
3. Опыт социокультурного обобщения историософии Пушкина..............................146
4. Новозаветногуманистическое мышление............................................................148
Пушкин и Бог...................................................................................................148
Философия художественного творчества и Пушкин .....................................153
5. Место Пушкина в истории русской мысли...........................................................161
Пушкин — Достоевский, Пушкин — Чехов ...................................................162
Пушкинский принцип снятия противоположности смыслов ......................169
Пушкинская альтернатива в культуре России ................................................170
ГЛАВА II. ПОВЕРИТЬ ЛЕРМОНТОВУ. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ
ПАТОЛОГИЯ В РОССИИ ...................................................................176
1. Русский человек эпохи модернизации — образ социальной
патологии. («Герой нашего времени»)....................................................................176
«Болезнь Печорина». Исповедь «нравственного калеки»..............................178
Неспособность любить ....................................................................................181
Между эмоцией и рефлексией.........................................................................184
Раскол с Другим ...............................................................................................187
Равнодушие к жизни........................................................................................190
Зависть и месть.................................................................................................192
Интриганство ...................................................................................................192
Стр.6
Комплекс неполноценности ...........................................................................194
Самообман........................................................................................................195
Смысл патологии личности.............................................................................200
Возможна ли личность в России?....................................................................203
2. Поиск альтернативы социальной патологии ........................................................207
Заснувшая личность и застрявшее общество («Поэт» —
«Отделкой золотой блистает мой кинжал…»).................................................207
Оппозиция «славословие — бунт» ...................................................................207
Заснувшая личность.......................................................................................210
Застрявшее общество .....................................................................................211
Новое слово заснуло. «Проснешься ль ты…»....................................................212
Распятое творчество и ворующая патология. («Смерть Поэта»)...................214
Общество, убивающее гениев: типология критики ...........................................215
Мужество творчества и вороватость патологии ................................................219
Пророческий смысл финала стихотворения.....................................................222
Личность и общество: патология раскола («Пророк»)...................................223
Логика раскола в культуре России...................................................................223
Альтернатива расколу.....................................................................................226
«Иисусов подвиг» Пророка.............................................................................228
Теодицея или антроподицея?..........................................................................229
Застрявшая культура. Патология народа («Дума»).........................................233
Умирающая культура .....................................................................................234
Это мы, русские.............................................................................................236
3. Идея Демона как альтернативы социальной патологии.......................................239
Демониада.........................................................................................................239
Протест против церкви..............................................................................................244
Протест против потустороннего и равнодушного Бога...........................................247
«Между живыми как мертвые!» — Господство потусторонности
в культуре ведет к деградации личности...................................................................249
Спасение души в раю или поиск истины на земле?
Проблема выбора...........................................................................................251
Где же истина? В служении вечному добру? — Нет!..........................................252
Истина — в служении злу? — Нет!...................................................................256
Истина — в сфере между добром и злом? — Нет!..............................................257
Истина — в слиянии с природой? — Нет!.........................................................261
Истина — в поиске справедливости?— Нет! ....................................................263
Истина — в способности к поэзии ..................................................................265
Истина — в способности быть личностью........................................................266
Нет истины там, где нет любви .......................................................................268
Вначале была любовь .....................................................................................271
Спасение души или любовь?...........................................................................275
Поиск нового основания культуры..................................................................280
Способность любить и быть личностью как мера сущности. Смысл
середины ...........................................................................................................284
Стр.7
Способность быть альтернативным
(«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника
и удалого купца Калашникова».......................................................................288
Способность к диалогу как синтез небесного
и земного («Выхожу один я на дорогу…»).......................................................290
4. «Личность» и «социальная патология» в русской литературе: опыт
методологических сопоставлений.........................................................................291
Лермонтов — Пушкин .....................................................................................293
Лермонтов — Гоголь ........................................................................................300
Лермонтов — Гончаров....................................................................................303
Лермонтов — Тургенев.....................................................................................310
Лермонтов — Л. Толстой .................................................................................316
Лермонтов — Достоевский ..............................................................................323
Лермонтов — Чехов..........................................................................................332
Лермонтов — Булгаков.....................................................................................341
ГЛАВА III. ДУША ГОГОЛЯ. ОПЫТ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО АНАЛИЗА ......353
1. Между архаикой и модерном. Провалы и достижения методологии Гоголя..........353
Архаика Гоголя.................................................................................................354
Модерн Гоголя .................................................................................................356
В чем смысл методологического опыта Гоголя? ............................................359
2. Писатель или проповедник? Раскол в душе Гоголя —
центральная проблема анализа его творчества.....................................................361
