Серия: Историческое образование
РОССИЯ НА ПЕРЕЛОМЕ ЭПОХ
(СЕРЕДИНА XIX — НАЧАЛО XX В.)
Практикум
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА
Серия: Историческое образование
РОССИЯ НА ПЕРЕЛОМЕ ЭПОХ
(СЕРЕДИНА XIX — НАЧАЛО XX В.)
Рекомендовано УМС БГУ в качестве практикума
для обучающихся по направлению подготовки
46.03.01 История
Издательство Бурятского госуниверситета
2019
Улан-Удэ
Стр.2
УДК 94(470)(075.8)
ББК 63.3(2)521я73
Р 76
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
К. Б.-М. Митупов д-р ист. наук, профессор
директор Института Внутренней Азии,
Редакционная коллегия серии
Научный редактор
Бурятский государственный университет
Рецензенты
Центр воспитания и дополнительного образования БРИОП
Т. Е. Санжиева, д-р ист. наук, профессор,
кафедра истории Бурятии БГУ
кафедра социальных технологий ВСГУТУ
Г. С. Митыпова, д-р ист. наук, профессор,
В. А. Гельман, д-р ист. наук, профессор,
Текст в авторской редакции
Р 76 Россия на переломе эпох (середина XIX — начало XX в.) :
практикум / сост. Т. В. Паликова, Е. Н. Палхаева ; науч. ред.
К. Б. Митупов. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2019.
296 с.
[Серия: Историческое образование]
Бурятского государственного университета
ISBN 978-5-9793-1436-5
В учебном издании изложены следующие разделы: «Планы семинарских занятий
по истории России (середина XIX — начало XX в.)», «Исторические документы
по истории России (середина XIX — начало XX в.)», «Визуальные материалы
по истории России (середина XIX — начало XX. в.)», «Методические
материалы».
Пособие рекомендовано для обучающихся по направлению подготовки
46.03.01 «История», для студентов III курса исторического факультета.
УДК 94(470)(075.8)
ББК 63.3(2)521я73
ISBN 978-5-9793-1436-5
© Т. В. Паликова, Е. Н. Палхаева, сост., 2019
© Бурятский госуниверситет
им. Д. Банзарова, 2019
2
Стр.3
Составители выражают благодарность
заведующей сектором Научной библиотеки БГУ, канд. ист. наук
Н. Е. Жуковой за оказанную помощь при подготовке издания к печати
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее учебное издание представляет собой учебный практикум
для дисциплин «История России (до ХХ в.)» и «История России
(ХХ в.)» в рамках реализации образовательной программы
высшего образования по направлению подготовки «46.03.01 История»
очной формы обучения и подготовлено в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта
высшего образования. Дисциплина «История России» относится
к обязательным дисциплинам базовой части Блока 1 в структуре
ОП. Изучение дисциплины направлено на формирование профессиональных
компетенций:
ПК-1 — способность использовать в исторических исследованиях
базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-6 — способность понимать, критически анализировать и исратов
и библиографии по тематике проводимых исследований.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
пользовать базовую историческую информацию
ПК-10 — способность к составлению обзоров, аннотаций, рефеЗнать:
-
теоретические основы развития России в контексте общеевропейских
исторических событий; ключевые исторические факты и
события развития России, реформы и преобразования в России, основные
направления внешней политики, роль видных государственных
деятелей, историографию истории России во второй половине
XIX — начале ХХ в.
Уметь:
- пользоваться основными понятиями курса, понимать и интерпретировать
исторические процессы, проходившие в России в веках
в контексте процессов всемирной истории, сопоставлять анализировать
историческую информацию, отражать и раскрывать ее в рамках
собственных исторически исследованиях систематизировать,
анализировать, критически осмыслять исторические факты события,
3
Стр.4
использовать информацию при подготовке самостоятельных исследований.
Владеть:
-
способами и методами исторического, критического анализа,
работы с источниками, литературой, картографическим материалом
по проблеме.
Основной задачей настоящего практикума является изучение,
усвоение закономерностей и особенностей развития российской
истории в период 1855‒1917 гг. в их неразрывной связи с закономерностями
мирового исторического процесса, в формировании
историографического представления об этом периоде, в дальнейшем
развитии у студентов-историков исторического сознания, аналитических
навыков и способности к теоретическому осмыслению
происходивших в стране процессов. Изучение дисциплины также
призвано способствовать формированию гражданской позиции студенчества.
Изучение
истории России периода капитализма опирается на
широкий ряд необходимых дисциплин, таких как: философия, источниковедение,
историография, военная история, историческая
демография, историческая география, право, статистика, экономика,
политология, социология, политическая психология, культурология,
литература.
Курс отечественной истории середины XIX — начала XX вв.
представляется одним из ключевых, поскольку именно в этот период
изменяется социально-экономический облик страны, общественное
движение приобретает законченный вид, российская культура
становится неотъемлемой частью мировой. Проводимая модернизация
экономики, политических отношений остается незавершенной,
а потребность в ее продолжении формирует «повестку дня» в первые
десятилетия советской власти.
Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что
позволяет продемонстрировать закономерности исторического развития
России означенного периода. Российская история изучается
на фоне событий и явлений, происходящих в Европе, что позволяет
выявить специфику исторического тренда России. В ходе изучения
курса привлекаются формационный и цивилизационный методы
познания, используются межформационные, сквозные линии рус4
Стр.5
ской истории, визуализация и персонификация исторического процесса.
Структура
практикума включает в себя несколько разделов,
дополняющих друг друга: содержание практических занятий с вопросами
и заданиями, источниками и литературой по теме; тексты
основополагающих документов, обязательных для изучения; визуальные
материалы: исторические карты основных событий и фотографии
политических, общественных и культурных деятелей.
5
Стр.6