МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖДЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
В.А. Багина
ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
( учебно-методическое пособие для бакалавров)
Великие Луки
2019
Стр.1
УДК 796:93
ББК 75.Зя73
Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВО
«Великолукская государственная академия физической культуры и спорта».
Утверждено на заседании Ученого совета ФГБОУ ВО « ВЛГАФК»,
Протокол № года.
Рецензенты:
С.В. Ефимова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории
и методики физической культуры и педагогики ФГБОУ ВО «Великолукская
государственная академия физической культуры и спорта»
Е.С. Снегова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры
социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин ФГБОУ ВО
«Великолукская государственная сельскохозяйственная академия»
Учебно - методическое пособие предназначено для обучающихся по
направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» профилю –
спортивная тренировка в избранном виде спорта: легкая атлетика, спортивные
игры, лыжный спорт, единоборства, гимнастика, спортивное ориентирование.
Учебно - методическое пособие по истории физической культуры
представляет собой сборник заданий разного типа и уровня сложности:
презентации, доклады, рефераты, тесты и творческие задания; вопросы по
каждой теме занятия; материал для самостоятельной работы; тестовые задания
для самоконтроля знаний и призвано обеспечить формирование
профессионально-педагогического мышления; развитие устойчивого интереса
к избранной специальности; стимулирование научно-методического творчества
и развитие исследовательских способностей у будущих специалистов по
физической культуре и спорту.
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...................................................... Ошибка! Закладка не определена.
РАЗДЕЛ 1. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
....................................................................................................................................... 6
Тема 1.1. Введение в предмет истории физической культуры.
Физическая культура и спорт в первобытно - общинном обществе ...................... 6
Тема 1.2. Физическая культура в Древнем мире ........................................... 7
Тема 1.3. Физическая культура в Средние века ............................................ 8
Тема 1.4. Физическая культура и спорт в период Нового Времени (XVII -
до второй половины XX вв.) ................................................................................... 10
РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РОССИИ ..... 14
Тема 2.1. Физическая культура и спорт в России с древнейших времен до
начала XVIII века ..................................................................................................... 14
Тема 2.2. Физическая культура и спорт в Российской империи с XVIII
в. века до второй половины XIX века .................................................................... 15
Тема 2.3. Становление и развитие физической культуры в советской
стране в первой половине XX века .......................................................................... 17
Тема 2.4. Физическая культура и спорт в Российской Федерации после
распада СССР ............................................................................................................. 18
РАЗДЕЛ 3. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СПОРТИВНОГО И
ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ........................................................................... 21
Тема 3.1. Возникновение и развитие международного спортивного и
олимпийского движения ........................................................................................... 21
Тема 3.2. Современное Олимпийское движение ......................................... 22
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ................................................. 24
Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы
..................................................................................................................................... 25
Перечень заданий для самостоятельной работы .......................................... 26
Темы рефератов ............................................................................................... 27
ПЕРЕЧЕНЬ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ . 29
Перечень вопросов к экзамену ..................................................................... 29
Перечень практических навыков, необходимых для демонстрации на
экзамене ...................................................................................................................... 31
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .................. 32
Рекомендуемая литература (основная) ......................................................... 32
Рекомендуемая литература (дополнительная) ............................................. 32
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ
СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» ................................................................................................. 32
ПРИЛОЖЕНИЯ ......................................................................................................... 34
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Инновационные образовательные стандарты, в соответствии с которыми
реализуются современные программы подготовки бакалавров по направлению
49.03.01 «Физическая культура» в системе высшего физкультурно-спортивного
образования, определяют очевидную необходимость создания и внедрения
усовершенствованных методологических подходов к преподаванию дисциплин
с учетом компетентностного подхода.
Использование новых методологических подходов к изучению
дисциплины «История физической культуры» обусловлено рядом актуальных
факторов:
- наличием объективной необходимости формирования комплекса
государственным стандартом и рабочей
компетенций, предусмотренных
программы дисциплины;
- сокращением аудиторных часов в пользу самостоятельной работы
студентов с целью активизации их самостоятельности и творчества;
- необходимостью применения широкого спектра информационных
источников для обеспечения мобильности при осуществлении студентом
самостоятельной работы;
- решением ряда первостепенных образовательных и воспитательных
задач, таких как, стремление к самообразованию, любознательность, умение
сформировать свою точку зрения, основанную на объективных знаниях и
опыте.
История физической культуры относится к базовой части
образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 49.03.01.
«Физическая культура» профилю – спортивная тренировка в избранном виде
спорта: легкая атлетика, спортивные игры, лыжный спорт, единоборства,
гимнастика, спортивное ориентирование.
Целью освоения дисциплины «История физической культуры» является
передача всесторонних исторических знаний посредством изучения объемного
эмпирического материала, включающего вопросы в области истории
физической культуры и спорта с древнейших времен до настоящего времени, в
том числе изучение многообразия форм, средств и методов, идей и теорий в
данной отрасли.
Задачи дисциплины:
1. Раскрыть сущность исторических явлений и процессов и освоить
соответствующий понятийный аппарат изучаемой дисциплины.
2. Сформировать умение выносить аргументированные суждения по вопросам
анализа исторических фактов.
4
Стр.4
3. Содействовать самостоятельной деятельности по освоению содержания
дисциплины и формированию необходимых общепрофессиональных
компетенций и умения использовать на практике базовые знания и методы
анализа.
4. Содействовать формированию общепрофессиональных компетенций,
связанных со способностью научного анализа исторических процессов и
явлений.
Основные задачи, решаемые учебно-методическим пособием:
1. Закрепление и углубление знаний студентов по истории физической
культуры.
2. Развитие у студентов общеучебных умений: анализировать,
синтезировать, сравнивать, обобщать полученную информацию.
3. Выработка умений применять знания в ситуациях, моделирующих
профессионально-педагогическую деятельность;
4. Формирование навыков самостоятельной работы с учебной и
методической литературой.
В учебно-методическом пособии представлено содержание аудиторных
занятий по курсу «История физической культуры» с указанием цели и задачи
каждого занятия; раскрываются основные понятия и положения семинарских и
практических занятий; предлагаются вопросы и задания для самостоятельной
подготовки студентов к занятиям, а также практические задания, которые
студенты выполняют на занятиях под руководством преподавателя и
внеаудиторное время. Выполнение практических заданий поможет студентам
осмыслить как связи между педагогической теорией и практикой, так и
специфику деятельности педагога по физической культуре и спорту в области
истории физической культуры.
Учебно-методическое пособие
предполагает участие студентов в
следующих видах деятельности: индивидуальной самостоятельной работе
дома, в библиотеке; в аудитории с информационным материалом; групповой
работе на практических занятиях; коллективных формах обсуждения,
тестировании.
На изучение выделено 108 часов, из них аудиторных – 54, самостоятельных
– 54. Итоговый контроль освоения дисциплины проводится в форме экзамена
во втором семестре. Допуском к экзамену служат выполненные задания,
предусмотренные программой обучения, и установленный вузом процент
обязательного посещения занятий от общего объема аудиторной работы.
Оценка по предмету устанавливается в зависимости от уровня освоения
дисциплины: пороговый уровень – «удовлетворительно»; продвинутый уровень
– «хорошо»; высокий уровень – «отлично».
5
Стр.5