Между «к Пушкину» и «от Пушкина».............................................................361
Между потусторонностью и посюсторонностью ...........................................362
3. Народная идиллия — патриархальнолирический мир души Гоголя ...................366
Притяжение земли. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Вий» ....................369
Архетип соседской общины. Родоплеменное братство .....................................369
Архетип земли. Между потусторонним и посюсторонним мирами....................372
Начало кризиса. Некоторые оценки ...............................................................375
Пир варваров. «Тарас Бульба» .........................................................................378
Основания анализа ........................................................................................379
Архетип соседской общины. Запорожская Сечь
как родоплеменное братство...........................................................................382
Апологетика «нашизма» .................................................................................383
Против «чужих» .............................................................................................387
«Лучше б и не было того пира». Некоторые выводы .........................................391
Умирающая идиллия. «Старосветские помещики». «Повесть о том,
как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифировичем» ....................392
«Ни одно желание не перелетает за частокол»..................................................393
Катастрофа....................................................................................................394
Переход Гоголя на новый уровень анализа ......................................................396
Стр.8
4. Не верьте городу, «он лжет... все в нем враг, искуситель и предатель» ...............398
«Милостивый государь… Ведь вы мой собственный нос. —
Вы ошибаетесь, милостивый государь. Я сам по себе». «Нос»......................401
Город как мировое зло. «Портрет» ..................................................................402
Вырождение человеческого и опошление искусства.........................................403
«Чудовище невежества»..................................................................................404
«Маленький человек» в большом городе. «Записки сумасшедшего»............405
Зависть..........................................................................................................406
Комплекс неполноценности ...........................................................................407
Психология раба ............................................................................................408
Страх.............................................................................................................409
«Маленький человек» как личность.................................................................409
Тоска по утерянному раю ...............................................................................411
Кризис «маленького человека». «Шинель» ....................................................412
Человек бедный .............................................................................................413
Человек униженный.......................................................................................414
Человек увлеченный, но интеллектуально неразвитый .....................................415
Человек трудолюбивый, но не творческий.......................................................416
В стороне от общества....................................................................................417
Рабская душа .................................................................................................418
Человек с инверсионным мышлением.............................................................418
От анализа сущего к проповеди должного.
Логика перехода. «Невский проспект» ...........................................................420
Что же дальше? .................................................................................................426
5. Кризис...................................................................................................................428
Гоголевская технология борьбы с пороками людей.......................................428
Душа художника как предмет анализа. Основание кризиса..........................430
1847 год. Начало кризиса .................................................................................431
Логика кризиса.................................................................................................433
Динамика кризиса. Между «я — гниющий труп» и поиском
смысла личности ..............................................................................................434
6. Гоголь как реформатор нравственных ценностей русской культуры. Дух
реформации ..........................................................................................................435
Человек «ни то, ни се» и основной вопрос русской культуры.......................437
Человек «ни то, ни се»....................................................................................437
Основной вопрос русской культуры ................................................................438
Как оценивать религиозные взгляды Гоголя?...................................................439
Критика народного православия.....................................................................441
Выход за рамки сложившегося представления о божественном...................444
Бог — это «сердце человека» на «общечеловеческом поприще».........................445
Иисусучитель ...............................................................................................446
Иисуслюбовь................................................................................................451
Защита права индивидуального пути к Богу. Идея
диссидентского права.....................................................................................453
Стр.9
Проблемы демократизации церкви и религии..................................................454
«Мы должны быть церковь наша» ...................................................................454
«Как религия наша, так и католическая совершенно одно и то же» ...................456
Как спасти душу? ...........................................................................................457
Проблема критики церковности Гоголя ..........................................................458
Рационализация образа жизни........................................................................459
Утилитарный нравственный идеал ..................................................................460
Рационализация управления домашним хозяйством ........................................462
Рационализация подхода к помощи бедным. Вестернизация морали ................464
Логика середины в интерпретации деловой активности человека ...............465
Иисус — в природных способностях и высшем профессионализме ...................465
Бог — самозванец ..........................................................................................467
Дух протестантизма в предпринимательской деятельности...............................469
Поиск середины как способ анализа реальности
и социальнонравственный принцип .............................................................474
Гоголевская середина как патриархальность....................................................474
Середина как противостояние крайностям и односторонности.........................475
Догадка о середине-синтезе в оценках поэзии А. Пушкина...............................477
Середина как попытка примирить Бога и человека
на основании смысла Бога..............................................................................481
Меж ду «Выб ран ны ми мес та ми из пе ре пис ки с друзь я ми»
и «Раз мыш ле ни я ми о бо же ст вен ной ли тур гии».............................................485
7. Трагедия Гоголя — трагедия России ....................................................................488
СОВРЕМЕННЫЕ ПИСАТЕЛИ: ВИКТОР ПЕЛЕВИН, ВЛАДИМИР
МАКАНИН, ВИКТОР ЕРОФЕЕВ
Часть II
ГЛАВА IV. ЛЕРМОНТОВСКИЙ РЕНЕССАНС В АНАЛИЗЕ
РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. РАЗМЫШЛЕНИЯ
О РОМАНЕ ВИКТОРА ЕРОФЕЕВА «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
РУССКОЙ ДУШИ» .............................................................................495
1. Введение в анализ романа «Энциклопедия русской души» ..................................495
2. Представление «Энциклопедии» ..........................................................................498
3. «Почему я не бегу из этой насквозь лживой страны?» .........................................501
4. «Энциклопедия» и Бог..........................................................................................506
5. Застрявшая культура ............................................................................................518
6. Кто виноват? ........................................................................................................522
7. «Убить Серого».....................................................................................................529
Стр.10
8. Значение «Энциклопедии»....................................................................................541
9. Лермонтовский Ренессанс в русской литературе .................................................546
ГЛАВА V. МЕЖДУ МИСТИКОЙ И RATIO. ПРОБЛЕМА ИЗМЕНЕНИЯ
ТИПА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ВИКТОРА
ПЕЛЕВИНА...........................................................................................549
1. Введение в способ мышления Пелевина...............................................................551
Акакий или Демон: как жить дальше? ............................................................551
Русская культура: что надо менять и зачем?...................................................553
Пелевинская мысль на перепутье ...................................................................555
2. Освобождение русского человека от русского человека. Неполитический
либерализм Пелевина ...........................................................................................558
Освобождение от архаики русской культуры .................................................558
Освобождение от православного Бога ............................................................559
Освобождение от российского общества........................................................563
3. Бегство от жизни. Куда? ......................................................................................566
Русский человек как навозопроизводитель
и навозошаротолкатель. «Молчи, сынок, молчи!» .........................................566
Но что же дальше?............................................................................................570
Русский человек: бегство из русской культуры… в русскую культуру ..........572
А далее я буду возражать Пелевину.................................................................574
4. Погружение в мистику. Пелевин и Владыка, в присутствии которого
законы молчат ......................................................................................................575
Мир не может выявлять всеобщую сущность.................................................576
Сила и воля вместо рефлексии? ......................................................................578
«Китеж духа» вместо рефлексии? ....................................................................580
Роль субъективности в формировании смыслов огромна,
но не абсолютна ...............................................................................................581
Бог не пустота...................................................................................................584
Лермонтовский вызов XXI века и Пелевин....................................................585
5. Пелевин и реформа русского сознания. Логика формирования
культуры личности................................................................................................587
Поиск ключа к формированию культуры нового типа..................................587
Пелевин — певец великой традиции ..............................................................590
Поэзия, святящаяся свободой.........................................................................590
Способность выйти за пределы себя традиционного ....................................591
Способность любить — путь к способности быть личностью.......................593
«Любовь… срывает маски». Предчувствие неоклассики................................595
Лермонтов — Булгаков — Пелевин.................................................................596
6. Между мистикой и ratio. Значение творчества Виктора Пелевина .....................599
Стр.11
ГЛАВА VI. РАСКОЛ В КУЛЬТУРЕ... И СЛАБЫЙ ЛУЧ НАДЕЖДЫ. ОТВЕЧАЯ
НА ВОПРОС ВЛАДИМИРА МАКАНИНА.......................................604
1. Россия перед угрозой распада. Чего хочет Маканин? .........................................604
2. Раскол в русской культуре. Введение в проблему ................................................606
3. Концепция романа «Лаз»......................................................................................609
«Безвременье»...................................................................................................609
Оппозиция как эмиграция...............................................................................610
4. Народ, толпа и личность. Есть ли личность в России? ........................................611
Толпа и личность..............................................................................................611
Парадоксы Маканина ......................................................................................613
Приговор Чехова и Маканина.........................................................................615
5. Раскол и челнок разума. Лаз между смыслами личности и толпы .......................615
Что же дальше? .................................................................................................615
И еще один итог моих размышлений..............................................................616
Лаз Маканина...................................................................................................618
Программа Маканина......................................................................................619
6. Как обмануть себя и народ?..................................................................................619
Плутание в темноте..........................................................................................620
Шабаш на Лысой горе......................................................................................621
7. Искать ресурсы личности, растворенные в толпе. Но как? .................................623
«Вопрос Маканина» .........................................................................................623
Луч надежды безнадежно гаснет .....................................................................626
8. Способна ли русская мысль поставить вопрос о расколе? ...................................627
Защищать ценности личности.........................................................................629
Мужество интеллигенции................................................................................630
Головой вниз ....................................................................................................631
«Сон застревания»............................................................................................633
9. Отвечая на «вопрос Маканина»: надо изменить способ анализа культуры .........634
Теория преддиалога .........................................................................................635
Практика преддиалога. Вино Рэя Бредбери ...................................................636
Психология преддиалога. Искусство как откровение Иоанна......................638
«Свинорылая гениальность». Новаторство «Лаза».........................................639
10. «Еще не ночь, хотя уже сумерки» .......................................................................642
Раскол в культуре… .........................................................................................642
…И слабый луч надежды..................................................................................643
Стр.12