Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Страницы: богословие, культура, образование

Страницы: богословие, культура, образование №2 2012 (70,00 руб.)

0   0
Страниц162
ID293336
АннотацияАкадемический богословский журнал "Страницы: богословие, культура, образование" стремится преодолеть пропасть, лежащую между богословием и культурой, верой и образованием, церковью и обществом. В нем можно найти ответы на многие вопросы религиозно-философской жизни нашего времени. Издание рассчитано на образованного читателя и может служить прекрасным пособием для самообразования. В журнале представлены следующие рубрики: библеистика, богословие, философия, проблемы современной церкви, межконфессиональный и межрелигиозный диалог, история церкви, литургика, слово и образ, размышления, религия и наука, образование, мировые религии, переводы, новые религиозные движения, персоналии, встречи, богословские досуги.
Страницы: богословие, культура, образование .— Москва : Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 1996 .— 2012 .— №2 .— 162 с. — URL: https://rucont.ru/efd/293336 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ганс Урс фон Бальтазар ТОМ 16, ВЫПУСК 2 БИБЛЕИСТИКА 163 Андрей Заякин Ограда Торы: полемика о Законе в свете дискуссий об Ограде в поздней античности РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: А. Э. Бодров (гл. ред.), священник Михаил Евдокимов, архимандрит Августин (Никитин), И. К. Языкова (зам. гл. ред.) <...> ISSN 1562-1421 © Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2012 www.standrews.ru БОГОСЛОВИЕ 186 Ганс Урс фон Бальтазар Богословие и эстетика 196 Лайэм Уолш Богословие таинств: Герберт Маккейб о языке Бога ФИЛОСОФИЯ 213 Жан-Люк Марион Вера и разум ДИАЛОГ 227 Эдвард Кесслер Антисемитизм и Холокост СЛОВО И ОБРАЗ 243 Рене Жирар Сошествие в ад 254 Ирина Языкова Икона в пространстве постмодерна РАЗМЫШЛЕНИЯ 266 Антон Тихомиров Бог и человек ОБРАЗОВАНИЕ 283 Ольга Запрометова Возрождение иудаики в России ПЕРЕВОДЫ 290 Псалмы. <...> Andrew’s Biblical Theological Institute Jerusalem St, 3, Moscow, 109316 Russia Tel/Fax: +7 495 6702200, 6707644, Email: standrews@standrews.ru www.standrews.ru Andrey Zayakin Polemics about the Law in the Light of the Torah Fence Discussion in the Late Antiquity THEOLOGY CULTURE EDUCATION БИБЛЕИСТИКА СТРАНИЦЫ: БОГОСЛОВИЕ. <...> 163–185 Андрей Заякин Ограда Торы: полемика о Законе в свете дискуссий об Ограде в поздней античности ВВЕДЕНИЕ Важность понимания Нового Завета в современном его возникновению контексте была осознана уже давно1 , но остается не менее серьезной и по сей день. <...> Эта полемика, с другой стороны, впоследствии находила отражение и на страницах Иерусалимского и Вавилонского Талмудов. <...> АПОСТОЛА АНДРЕЯ, 2012 164 БИБЛЕИСТИКА СТРАНИЦЫ тех или иных обрядовых повелений и запретов, об аутентичности и обязательности внебиблейского предания для исполнения верующими; о том, как избежать искушения и остерегаться греха. <...> Для заповеди о назореях, запрещающей вкушать плоды винограда (Чис 6:4) ограда (ВТ Авода Зара 6а) представляет собой запрет подходить к винограднику. <...> Наиболее ранним (Мишна, III в.) примером употребления понятия ограды в раввинистической письменности является трактат Пиркей Авот <...>
Cтраницы_№2_2012.pdf
Стр.4
Стр.5
Cтраницы_№2_2012.pdf
