ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКУРГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКУРГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования
Абашина Валентина Васильевна
Якоб Светлана Александровна
МЕТОДИЧЕКАЯ РАБОТА
В ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Методическое пособие
Сургут, 2019
– 1 –
Стр.1
УДК 373.2(075.8)
ББК 74.104я81
А 13
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета СурГПУ
Рецензенты:
Абрамовских Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор
Османкина Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук
А 13 Методическая работа в дошкольной образовательной организации :
метод. пособие / В. В. Абашина, С. А. Якоб ; Департамент образования
и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа – Югры, Бюджет. учреждение
высш. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут :
РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2019. –
103, [1] с.
Абашина, В. В.
В методическом пособии раскрываются особенности организации методической
работы в современной дошкольной образовательной организации.
Рассматриваются вопросы организации самообразования педагогов,
даются рекомендации по изучению и обобщению передового педагогического
опыта, организации опытно-экспериментальной работы в дошкольной
образовательной организации и др. Представлены педагогические технологии,
используемые в системе методической работы дошкольной образовательной
организации.
Пособие предназначено для заместителей заведующих по учебновоспитательной
работе, старших воспитателей, методистов дошкольного
образования, воспитателей, занимающихся опытно-экспериментальной деятельностью.
Пособие также рекомендуется для использования студентами
педагогических вузов, обучающихся по направлению 44.03.01 Педагогическое
образование направленность Дошкольное образование (уровень бакалавриата)
и направлению 44.04.01 Педагогическое образование направленность
Методическое сопровождение в дошкольном образовании (уровень
магистратуры).
УДК 373.2(075.8)
ББК 74.104я81
© Абашина В.В., Якоб С.А., 2019
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2019
– 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ........................................................................................................ 4
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО ........................ 6
1.1. Методическая работа в ДОО: современные подходы ................................... 6
1.2. Сопровождение самообразования педагогов
в рамках методической темы ................................................................................ 12
1.3. Рекомендации по изучению и обобщению передового
педагогического опыта ......................................................................................... 15
1.4. Подготовка к публикации статьи по материалам опыта ............................... 18
1.5. Организация опытно-экспериментальной работы
в дошкольной образовательной организации ....................................................... 21
РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО ............................................................................ 26
2.1. Организация обучения педагогов в системе методической работы .............. 26
2.2. Рекомендации к планированию и организации современных технологий
работы с педагогическим коллективом ................................................................ 30
Анализ конкретных ситуаций ......................................................................... 30
Деловая игра .................................................................................................... 30
Мозговой штурм (мозговая атака) .................................................................. 32
Педагогические дебаты ................................................................................... 33
Круглый стол ................................................................................................... 38
Диалоговые технологии взаимодействия педагогов ....................................... 39
Проведение открытых мероприятий ............................................................... 43
Проектирование ............................................................................................... 43
Тезаурус ........................................................................................................... 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .................................................. 51
ПРИЛОЖЕНИЕ ..................................................................................................... 53
Приложение 1. Нормативное обеспечение условий осуществления
инновационной и экспериментальной деятельности ........................................... 53
Приложение 2. Положение о научно-методическом совете ДОО .................. 58
Приложение 3. План научно-методической работы
на 20...–20... учебный год ...................................................................................... 60
Приложение 4. Программа констатирующего этапа эксперимента по теме:
«Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста
в элементарном бытовом труде» .......................................................................... 66
Приложение 5. Методическая разработка дебатов на тему
«Интегрированные занятия – дань моде или необходимость?» ........................... 79
Приложение 6. Методическая разработка дебатов
с элементами дискуссии на тему «Детство без жестокости и насилия»
(с участием педагогов и родителей) ..................................................................... 86
Приложение 7. Методическая разработка семинара-практикума
с элементами деловой игры «Экологическое воспитание –
экологическая тропинка в детском саду» ............................................................. 99
Приложение 8. Анкета для воспитателей ДОО «Работа педагога
по самообразованию» ........................................................................................... 103
– 3 –
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Изменения в содержании и организации дошкольного образования,
которые определены современными нормативно-правовыми документами,
требуют обеспечения реализации новых приоритетов государственной образовательной
политики в сфере дошкольного детства.
Важнейшая роль в решении этих задач принадлежит педагогу, который
должен обладать высоким уровнем профессиональной компетенции. Профессиональный
стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования)»
предъявляет высокий уровень требований к педагогическим работникам дошкольных
образовательных организаций.
По мере появления новых профессиональных задач, связанных с обновлением
содержания образования, принципов построения образовательного
процесса с детьми дошкольного возраста, внедрения различных моделей
организации дошкольного образования, углубляется противоречие между
требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности педагогов.
В связи с этим важной задачей методической службы дошкольной
образовательной организации становится помощь педагогам в достижении
высокого уровня профессиональной деятельности, создание необходимых
условий для непрерывного профессионального развития педагогов.
В каждой дошкольной образовательной организации ведётся работа
по повышению квалификации педагога, в той или иной мере отвечающая современным
требованиям. По сути, методическая служба учреждения – это связующее
звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольной
образовательной организации, государственной системой образования,
психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Совершенствование
же самой методической работы невозможно без правильного
понимания её сущности и содержания, требований к организации в условиях
модернизации дошкольного образования.
Предлагаемое пособие содержит два раздела, раскрывающих содержание
методической работы в современной дошкольной образовательной организации.
В разделе «Организация методической работы в ДОО» определяется
сущность понятия «методическая работа», определяются её цели, принципы
и содержание, рассматриваются вопросы организации самообразования педагогов,
изучения и обобщения передового педагогического опыта, организации
опытно-экспериментальной работы в дошкольной образовательной
организации и др.
В разделе «Современные технологии методической работы в ДОО»
рассматриваются технологии организации методической работы в дошкольной
образовательной организации, их сущность, методический потенциал,
приводятся рекомендации по планированию и организации современных педагогических
технологий в системе методической работы с педагогическим
коллективом дошкольной организации.
– 4 –
Стр.4
Пособие содержит контрольные вопросы и задания, которые могут
быть использованы педагогами для самоконтроля, а также в системе методической
работы с педагогическими кадрами.
Предлагаемое пособие предназначено для заместителей заведующих
по учебно-воспитательной работе, старших воспитателей, методистов дошкольного
образования, воспитателей, занимающихся опытно-экспериментальной
деятельностью. Пособие также рекомендуется для использования студентами
педагогических вузов, обучающихся по направлению 44.03.01 Педагогическое
образование направленность Дошкольное образование (уровень
бакалавриата) и направлению 44.04.01 Педагогическое образование направленность
Методическое сопровождение в дошкольном образовании (уровень
магистратуры).
– 5 –
Стр.5