Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза (370,00 руб.)

0   0
Первый авторСеменович А. В.
ИздательствоМ.: Генезис
Страниц476
ID703535
АннотацияАвтор книги — известный нейропсихолог, профессор МГППУ. Издание посвящено изложению научно-прикладных основ нейропсихологической коррекции в детском возрасте. В нем рассмотрены фундаментальные нейропсихологические закономерности психолого-педагогического сопровождения процессов развития. Представлен метод замещающего онтогенеза как базовая технология коррекции, абилитации и профилактики; схема (алгоритм) и конкретные психотехники, составляющие основу нейропсихологического сопровождения детей. В заключительной части учебного пособия представлены дидактические материалы — поурочные психолого-педагогические программы, разработанные на основе нейропсихологического подхода к коррекции, абилитации и профилактике процессов развития.
Кому рекомендованоКнига адресована студентам психологических факультетов вузов и специалистам (педагогам, клиницистам, психологам и т.д.), ориентированным на эффективное решение проблем адекватного сопровождения процессов развития.
ISBN978-5-98563-502-7
УДК616.89+376.3
ББК56.14+88.4
Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза : учеб. пособие / А.В. Семенович .— 9-е изд. (эл.) .— Москва : Генезис, 2017 .— 476 с. : ил. — (Учебник XXI века) .— Деривативное эл. изд. на основе печ. изд. (М.: Генезис, 2015); Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 476 с.); Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10" .— ISBN 978-5-98563-502-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/703535 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Нейропсихологическая_коррекция_в_детском_возрасте._Метод_замещающего_онтогенеза__учебное_пособие.pdf
УДК616.89+376.3 ББК 56.14+88.4 С302 Семенович, А. В. С302 Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза [Электронный ресурс] : óчебное пособие / А. В. Семенович. — 9-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 476 с.). — М. : Генезис, 2017. — (Учебник XXI века). — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". ISBN 978-5-98563-502-7 Автор книги — известный нейропсихолог, профессор МГППУ. Издание посвящено изложению научно-прикладных основ нейропсихологической коррекции в детском возрасте. В нем рассмотрены фундаментальные нейропсихологические закономерности психолого-педагогического сопровождения процессов развития. Представлен метод замещающего онтогенеза как базовая технология коррекции, абилитации и профилактики; схема (алгоритм) и конкретные психотехники, составляющие основу нейропсихологического сопровождения детей. В заключительной части учебного пособия представлены дидактические материалы — поурочные психолого-педагогические программы, разработанные на основе нейропсихологического подхода к коррекции, абилитации и профилактике процессов развития. Книга адресована студентам психологических факультетов вузов и специалистам (педагогам, клиницистам, психологам и т.д.), ориентированным на эффективное решение проблем адекватного сопровождения процессов развития. УДК 616.89+376.3 ББК 56.14+88.4 Деривативное электронное издание на основе печатного издания: Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза : учебное пособие / А. В. Семенович. — 8-е изд. — М. : Генезис, 2015. — (Учебник XXI века). — 474 с. — ISBN 978-5-98563-335-1. В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации. ISBN 978-5-98563-502-7 © Семенович А. В., 2007 © Издательство «Генезис», 2007
Стр.3
Оглавление Введение .......................................................................................................................6 Часть I. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ............................... 11 Раздел 1. Научные основы нейропсихологического сопровождения процессов развития ......................................................... 21 Глава 1. Теоретические аспекты ............................................................................. 21 §1. Бàçîâûå закономерности нейропсихологии детского возраста ............ 21 §2. Тðè функциональных блока мозга (III ФБÌ) ....................................... 41 §3. Межполушарное взаимодействие в онтогенезе ......................................46 Глава 2. Нàó÷íî-ïðèêëàäíûå аспекты ...................................................................52 Раздел 2. Метод замещающего онтогенеза ..............................................................64 Глава 1. Схема внедрения метода замещающего онтогенеза в коррекционно-абилитационную практику .........................................70 §1. Коррекция и абилитация функционального статуса лобных отделов мозга (3-é ФБÌ) ............................................................76 §2. Коррекция и абилитация функционального статуса подкорковых отделов мозга, инициация подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий (1-é ФБÌ) .....................................86 §3. Коррекция и абилитация функциональной специализации задних отделов мозга и межполушарных взаимодействий (2-é ФБÌ) .....................................95 Часть II. КОМПЛЕКСНАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ ................................................. 109 Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов (1-й ФБМ) .................................. 110 Глава 1. Дыхательные упражнения ...................................................................... 110 Глава 2. Массаж и самомассаж ............................................................................. 114 Глава 3. Работа с мышечными дистониями, патологическими ригидными телесными установками и синкинезиями ....................... 119 §1. Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Рàñòÿæêè. Рåëàêñàöèÿ............................................................................. 119 §2. Работа с локальными мышечными зажимами и дистониями. Расширение сенсомоторного репертуара ................... 130 §3. Преодоление патологических ригидных телесных установок и синкинезий ........................................................ 139 Глава 4. Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий ............................. 142
Стр.4