БИБЛЕИСТИКА СТРАНИЦЫ: БОГОСЛОВИЕ. КУЛЬТУРА. ОБРАЗОВАНИЕ, 16:2 (2012) С. 163–185 Андрей Заякин Ограда Торы: полемика о Законе в свете дискуссий об Ограде в поздней античности ВВЕДЕНИЕ Важность понимания Нового Завета в современном его возникновению контексте была осознана уже давно1 , но остается не менее серьезной и по сей день. Чтение Нового Завета дает возможность убедиться, что Иисус Христос постоянно обращался не только к актуальной культурной, обрядовой и исторической жизни еврейского народа, но и не был чужд доктринальной полемики, в которой его оппонентами становились хорошо знакомые нам по Евангелию представители раввинистических школ – фарисеи и саддукеи. Эта полемика, с другой стороны, впоследствии находила отражение и на страницах Иерусалимского и Вавилонского Талмудов. Цель данной работы – не столько подобрать очередные талмудические параллели к Евангелию2 , сколько оценить место Иисуса и его учеников в современных им спорам: насколько они были вовлечены в обсуждение понятия «ограда Закона», какие решения поставленных проблем предлагали; в чем соглашались, а в чем не соглашались с решениями ведущих раввинистических школ. Этот вопрос изучался ранее в работах Бенно Пржбыльского, Джона Юэ-Хан Йиэ, Пола Калбертсона и Пола Хегера. В них было впервые указано на возможную соотнесенность новозаветных дискуссий на этические темы с концепцией ограды. Хотя дискуссия Иисуса с фарисеями и является частью прошлого, нельзя сказать, что поднимавшиеся ими богословские вопросы ушли в историю. Как среди разных различных христианских общин, так и в разных группах иудеев остаются актуальными вопросы о необходимости особо тщательного исполнения 1 Здесь и далее, упоминая в тексте трактаты Талмуда, мы имеем в виду ВТ, если не указано противоположное. 2 ВТ, Берахот 4б. © БИБЛЕЙСКОБОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ СВ. АПОСТОЛА АНДРЕЯ, 2012
Стр.4
164 БИБЛЕИСТИКА СТРАНИЦЫ тех или иных обрядовых повелений и запретов, об аутентичности и обязательности внебиблейского предания для исполнения верующими; о том, как избежать искушения и остерегаться греха. Поэтому данная работа хотя и построена как серия литературных экскурсов в позднеантичные тексты иудейской и христианской традиций, на деле касается вполне «живых» вопросов практического богословия и этических норм религиозной жизни. 1. ПОНЯТИЕ ОГРАДЫ В РАВВИНИСТИЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ Что такое ограда, можно пояснить на примере: для заповеди о пасхальной закваске – «ничего квасного не ешьте» (Исх 12:20), оградой будет заповедь «да не находится закваска у тебя» и «да не будет видно закваски в твоем доме» (Исх 13:7). Для заповеди о назореях, запрещающей вкушать плоды винограда (Чис 6:4) ограда (ВТ Авода Зара 6а) представляет собой запрет подходить к винограднику. Для заповеди о запрете супружеского общения в случае ритуальной нечистоты (Лев 15:24) оградой будет запрет мужу даже приближаться к жене (ВТ Нидда 3б). Ограда, таким образом, представляет собой правило безопасности – галахической или нравственной. Наиболее ранним (Мишна, III в.) примером употребления понятия ограды в раввинистической письменности является трактат Пиркей Авот, который призывает читателей: Будьте сдержанны в суде, поставляйте многих в ученики и делайте ограду Торе3 . Повеление «делайте ограду Торе» здесь ставится в числе трех важнейших видов деятельности раввинов. Очевидно, что фиксация подобной традиции могла случиться уже тогда, когда само понятие «построения ограды Торы» было тщательно продумано и отражало уже существовавшую теорию и практику «возведения ограды» – предание приписывает первые споры об ограде уже школам Шаммая и Гиллеля4 ) Выражение לתורה סייג לעשות («делать ограду Торе») стало впоследствии terminus technicus, что под ним подразумевается – видно, например, из следующих отрывков из ВТ: Песахим 2б, 11б, Санхедрин 46а, Йевамот 21а, Нидда 3б, 3 Забавно сравнить это с «зеркальной» оградой, введенной христианами относительно обращения к евреям за медицинской помощью, см. 11 правило Трулльского собора. 4 ВТ, Санхедрин 46а.
Стр.5