КУРОЧКИН, Николай Степанович [2(14).VI.1830, Петербург -- 2(14).XII.1884, там же] -- поэт,
критик, журналист, переводчик. Брат В. С. Курочкина. В 1848 г., после окончания петербургской
гимназии, поступил в Медико-хирургическую академию и окончил ее в 1854 г. Несколько месяцев был
окружным врачом пяти уездов Петербургской губ., врачом Ораниенбаумского госпиталя. Во время
военных событий в Крыму был врачом в действующей армии. После окончания войны занимался
частной практикой в Петербурге. Материальные обстоятельства заставили его поступить врачом в
Русское общество пароходства и торговли (1858--1859), по служебным делам был в странах Западной
Европы, Сирии, Египте.
Еще в юности связал свою жизнь с литературой и революционным движением. В 1847 г.
напечатал в журнале "Репертуар и пантеон" перевод романа Гуссе "Три сестры" (No 9--10), в
студенческие годы в журнале "Сын отечества" помещал оригинальные и переводные стихи, фельетоны,
повесть "Недоразумение" (1850.-- No 12). В 1849 г. познакомился с С. Ф. Дуровым и посещал его вечера,
в связи с чем привлекался к допросу в следственной комиссии по делу петрашевцев.
В нач. 1860 г. К., побуждаемый братом, ставшим редактором журнала "Искра", навсегда
оставляет медицину и становится профессиональным литератором. Его политические и эстетические
взгляды формируются под непосредственным влиянием Н. Г. Чернышевского. Дружеские отношения
складываются у К. с Т. Г. Шевченко, П. Л. Лавровым, Н. А. Добролюбовым, Н. А. Некрасовым. К.
принимает деятельное участие в общественной и литературной жизни столицы. Участвует в похоронах
Шевченко и произносит прощальное "слово, дышавшее сердечной простотой и искренностью" (Лесков
Н. С. Собр. соч.-- М., 1958.-- Т. 10.-- С. 11). В сентябре 1861 г. подписывает протест писателей против
ареста М. Л. Михайлова. 20 ноября 1861 г. принимает участие в похоронах Добролюбова. Осенью того
же года вступает в тайное общество "Земля и воля", а год спустя избирается кандидатом в члены его
Центрального комитета.
С 1860 г. К. становится активным сотрудником "Искры", привлекаемым к редакционной работе.
Вместе с тем с лета 1861 г.<он редактирует журнал "Иллюстрация", стремясь превратить его в
демократический орган, привлекает к участию в нем Д. Д. Минаева, Г. Н. Жулева, П. И. Якушкина, П. Л.
Лаврова, Г. 3. Елисеева, И. Ф. Горбунова, выступает сам как поэт и публицист. Однако разногласия с
издателем заставляют его в феврале 1862 г. отказаться от обязанностей редактора; вслед за К. из журнала
уходят все приглашенные им авторы.
В 1862--1863 гг. К. находится за границей (Англия, Франция, Италия), где сближается с А. И.
Герценом, М. А. Бакуниным, Н. Д. Нажи-ным, Д. Мадзини. С 1862 г. тайная полиция устанавливает за
ним секретное наблюдение за связи с "лондонскими пропагандистами". По возвращении из-за границы
К. поддерживает тесную связь с революционными организациями. После покушения на Александра II в
1866 г. его арестовывают, четыре месяца он находится в Петропавловской крепости.
В 1867 г. под редакцией К. выходит альманах "Невский сборник", объединивший произведения
писателей, сотрудничавших в закрытых правительством журналах "Современнике" и "Русском слове", Г.
И. Успенского, Ф. М. Решетникова, Лаврова, Елисеева, Н. К. Михайловского, В. В. Берви, А. М.
Скабичевского. В 1865--1867 гг. К. является фактическим редактором журнала "Книжный вестник",
который становится боевым демократическим изданием. С января 1868 г. Некрасов приглашает К.
возглавить библиографический отдел журнала "Отечественных записки". Он полностью доверяет К.,
поручает ему редактировать журнал в его отсутствие, прислушивается к его мнению.
Последние годы жизни К. тяжело болел, однако не оставлял литературную деятельность.
В памяти современников (Н. К. Михайловского, А. М. Скабичевского, Я. П. Полонского. Н. А.
Лейкина и др.) К. остался доброжелательным и отзывчивым человеком. Многие писатели вошли в
литературу благодаря ему. Михайловский называл К. своим "литературным крестным отцом": К. ввел
его в "Отечественные записки" (Михайловский Н. К., Литературные воспоминания и современная
смута.-- Спб., 1905.-- Т. 1.-- С. 17, 49). Лейкин благодаря К. "приохотился к серьезному чтению и
расширил свой кругозор" (Н. А. Лейкин в его переписке и воспоминаниях.-- Спб., 1907.-- С. 169), К. был
убежденным противником "искусства для искусства". Он перевел трактат П.Ж. Прудона "Искусство, его
основания и общественное значение" (1865), снабдив перевод предисловием, где подчеркивалась
верность критики Прудона. Сравнивая в статье "Библиографическая параллель" (1868) сборники стихов
А. К. Толстого и Д. Д. Минаева, отдавал предпочтение последнему, несмотря на "великолепную форму"
стихов Толстого. Иронизировал над абстрактностью образов, уходом от реальности К. К. Случевского
(фельетон "Хромо-объективный поэт", 1860).
"Дело писателя -- дело суровое / И не под силу иным!" (стихотворение "Я не хочу, чтобы сын мой
дорогою трудной писателя шел..." 1880) -- это убеждение К. лежало в основе его преклонения перед
немногими, кому оно было "под силу". Он написал некролог Писарева (Отечественные записки.-- 1868.-No
8). Памяти Некрасова посвятил стихотворения "Над могилой Некрасова" и "Некрасов" (оба -- 1878),
Стр.1