УДК 008+316.7
ББК 71.0+66.523
Х21
Перевод с английского: Ю. Кузнецов
Х21
Харрисон, Лоуренс.
Евреи, конфуцианцы и протестанты. Культурный капитал и конец
мультикультурализма / Л. Харрисон ; пер. с англ. Ю. Кузнецова. — 2-е
изд., эл. — 1 файл pdf : 288 с. — Москва ; Челябинск : Социум, 2020. — Систем.
требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ;
экран 10". — Текст : электронный.
ISBN 978-5-91603-600-8
В книге исследуется влияние культуры на экономическое развитие. Изложение
строится на основе введенного автором понятия «культурного капитала» и
предложенной им и его коллегами типологии культур, позволяющей на основе
25 факторов определить, насколько высок уровень культурного капитала в той
или иной культуре. Наличие или отсутствие культурного капитала определяет,
создает та или иная культура благоприятные условия для экономического развития
и социального прогресса или, наоборот, препятствует им.
Автор подробно анализирует три крупные культуры с наибольшим уровнем
культурного капитала — еврейскую, конфуцианскую и протестантскую, а также
ряд сравнительно менее крупных и влиятельных этнорелигиозных групп, которые
тем не менее вносят существенный вклад в человеческий прогресс. В то же
время значительное внимание в книге уделяется анализу социальных и экономических
проблем стран, принадлежащих другим культурным ареалам, таким как
католические страны (особенно Латинская Америка) и исламский мир. Автор
показывает, что и успех, и неудачи разных стран во многом определяются ценностями,
верованиями и установками, обусловленными особенностями культуры
страны и религии, исторически определившей фундамент этой культуры.
На основе проведенного анализа автор формулирует ряд предложений, адресованных
правительствам развитых и развивающихся стран, международным
организациям, неправительственным организациям, общественным и религиозным
объединениям, средствам массовой информации и бизнесу. Реализация этих
предложений позволила бы начать в развивающихся странах процесс культурной
трансформации, конечным итогом которого стало бы более быстрое движение
этих стран к экономическому процветанию, демократии и социальному равенству.
БУДК 008+316.7БК 71.0+66.523
Электронное издание на основе печатного издания: Евреи, конфуцианцы и протестанты.
Культурный капитал и конец мультикультурализма / Л. Харрисон ; пер. с англ.
Ю. Кузнецова. — Москва : Мысль, 2014. — 286 с. — ISBN 978-5-244-01173-9. — Текст : непосредственный.
First
published in the United States by Rowman & Littlefield Publishers, Inc., Lanham, Maryland
U.S.A. Translated and published with permission. All rights reserved.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать
от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-91603-600-8
© Мысль, 2014
© 2013 by Lawrence E. Harrison
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Конец мультикультурализма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Религиозный релятивизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
«Релятивизм» экономистов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Следствия для внешней политики . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Мультикультурализм и помощь развитию . . . . . . . . . 19
Мультикультурализм, раса и иммиграция . . . . . . . . . . 20
Структура книги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО КАПИТАЛА . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Пьер Бурдье и культурный капитал . . . . . . . . . . . . . . . 28
Дезагрегирование «культуры» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Суть типологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
Универсальная культура прогресса
и социальный капитал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
ГЛАВА 2. ПОЧЕМУ ИМЕННО ЕВРЕИ,
КОНФУЦИАНЦЫ И ПРОТЕСТАНТЫ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Культура и поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Религии и прогресс. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Почему евреи? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
ГЛАВА 3. ЕВРЕИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Достижения евреев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Евреи и «Пособие для идеального
латиноамериканского идиота» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Иудейская этика и дух капитализма . . . . . . . . . . . . . . . 78
Скупые евреи? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Евреи в Латинской Америке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Коста-Рика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Монтеррей, Мексика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Медельин, Колумбия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Стр.6
6
Л. ХАРРИСОН. ЕВРЕИ, КОНФУЦИАНЦЫ И ПРОТЕСТАНТЫ
Успехи евреев в исторической перспективе . . . . . . . 85
Испания: от гонений к покровительству
и к новым гонениям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Европейские евреи: финансы
и обращение в христианство . . . . . . . . . . . . . . . 87
Опыт евреев в Америке:
личные размышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Еврейский «зал позора» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Замыкая круг ностальгии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Объяснение еврейского
феномена: гены? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Выводы Пола Джонсона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
Группа с высоким уровнем
культурного капитала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Наблюдения Стивена Силбигера
и Джорджа Сороса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Взгляды Джима Ледермана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
ГЛАВА 4. КОНФУЦИАНЦЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Конфуцианская система ценностей . . . . . . . . . . . . . . . 108
Конфуцианство, плюрализм
и социальная справедливость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
Макс Вебер о китайской культуре . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Встречные течения в конфуцианстве . . . . . . . . . . . . . 118