4 Оглавление Раздел 2. Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (2-й ФБМ) ............................ 151 Глава 1. Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы ...... 151 Глава 2. Зрительный гнозис .................................................................................. 154 Глава 3. Пространственные и «квазипространственные» представления ....... 158 §1. Оñâîåíèå телесного пространства ......................................................... 158 §2. Оñâîåíèå внешнего пространства ......................................................... 160 §3. Пространственные схемы и диктанты .................................................. 166 §4. Конструирование и копирование .......................................................... 168 §5. «Квазипространственные» (ëîãèêî-ãðàììàòè÷åñêèå) речевые конструкции ................................. 171 Глава 4. Кинетические процессы ......................................................................... 176 §1. Динамическая организация двигательного àêòà. Лîâêîñòü ............... 176 §2. Графические способности ...................................................................... 179 §3. Последовательность, ðÿä. Âðåìÿ............................................................ 187 Глава 5. Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы .................. 192 §1. Нåðå÷åâûå звуки и бытовые øóìû. Чóâñòâî ритма ............................ 192 §2. Рå÷åâîå звукоразличение. Фонематический слух ................................ 195 Глава 6. Мнестические процессы .........................................................................200 §1. Тактильная и двигательная память ....................................................... 201 §2. Зрительная память ..................................................................................202 §3. Слухо-речевая память .............................................................................206 Глава 7. Номинативные процессы ........................................................................209 Раздел 3. Формирование смыслоообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции (3-й ФБМ) .......................... 213 Глава 1. Формирование навыков внимания и преодоления стереотипов .................................................................... 213 Глава 2. Программирование, целеполагание и самоконтроль. Рèòóàëû, правила игры и роли ................................ 215 Глава 3. Коммуникативные навыки ....................................................................220 Глава 4. Причинно-следственные отношения. Последовательность ...............223 Глава 5. Произвольное âíèìàíèå. Ñèíåñòåçèè...................................................225 Глава 6. Обобщающая функция слова. Многозначность и иерархия ïîíÿòèé. Интеллектуальные процессы ............................230 Глава 7. Рîëü инициации. Нàêàçàíèå и поощрение .......................................... 237
Стр.5
Оглавление 5 Часть III. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ................................................. 239 Программа 1. (Е.В. Пèâоâàроâà) Кóðñ индивидуальных занятий с детьми 5—6 ëåò................................................244 Кóðñ групповых занятий с детьми 5—6 лет ...........................................................290 Программа 2. (М.В. Еâлàмпèåâà, Т.Н. Лàíèíà, М.В. Чåрåíêоâ) Кóðñ занятий с детьми 5—10 лет ............................................................................. 319 1. Внимание .................................................................................................... 319 2. Дыхательные упражнения ........................................................................ 327 3. Оáùèé двигательный репертуар .............................................................. 332 4. Игры с мячом ............................................................................................. 341 5. Рàñòÿæêè ..................................................................................................... 353 6. Глазодвигательный репертуар ..................................................................360 7. Бàçîâûå сенсомоторные взаимодействия ................................................366 8. Базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую деятельность ................................................ 370 9. Мелкая моторика .......................................................................................384 10. Соматогнозис, тактильные и кинестетические процессы .................. 391 11. Зрительный гнозис ................................................................................. 398 12. Пространственные и «квазипространственные» представления .......404 13. Слуховой гнозис ....................................................................................... 416 14. Фонематический ñëóõ.............................................................................. 426 15. Память ....................................................................................................... 438 16. Номинативные процессы ........................................................................445 17. Интеллектуальные процессы, обобщающая и смыслообразующая функции речи .................................................... 451 Программа 3. (Т.Н. Лàíèíà) Кóðñ занятий с детьми 4—7 лет .............................................................................. 461 Бëîê I. Рàçìèíêà............................................................................................ 461 Бëîê II. Рàñòÿæêè рук ................................................................................... 462 Бëîê III. «Ìîðå».............................................................................................463 Бëîê IV. Пальчиковая гимнастика ..............................................................464 Бëîê V. «Глазодвигательный репертуар» .....................................................465 Блок VI. «Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия» ......................................................... 467 Бëîê VII. Механическая гимнастика для рук ............................................ 470 Литература ................................................................................................................. 474
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.