УДК 159.922.1(075.8)
ББК 88.37я73
М23
Мандель Б.Р.
М23
Специальная (коррекционная) психология [Электронный ресурс] :
учеб. пособие / Б.Р. Мандель. – 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2020.
– 342, с.
ISBN 978-5-9765-2315-9
Учебное пособие создано для студентов и преподавателей высших учебных заведений,
готовящих социальных работников, психологов, педагогов и воспитателей, медицинских
работников, юристов, а также для слушателей магистратуры. Пособие представляет собой
курс с инновационным расположением учебного материала в соответствии с модульным
распределением тематики и включает в себя методические рекомендации по изучению данной
научной дисциплины на основе компетентностного подхода. Учебное пособие создано на
основе разработанных и апробированных программ в соответствии с Федеральным
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по
специальностям «Психология», «Социальная работа», «Социальная педагогика». Материалы
пособия собраны на основе исторических и современных сведений по специальной
(коррекционной) с обращением к целому ряду смежных дисциплин: общей психологии,
возрастной психологии, общей психокоррекции, социальной психологии, клинической
психологии, аддиктологии, дефектологии и т.д. Каждая тема завершается вопросами и
заданиями по изученному материалу, а после модулей идут списки тематики семинаров,
литературы к ним.
Книга будет полезна и интересна не только студентам, магистрантам, социальным
педагогам, медицинским работникам и юристам, психологам, но и всем, интересующимся
специальной (коррекционной) психологией как динамичной, активно и постоянно
развивающейся теоретической и практической сферой науки не только в нашей стране, но
и за рубежом.
УДК 159.922.1(075.8)
ББК 88.37я73
ISBN 978-5-9765-2315-9
© Мандель Б.Р., 2015
© Издательство «ФЛИНТА», 2015
Стр.2
Содержание
Введение
Модуль I.
Тема 1.
Специальная психология как наука
Теоретические и методологические основы
специальной (коррекционной психологии)
Вопросы и задания по материалам Темы 1
Тема 2.
Вопросы и задания по материалам Темы 2
Тема 3.
Вопросы и задания по материалам Темы 3
Тема 4.
Вопросы и задания по материалам Темы 4
Примерная тематика семинарских занятий по Модулю I
Модуль II.
Тема 5.
Вопросы и задания по материалам Темы 5
Тема 6.
Недостаточное
Вопросы и задания по материалам Темы 6
Тема 7.
Вопросы и задания по материалам Темы 7
Тема 8.
Парциальная
Вопросы и задания по материалам Темы 8
Тема 9.
Вопросы и задания по материалам Темы 9
Тема 10.
развитие:
причины, критерии и диагностика
99
Задержки психического развития (ЗПР) 100
117
118
несформированность
компонентов психической деятельности
Асинхронное развитие ребенка
Вопросы и задания по материалам Темы 10
Тема 11.
Вопросы и задания по материалам Темы 11
Методы
Тема 12.
Дефицитарное и поврежденное развитие
Дисгармоничное развитие личности
Примерная тематика семинарских занятий по Модулю II
Модуль III.
исследования
и
коррекции
нарушений психического и личностного
развития детей
Организация комплексной дифференциальной
диагностики в специальной психологии
Вопросы и задания по материалам Темы 12
213
227
340
135
136
154
155
181
182
207
207
213
Отклонения, нарушения и аномалии развития
Нарушения развития и установление их
причин
систематика,
Истоки, становление и развитие специальной
психологии
Общие и специфические закономерности
развития детей с нарушений развития
Общие и специфические закономерности
развития детей с нарушениями психического
развития
3
9
9
20
21
43
44
52
53
65
65
67
67
84
85
Стр.340
Тема 13.
Психологическая коррекция и сопровождение
детей с отклоняющимся развитием
Вопросы и задания по материалам Темы 13
Тема 14.
Вопросы и задания по материалам Темы 14
Тема 15.
Нормативные
акты
документация психолога
Вопросы и задания по материалам Темы 15
Примерная тематика семинарских занятий по Модулю III
Примерная тематика рефератов и курсовых работ
Примерный перечень вопросов для оценки качества освоения
дисциплины (зачет/экзамен)
Общий список литературы для написания рефератов,
подготовки к семинарам, зачету, экзамену
Базы данных и Интернет-ресурсы
Примерные/демонстрационные варианты тестов
Примерный вариант контрольных заданий/контрольной
работы
Примерные варианты методик проведения занятий с детьми
306
307
309
312
314
317
318
325
328
и
специальная
229
252
253
269
271
Стр.341