Контрасты: Восточная Азия
и Латинская Америка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Конфуцианство и демократия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Гении и аутсайдеры Малколма Гладуэлла
и успехи Восточной Азии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
ГЛАВА 5. ПРОТЕСТАНТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
Сравнение Шотландии и Ирландии . . . . . . . . . . . . . . 130
«Ирландское чудо» в последние полстолетия . . . . . . 134
PIIGS угрожают евро . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
Швеция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ
7
Англо-протестантская культура
в Соединенных Штатах Америки . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
«Миссионерские корни
либеральной демократии» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
ГЛАВА 6. ДРУГИЕ УСПЕШНЫЕ КУЛЬТУРЫ I . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Баски и сикхи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Баски . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Баски в Чили . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Баски и католическая церковь . . . . . . . . . . . . . . . . 149
Выдающиеся баски . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
Еще раз об издержках успеха:
Уиннемакка, штат Невада . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
Сикхи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Священные книги и ценности сикхов . . . . . . . . . 153
Учение сикхов
и предложенная нами типология . . . . . . . . . . . 154
Выдающиеся сикхи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
Кики Капани, Майкл Шварц и Kikim Media . . . . 157
ГЛАВА 7. ДРУГИЕ УСПЕШНЫЕ КУЛЬТУРЫ II . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
Мормоны и исмаилиты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
Мормоны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
Комментарии Джереми Брюера . . . . . . . . . . . . . . . 161
Эпилог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Исмаилиты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
Исмаилиты в Канаде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Требуется исламская Реформация . . . . . . . . . . . . . 172
«Арабская весна» в свете
латиноамериканского опыта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Случай Доминиканской Республики . . . . . . . . . . . 174
Сандинистское Никарагуа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Гаити при Жане-Бертране Аристиде . . . . . . . . . . 177
Стр.8
8
Л. ХАРРИСОН. ЕВРЕИ, КОНФУЦИАНЦЫ И ПРОТЕСТАНТЫ
Актуальность Алексиса де Токвиля . . . . . . . . . . . . 178
Выводы для арабских стран . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
ГЛАВА 8. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Природные ресурсы? Климат? Зависимость? . . . . . . 185
Токвиль о Культуре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
Католицизм и типология Грондоны . . . . . . . . . . . . . . 191
Вызов евангелического
и пятидесятнического протестантизма . . . . . . 192
Нужна вторая Реформация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Экономическое развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Подходящий случай из жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
Нужно срочно отменить целибат . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Монахини: жертвы и агрессоры . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
ГЛАВА 9. ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ИММИГРАЦИЯ В США . . . . . . . . . . . 203
Латиноамериканские иммигранты: данные
Международной программы ОЭСР по оценке
образовательных достижений учащихся . . . . . . . . . . . 205
Традиционные предметы озабоченности
Демократической партии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
Быстрорастущее латиноамериканское
население — и его система ценностей . . . . . . . 207
Низкий приоритет образования
у латиноамериканских иммигрантов . . . . . . . . . . . . . . 212
Двуязычные Соединенные Штаты Америки . . . 216
Язык и культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
Миссия Хайме «Джима» Рувалькабы . . . . . . . . . . . . . . 220
Что нужно делать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223
ГЛАВА 10. АФРОАМЕРИКАНЦЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
«Скип» Гейтс: жертва виктимологии . . . . . . . . . . . . . . 226
Другая точка зрения: Кит Ричбург . . . . . . . . . . . . . . . . 228
Другой сценарий ситуации в Кембридже . . . . . . . . . . 229
Томас Сауэлл: не сваливать
всех черных в одну кучу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
Стр.9
ВВЕДЕНИЕ
9
Подход Орландо Паттерсона
к анализу культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
Модель Паттерсона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
ГЛАВА 11. ЧТО ДЕЛАТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
Заключение: рекомендации
по прогрессивным
изменениям культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
I. Воспитание детей и образование . . . . . . . . . . . . . . . 241
II. Религиозная реформа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
III. Государство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
IV. Институты содействия развитию . . . . . . . . . . . . . . 255
V. Университеты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
VI. Средства массовой информации . . . . . . . . . . . . . . 258
VII. Частный сектор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
Срочно требуется «лаборатория»
для практического подтверждения . . . . . . . . . . . . . . . 262
Калифорнийская ассоциация учителей . . . . . . . . 263
Гаити . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
Восточный Тимор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
Пермь, Россия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
Тринидад и Тобаго . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266
БЛАГОДАРНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268
ОБ АВТОРЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
УКАЗАТЕЛЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270
Стр.10